Налоговые льготы
Налоговые льготы — это установленные государством условия, при которых налогоплательщик вправе применять пониженную налоговую ставку, вычеты или вовсе освобождается от уплаты налога. По мере изменения политической и экономической ситуации в стране или отдельных регионах объемы и направления преференций по обязательным платежам в бюджет корректируются законодателем. Помимо федеральных преференций, организации и предприниматели вправе воспользоваться региональными мерами поддержки.
Не все предприниматели знают о поддерживаемых государством отраслях или областях деятельности, где действуют льготные налоговые режимы. Так, ряд налоговых преимуществ получают резиденты Арктической зоны, свободных экономических зон, промышленных парков, налогоплательщики, применяющие специальные режимы в субъектах РФ.
Основные направления услуги
Для чего нужны налоговые льготы? Казалось бы, с точки зрения государства невыгодно предоставлять налогоплательщикам какие-либо послабления. Это не совсем так. Налоговые льготы выполняют важные государственные задачи:
- мотивация бизнеса, рост экономического развития отдельных отраслей или видов деятельности по всей стране или в отдельных регионах;
- исключение двойного налогообложения;
- оптимизация налоговой нагрузки на налогоплательщиков;
- привлечение национальных и иностранных инвестиций в экономику;
- материальная компенсация и помощь отдельным категориям социально незащищенных граждан и лицам, пострадавшим от техногенных катастроф;
- реализация принципов налогового законодательства, установленных в статье 3 НК РФ.
ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
Государственные преференции по налогам предоставляются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, отдельно для каждого типа налога. Чтобы получить льготу, налогоплательщик при наличии оснований должен об этом заявить путем подачи в налоговую инспекцию заявления или декларации с указанием на применяемые в отчетном периоде преференции. Они должны быть обоснованы документально, в противном случае ИФНС доначислит сумму неуплаченного налога вместе с пенями за просрочку уплаты. Если будет доказано умышленное занижение налоговой базы, то в зависимости от суммы и обстоятельств дела виновное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности.
Налоговые льготы могут быть предоставлены в следующих формах:
- Освобождение от уплаты налога. Устанавливается в виде перечней субъектов или объектов, которые освобождаются от необходимости платить тот или иной налог. Сюда же относятся налоговые каникулы. Отдельная категория льгот связана с ведением определенной деятельности или регистрацией на конкретной территории. Например, от налога на прибыль освобождаются организации, ведущие медицинскую и образовательную деятельность (п. 1.1. ст. 284 НК РФ). Льготы по территориальному принципу получают резиденты особых экономических зон, территорий особого экономического развития, участников региональных инвестиционных проектов и прочее.
- Налоговые изъятия. Выведение отдельных объектов из-под налогообложения. Например, налогом на доходы физических лиц не облагаются алименты, пенсии, государственные пособия, стипендии, материальная помощь пострадавшим от стихийных бедствий.
- Снижение налоговой ставки. Применение пониженного тарифа к выручке от реализации определенных категорий товаров и услуг. Например, для сделок в отношении товаров для детей установлена пониженная ставка НДС в размере 10 %.
- Налоговый вычет. Возможность исключить определенные доходы, имущество и расходы из налоговой базы. К этой категории льгот относятся вычеты в сумме входного НДС, а также стандартные, имущественные, социальные и профессиональные вычеты при исчислении НДФЛ.
- Рассрочка, отсрочка, инвестиционный налоговый кредит. Эти формы преференций позволяют налогоплательщику снизить налоговое бремя за счет переноса уплаты налога на более поздний срок без применения санкций. Категории субъектов, которые могут претендовать на их получение, указаны в п. 2 ст. 64 и п. 1 ст. 67 НК РФ.
- Отнесение убытков на будущие периоды. Льгота актуальна при расчете налога на прибыль. Она позволяет налогоплательщику, понесшему убыток в предыдущих периодах, учесть его в текущем или будущих периодах и тем самым уменьшить налогооблагаемую базу.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Федеральные налоговые льготы применяются на всей территории России и устанавливаются Налоговым кодексом:
Региональные, соответственно, распространяются только в пределах конкретных регионов РФ и устанавливаются местными органами власти. Наиболее ярким примером является предоставление налоговых льгот инвесторам, заключившим с региональными властями инвестиционный договор. По условиям этого документа налогоплательщик может получить:
- снижение ставки налога на имущество вплоть до 0 % в отношении объектов, приобретаемых или создаваемых для реализации инвестиционного проекта;
- уменьшение ставки налога на прибыль, уплачиваемого в местный бюджет, до 13,5 %;
- освобождение от уплаты транспортного налога;
- снижение ставки земельного налога до 0 %.
Чтобы получить указанные преференции, инвестор обязан вложить собственные или заемные средства в создание, реконструкцию или модернизацию производственных мощностей в сфере обрабатывающей промышленности региона. Срок предоставления налоговых льгот, как правило, привязывается к периоду окупаемости инвестиционного проекта.
ДЛЯ КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВУЮТ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ
Налоговое законодательство РФ предусматривает ряд налоговых льгот для компаний, осуществляющих деятельность в определенных сферах экономики. Приведем некоторые из них.
Льготы в сфере нефтедобычи
Эта категория налоговых преференций распространяется на компании, осуществляющие добычу из недр обессоленной, обезвоженной и стабилизированной нефти. Основной налог, который уплачивают нефтедобывающие предприятия, — это НДПИ. Налоговый кодекс предусматривает возможность обложения добытых полезных ископаемых по ставке 0 % (0 рублей) в следующих случаях:
- в объеме нормативных потерь добываемых нефтепродуктов;
- при извлечении из залежи на участке недр, расположенном в границах территориального моря, внутренних морских вод, на континентальном шельфе РФ или в российской части дна Каспийского моря. Актуально при соблюдении условий выработанности месторождений и отсутствия в учете на государственном балансе запасов полезных ископаемых в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 342 НК РФ.
Нефтяные и нефтетранспортные компании уплачивают НДС по ставке 0 % в отношении услуг по транспортировке и перевалке нефти при экспорте.
Льготы для IT-компаний
С 2021 года IT-компании могут применять следующие налоговые льготы:
- освобождение от уплаты НДС при реализации компьютерных программ и баз данных, если они внесены в единый российский реестр;
- снижение до 3 % ставки налога на прибыль (вместо 20 %) для организаций, работающих на общей системе налогообложения;
- уменьшение размера страховых взносов до 7,6 % (вместо 15 %).
Понятие и виды налоговых льгот
Поощрительная (стимулирующая) подфункция налогов проявляется в первую очередь через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.
Льготирование налогоплательщиков и плательщиков сборов является одним из важнейших методов осуществления налоговой политики.
При установлении налоговых льгот налогооблагающие субъекты в первую очередь исходят из необходимости:
— соблюдения справедливости при перераспределении финансовых средств;
— улучшения материального положения отдельных категорий физических лиц;
— повышения финансовой устойчивости отдельных категорий организаций;
— стимулирования определённых видов деятельности и производств;
— создания благоприятного инвестиционного климата в государстве или на отдельных территориях.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор вовсе, уплачивать его в меньшем размере либо в более поздний срок.
Фактически налоговая льгота является дополнительным правом, предоставляемым налогоплательщику при наличии определённых условий. Как правило, налогоплательщик самостоятельно решает, следует ли ему воспользоваться налоговой льготой или нет. В силу этого налогоплательщик вполне может отказаться от её использования либо приостановить использование на один или несколько налоговых периодов. Однако в случае принятия положительного решения налогоплательщик должен ещё обосновать свое право на налоговую льготу, т. е. доказать наличие у него соответствующих оснований её применения.
Нормы налогового законодательства, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 НК РФ).
В зависимости от того, изменение каких элементов налогообложения предполагает та или иная налоговая льгота, и с учетом характера этих изменений, можно выделить следующие их виды:
– понижение ставки налога;
– освобождение от уплаты налога;
изменение срока уплаты налога;
– реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам.
Изъятие — это разновидность налоговых льгот, дающих право налогоплательщику исключать из налогооблагаемой базы (освобождать от налогообложения) отдельные её части.
Скидка предоставляет налогоплательщику право уменьшения налогооблагаемой базы на сумму определённых вычетов.
Понижение ставки налога, как льгота дает возможность уплачивать налог (сбор) по ставкам меньшим, чем те, которые установлены в общем порядке.
Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия) предусматривает полный или частичный отказ налогообла-гающего субъекта от налоговых притязаний в отношении отдельных категорий налогоплательщиков в течение определённого срока или бессрочно.
Изменение срока уплаты налога — льгота, позволяющая уплачивать налоги в более поздние сроки.
Реструктуризация задолженности по налогам, пени и штрафам предоставляет налогоплательщикам возможность отсрочки исполнения обязанностей по уплате недоимок, пеней и штрафов за нарушения законодательства о налогах и сборах.
По основаниям налоговые льготы подразделяются на предоставляемые:
— в силу положений законодательства о налогах и сборах;
— на основании решения уполномоченного органа.
Для получения налоговых льгот первого вида достаточно иметь основания, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Для получения же права на использование налоговых льгот второго вида, помимо оснований, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, дополнительно требуется ещё соответствующее решение уполномоченного органа. Например, изменение сроков уплаты федеральных налогов и сборов осуществляется на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Наряду с льготами, предоставляемыми отдельным категориям налогоплательщиков, налогооблагающие субъекты могут устанавливать на территории государства или части его территории льготные режимы для всех налогоплательщиков или для тех из них, которые являются нерезидентами. Такие государства и территории именуются как зоны льготного налогообложения или иначе — оффшоры.
Налоговые льготы
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.
Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.
Формы налоговых льгот
Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:
пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;
освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;
уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;
Классификация налоговых льгот согласно НК РФ
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:
освобождении от налога;
уменьшении налоговой базы;
предоставлении налогового кредита.
Налоговые освобождения
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;
налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;
полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;
необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
Налоговые кредиты
Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Кто может использовать налоговые льготы
Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.
Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).
Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.
Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).
Уровни применения налоговых льгот
На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.
Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы
Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).
Порядок отмены налоговых льгот
Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.
Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).
Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).
Итоги
Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.
Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
. имеет значения. Раньше такой налоговой льготой могли воспользоваться только те физические . -06/1/21949 Применение налоговой льготы в отношении долей, полученных . доли/ акций будут действовать налоговые льготы. Налоговые льготы распространяются на ситуации: купли- . /20006). Однако, важно! Налоговые льготы не применяются при ликвидации организации . продаже бизнеса. Условия применения налоговых льгот достаточно простые, что делает . льготы доступными для многих. Налоговые льготы могут быть полезны не .
. готовым предоставить выписку из реестра налоговой. Льгота третья. Льготный тариф по страховым . . Компания может рассчитывать на получение налоговых льгот, если доля ее доходов от .
. принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем . принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем .
Несмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены . налоговых послаблений. Несмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены . другой стороны возникает возможность использования налоговых льгот, предоставляемых резидентам Сколково. Гранты . грантовые средства, учитывают раздельно. Налоговые льготы Предоставляются резидентам иннограда на десятилетний . наличия статуса. Допускается отказаться от налоговой льготы, но повторно подать заявление .
. о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абз . от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это . указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), . право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления . в предоставлении налоговых льгот указываются мотивированные основания отказа в предоставлении налоговой льготы. * * * .
. указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему . , при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими . , подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный . налогоплательщика – организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или . Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их .
. заявитель, не устанавливают механизм реализации налоговой льготы, предусмотренной частью 3 статьи 2 . таком положении отказ в предоставлении налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 . не дает оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 . своему усмотрению расширять пределы действия налоговой льготы. Следовательно, в соответствии с Перечнем . об отсутствии оснований для применение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 .
. согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение . о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо . сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы. В . также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется. Формы заявления . налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и ( .
. что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и . документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы . услуг. Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение . результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику . также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется. Формы заявлений .
. -ПК). Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так . .11.2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на . отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый . окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и .
. -П и др.). Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности .
. ), а следовательно, оспариваемое законоположение, устанавливающее налоговую льготу, само по себе не может . у законодателя дискрецию при установлении налоговых льгот, сами по себе не могут . ) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определение от 7 февраля 2008 .
. операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, и (или) истребовать в установленном . по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы. У налогоплательщиков не могут быть . документов, подтверждающих право налогоплательщика на налоговые льготы, в электронной форме» была направлена . вид операции, по которой применена налоговая льгота; общая стоимость реализованных (переданных) товаров . , услуг), в отношении которых применена налоговая льгота, по видам освобождаемых от налогообложения .
. при заполнении строки 230 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в . на эту льготу. К сведению: Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а . сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц .
. случае, если в период применения налоговых льгот, предусмотренных пп. 9, 11 . раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы сэз, указанные в названных подпунктах . подтверждает право лица на использование налоговых льгот, однако не содержит достаточной информации . установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы СЭЗ, документы, подтверждающие право на . право на те или иные налоговые льготы, НК РФ не установлен. В .
Налоговые льготы
Все бизнесмены хотят снизить затраты, в том числе – и по налогам. Закон дает им такую возможность, и даже – много возможностей. Рассмотрим, что такое налоговые льготы и какими они бывают.
Понятие и виды налоговых льгот
Налоговые льготы – это более благоприятный режим перечисления обязательных платежей в бюджет по сравнению со «стандартным». Предоставить преимущества можно по-разному:
- Вывод из-под налогообложения определенных объектов.
- Полное освобождение от отдельных налогов.
- Уменьшение облагаемой базы.
- Снижение налоговых ставок.
- Отсрочка или рассрочка по уплате.
Налоговые льготы не могут устанавливаться индивидуально для определенного физического или юридического лица (п. 1 ст. 56 НК РФ) Также льготы не должны зависеть от национальности, религии, гражданства или источника получения капитала (п. 2 ст. 3 НК РФ).
Зачем нужны налоговые льготы
Устанавливая преференции по налогам, государство стремится достичь следующих целей:
- Развитие определенных отраслей экономики.
- Стимулирование инвестиций в инфраструктуру.
- Оптимальное распределение средств между бюджетами различных уровней.
- Развитие социально-значимых направлений бизнеса.
- Поддержка незащищенных категорий налогоплательщиков, например – инвалидов.
Кто устанавливает льготы по налогам
Налоговая система в РФ состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них могут применяться те или иные преференции.
На федеральном уровне льготные режимы определяет только НК РФ. На региональном и местном уровнях льготы могут быть установлены НК РФ или нормативными актами субъектов РФ, либо муниципалитетов.
Также на «нижних» уровнях возможен и комбинированный вариант. В этом случае НК РФ определяет «рамочные» условия применения льгот, а региональные или местные власти – конкретизируют их.
Например, по налогу на имущество физических лиц для жилой недвижимости установлена базовая пониженная ставка – до 0,1%. А местные органы власти имеют право установить для этой категории объектов свои ставки в диапазоне от 0% до 0,3%. Налоговая нагрузка в данном случае может меняться в зависимости от стоимости объекта, его категории или местонахождения (ст. 406 НК РФ).
Вывод отдельных объектов из-под налогообложения
В первую очередь эта категория льгот применяется для обязательных платежей, которые взимаются с владельцев материальных объектов: налога на имущество, на землю или транспортного.
Например, налогом на имущество организаций не облагаются объекты культурного наследия, а транспортный налог не распространяется на автомобили небольшой мощности (до 100 л.с.), оборудованные для использования инвалидами.
Но выделение необлагаемых объектов возможно и для «оборотных» налогов. Компания в целом может являться плательщиком НДС, но при этом заниматься реализацией отдельных товаров или услуг, освобожденных от этого налога (ст. 149 НК РФ).
К таким освобождаемым категориям относятся, например, медицина, пассажирские перевозки или услуги в области культуры и искусства. Чтобы применить эту льготу бизнесмен должен вести раздельный учет по облагаемой и необлагаемой деятельности.
Полное освобождение от отдельных обязательных платежей
Один из распространенных вариантов, который позволяет бизнесмену избавиться сразу от нескольких обязательных платежей – это использование налоговых спецрежимов.
«Упрощенка», ЕНВД, единый сельхозналог и патентная система позволяют в общем случае не платить налог на прибыль, НДС и налог на имущество. Для перехода на эти режимы бизнесмен должен соответствовать определенным критериям: состав учредителей, вид деятельности, выручка, численность персонала и т.п.
Впрочем, здесь правильнее говорить не об отмене этих платежей в бюджет, а об их замене на один «специальный» налог. Хотя он в большинстве случаев и выгоднее «общих», но фискальная нагрузка все равно остается.
Но для некоторых категорий налогоплательщиков возможна отмена отдельных налогов без каких-либо замещающих выплат, например:
- Резиденты проекта «Сколково» могут не платить налог на прибыль в течение 10 лет (ст. 246.1 НК РФ).
- Получить освобождение от НДС могут представители «микробизнеса» с выручкой до 2 млн. руб. в квартал, а также уже упомянутые «сколковцы» и участники других инновационных программ (ст. 145, 145.1 НК РФ).
- Резиденты свободных экономических зон не платят земельный налог пять лет после покупки участка на территории СЭЗ (пп. 9 п. 1 ст. 395 НК РФ).
Уменьшение облагаемой базы (налоговые вычеты)
Применение этой льготы связано с исключением из налоговой базы определенных сумм.
Например, доход физического лица, который подлежит обложению НДФЛ, можно уменьшить на различные «социально-значимые» расходы налогоплательщика: приобретение жилья, обучение, лечение и т.п. (ст. 219 НК РФ). Кроме того, закон предусматривает и фиксированные вычеты по НДФЛ, которые работодатель должен применять для от отдельных категорий: сотрудников, имеющих детей, ветеранов, инвалидов и т.п. (ст. 218 НК РФ).
Своеобразным «вычетом» по налогу на прибыль можно считать использование ускоренной амортизации. В этом случае бизнесмен имеет возможность списать затраты на приобретение основных средств существенно быстрее, чем в стандартном режиме – коэффициент ускорения может достигать 3 (ст. 259.3 НК РФ). Условием для ускоренного списания является, например, повышенная интенсивность использования объектов ОС, либо их приобретение в лизинг.
Снижение налоговых ставок
Для большинства обязательных платежей предусмотрена возможность применения пониженных налоговых ставок. Льгота в данном случае может быть связана с категорией плательщика или видом объекта налогообложения, например:
- По налогу на прибыль льготные ставки (от 5% до 13,5%) применяются для участников свободных экономических зон (ст. 284 НК РФ).
- По НДС пониженная 10% ставка используется при реализации некоторых групп товаров и услуг: продуктов питания, детской одежды, лекарств, пассажирских перевозок и т.п. (п. 2 ст. 164 НК РФ).
Кроме пониженных тарифов по налогам, существует и льгота в виде применения нулевой ставки, например:
- По НДС при экспорте товаров или услуг (п. 1 ст. 164 НК РФ).
- По налогу на прибыль для организаций социальной направленности: медицинских, образовательных, культурных (ст. 284.1, 284.5 НК РФ).
- По УСН и патентной системе – в течение двух лет для вновь зарегистрированных ИП (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ).
Если бизнесмен имеет право на нулевую ставку, то он фактически не платит соответствующий обязательный платеж. Однако эту льготу следует отличать от полного освобождения от налога, рассмотренного выше.
Бизнесмен, использующий ставку 0%, должен сдавать декларации, а также исполнять другие обязанности налогоплательщика. Например, для НДС это – оформление счетов-фактур и ведение книг продаж и покупок.
Перенос срока уплаты
Уплата обязательных платежей в более поздний срок может быть реализована в двух вариантах.
- Отсрочка или рассрочка (ст. 64 НК РФ).
Заплатить налог позднее или частями бизнесмен может, например, в случае форс-мажорных обстоятельств (стихийное бедствие) или при угрозе банкротства. Период отсрочки может составлять от года до трех лет.
- Инвестиционный налоговый кредит (ст. 66, 67 НК РФ).
Эта форма поддержки предоставляется бизнесменам, деятельность которых особо важна для государства. Это, например, инновационные компании, исполнители по оборонному заказу или резиденты зон территориального развития.
Срок налогового кредита может составлять от года до десяти лет. В отличие от рассрочки, в данном случае за пользование бюджетными деньгами нужно будет заплатить. Правда, не очень дорого: процентная ставка не должна превышать 0,75 от действующей ставки рефинансирования ЦБ.
Всегда ли нужны льготы
В отличие от самой уплаты налогов, применение льгот – это право, а не обязанность. Налогоплательщик имеет право полностью отказаться от положенных ему преференций или приостановить их использование на время, с учетом особенностей исчисления конкретного платежа (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Казалось бы – зачем отказываться от преимуществ, предусмотренных законом? Однако – такие ситуации бывают.
Предположим, малое предприятие перешло на один из спецрежимов и перестало платить НДС. В этом случае компания может потерять часть своих клиентов – плательщиков НДС или будет вынуждена предоставлять существенные скидки. Убыток в этом случае иногда оказывается сопоставимым с полученной экономией на налогах.
Также и физические лица далеко не всегда пользуются социальными вычетами по НДФЛ (например – за лечение). Люди, которые не обладают соответствующими знаниями, часто обращаются к консультантам для оформления документов на вычет. А если сумма затрат небольшая, то экономия на налогах может оказаться сопоставимой с гонораром консультанта.
Вывод
Налоговые льготы позволяют бизнесменам и «обычным» гражданам получить более выгодные условия по расчетам с бюджетом.
Задача льгот – перераспределять ресурсы в те области, которые государство считает приоритетными.
Налоговые льготы могут предоставляться различными способами – от скидок и отсрочек по уплате до полной отмены отдельных обязательных платежей.
Что считать налоговой льготой и когда это имеет значение
Понятие “налоговые льготы” в НК РФ трактуется как преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налоги или уплачивать их в меньшем размере . От налоговой льготы вы вправе отказаться либо перестать ее использовать в течение одного или нескольких налоговых периодов .
Конкретного перечня льгот по НДС и по налогу на прибыль в НК РФ нет, поэтому многие предоставляемые по этим налогам послабления часто называют льготами. А на самом деле вопрос, что является налоговой льготой по НДС и налогу на прибыль, имеет принципиальное значение.
Какие преимущества налоговики приравнивают к льготам
Применение именно льготы является одним из оснований для налоговиков запросить у вас документы при проведении камеральной проверки . В связи с этим налоговики называют льготами, например:
– возможность применения амортизационной премии. Контролирующие органы ранее неоднократно в разъяснениях называли амортизационную премию льготой . Хотя в более поздних разъяснениях упоминали о том, что налоговые льготы не предусмотрены гл. 25 НК РФ ;
– возможность переноса на будущее убытка прошлых лет. Документы, подтверждающие размер убытка, вы должны хранить в течение всего срока, пока уменьшаете на этот убыток налоговую базу текущего года . И налоговики часто требуют в рамках камеральной проверки представить их;
– возможность не начислять НДС при оказании услуг, место реализации которых – не территория РФ (не возникает объекта обложения).
Но это неправильно.
Перечисленными возможностями может воспользоваться любой налогоплательщик, а значит, преимуществом для отдельных организаций и, соответственно, льготой это назвать нельзя. Так, освобождение от НДС услуг, местом реализации которых территория РФ не является, ФАС СЗО не посчитал льготой . Получается, требование налогового органа представить в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие так называемые льготы в вышеперечисленных ситуациях, незаконно. А значит, можно его не выполнять .
Какие преимущества организации приравнивают к льготам
А бывает и наоборот. Некоторые предоставленные НК РФ преимущества не всегда выгодны для организации, и она хотела бы от них отказаться. Поэтому организация называет это преимущество льготой (ведь от льготы можно отказаться) и считает, что это дает ей право преимуществом не пользоваться.
Освобождение от налогообложения НДС
В первую очередь, именно освобождение от обложения НДС, предусмотренное ст. 149 НК РФ, принято считать налоговой льготой. Ведь это явное преимущество – можно не платить НДС по определенным операциям. Вместе с тем нельзя принять к вычету весь свой входной НДС. Кроме того, освобождение от НДС влечет необходимость ведения раздельного учета . Плюс – придется заботиться о документальном подтверждении права на освобождение .
В ст. 149 НК РФ приведены три списка не облагаемых НДС операций. И от освобождения по операциям, поименованным в п. 3 ст. 149 НК РФ, вы можете отказаться на законных основаниях – это прямо определено в НК . Соответственно, только это освобождение является льготой.
А вот о возможности отказаться от освобождения операций, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, в НК ничего не сказано.
В связи с этим контролирующие органы считают, что применение освобождения по операциям из пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ является обязательным для налогоплательщиков .
В то же время освобождение от налогообложения операций по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также прав на использование указанных результатов на основании лицензионного договора столичное Управление ФНС в своем Письме называло именно льготой . Также именно льготой называли освобождение операций, перечисленных в п. 2 ст. 149 НК РФ, Конституционный суд и ВАС .
Это позволило ФАС МО прийти к выводу, что любое освобождение от НДС по сути является льготой. Несмотря на то что порядок отказа от него не установлен гл. 21 НК РФ по НДС, от него можно отказаться, сославшись на ст. 56 НК РФ .
А вот ФАС ВВО сделал такой вывод: если от обложения НДС освобождается отдельная категория налогоплательщиков, то это льгота. Если же не облагается конкретная операция, то такое освобождение – не льгота . Например, если следовать его логике, освобождение от налогообложения услуг, оказываемых организациями сферы культуры и искусства, – это льгота, а вот реализация лома и отходов черных и цветных металлов – не льгота .
Учитывая противоречивость позиций по данному вопросу, отказываться от применения освобождения по операциям, предусмотренным пп. 1 и 2 ст. 149 НК РФ, не стоит. Ведь что может произойти? Вы будете начислять налог по этим операциям и принимать к вычету входной НДС. А налоговики при проверке снимут вам вычеты, поскольку приобретенные для такой деятельности товары (работы, услуги), по их мнению, использованы в необлагаемой деятельности . А примет ли суд вашу сторону – неизвестно. Хотя в крайнем случае можно будет снять начисления, подав уточненку.
Применение ставки 0% по НДС
Есть еще одно ошибочное мнение, что применение нулевой ставки по НДС является льготой.
Действительно, вам не нужно платить налог, а это, несомненно, преимущество. Но некоторые организации не хотят усложнять себе жизнь необходимостью подтверждения права на применение нулевой ставки и сразу начисляют НДС по ставке 18 или 10%.
Однако нулевая ставка – вовсе не льгота. Вы не можете выбирать ставку налога по своему усмотрению. И обязаны применять ставку, установленную ст. 164 НК РФ.
Конечно, начислить НДС по повышенным ставкам вы можете. За увеличение налога по собственной инициативе вас не накажут. Для налоговиков это даже лучше, ведь они получат налог. Но если вы выставите своему контрагенту счет-фактуру с 18%-м НДС (вместо нулевого налога), то это, скорее всего, ему не понравится и он легко сможет оспорить в суде предъявление ему НДС и вернуть свои 18%, так как суд считает получение таких сумм неосновательным обогащением. Платить же НДС за счет собственных средств просто нерационально. К тому же налоговики могут отказать вам в вычетах НДС, относящихся к этой реализации, так как не подтверждена ставка 0% .
Применять при экспортных операциях нулевую ставку НДС вы обязаны и отказаться от нее не можете.
Если налоговики требуют у вас документы в ходе камералки, напирая на то, что вы применяете льготу, может быть, проще и не спорить с ними. И выдать им требуемые бумаги. Но если их требования начинают выходить за рамки разумного – не бойтесь возразить, что льготы вы не применяете. Аргументы, с помощью которых можно это доказать, мы вам привели.
И сами будьте осторожнее при приравнивании различных преимуществ к льготам: нажитые проблемы могут перевесить все плюсы, приобретенные в связи с отказом от так называемой льготы.
п. 1 ст. 56 НК РФ
п. 2 ст. 56 НК РФ
п. 6 ст. 88 НК РФ
Письма Минфина от 16.05.2006 N 03-03-04/1/452, от 21.12.2006 N 03-03-04/1/852
Письма Минфина от 05.08.2011 N 03-03-06/1/455, от 23.11.2009 N 03-02-07/1-520; ФНС от 02.03.2009 N ШС-20-3/234; УФНС по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825
п. 4 ст. 283 НК РФ
Постановления ФАС СЗО от 03.06.2010 N А05-17483/2009, от 18.05.2010 N А05-17482/2009, от 01.06.2010 N А05-17481/2009
подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ
п. 2 ст. 170 НК РФ
п. 5 ст. 149 НК РФ
Письма Минфина от 02.06.2009 N 03-07-07/48; ФНС от 15.07.2009 N 3-1-10/501@
подп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ; Письмо УФНС по г. Москве от 04.01.2008 N 19-11/9666
Определения КС от 09.06.2005 N 287-О, от 20.11.2003 N 392-О; Постановления Президиума ВАС от 08.06.2010 N 1650/10, от 29.09.2010 N 7090/10
Постановление ФАС МО от 24.11.2010 N КА-А40/11987-10
Постановление ФАС ВВО от 30.06.2010 N 79-8805/2009
подп. 20, 25 п. 2 ст. 149 НК РФ
п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ
Постановления Президиума ВАС от 25.02.2009 N 13893/08; ФАС МО от 21.06.2011 N КГ-А40/5590-11; ФАС ВСО от 09.02.2011 N А33-1099/2010; ФАС ПО от 06.10.2010 N А55-32215/2009
Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” N07, 2012
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Понятие и виды налоговых льгот
Льготы по налогам и основания для их применения устанавливаются налоговым законодательством (ст. 17. НК РФ). Налоговый кодекс РФ вводит и отменяет льготы по федеральным налогам и сборам. По региональным и местным налогам льготы вводятся и отменяются не только НК РФ, но и законами субъектов РФ, а также муниципальными нормативными актами о налогах. Что включает в себя понятие льгот, и какие виды налоговых льгот существуют – об этом наш материал.
Что такое налоговые льготы
Налоговые льготы – это преимущества, которые законодательство предоставляет определенным категориям плательщиков по сравнению с остальными, в том числе и возможность не платить налог вовсе, или платить, но в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Таким образом государство создает более благоприятный налоговый климат для налогоплательщиков.
Имея право на льготу, лицо применять ее не обязано: организации и граждане решают сами, подавать ли документы на льготу, могут совсем отказаться от ее использования, либо приостановить действие льготы на один и более налоговых периодов (п. 2 ст. 56 НК РФ).
Нормы о льготах по налогам индивидуального характера не имеют, что означает – льготы предоставляются не конкретному лицу, а целой категории налогоплательщиков, отвечающей установленным условиям. Льготы по некоторым налогам могут и вовсе отсутствовать, поскольку для установления налога их наличие не является обязательным, то есть налог может «работать» как со льготами, так и без них.
Виды налоговых льгот
НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но в целом их можно распределить на: освобождение от налога, уменьшение налоговой базы и налоговый кредит.
Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:
- – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода (закон от 29.12.2014 № 477-ФЗ); – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку. К примеру, если до 01.01.2017 физлицо не получало от ИФНС уведомлений по налогу на имеющееся у него имущество и не платило налог, то заявив о таком имуществе до 01.01.2017, лицо платит налог с года, когда было сделано заявление, а за более ранние периоды налог с него не взимается;
- полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).
- изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);
- пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.
Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:
- налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ (ст. ст. 218-220 НК РФ);
- необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.
- инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.
Зачастую к льготам также относят отсрочку или рассрочку уплаты налога, но это скорее послабление, не в полной мере соответствующее понятию и видам налоговых льгот, ведь налоговые обязательства при этом не уменьшаются. Уплата налога лишь переносится на более поздний срок, либо происходит разделение суммы к уплате на несколько частей с установлением срока платежа по каждой из них (ст. 64 НК РФ).
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.