Сертификация рабочих мест
от 26 апреля 2011 года N 342н
(с изменениями на 12 декабря 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 8 июня 2014 года на основании
приказа Минтруда России от 20 февраля 2014 года N 103н
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”. – Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; N 30, ст.3014, 3033; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 18, ст.1690; N 35, ст.3607; 2005, N 1 (ч.I), ст.27; N 13, ст.1209; N 19, ст.1752; 2006, N 27, ст.2878; N 41, ст.4285; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.34; N 17, ст.1930; N 30, ст.3808; N 41, ст.4844; N 43, ст.5084; N 49, ст.6070; 2008, N 9, ст.812; N 30 (ч.I), ст.3613; N 30 (ч.II), ст.3616; N 52 (ч.I), ст.6235, 6236; 2009, N 1, ст.17, 21; N 19, ст.2270; N 29, ст.3604; N 30, ст.3732, 3739; N 46, ст.5419; N 48, ст.5717; N 50, ст.6146; 2010, N 31, ст.4196; 52 (ч.I), ст.7002; 2011, N 1, ст.49) и подпунктом 5.2.65.2 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2006, N 19, ст.2080; 2008, N 11 (ч.I), ст.1036; N 15, ст.1555; N 23, ст.2713; N 42, ст.4825; N 46, ст.5337; N 48, ст.5618; 2009, N 3; ст.378; N 2, ст.244; N 6, ст.738; N 12, ст.1427, 1434; N 33, ст.4083, 4088; N 43, ст.5064; N 45, ст.5350; 2010, N 4, ст.394; N 11, ст.1225; N 25, ст.316; N 26, ст.3350; N 31, ст.4251; N 35, ст.4574; N 52 (ч.I), ст.7104; 2011, N 2, ст.339; N 14, ст.1935, 1944),
1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.
2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.
3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569 “Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда” (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 года N 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.
в Министерстве юстиции
9 июня 2011 года,
регистрационный N 20963
Приложение
к приказу
Минздравсоцразвития России
от 26 апреля 2011 года N 342н
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
(с изменениями на 12 декабря 2012 года)
I. Общие положения
1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее – аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.
Требования Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее – работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
3. Результаты аттестации используются в целях:
разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;
контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
оценки профессионального риска;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;
подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;
рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;
санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;
обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;
приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее – вновь организованные рабочие места), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает: *4.1)
За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.
Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).
работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;
эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;
работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;
использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;
хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.
Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.
5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее – измерения и оценки), если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.
В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.
6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя.
Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.I), ст.3; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 27, ст.2878; 2008, N 30 (ч.I), ст.3613; 2009, N 1, ст.21).
Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.
Аттестующая организация – юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.
Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.
Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:
документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;
проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
При проведении аттестации работодатель обязан:
содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;
не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;
не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела V Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.
При проведении аттестации аттестующая организация:
определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;
исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;
запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;
отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.
Проведение специальной оценки условий труда
Согласно федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ проведение СОУТ необходимо почти для всех работодателей. Исключение составляют только не предприятия, которые сотрудничают с надомными или удаленными работниками: в этой ситуации выполнять специальную оценку условий труда не придется. В остальных случаях работы по специальной оценке условий труда необходимы, чтобы избежать серьезных санкций.
При этом правило о возможности непроведения оценки распространяется только на рабочие места удаленных и надомных сотрудников. Например, если в компании есть и такие рабочие места, и стандартные позиции офисных работников, то проводить специальную оценку на стандартных позициях все равно придется.
Условие о проведении СОУТ введено для объективного контроля за условиями труда работников предприятий. Чтобы предотвратить возможные искажения объективной информации, 426-ФЗ запрещает работодателям самим выполнять эти работы. Законодатель предполагает, что руководство компаний может задуматься о том, чтобы внести в отчетную документацию информацию по условиям труда, не соответствующую действительности – например, что места с вредными условиями относятся к категории допустимых. Поэтому для выполнения СОУТ работодателю придется обратиться в аккредитованный центр, внесенный в реестр Минтруда.
Кроме специальной оценки условий труда, для защиты трудовых прав работников действующим законодательством предусмотрены другие меры, нацеленные на контроль деятельности работодателей в этой области и противодействие нарушениям. К числу таких мер принадлежат:
- производственный контроль;
- оценка профессиональных рисков;
- аудит по охране труда;
- оформление документации по охране труда;
- организация системы управления охраной труда на предприятии.
Согласно статье 217 действующего Трудового кодекса РФ в организациях, где число сотрудников превышает 50 человек, должна быть введена отдельная должность специалиста либо инженера по охране труда или создана профильная служба. Это обязательное требование, обеспечивающее контроль за состоянием этой сферы силами грамотного сотрудника. Такой специалист самостоятельно разрабатывает список мер по охране труда, согласовывает их с руководителем компании и обеспечивает их выполнение, а также следит за соблюдением требований действующего законодательства в части выполнения СОУТ и других обязательных мероприятий.
В компаниях, имеющих менее 50 сотрудников, руководитель вправе сам принять решение о том, нужна ли в конкретной ситуации такая служба или должность. Если речь идет об опасном производстве или сложных технологических процессах, введение такой позиции может быть целесообразным для обеспечения текущего контроля за деятельностью организации и безопасностью труда персонала. Кроме этого, он должен будет войти в состав специальной комиссии, которая создается в компании, когда в ней организуют специальную оценку условий труда.
Однако во всех случаях у работодателя есть возможность привлечь к организации необходимых работ экспертов уполномоченной компании, который занимается выполнением услуг в области охраны труда и СОУТ. Здесь можно в режиме одного окна организовать выполнение всех необходимых работ, включая производственный контроль и специальную оценку условий труда, и быть уверенным в том, что в Вашей организации правильно оформлены все необходимые документы и полностью соблюдены требования действующего законодательства. При необходимости специалисты аккредитованной компании смогут помочь в организации работы Вашей собственной службы ОТ и создании комиссии по СОУТ, чтобы обеспечить безопасность Ваших сотрудников.
Санкции за невыполнение требований действующего законодательства
Соблюдение требований ОТ, включая своевременное проведение СОУТ, оценки профессиональных рисков и выполнения других мероприятий, обязательно для всех предприятий, работающих на территории Российской Федерации. За невыполнение этих правил предусматриваются серьезные санкции, которые могут заметно осложнить работу компании.
Статус виновника | Непроведение специальной оценки условий труда или нарушение правил ее выполнения | Другие нарушения в области охраны труда | ||
Впервые | Повторно | Впервые | Повторно | |
Должностные лица, в обязанности которых входит организация необходимых работ по СОУТ и контроль выполнения требований законодательства | Предупреждение или наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет | Предупреждение или наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 1 года до 3 лет |
Индивидуальные предприниматели | Наложение штрафа размером 5-10 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток | Наложение штрафа размером 2-5 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 30-40 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток |
Предприятия любой организационно-правовой формы | Наложение штрафа размером 60-80 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток | Наложение штрафа размером 50-80 тысяч рублей | Наложение штрафа размером 100-200 тысяч рублей или остановка работы в административном порядке на срок до 90 суток |
В случае, если несвоевременное проведение СОУТ или другие нарушения повлекли за собой серьезные следствия, например, причинение тяжкого вреда здоровью работника или его гибель, к нарушителю применяются меры уголовной ответственности. В таких ситуациях обычно используются положения статьи 143 Уголовного кодекса РФ, которая полностью посвящена описанию наказаний за нарушение правил ОТ – например, если в компании вовремя не провели оценку условий труда. В зависимости от тяжести последствий допущенного нарушения по этой статье виновнику может быть назначено наказание до пяти лет лишения свободы.
Стоимость специальной оценки условий труда
Стоимость специальной оценки условий труда на рабочем месте действующим законодательством не регламентирована. Поэтому компании, которые проводят эти работы, вправе самостоятельно определять параметры своей стоимостной политики, исходя из квалификации экспертов, сложности применяемого оборудования и других факторов. Кроме этого, важным аспектов при ее формировании становится общий уровень цен на рынке таких услуг: например, он может существенно различаться в Москве и Пензе.
В результате разные компании предлагают разную стоимость выполнения спецоценки. Заказчик, в свою очередь, может выбрать наиболее подходящее ему по цене предложение – при условии, разумеется, что выбранная им организация имеет право выполнять СОУТ и внесена в реестр Минтруда. На практике работодатели обычно платят от 600 до 3300 рублей за СОУТ одного рабочего места.
Процедура спецоценки
Чтобы получить итоговые документы, подтверждающие выполнение спецоценки, работодателю придется последовательно пройти следующие шаги.
- Выбрать организацию, которая будет выполнять СОУТ на предприятии и заключить с ней договор, в котором будет прописан график выполнения работ, условия сотрудничества и другие параметры. Проследить, чтобы организация-исполнитель предоставила сведения о готовящейся спецоценке условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов СОУТ, и проекту был присвоен идентификационный номер.
- Создать на предприятии комиссию по СОУТ, которая подготовит список рабочих мест для проведения контроля, а также определит, какие из них будут аналогичными. Кроме этого, комиссии нужно будет подготовить пакет документации, характеризующей условия труда на рабочих местах персонала – например, технологические карты, сертификаты на используемое оборудование и проч.
- Передать документацию по условиям труда организации-исполнителю. Эксперты компании изучат информацию, содержащуюся в этой документации, которая позволит более объективно выполнить оценку условий труда на рабочих местах.
- Принять на предприятии эксперта уполномоченной организации, который сначала проведет идентификацию наличия вредоносных факторов на рабочих местах сотрудников, а затем, если такие факторы будут выявлены, определит интенсивность их влияния на здоровье работников.
- Получить от организации-исполнителя отчетную документацию по СОУТ, включая карты рабочих мест для каждой позиции, и утвердить полученный отчет.
- Проследить, чтобы компании-исполнитель передала информацию о проведении СОУТ во ФГИС, и эти сведения были внесены в систему.
- Опубликовать на своем официальном веб-портале информацию об итогах спецоценки на предприятии для широкой аудитории. Это необходимо сделать в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчетной документации.
- Предоставить работникам предприятия сведения об итогах СОУТ на их рабочих местах, чтобы обеспечить получение ими полной информации об условиях труда. Передача такой информации работникам должна быть зафиксирована на отдельном листе или в журнале под роспись. Это также необходимо сделать в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчетной документации.
- Передать сведения об итогах спецоценки в Фонд социального страхования для корректных расчетов дополнительного страхового тарифа по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
Цена выполнения спецоценки условий труда (СОУТ)
От 1000-2800 руб.
Итоговая цена специальной оценки условий труда зависит от нескольких факторов, включая:
- местонахождение предприятия или структурного подразделения, в котором выполняются работы по специальной оценке условий труда;
- число рабочих мест, подлежащих СОУТ;
- объем работ по проведению исследований и экспертиз;
- характер и параметры применяемой техники;
- сложность технологических процессов;
- наличие вредоносных факторов производства по методике СОУТ;
- требуемые сроки проведения спецоценки на новое рабочее место;
- особенности и дополнительные условия на конкретных рабочих местах.
Цена выполнения производственного контроля
Фактор производства | Оцениваемые параметры | Цена оценки каждого параметра, руб. |
Микроклимат | Температура, скорость движения воздуха, относительная влажность, интенсивность теплового излучения, индекс тепловой нагрузки производственной среды (ТНС) | 210-370 |
Освещенность | Коэффициенты естественного освещения (КЕО), пульсации освещенности, освещенность рабочей поверхности, прямая и отраженная блесткость, яркость рабочей поверхности, неравномерность распределения яркости, показатель дискомфорта | 160-300 |
Электромагнитные поля и излучения | Неионизирующие поля промышленной частоты (50 Гц), электростатическое и постоянное магнитное поле, ЭМИ радиочастотного диапазона, ЭМИ от компьютерной и офисной техники | 260-450 |
Шум | Постоянный, непостоянный | 300-350 |
Вибрация | Общая, локальная | 350-450 |
Содержание химических веществ в воздухе рабочей зоны | Химические вещества и соединения | 380-550 |
Аэрозоли, оказывающие фиброгенное воздействие (АПФД) | 320-480 | |
Радиационный контроль | Дозы излучения, активность радионуклидов, радиоактивное загрязнение | 160-250 |
Конкретная цена каждого параметра, как и стоимость специальной оценки условий труда на рабочем месте, зависит от общего числа параметров, подлежащих измерению, и сложности необходимых измерительных процедур.
Цена оценки профессиональных рисков
Цена услуг по декларированию соответствия характеристик рабочих мест государственным нормативным требованиям составляет от 200 до 350 рублей за одну позицию. При расчете итоговой цены учитывается, в течение какого времени нужно провести спецоценку условий труда на новом предприятии (СОУТ), и к какому типу условий отнесены конкретные рабочие места.
Итоговая цена зависит от нескольких факторов, включая:
- число рабочих мест в организации;
- число аналогичных рабочих мест, характеризующихся идентичным функционалом и оснащенностью;
- число параметров, подлежащих измерению;
- характер производственной или иной деятельности компании;
- характер и сложность применяемого технологического оборудования.
Цена выполнения аудита по охране труда
Одновременно с проведением аудита целесообразно заказать услуги по выполнению спецоценки условий труда. В этом случае выполнить СОУТ получится дешевле и быстрее.
Численность работников организации | Цена аудита |
1-15 чел. | От 12 тыс. руб. |
16-30 чел. | От 22 тыс. руб. |
31-60 чел. | От 35 тыс. руб. |
61-80 чел. | От 65 тыс. руб. |
Более 80 чел. | Цена по согласованию |
Цена составления документации по охране труда
Число рабочих мест на предприятии | Цена работ |
1-5 | От 8 тыс. руб. |
6-10 | От 15 тыс. руб. |
10-20 | От 20 тыс. руб. |
21-30 | От 30 тыс. руб. |
31-40 | От 40 тыс. руб. |
41-50 | От 50 тыс. руб. |
51-60 | От 60 тыс. руб. |
61-70 | От 70 тыс. руб. |
71-80 | От 80 тыс. руб. |
81-90 | От 90 тыс. руб. |
91-100 | От 900 рублей за одно рабочее место |
Более 100 | По договоренности |
В приведенную стоимость не включена цена оценки СОУТ. Услуги по СОУТ оказываются в рамках отдельного договора.
Аттестация рабочих мест: основные вопросы
Аттестацию рабочих мест по условиям труда должны проводить все работодатели независимо от форм собственности. От процедуры аттестации освобождаются только работодатели – физические лица, которые не являются индивидуальными предпринимателями. Аттестация является строго формализованной процедурой и проводится в порядке, установленном законодательством.
Правовое регулирование
С 1 сентября 2011 года действует Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждённый Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (далее – Порядок). До 1 сентября 2011 года аттестация рабочих мест проводилась в соответствии с Порядком, утверждённым Приказом Минздравсоцразвития России № 569 от 31 августа 2007 г. Результаты аттестации рабочих мест, которая была проведена в соответствии с прежним Порядком, действительны до проведения очередной аттестации (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г.).
Обязанность по проведению аттестации рабочих мест. Периодичность аттестации
Согласно ч. 3 ст. 226 Трудового кодекса РФ работодатели должны выделять на охрану труда не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Существует Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (утверждённый Приказом Минздравсоцразвития РФ № 181н от 1 марта 2012 г.). В нём первым пунктом указано проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда является обязанностью работодателя, предусмотренной абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ.
Аттестации подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. Эта процедура включает в себя:
– оценку условий труда на рабочих местах для выявления вредных и (или) опасных производственных факторов;
– мероприятия по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ч. 12 ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Проводить аттестацию рабочих мест нужно (по общему правилу) не реже одного раза в пять лет. Этот срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации с учётом того, что каждое рабочее место нужно аттестовать не реже одного раза в пять лет. В некоторых случаях требуется провести внеплановую аттестацию рабочих мест, даже если срок следующей аттестации ещё не подошёл. Это необходимо, если на рабочих местах произошла замена производственного оборудования, изменился технологический процесс или внедрены новые средства коллективной защиты, а также в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Однако конкретные сроки проведения внеплановой аттестации законодательством не установлены.
Начать аттестацию вновь организованных рабочих мест нужно не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.
Положения о периодичности проведения аттестации рабочих мест по условиям труда можно включить в локальный нормативный акт организации, регулирующий вопросы охраны труда (например, в Положение об охране труда), или в Коллективный договор. Датой начала проведения очередной аттестации считается дата издания приказа о проведении аттестации (п. 47, 48 Порядка).
Комментарий: С момента вступления в силу нового Порядка множество проблем у работодателей вызывала установленная им периодичность проведения плановой аттестации, а также необходимость проводить аттестацию всех без исключения рабочих мест. В мае 2012 г. Минэкономразвития России провело экспертизу Порядка, в ходе которой был сделан вывод о том, что отдельные положения этого документа влекут необоснованное затруднение ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности (Заключение Минэкономразвития России от 1 мая 2012 г.). В частности, специалисты Минэкономразвития России отметили, что нерационально распространять требование о проведении аттестации на все рабочие места без дифференциации по специфическим особенностям условий труда. Ведь на некоторых рабочих местах показатели травмоопасности и возникновения профессиональных заболеваний низки или вообще отсутствуют, а вред здоровью работников не подтверждён. Также было предложено исключить из Порядка пункт о сроке проведения плановой аттестации – не реже одного раза в пять лет. В декабре 2012 г. Минтруд России подготовил проект приказа о внесении изменений в Порядок (Проект от 4 декабря 2012 г.), в котором срок проведения повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в пять лет) предлагается оставить только для тех рабочих мест, на которых в ходе предыдущей аттестации были вывялены вредные и (или) опасные производственные факторы. Планируется также изменить в сторону увеличения срок для аттестации вновь организованных рабочих мест.
На данный момент указанный приказ Минтруда России существует в виде проекта и в силу ещё не вступил. На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.
Привлечение аттестующей организации
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан привлечь независимую аккредитованную аттестующую организацию по договору гражданско-правового характера (п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г.). Можно привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. В этом случае работа по аттестации может быть распределена между ними:
– по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации;
– по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах (п. 6 Порядка, п. 2 Перечня, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 г., Письма Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г., № ПГ/2712-3-5 от 31 марта 2011 г.).
Комментарий:При проведении проверок у работодателей трудовая инспекция контролирует соблюдение требования об обязательном наличии аккредитации у аттестующей организации. Если аттестацию проведёт организация, не аккредитованная в установленном порядке, то её результаты будут признаны недействительными, а работодателю придётся повторно проводить аттестацию рабочих мест с привлечением аккредитованной организации. При выявлении нарушений соответствующая информация направляется в органы прокуратуры, финансового контроля и антимонопольной службы (Письмо Роструда № 236-ПР от 28 марта 2011 г.). С текстом письма вы можете ознакомиться на сайте www.moedelo.org .
Оценка параметров рабочих мест
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением особого порядка аттестации при выявлении аналогичных рабочих мест (п. 4 Порядка). Под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Работодатели, у которых есть аналогичные рабочие места, могут провести их аттестацию в упрощённом порядке. Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков:
– профессии или должности одного наименования;
– выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
– использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
– работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
– использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
– одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
– одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты (примечание к абз. 4 п. 12 Порядка).
Если отдельные рабочие места будут признаны аналогичными, работодателю не нужно проводить аттестацию всех рабочих мест. В этом случае оценка вредных и опасных производственных факторов может быть проведена на основании данных, полученных при аттестации 20 процентов таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух). При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценивают все рабочие места (п. 40 Порядка).
При аттестации рабочих мест оцениваются следующие параметры:
– условия труда на рабочем месте, их соответствие гигиеническим нормативам;
– травмобезопасность рабочего места;
– обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты (п. 13 Порядка).
Условия труда на рабочем месте – это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ч. 2 ст. 209 Трудового кодекса РФ). Состав производственных факторов зависит от конкретного рабочего места. Например, при работе за компьютером на работника действуют такие вредные и опасные факторы, как повышенный уровень электромагнитного излучения, повышенный уровень статического электричества, монотонность работы, напряжение зрения и т. п. Условия труда должны соответствовать установленным гигиеническим нормативам. Оценка условий труда подразумевает исследование производственных факторов, выявление вредных и опасных факторов и определение уровня их воздействия на работника. Такая оценка проводится специалистами аттестующей организации путём инструментальных измерений в ходе штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации. Измеряются физические (шум, вибрация и т. д.), химические (вредные вещества), биологические (микроорганизмы и т. п.) факторы, тяжесть и напряжённость трудового процесса (физическая и динамическая нагрузка, наклоны корпуса и т. д.) (п. 14–19 Порядка).
Травмобезопасность рабочего места – это безопасность производственного оборудования, приспособлений и инструментов, а также обеспеченность работника средствами обучения и инструктажа. Требования к травмобезопасности рабочего места приведены в п. 23 Порядка.
Обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты означает:
– соответствие фактически выданных работникам средств защиты (спецодежды, спецобуви, смывающих и обезвреживающих средств) законодательно установленным нормам их бесплатной выдачи;
– наличие сертификатов (деклараций) соответствия на средства защиты, выданные работникам;
– соблюдение установленного порядка обеспечения работников средствами защиты;
– соответствие выданных средств защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте (п. 31 Порядка).
Документальное оформление аттестации
Работодатель (руководитель организации) издаёт приказ о проведении аттестации, которым:
– создаётся аттестационная комиссия;
– определяется состав аттестационной комиссии (в неё включаются также представители сторонней (аттестующей) организации);
– утверждается график проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Кроме того, этим приказом целесообразно утвердить должностное лицо работодателя, которое будет возглавлять аттестационную комиссию (председателя аттестационной комиссии). Например, это может быть руководитель организации (п. 9–11 Порядка).
В состав аттестационной комиссии включаются следующие работники (граждане):
– представители работодателя (руководители структурных подразделений, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и зарплате, главные специалисты организации, медицинские работники и другие работники);
– специалист (подразделение) по охране труда (при его наличии в организации) или сторонний специалист (сторонняя организация), привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для выполнения функции охраны труда. В любой организации должны быть лица, уполномоченные заниматься вопросами охраны труда. При этом в малых (в т. ч. микро-) предприятиях не обязательно должна быть служба охраны труда, штатный специалист по охране труда или привлечённые специалисты. Данными вопросами может заниматься, например, руководитель организации или уполномоченный им работник, который и включается в состав аттестационной комиссии. Характеристика малых и микропредприятий приведена в ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.;
– представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (например, совета трудового коллектива) (при его наличии);
– представители аттестующей организации.
Аттестационную комиссию возглавляет представитель работодателя (п. 6, п. 9–11 Порядка).
До начала аттестации составляется перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, по установленной форме.
В процессе проведения аттестации рабочих мест составляются:
– карты аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме. К ним прилагаются протоколы измерений и оценок;
– протокол оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты на рабочем месте по установленной форме (за исключением случаев, когда выдача средств индивидуальной защиты не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам этих средств и не требуется по фактическому состоянию условий труда);
– протоколы оценки травмобезопасности рабочих мест по установленной форме;
– сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме;
– сводная таблица классов условий труда, определённых по результатам аттестации рабочих мест, компенсаций, которые необходимо в этой связи выплачивать работникам, по установленной форме;
– план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по установленной форме;
– протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) по установленной форме;
– сведения об аттестующей организации по установленной форме. К ним прилагаются копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копия уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
– протоколы заседаний аттестационной комиссии;
– заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
– предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).
Формы указанных документов приведены в Приложениях № 1–2, 4–10 к Порядку.
После завершения аттестации рабочих мест составляется отчёт об аттестации в свободной форме, который оформляет аттестационная комиссия. К этому отчёту прилагаются все материалы проведённой аттестации. Кроме того, издаётся приказ в свободной форме о завершении аттестации рабочих мест и утверждении отчёта об аттестации.
Образцы документов, оформляемых в ходе аттестации рабочих мест, вы можете скачать на сайте www.moedelo.org .
Работника нужно ознакомить с результатами аттестации его рабочего места под подпись в течение десяти рабочих дней с даты поступления работодателю итогового протокола заседания аттестационной комиссии и отчёта об аттестации (п. 9–11, п. 44 Порядка).
После проведения аттестации работодатель должен известить о её результатах трудовую инспекцию. Направлять туда нужно следующие документы:
– сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда по установленной форме (Приложение № 6 к Порядку);
– сведения об аттестующей организации по установленной форме (Приложение № 10 к Порядку). Эти документы на бумажном и электронном носителях работодатель должен направить в трудовую инспекцию в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчёта об аттестации (п. 45 Порядка).
Комментарий:На основании данных, представленных работодателями, трудовые инспекции формируют реестр сведений о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, который размещают на своих сайтах.
Ссылки на эти сведения также содержатся на официальном сайте Роструда http://www.rostrud.ru/ в рубрике «Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» в разделе «Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде» (приказы Роструда № 216 от 2 октября 2012 г., № 193 от 31 августа 2011 г.).
Также сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда работодатель обязан сообщать в территориальное подразделение ФСС России. Представлять эти сведения нужно, включив их в отчёт по форме-4 ФСС. Это необходимо для определения надбавок и скидок к страховому тарифу взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 18 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 22 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 г.).
Ответственность работодателя за непроведение аттестации рабочих мест
За нарушение законодательства об охране труда, в том числе за непроведение (несвоевременное проведение), а также за нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест, трудовая инспекция или суд может привлечь к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Штраф за такое правонарушение составляет:
– от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб. – в отношении организации. Вместо штрафа может применяться административное приостановление деятельности организации на срок до 90 суток;
– от 1000 руб. до 5000 руб. – в отношении должностного лица (например, руководителя организации).
При повторном аналогичном нарушении должностное лицо организации может быть дисквалифицировано судом на срок от одного года до трёх лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).
Пройдите курс повышения квалификации по теме «Управленческий учет с нуля до внедрения». 120 ак.часов, обучение онлайн 1 месяц, официальное удостоверение.
При записи на курс до 6 февраля подарок 12 тысяч рублей — 3 месяца безлимитных консультаций от лучших экспертов «Клерка».
Аттестация рабочих мест в офисе
Официально освобождены от аттестации рабочие места с компьютерами, копировально-множительной техникой, а также бытовой техникой, не используемой в технологическом процессе. Вроде как малый бизнес в большинстве освободился от необходимости аттестовать рабочие места.
Но, как водится, все оказалось не так уж просто.
Во-первых, послабление сделали только в феврале 2013. А в отчетности в ФСС нужно указывать данные по аттестации на начало года. Это значит, что все организации все равно должны были провести аттестацию ранее, и к февралю 2013 уже быть с цифрами. Прочерки в отчетах приниматься не будут. Внезапно.
Во-вторых,сотрудники, которые проводят за компьютером более 50% рабочего времени обязаны проходить медосмотр раз в 2 года. В Порядке проведения аттестации сказано, если сотрудники должны проходить медосмотры, то и рабочее место подлежит обязательной аттестации. Это разъяснение дал Минтруд в своем письме от 08.04.13 № 15-1-859.
Есть ложка меда. Если по результатам аттестации рабочее место признано безопасным, то повторно ее проводить не нужно (так говорится в приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 12.12.2012 № 590н).
Но, давайте поподробнее поговори о том, какие рабочие места и как аттестовать.
Зачем это надо
Кроме того, что это требование законодательства и, выполняя его, вы избегаете штрафов, хочется понять, будет ли польза для самой организации.
После проведения аттестации рабочих мест вы сможете получить скидку по взносам на травматизм до 40%. Ставка зависит от категории, к которой будет отнесена ваша компания по степени профессионального риска. Более того, вы можете провести аттестацию за счет средств ФСС. Как возместить затраты на аттестацию рабочих мест, вы узнаете в конце статьи.
Аттестация рабочих мест поможет сократить налоговую нагрузку, т.к. по результатам аттестации рассчитываются льготы и компенсации сотрудникам, а они не облагаются налогами и взносами. У вас появится возможность законно включать в себестоимость продукции затраты на улучшение условия труда сотрудников: приобретение средств защиты, спецодежды, и т п. Вы сможете снизить коммунальные расходы, регулируя энергопотребление освещения, отопления и т д. Аттестация рабочих мест поможет значительно снизить ответственность руководителя при возникновении несчастного случая на работе. Вы сможете доказать, что обеспечили достаточно безопасные условия труда.
Рабочие места, подлежащие аттестации
Аттестации подлежат рабочие места которых относятся к пункту 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест, т.е. как уже говорилось выше, это те рабочие места, которые связаны с источниками воздействия на здоровье человека. Вновь созданные рабочие места должны пройти аттестацию в течение года со дня ввода в эксплуатацию. Затем, аттестацию необходимо проводить каждые 5 лет со дня последней аттестации, в случае если рабочее место не будет признано безопасным.
Количество рабочих мест, подлежащих аттестации, не всегда соответствует количеству сотрудников. У вас может быть 5 бухгалтеров, а аттестацию будет проходить 2 рабочих места. Рабочие места могут быть признаны аналогичными, тогда количество рабочих мест, требующих аттестацию легально сокращается. Аналогичными признаются рабочие места, которые соответствуют следующим требованиям:
- должности имеют одно наименование;
- сотрудники выполняют одинаковые профессиональные обязанности в одинаковом режиме;
- используют однотипное оборудование, материалы, сырье;
- работают в одном или нескольких однотипных помещениях;
- имеют одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени;
- одинаково обеспечены средствами индивидуальной защиты.
Как проходит аттестация рабочих мест
Компании не могут сами проводить аттестацию, в состав аттестационной комиссии должна входить специальная организация, которая получила аккредитацию и внесена в реестр, имеющих право проведения аттестации рабочих мест. Поэтому первое, что вам нужно будет сделать — это выбрать аттестующую организацию. Аттестующие организации можно посмотреть на сайте dogma.su. Перед заключением договора, проверьте наличие фирмы в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Руководитель издает приказ о проведении аттестации рабочих мест, он составляется в произвольной форме. В приказе обязательно указывается:
- состав аттестационной комиссии: кроме аттестующей организации, туда еще входят представители вашей фирмы, специалист по охране труда и представители профсоюза, у кого он есть;
- ФИО председателя комиссии (это представитель вашей фирмы);
- срок проведения аттестации.
В ходе проведения аттестации, организация будет проводить замеры и оценки ваших рабочих мест, чтобы признать их соответствующими либо не соответствующими нормам охраны труда.
Результаты проведения аттестации оформляются в отчет с приложением всех необходимых документов. Состав пакета документов определен в п.44 Порядка проведения аттестации, а их формы приведены в приложениях к Порядку.
После утверждения отчета об аттестации вам нужно предоставить в инспекцию труда:
- сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест;
- сведения об аттестующей организации;
- сопроводительное письмо на бланке работодателя.
Срок предоставления документов — 10 дней со дня издания приказа о завершении аттестации рабочих мест.
Цена вопрос
Аттестующие организации бесплатно не работают, стоимость проведения аттестации рабочих мест колеблется от тысячи рублей до 3 тысяч за одно рабочее место. Здесь надо быть внимательным, и вместе с подрядчиков прикинуть, сколько мест придется аттестовать. При наличии 4 работников (например 2 программиста, верстальщик и веб-дизайнер) у вас может возникнуть от 1 до 3 рабочих мест (если все будут инженеры-программисты — это 1 рабочее место, а если оформить карточки рабочих места на программиста, верстальщик и дизайнера — это уже 3 места). Все зависит от подрядчика.
Радует, что расход является обоснованным и фирмы на УСН «Доходы минус расходы» смогут его спокойно учесть на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Аттестация за счет ФСС
Добросовестные компании, которые исправно платят страховые взносы могут получить компенсацию за счет средств ФСС на аттестацию рабочих мест.
Сумма компенсации на проведение аттестации может быть не более 20% от уплаченных взносов на травматизм за вычетом страховых выплат сотрудникам по травматизму в 2012 году.
Для получения компенсации в ФСС нужно предоставить:
- заявление, составленное в свободной форме;
- план финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма по форме, утвержденной Приказом N 580н;
- копию приказа организации о проведении аттестации;
- копию приказа организации о создании аттестационной комиссии;
- копию договора с аттестующей организацией;
- копию уведомления Минтруда о включении аттестующей организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.
Срок подачи документов не позднее 1 августа текущего года.
В течение 13 дней ФСС уведомит вас о принятом решении.
Не провели аттестацию в срок, что нам грозит
Вообще, за нарушение порядка проведения аттестации предусмотрены штрафные санкции:
- от 1000 до 5000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток.
- от 30 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток;
- от 1000 до 5000 руб. на директора. Если не проводили аттестацию рабочих мест, то лучше провести её сейчас.
Пока сами ФСС относятся к этому несколько лояльно, да и трудовые инспекции строго проверяют в основном производственные фирмы, к офисам требований меньше. В любом случае, следует перед сдачей отчетности в ФСС пообщаться с сотрудником Фонда по поводу заполнения таблицы 10 отчета 4-ФСС.
Статья актуальна на 01.01.2014
Статья актуальна на 01.01.2014
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Проведение аттестации рабочих мест в Москве
Аттестация рабочих мест позволяет объективно оценить условия работы сотрудников предприятия и выявить те производственные факторы, которые способны оказать вредное воздействие на здоровье человека либо спровоцировать опасную для его жизни ситуацию. Аттестация проводится в отношении всех рабочих мест на предприятии. Регламентирована эта процедура Приказом Минздравсоцразвития №342 (2011 г.).
Условия аттестации рабочих мест
Аттестация рабочих мест проводится в соответствии с рядом нормативных актов:
- по санитарным правилам и гигиеническим стандартам;
- по типовым отраслевым нормам обеспечения работников индивидуальными средствами защиты, спецодеждой и спецобувью;
- т.п.
Если она осуществляется на рабочих местах, аналогичных по режиму работы, технологической специфике, оснащенности оборудованием и инструментами, набору вредных/опасных факторов, то достаточно исследовать всего 20% их общего количества.
Значение аттестации рабочих мест труда
- составить и реализовать план мероприятий по охране труда;
- сертифицировать промышленный объект;
- обосновать получение работниками предприятия льгот;
- составить статистику о состоянии условий труда на промышленном объекте;
- принять меры по их улучшению;
- т.п.
Аттестация рабочих мест по условиям труда обеспечивает организациям право на скидки (до 40%) на тарифы по обязательному соцстрахованию от несчастных случаев на производстве.
Аттестация рабочих мест
За проведение аттестации отвечает руководитель предприятия. Если требования по условиям труда на подведомственном ему промышленном объекте не выполняются в рамках действующего законодательства России, то он несет административную ответственность. Штраф достигает 20-30 минимальных зарплат.
В тех случаях, когда аттестация рабочих мест труда игнорируется, с юридического лица взимается штраф в сумме от тридцати до пятидесяти тысяч рублей. Другой вариант наказания – приостановление его деятельности на девяносто суток. Хотите, чтобы аттестация рабочих мест прошла на вашем предприятии с минимальными издержками, быстро, в рамках законодательства, обращайтесь в ООО «Гарант». Мы имеем большой опыт проведения подобных мероприятий.
По сути, аттестация рабочих мест – это своего рода оценка условий труда на всех существующих рабочих местах на предприятиях в городах Российской Федерации. Благодаря такой процедуре можно выявить все опасные факторы на производстве в любом городе Российской Федерации. Стоит отметить, что существуют специальные измерения, где определяются уровни опасных и вредных факторов. Именно государство определяет нормативные требования, касаемо охраны труда. Аттестация рабочих мест проводится на каждом рабочем месте, которое существует на производстве в любом городе Российской Федерации. Для того чтобы аттестация рабочих мест прошла согласно установленным требованиям, необходимо составить перечень всех существующих рабочих мест. Стоит еще раз отметить, что всю ответственность, как проходит аттестация рабочих мест на предприятии несет непосредственный руководитель всего производства в целом.
Именно руководитель любого предприятия в России обязан обеспечить полную безопасность сотрудника на рабочем месте, поэтому и проводится аттестация рабочих мест. Все результаты, после того, как была проведена аттестация рабочих мест – строго фиксируются. Благодаря таким данным можно получить скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от любых несчастных случаев на предприятии, а так же любых профессиональных заболеваний.
Для того, чтобы аттестация рабочих мест на предприятиях была проведена правильно, необходимо создать аттестационную комиссию. Именно такая комиссия по результатам проверки оформляет отчет, прилагая к этому необходимый пакет документов, а так же составляет полный итоговый протокол. Работодатель предприятия в течение десяти дней должен подписать приказ о полной завершении аттестации рабочих мест и утвердить итоговый отчет, а так же ознакомить каждого сотрудника под роспись с итогом аттестации. Более подробную информацию Вы узнаете у сотрудников Центра Сертификации «Гарант» любом городе Российской Федерации.
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Орган по сертификации продукции «Серконс» уже на протяжении длительного времени успешно проводит услугу – аттестация рабочих мест благодаря собственной аттестованной экспертной организации «ПромМаш Тест», которая входит в Группу Компаний “Серконс” .
Наша организация – это команда профессионалов, которая имеет многолетний опыт работы в области аттестации рабочих мест.
А наши эксперты работают практически в любых отраслях промышленности и на любых предприятиях.
Что примечательно, за последний год работы нашими специалистами было аттестовано более 150 предприятий, а также различных организаций. В своей работе мы применяем исключительно современные компьютерные технологии, что в свою очередь во многом повышает эффективность выполнения работы в целом.
Внимание! Вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда” , согласно которому с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих мест, претерпев некоторые изменения, переименована в «Специальная оценка условий труда».
Аттестация рабочих мест по условиям труда, проведенная до 1 января 2014 года признается «специальной оценкой условий труда» до истечения срока её действия (не более 5-ти лет).
Специальной оценке условий труда подлежат все рабочие места, на которых присутствуют вредные производственные факторы, включая офисные рабочие места.
Узнать подробнее об аттестации рабочих мест, сроках, ценах или заказать услугу:
Успешно выполненные работы по аттестации рабочих мест
ООО “Сарив Рус” | ООО “Вазапласт” | ООО “ЧОП “Кобальт” | ООО “Прудентас” |
ООО “МKT Сервис” | ООО “Ренессанс” | ООО “ПЛ Парус” | ООО “ТЭК Электроникс” |
Санкт-Петербургский Государственный Университет | Ростовский гос.эконом. Университет (РИНХ) | Ростовский Государственный Медицинский Университет | ОАО “Оленегорский механический завод” |
ООО «Новосибирская Строительная Деревообрабатывающая компания» | «Ростовский ГУ Путей Сообщения» | ООО «БАЛТЕХ» | ОАО “Сбербанк России” |
Необходимость проведения процедуры аттестация рабочих мест
Необходимость проведения процедуры аттестация рабочих мест по условиям труда, предусматривается ТК РФ ст.212, Приказ Минздравсоцразвития России №342н от 26.04.2011 г. «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» (изм. Приказ Минтруда России №590н от 12.12.2012 г. «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда») законами, трудовым кодексом Российской Федерации, а также нормативными документами Министерства здравоохранения. Важно отметить тот факт, что процедура аттестации рабочих мест – это обязательная процедура, направленная на оценку фактического состояния факторов производственной среды на каждом рабочем месте для информирования работника, работодателя, а также для разработки и принятия мер по улучшению и оздоровлению условий труда каждого человека.
Аттестация, проведенная на профессиональном уровне, позволит не только максимально уменьшить риск производственных травм, но также снизить вероятность профзаболеваний. Кроме того, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволит обеспечить условия для получения скидки к страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев (до 40%).
Экспертная организация «Проммаш тест» проводит процедуру аттестации рабочих мест по условия труда посредством обследования рабочих мест и проведения инструментальных измерений всех существующих физических, химических и психофизических производственных факторов труда. Измерения осуществляются новейшими приборами и оборудованием, внесенными в единый реестр средств измерений России.
Порядок действий при проведении аттестации рабочих мест (на практике):
Шаг 1. После выбора аттестующей организации и заключения с нею соответствующего договора формируется комиссия по проведению аттестации рабочих мест из работников аттестуемой и привлеченной аттестующей организаций.
Шаг 2. Аттестующая организация анализирует перечень аттестуемых рабочих мест и запрашивает у аттестуемой организации, так называемые, “исходные данные”, которые как правило включают в себя сведения: о предоставляемых работникам льготах и компенсациях (досрочный выход на пенсию, доплаты, дополнительный отпуск, молоко и/или лечебно-профилактическое питание, сокращенная продолжительность рабочего дня/недели); об организации инструктажей и обучения по охране труда, электробезопасности; об обеспечении работников средствами индивидуальной защиты; об организации первичных и периодических медицинских осмотров работников; о половом и возрастном составе персонала; режиме труда и отдыха (в том числе о сменности, регламентированных перерывах и т.п.); об имевших место несчастных случаях.
Шаг 3. Проводятся инструментальные измерения и оценки уровней вредных производственных факторов на рабочих местах (например: химический фактор, параметры микроклимата, световой среды, уровень шума, вибрации, оценка тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности рабочих мест и т.д.).
Шаг 4. Оформляются материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (по форме и содержанию в соответствии с требованиями действующего Порядка) и передаются на рассмотрение членам комиссии – представителям аттестуемой организации.
Шаг 5. При необходимости по результатам рассмотрения отчетных документов членами комиссии – представителями аттестуемой организации в материалы АРМ вносятся уточнения, после чего аттестация рабочих мест завершается, а сведения о её результатах передаются в Государственную инспекцию труда (далее – ГИТ).
Шаг 6. После завершения аттестации рабочих мест по условиям труда, работодатель в соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации обязан ознакомить своих работников с её результатами под роспись.
Каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет, не зависимо от формы собственности работодателя и сложности рабочих мест.
Характеристика рабочего места
В соответствии с установленным порядком, все рабочие места в организации обязаны проходить аттестацию по условиям труда, которая контролирует деятельность работодателей. Для того, чтобы составить характеристику рабочего места, привлекается экспертная организация, где работают специалисты, которые прошли специальное обучение и получили соответствующие сертификаты. Правильно составленная характеристика рабочего места предоставляет возможность разработать план действий, необходимых для приведения условий труда в соответствие со стандартами.В соответствии с трудовым законодательством работодатель обязан предоставить безопасные условия труда для работников на своем предприятии. С этой целью организации должна быть выдана специальная одежда, обувь, и при необходимости средства индивидуальной защиты.
Документация, передаваемая по завершении проведения аттестации рабочих мест
В первую очередь, это карты аттестации рабочих мест по условиям труда, к которым прикладываются протоколы инструментальных измерений (параметры микроклимата, световой стреды, аэроионизации, шум, вибрация, электромагнитные и электростатические поля и т.д.), оценок (тяжести, напряженности трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности рабочих мест средствами индивидуальной защиты) уровней вредных производственных факторов на рабочих местах, относящихся к данной карте АРМ. Карта аттестации составляется на группу рабочих мест с аналогичными условиями труда, количество которых не ограничено, если их аналогичность подтверждена в соответствии с пунктом 40 действующего Порядка проведения аттестации рабочих мест.
Кроме карт аттестации аттестующей организацией оформляется и прикладывается к материалам АРМ следующая документация:
- перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда,
- сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда,
- сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам,
- план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда,
- протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый),
- сведения об аттестующей организации с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации).
Все перечисленные документы оформляются в четком соответствии с утвержденными образцами и рекомендациями по заполнению, являющимися приложениями 1-10 к действующему Порядку проведения АРМ.
Процесс оформления материалов АРМ в аттестующей организации ПромМаш Тест автоматизирован при помощи программного комплекса “АТТЕСТАЦИЯ”, разработанного одним из ведущих научных центров России – НИИОТ в городе Иваново.
После проведения аттестации компания получает ряд преимуществ:
- сведение к минимуму рисков несчастных случаев среди сотрудников предприятия;
- реальная оценка вредных и опасных производственных факторов;
- получение налоговых льгот на страховку от несчастных случаев, если за определенное время на предприятии отсутствовали случаи травматизма среди сотрудников;
- повышение инвестиционной привлекательности организации;
- наличие документального подтверждения высокого уровня организации и ведения бизнеса.
Специалисты компании Серконс проведут процедуру аттестации на высшем уровне в максимально короткие сроки. Мы предлагаем оптимальное сочетание цены и качества.
Дополнительная информация
Аттестация рабочих мест по условиям труда
Почему хромает охрана труда на строящихся объектах? Или зачем нужна аттестация рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда — комплекс мероприятий, проводимых с целью оценки условий труда на рабочих местах, выявления вредных и опасных производственных факторов, а также приведения условий труда в соответствие с установленными требованиями законодательных актов Российской Федерации.
С 1 сентября 2011 года вступил в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. В соответствии с новым законом, с 1 сентября 2013 года на компании, расположенные на территории Российской Федерации и не прошедшие аттестацию (переаттестацию) рабочих мест, будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановления деятельности компании.
Безопасность рабочего места
Безопасность на рабочем месте должна быть предоставлена работнику управлением организации. Это одно из требований трудового законодательства Российской Федерации, и все нарушения в этой области строго контролируются и сурово наказываются. Для того, чтобы обеспечить безопасность на рабочем месте необходимо регулярно и своевременно проводить его оценку, эти меры помогут обеспечить не только соответствующие условия для конкретного человека, но и помогают создать безопасную рабочую среду для всей организации. Современная организация процесса труда и безопасности на рабочем месте способствует положительному влиянию на общую производительность и эффективность труда для каждого сотрудника. В данной ситуации необходимо постоянное соблюдение всех правил и норм безопасности на рабочем месте.
Требования к компьютеризированному рабочему месту
Перед началом осуществления работ по сертификации компьютеризированных рабочих мест по условиям труда, каждый специалист обязан посещать курсы, принять участие в семинарах или в тренингах. Такая подготовка необходима для того, чтобы проверяющий ясно понимал, чего требует процедура проведения сертификации рабочих мест и что собой представляют эти требования. Во время обучения специалист сможет ознакомиться с основными различиями между уже существующим и новым порядком сертификации и освоить практические рекомендации по разработке оценки материалов, которые должны быть проанализированы все требования для рабочего места. В первую очередь, курсы предназначены для сотрудников, которые занимают руководящие должности в экспертной организации, и предлагают профессиональные услуги по охране труда. Порядок осуществления аттестации имеет жесткую структуру, которая практически не зависит от области работы предприятия. Группа аккредитованных специалистов, проводящая процедуру аттестации, выполняет проверку соответствия рабочих мест технике безопасности, их технологическую оснащенность и рационализацию. Эксперты осуществляют гигиеническую оценку видов деятельности и условий труда, анализируют травматическую безопасность рабочих мест, уровень обеспеченности трудящихся средствами индивидуальной защиты. В результате проведения аттестации анализируются выявленные недостатки, формулируются выводы, на основе которых разрабатывается план по улучшению условий труда. Аттестация рабочих мест представляет собой детальный анализ, что особенно важно при наличии на производстве сложного технического оборудования, представляющего потенциальную угрозу для жизни и здоровья персонала Протокол по условиям труда, составленный специалистами по итогам АРМ, дополняется следующими приложениями: Карта проведения аттестации. Ведомости рабочих мест, итоги аттестации. Общая ведомость рабочих мест компании, итоги их аттестации. Схема плана мероприятий направленных на улучшение условий труда на предприятии.
Cтоимость проведения аттестации рабочих мест
Расчет стоимости проведения аттестации индивидуален для каждого предприятия, так как цена формируется в зависимости от подлежащих оценке факторов.