Поддержка молодых семей
Поддержка для молодой семьи от государства — это ряд мер, направленных на улучшение демографической ситуации в стране:
- субсидия на покупку жилья;
- ипотека с господдержкой;
- региональные и муниципальные программы поддержки;
- меры госпомощи для всех семейных пар с детьми;
- госпомощь для всех малообеспеченных граждан.
Кого считают молодой семьей
В Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением правительства №2403-р от 29.11.2014) молодой признается семейная пара, состоящая в первом зарегистрированном браке и в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет. Для жилищных программ поддержки возраст участников увеличивается до 35 лет. В последние годы социальная поддержка молодых семей за рубежом и в России практически не выделяется в отдельное направление и осуществляется в рамках помощи малообеспеченным и имеющим детей.
Какие программы поддержки для них есть
В основном федеральные программы поддержки молодых семей в 2020 году сводятся к сфере жилищной политики. Федеральные власти при софинансировании регионов выдают субсидии на покупку собственной жилплощади.
Принципы помощи в приобретении квартиры или дома содержит государственная программа поддержки молодых семей «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и ведомственная целевая программа «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Кроме того, осуществляется господдержка молодым семьям при ипотеке — это целый класс кредитов, отличающихся выгодными условиями, по которым государство частично субсидирует ставку. Подобные банковские предложения обычно носят соответствующие названия. В настоящее время действует программа, позволяющая семейным парам с двумя и более детьми оформить ипотеку по ставке 6% (постановление правительства №1711 от 30.12.2017). Еще ниже ставки для этой категории граждан по госпрограмме «Дальневосточная ипотека» — от 2%.
Молодые супруги вправе получить госпомощь для имеющих детей и для малообеспеченных граждан.
Кроме того, каждый регион разрабатывает собственные программы помощи. Существуют и благотворительные и волонтерские организации, которые предоставляют поддержку молодым семьям в трудных жизненных ситуациях.
Помощь молодым семьям при покупке (строительстве) жилья
Ранее действовавшая подпрограмма «Молодая семья» федеральной программы «Жилище» завершена. Государственная поддержка молодой семьи при покупке квартиры в 2020 году осуществляется в виде социальной выплаты (субсидии) на улучшение жилищных условий по государственной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление правительства №1050 от 17.12.2010 с изменениями от 15.06.2020). Ее участником вправе стать семейная пара (или единственный родитель), соответствующая следующим требованиям:
- состав — минимум 2 человека;
- возраст супругов не превышает 35 лет;
- граждане признаны нуждающимися в жилом помещении;
- супруги имеют доход, позволяющий им оплатить оставшуюся часть стоимости жилья.
Размер выплаты не менее:
- 30% стоимости жилья — для неимеющих детей;
- 35% — для имеющих одного ребенка или более.
Данный закон о поддержке молодых семей позволяет использовать субсидию для оплаты части стоимости жилого помещения при покупке или для оплаты договора строительного подряда при возведении дома, уплаты паевого взноса ЖСК, оплаты договора долевого участия, первоначального взноса, погашения основного долга и процентов по ипотечному кредиту.
* Нуждающимися в жилом помещении граждан признают органы МСУ в том же порядке, что и для предоставления жилья по договорам социального найма (по ст. 51 ЖК). Учетная норма жилплощади на одного человека устанавливается субъектами самостоятельно. Например, в Москве учетная норма для отдельных квартир — 10 кв. м на человека (ст. 9 гл. 2 Закона г. Москвы №29 от 14.06.2006).
** Региональным или муниципальным законодательством может быть разработана собственная программа поддержки молодых семей в вопросах жилья с дополнительными ограничениями.
Пример: брак гр. Ивановой (30 лет) и гр. Кузьмина (40 лет) не зарегистрирован, они имеют общую дочь. Могут ли они претендовать на субсидию для покупки квартиры? Да, но участниками программы станут только мать с дочерью (так как брак официально не зарегистрирован) при условии, что все остальные требования соблюдены: их жилплощадь меньше учетной нормы, а гр. Иванова имеет доход, размер которого позволяет ей оформить ипотеку на оплату оставшейся части стоимости квартиры.
Важно учесть, что субсидии предоставляются из бюджета в порядке очереди, а возраст заявителя учитывается на момент принятия решения об одобрении или неодобрении заявки, а не на день подачи заявления.
Каждый регион, который присоединится к госпрограмме, вправе корректировать:
- величину выплаты;
- необходимый перечень документов;
- категории лиц-участников;
- минимальный доход участников.
В регионах и муниципалитетах на основе государственной разрабатываются собственные программы. Например, поддержка молодых семей в Омской области в 2020 году регламентирована подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» региональной программы Омской области «Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами».
Федеральная программа «Жилище»
ФЦП продолжает действовать в 2021 годах. Она имеет основную цель в виде удешевления жилплощади и рассчитана на несколько категорий граждан. Программа имеет много особенностей, которые потребуется учесть всем, кто хочет воспользоваться помощью федерального характера. Начало действия произошло еще в 2002 году. Регламент установлен федеральными нормативными актами, но также имеется и ряд региональных подпрограмм.
Описание госпрограммы «Жилище»
ФЦП имеет общегосударственный характер, что позволяет ей реализоваться во всех субъектах РФ. Основным направлением является решение проблемы с жилплощадью у нескольких категорий граждан, в частности у молодых семей и лиц с детьми.
Вся ФЦП должна выполняться поэтапно. Действующий этап был разработан в 2010 году и утверждался ПП РФ № 1050. В данном нормативном акте прописаны мероприятия, финансирование, а также категории граждан, имеющих льготы.
Вместе с изменениями и основным регламентом было разработано несколько подпрограмм:
- процесс модернизации инфраструктуры коммунального типа;
- процесс обеспечения молодой семьи доступной для них категорией жилья;
- региональная стимуляция строительства жилого фонда;
- мероприятия, связанные с выполнением государственного обязательства перед рядом категорий граждан с наличием особых льгот;
- решение проблем с жильем у военных, в том числе находящихся в отставке по выслуге лет.
Была проведена детализация программы, которая позволила увеличить эффективность реализации. Это в свою очередь позволило охватить больше молодых людей и семей.
Дополнительно была активизирована деятельность компаний и организаций, которые занимаются формированием рынка жилья.
Важно! Субсидии государственного типа, которые получают льготные категории, в частности молодые семьи, считаются способом увеличения спроса на жилье. Это позволяет способствовать строительству нового жилого фонда, который экологичен и имеет хорошую комфортность.
Суть программы «Жилище»
Жилищный вопрос является актуальным, поэтому был создан специальный федеральный проект, который улучшал ситуацию на рынке с помощью корректировки ряда условий для определенных категорий лиц.
Основная суть проекта заключена в создании доступной недвижимости с использованием государственного субсидирования. Первично проект запустили в 2002 году. Далее в 2010 и 2015 годах было осуществлено продление. Сейчас крайний срок установлен на 2021 год.
Каждое продление регламентируется специальным постановлением, которое вносит ряд актуальных изменений. При этом, основной список целей остается неизменным.
Целевое назначение выражается в ряде целей. Список целей:
- создание рыночного сектора с экологичным и современным жильем, которое доступно разным гражданам, в частности молодым людям с небольшим доходом;
- помощь гражданам из льготного привилегированного списка в обеспечении себя жильем с помощью государственной поддержки, которая может выражаться в льготах или субсидировании;
- формирование обновленной законодательной базы;
- упрощение схемы взаимоотношений между государством, частными лицами, например, инвесторами, и юридическими лицами, которые занимаются строительными процессами.
Задачи
Реализация программы зависит от выполнения целей и основных задач. Задачи:
- формирование условий для массового строительства жилого фонда с экономклассом;
- увеличение обеспечения лиц жилплощадью;
- государственная помощь гражданам.
Основной задачей является формирование государственных инструментов для помощи гражданам в виде определенных льгот или возможных субсидий, которые расширят возможность приобретения нового помещения.
Принципы программы «Жилище»
Федеральное целевое направление в России продлено до 2021 года, но до закрытия программы будет осуществлен пересмотр направлений и целей. Они останутся стандартными для программы, но будет внесено несколько корректировок и произведено продление.
Главным принципом является создание таких условий, которые направлены на формирование специального фонда на рынке с экономклассом. Эту площадь могут приобретать различные категории граждан, в том числе те, которые относятся к малообеспеченным.
Вторичным принципом является стимуляция строительства и спроса на жилищном рынке.
Какими нормативными актами регулируется?
Нормативная база составлена из нескольких типов актов. Среди них федеральные законы, указы президента и постановления правительства.
Среди федерального законодательства можно выделить ФЗ от 24.07.2008 N 161-ФЗ, который регламентирует содействие государственных органов строительным проектам и расширению фонда. Последняя редакция была утверждена уже в 2014 году.
Сам проект ФЦП установлен ПП РФ № 1050. Последний измененный регламент с продлением сроков был принят в 2015 году на основе ПП РФ № 889.
Региональные меры часто имеют необходимость в дополнительных актах, которые действуют только в определенных субъектах.
Подпрограммы
У ФЦП есть несколько подпрограмм, которые развиваются одновременно с основным проектом. Они входят в совокупность целевого развития и реализации основного проекта. Всего есть пять различных подпрограмм. У каждой из них имеются свои особенности и сфера деятельности:
- предоставление жилья молодым семьям. Основной особенностью является частичная оплата затрат на приобретение собственной жилплощади молодой семье с ребенком. В виде льготной категории выделены лица до 35 лет. Реализация происходит в форме участия государства в первом взносе. У матерей-одиночек и семей с маленькими детьми имеется повышенная субсидия;
Последняя подпрограмма также включает в себя эффективное природопользование. Это позволяет устранять значительные загрязнения окружающей среды и улучшать экологию местности, которая находится около жилых комплексов.
Условия программы и требования к участникам
В каждом конкретном случае требования к участникам могут быть разные. Например, есть документы об аварийности своего жилья, службе в ВС или лица относятся к молодой паре до 35 лет и имеют детей.
Кроме специальных требований участники должны соответствовать всем условиям, закрепленным в ЖК РФ, в частности в статье 51:
- проживание в помещении, которое не имеет достаточной площади или не соответствует стандартам социальных норм;
- наличие арендного договора частного характера, при этом отсутствие собственной жилплощади, которая всем нормам соответствует;
- жилплощадь, где сейчас проживают лица, не соответствует нормам по безопасности;
- лица имеют болезни психического или инфекционного характера, что не позволяет проживать с ними остальным.
В ряде случаев достаточно соответствовать определенному пункту, но это потребует доказательной базы в виде различных заключений и справок.
Программа рассчитана на лиц, которые подходят под определенные требования подпрограммы, а также под платежеспособность, то есть для участия по стандартной схеме необходим стабильный постоянный заработок.
Сроки действия программы
Срок действия рассчитан на 2021 г. До конца действия также будет вынесено новое постановление, которое внесет ряд актуальных изменений. На основе этого постановления будет установлен федеральный бюджет на следующий период, который выделяется на реализацию разработанных мер.
Вместе с федеральными проектами и ФЦП будут действовать региональные меры, которые разрабатываются на уровне субъектов.
Порядок оформления субсидий
Оформление субсидий происходит по установленному плану. Порядок действий:
- собирается вся необходимая документация по конкретному проекту, в частности все справки о составе семьи и отсутствии жилья в собственности. В пакет документов входят все данные, которые необходимы для полного соответствия лиц всем условиям и требованиям;
- вся документация, вместе с заявлением, должна быть передана в местный муниципальный орган по месту проживания. Все данные оттуда будут в дальнейшем переданы в региональные органы Минстроя, но только после рассмотрения и соответствия всех справок;
- при полном согласовании и разрешении участник проекта осуществляет подбор жилья и способ его приобретения;
- осуществляется обращение в банк или предоставление в АИЖК собственных средств. При наличии сертификата обращение производится сразу к продавцу или его представителям;
- производится оформление квартиры у застройщика, который сотрудничает с властями в рамках проектного партнерства;
- в Росреестре происходит оформление жилплощади и внесения ее в списки.
Если у жилплощади есть обременение, например, в результате использования кредитных средств, то этот момент будет зафиксирован в документации.
Важно! На предоставление жилья есть очередь. Приоритеты имеют лица, проживающие в аварийных домах, имеющие несколько детей и вставшие на учет до 01.03. 2005.
Список документов
В пакет документов входит несколько справок. Предварительно потребуется собирать те документы, которые доказывают возможность участия. Список документации:
- заявление с просьбой поставить на учет. Образец могут предоставить в муниципальном органе;
- справка о наличии банковского счета или других финансовых активах;
- выписка, которую берут в БТИ из домовой книги;
- справка из ТСЖ, которая свидетельствует о реальном размере площади на каждого проживающего;
- справка из ЖКХ об отсутствии долгов по коммуналке;
- подтверждение законности проживания в помещении, например, арендный договор;
- ряд свидетельств, подтверждающих статус лиц, в частности брак или наличие детей;
- информация по работе и доходам предоставляется в виде трудовой и справки 2-НДФЛ. Также может быть использована справка о доходах;
- паспортные данные в виде ксерокопий с заверением.
Предоставление пакета документации осуществляется лично. Дополнительно лицо после решения получает уведомление почтового типа, в котором будет указано решение.
Важно! Все документы, в том числе дополнительные, которые являются подтверждением входа в определенную льготную группу, должны быть полностью оформлены и предоставлены вместе с заявлением.
При отсутствии части документации последует отказ.
Эффективность программы
По окончательной эффективности можно будет сказать только после завершения текущего периода. В настоящий момент есть ряд промежуточных итогов:
- увеличение доли частного жилья;
- развитие ипотек;
- увеличение объемов жилого фонда, который сдан в эксплуатацию;
- модернизация городской инфраструктуры.
Дополнительным итогом стало начало масштабного подключения к реализации ФЦП в регионах.
Заключение
Проектная работа по ФЦП позволяет определенным лицам получать возможность приобрести жилую площадь с помощью государства. Есть ряд подпрограмм, отвечающих за выбранные направления. Вся реализация делится на федеральный и региональный уровень.
Для получения субсидий требуется предоставить всю информацию и отвечать всем требованиям программы.
Приложение N 1. Муниципальная программа “Жилище” на 2016 – 2022 годы
1, 19 февраля, 19 апреля, 14 июня, 27 июля, 1 ноября, 27, 30 декабря 2016 г., 9 февраля, 12 апреля, 6 июля, 7 сентября, 6, 29 декабря 2017 г., 7 февраля, 13 марта, 9 июля, 20 августа, 14 сентября, 3, 29 декабря 2018 г., 18 февраля, 29 марта, 30 мая,17, 26 июня, 9 августа 2019 г.
Информация об изменениях:
Список изменен. – Постановление Администрации города Рязани от 14 сентября 2018 г. N 3628
Список
используемых сокращений:
муниципальная адресная программа “Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2013 – 2017 годы”
муниципальная адресная программа “Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2018 – 2022 годы”
Информация об изменениях:
Паспорт изменен. – Постановление Администрации города Рязани от 9 августа 2019 г. N 3045
Паспорт
муниципальной программы “Жилище” на 2016 – 2022 годы
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Управление капитального строительства администрации города Рязани (далее – УКС)
Соисполнители муниципальной программы
Управление образования и молодежной политики администрации города Рязани (далее – УОиМП)
Участники муниципальной программы
Управление градостроительства и архитектуры администрации города Рязани (далее – УГиА).
Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства администрации города Рязани (далее – УЭиЖКХ).
Некоммерческая организация “Рязанский ипотечный фонд” (далее – Фонд).
Цель муниципальной программы
Реализация жилищной политики в городе Рязани
Задачи муниципальной программы
1. Обеспечение комплексного освоения территорий массовой застройки путем обеспечения объектами инженерной и социальной инфраструктуры.
2. Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей города Рязани, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
3. Муниципальная поддержка решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
4. Развитие застроенных территорий города Рязани
5. Определение местоположения объекта адресации в целях присвоения и аннулирования адреса объекту адресации.
6. Обеспечение условий для реализации муниципальной программы.
Целевые показатели (индикаторы) муниципальной программы
1. Количество реализованных проектов в рамках комплексного освоения и развития территорий, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой.
2. Количество разработанных проектов градостроительной и проектной документации.
3. Количество разработанных топографических планов масштаба 1:500.
4. Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием средств социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома.
5. Количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием льготного ипотечного займа на приобретение или строительство жилья.
6. Количество семей, улучшивших жилищные условия с использованием субсидий на возмещение части затрат на оплату процентов по банковскому кредиту на приобретение или строительство жилья.
7. Ежегодное количество проведенных аукционов по площадкам перспективного строительства в городе Рязани МАП
8. Количество проведенных осмотров местонахождения объектов адресации.
9. Уровень выполнения значений целевых индикаторов муниципальной программы.
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
2016 – 2022 годы.
Программа реализуется в 1 этап
Объемы финансирования муниципальной программы
Общий объем финансирования муниципальной программы составляет 1982320,14752 тыс. руб.,
в том числе по годам реализации:
2016 г. – 190831,50 тыс. руб.
2017 г. – 334302,01 тыс. руб.
2018 г. – 371527,4660 тыс. руб.
2019 г. – 525486,17152 тыс. руб.,
2020 г. – 189595,30 тыс. руб.
2021 г. – 182322,00 тыс. руб.
2022 г. – 188255,70 тыс. руб.;
из них по источникам финансирования:
средства федерального бюджета, всего – 534796,69515 тыс. руб. в том числе по годам реализации:
2016 г. – 5046,70 тыс. руб.
2017 г. – 138241,03 тыс. руб.
2018 г. – 168091,5945 тыс. руб.
2019 г. – 212017,37065 тыс. руб.
2020 г. – 3800,00 тыс. руб.
2021 г. – 3800,00 тыс. руб.
2022 г. – 3800,00 тыс. руб.;
средства областного бюджета, всего – 163507,84878 тыс. руб. в том числе по годам реализации:
2016 г. – 7539,90 тыс. руб.,
2017 г. – 42306,88 тыс. руб.,
2018 г. – 29815,6038 тыс. руб.,
2019 г. – 64045,46498 тыс. руб.,
2020 г. – 6600,00 тыс. руб.,
2021 г. – 6600,00 тыс. руб.,
2022 г. – 6600,00 тыс. руб.;
средства бюджета города Рязани, всего – 325209,59501 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2016 г. – 23244,90 тыс. руб.,
2017 г.-22683,70 тыс. руб.,
2018 г. – 55960,7677 тыс. руб.,
2019 г. – 69989,22731 тыс. руб.,
2020 г. – 53981,30 тыс. руб.,
2021 г. – 46708,00 тыс. руб.,
2022 г. – 52641,70 тыс. руб.
внебюджетные средства, всего – 958806,00858 тыс. руб., в том числе по годам реализации:
2016 г. – 155000,00 тыс. руб.,
2017 г. – 131070,40 тыс. руб.,
2018 г. – 117659,50 тыс. руб.,
2019 г. – 179434,10858 тыс. руб.,
2020 г. – 125214,00 тыс. руб.,
2021 г. – 125214,00 тыс. руб.,
2022 г. – 125214,00 тыс. руб.
Основные мероприятия муниципальной программы
1. Реализация проектов в рамках комплексного освоения и развития территорий, предусматривающих обеспечение земельных участков инженерной, социальной и транспортной инфраструктурой.
2. Разработка градостроительной и проектной документации.
3. Разработка топографических планов масштаба 1:500.
4. Предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство жилого дома.
5. Льготное ипотечное кредитование.
6. Субсидирование процентной ставки по банковскому кредиту.
7. Обеспечение реализации мероприятий по развитию застроенных территорий в городе Рязани
8. Осмотр местонахождения объекта адресации на территории города Рязани.
9. Обеспечение деятельности управления капитального строительства.
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы
Успешная реализация муниципальной программы позволит к 2022 году обеспечить следующие результаты:
– общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя – 29,55 кв. метров;
– доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, – 3,1%
I. Характеристика текущего состояния жилищной сферы города Рязани
Задача 1. Обеспечение комплексного освоения территорий массовой застройки путем обеспечения объектами инженерной и социальной инфраструктуры
С начала действия федеральной целевой программы “Жилище” ежегодные темпы жилищного строительства в городе Рязани составляли 20 – 30%. За период с 2009 по 2014 годы, несмотря на кризисные явления в строительной отрасли, ввод жилья удалось сохранить на уровне 360 тысяч квадратных метров в год. Объем незавершенного жилищного строительства на 01.09.2015 по городу Рязани составил 128 объектов, по которым получены разрешения на строительство, что соответствует 1,4 млн кв. м жилья.
Основными проблемами остаются отсутствие земельных участков, обустроенных инженерной инфраструктурой, и механизмов привлечения частных инвестиционных ресурсов в строительство и модернизацию инженерной инфраструктуры.
В целях обеспечения земельных участков коммунальной, транспортной и социальной инфраструктурой в 2009 году за счет бюджетных средств построены инженерные коммуникации микрорайона Зиловская бровка (электроснабжение, водопровод и канализация), автомобильная дорога в микрорайоне Братиславский, детский сад на 250 мест в микрорайоне ДПР-5, 5А.
В настоящее время проводится работа по привлечению средств федерального и областного бюджетов на строительство инженерных коммуникаций до границ земельных участков, выделенных многодетным семьям.
Однако существующие объемы строительства жилья и цены на жилые помещения не могут покрыть потребность граждан в улучшении жилищных условий.
Задача 2. Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей города Рязани, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
В администрации города Рязани 8,0 тыс. семей (около 5% населения города) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. По экспертной оценке, всего в настоящее время не удовлетворены своими жилищными условиями около 45% семей города. При этом фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут не более 10% населения.
Ежегодно в городе Рязани регистрируется около 4000 браков, возраст супругов в которых не превышает 35 лет, более 50% молодых пар из них разводятся в течение первых трех лет совместной жизни. Одной из основных причин разводов является отсутствие у молодых семей собственного жилья.
Острота проблемы определяется высокой стоимостью жилья в городе Рязани, отсутствием доступного ипотечного кредитования, что является сдерживающим фактором в решении жилищной проблемы молодых семей и негативно влияет на демографические процессы.
Однако молодежь имеет перспективы роста заработной платы по мере повышения своей квалификации, и помощь со стороны администрации города Рязани в решении жилищного вопроса будет являться для данной категории населения стимулом дальнейшего профессионального роста.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения и повлияет на улучшение демографической ситуации в городе. Решение жилищной проблемы молодых граждан позволит сформировать экономически активный слой населения.
Задача 3. Муниципальная поддержка решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
Высокая стоимость недвижимости и постоянный рост цен на нее по сравнению с доходами граждан делают для многих жителей города Рязани неразрешимой проблему приобретения жилья и улучшения жилищных условий. При сокращении бюджетных расходов в жилищном секторе внимание государства сосредоточено в основном на отдельных категориях и группах населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои жилищные проблемы. Учитывая этот факт, решениями администрации города Рязани и Рязанской городской Думы в течение 1999 – 2014 годов принимались и реализовывались ипотечные программы. Условия программ позволяли оказывать поддержку путем предоставления льготных ипотечных займов или субсидий на возмещение части затрат на оплату процентов по банковскому кредиту на приобретение или строительство жилья отдельным категориям граждан, которые не могут получить доступ на рынок жилья: работникам бюджетной сферы и муниципальных предприятий; гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании – город Рязань; проживающим в общежитиях и коммунальных квартирах; молодым, неполным и многодетным семьям. Вышеуказанные категории и группы граждан являются наиболее незащищенной частью населения города Рязани.
По состоянию на 01 сентября 2015 года по программам ипотечного кредитования, действующих в городе Рязани, приобретено 95,3 тыс. кв. м жилых помещений, привлечено 3,8 млрд. руб. внебюджетных средств, улучшили свои жилищные условия 1,8 тыс. семей или 5,4 тыс. граждан, в том числе:
– работники бюджетной сферы и муниципальных предприятий – 4,2 тыс. чел.;
– граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в муниципальном образовании – город Рязань, а также проживающие в общежитиях и коммунальных квартирах – 0,27 тыс. чел.;
– молодые семьи – 0,14 тыс. чел.;
– многодетные семьи – 0,25 тыс. чел.;
– неполные семьи – 0,6 тыс. чел.
В рамках ранее принятых ипотечных программ ежемесячно выполняются обязательства по обслуживанию долгосрочных договоров займа – 779 семей, по предоставлению субсидий по банковским кредитам – 427 семьям. Анализ результатов реализации ипотечных программ за период 1999 – 2014 годы показывает эффективность оказания адресной муниципальной помощи в улучшении жилищных условий этой категории граждан.
Необходимость принятия муниципальной программы вызвана:
– выполнением ранее принятых социальных долгосрочных обязательств перед участниками ипотечных программ по обслуживанию договоров займа и предоставлению субсидий по заключенным договорам субсидирования;
– повышением доступности жилья для отдельных категорий граждан путем муниципальной поддержки;
– привлечением в жилищное строительство в городе Рязани внебюджетных средств – средств граждан и кредитных ресурсов банков.
Реализация муниципальной программы позволит увеличить объемы жилищного строительства за счет привлеченных внебюджетных средств и повысить доступность жилья для населения путем финансовой поддержки отдельных категорий граждан.
Задача 4. Развитие застроенных территорий города Рязани.
Большой интерес застройщики проявляют к центральной части города, инвестиционная привлекательность которой для застройщиков характеризуется высоким спросом на жилые и коммерческие помещения и высокой стоимостью 1 кв. м общей площади этих помещений.
При этом в центре города практически полностью отсутствуют свободные строительные площадки и возможности подключения объектов к инженерным сетям. Большая доля жилищного фонда города, расположенного в центральной части, имеет высокий износ основных несущих конструкций и внутридомовых инженерных сетей, существует проблема ликвидации аварийного жилищного фонда, непригодного для постоянного проживания, с обеспечением переселения граждан в благоустроенное жилье. Решение данных проблем возможно путем применения процедуры развития застроенных территорий и формирования площадок перспективного строительства с целью эффективного использования территории города и создания благоприятных условий проживания населения, а также сохранения памятников истории и культуры.
Кризис на кредитно-финансовом и строительном рынках, сокращение платежеспособного спроса населения на жилье создали необходимость дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса. А это возможно при условии обеспечения земельных участков коммунальной, социальной инфраструктурой и автомобильными дорогами, а также градостроительной и проектной документацией, при условии улучшения платежеспособности жителей Рязани, в том числе отдельных категорий граждан и молодых семей.
Информация об изменениях:
Раздел II изменен. – Постановление Администрации города Рязани от 20 августа 2018 г. N 3244
II. Приоритеты муниципальной политики в жилищной сфере. Цель и задачи муниципальной программы
Приоритетами жилищной политики являются увеличение объема жилищного строительства и оказание муниципальной поддержки отдельным категориям граждан в улучшении жилищных условий.
Целью программы является реализация жилищной политики в городе Рязани.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Обеспечение комплексного освоения территорий массовой застройки путем обеспечения объектами инженерной и социальной инфраструктуры.
2. Государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей города Рязани, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
3. Муниципальная поддержка решения жилищной проблемы отдельных категорий граждан.
4. Развитие застроенных территорий города Рязани.
5. Определение местоположения объекта адресации в целях присвоения и аннулирования адреса объекту адресации.
6. Обеспечение условий для реализации муниципальной программы.
Данная программа базируется на следующих нормативных правовых актах:
– Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”;
– Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”;
– решение Рязанской городской Думы от 20.10.2017 N 403-II “Об утверждении муниципальной адресной программы “Развитие застроенных территорий в городе Рязани на 2018 – 2022 годы”.
Реализуемые в рамках программы проекты отвечают задачам Плана стратегического развития города Рязани до 2020 года, утвержденного решением Рязанской городской Думы от 26.03.2009 N 169-I, в направлении “Сбалансированное пространственное развитие” и способствуют созданию качественной городской среды с эффективной организацией городской территории, упорядоченным архитектурным обликом города, улучшенной транспортной ситуацией.
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии с постановлениями администрации города Рязани от 13.08.2013 N 3274 “Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ в городе Рязани и Методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ в городе Рязани” и от 24.08.2015 N 3892 “Об утверждении Перечня муниципальных программ города Рязани”.
В рамках реализации муниципальной программы требуется принятие дополнительных нормативных правовых актов администрации города Рязани. Сведения об основных мерах правового регулирования, планируемых к разработке в ходе реализации муниципальной программы, приведены в таблице N 1 приложения N 1 к муниципальной программе.
Информация об изменениях:
Раздел III изменен. – Постановление Администрации города Рязани от 14 сентября 2018 г. N 3628
III. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Муниципальная программа разработана на период с 2016 по 2022 годы и реализуется в 1 этап.
IV. Прогноз ожидаемых результатов муниципальной программы. Описание целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы
Решение задач муниципальной программы направлено на достижение определенных результатов в жилищной сфере города Рязани. Реализация муниципальной программы позволит к 2022 году достичь следующих результатов:
Информация об изменениях:
Пункт 1 изменен. – Постановление Администрации города Рязани от 26 июня 2019 г. N 2235
1. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2022 году составит 29,55 кв. м.
Для расчета общей площади жилых помещений, приходящейся в среднем на одного жителя в 2022 году, используются данные по городу Рязани Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Рязанской области (Рязаньстат). При этом, величина показателя (индикатора) определяется как отношение площади жилищного фонда в 2022 году к численности постоянного населения города на конец 2022 года.
Одним из факторов, оказывающих влияние на достижение данного результата, является объем ввода жилых помещений в эксплуатацию.
В целях достижения данного результата общая площадь жилых помещений, введенных в эксплуатацию за период реализации муниципальной программы, составит 3155,259 тыс. кв. метров, в том числе по годам реализации (тыс. кв. метров):
Федеральная программа «Жилище» на 2022 год: как оформить
(см. текст в предыдущей редакции)
В ходе реализации федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы в 2011 – 2014 годах были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.
За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством и жилищно-коммунальным хозяйством.
Мероприятия подпрограммы “Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы в 2011 – 2012 годах были направлены на реализацию комплексного подхода к развитию жилищного строительства и явились продолжением реализации мероприятий подпрограммы “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства” федеральной целевой программы “Жилище” на 2002 – 2010 годы.
В рамках подпрограммы “Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы в 2011 – 2012 годах осуществлялись мероприятия по возмещению затрат (части затрат) на уплату процентов по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями или юридическими лицами в кредитных организациях на цели обеспечения инженерной инфраструктурой земельных участков, предназначенных для строительства жилья экономкласса, а также по строительству (реконструкции) объектов социальной инфраструктуры в рамках реализации проектов по комплексному развитию территорий, предусматривающих строительство жилья экономкласса, реконструкцию автомобильных дорог в новых микрорайонах массовой малоэтажной и многоквартирной застройки жильем экономкласса в 26 субъектах Российской Федерации. Положительным итогом реализации этой подпрограммы стало увеличение годового объема ввода жилья с 62 млн. кв. метров в 2011 году до 76 млн. кв. метров в 2014 году.
В связи с высокой заинтересованностью субъектов Российской Федерации в реализации подпрограммы “Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации”, подтвержденной их активным участием в конкурсном отборе для участия в ней, реализация мероприятий этой подпрограммы была продолжена в рамках соответствующей подпрограммы в 2015 – 2017 годах.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710)
(см. текст в предыдущей редакции)
Высокую востребованность со стороны граждан и субъектов Российской Федерации продемонстрировала подпрограмма “Обеспечение жильем молодых семей”, реализация которой осуществлялась в рамках федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы и которая была направлена на оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, в первую очередь многодетных. За 2011 – 2014 годы в рамках этой подпрограммы улучшили жилищные условия 108,5 тыс. молодых семей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710)
(см. текст в предыдущей редакции)
Реализация указанной подпрограммы способствовала разработке и принятию в субъектах Российской Федерации программ по поддержке молодых семей в улучшении жилищных условий и региональных программ по развитию ипотечного жилищного кредитования. Значительно увеличился размер средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на финансирование мероприятий подпрограммы. Общий размер средств бюджетов субъектов Российской Федерации, привлеченных в рамках реализации подпрограммы в 2011 – 2014 годах, составил 39,02 млрд. рублей, размер привлеченных средств внебюджетных источников – 130,06 млрд. рублей. Значительный размер привлеченных внебюджетных средств обусловил высокую результативность использования средств федерального бюджета в рамках этой подпрограммы.
В рамках подпрограммы “Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы в 2011 – 2014 годах были предусмотрены мероприятия по завершению строительства и реконструкции 16 объектов коммунальной инфраструктуры. Из них введены в эксплуатацию 11 объектов с привлечением 12,6 млрд. рублей из бюджетов субъектов Российской Федерации. Работы по 2 объектам были завершены в 2015 году за счет подтвержденных к использованию в 2015 году неиспользованных остатков субсидий из федерального бюджета, предоставленных в 2014 году. Были достроены 3 объекта за счет средств внебюджетных источников. В 2015 – 2016 годах осуществлялось предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение строительства и реконструкции 3 объектов коммунальной инфраструктуры.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710)
(см. текст в предыдущей редакции)
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.
Указанный механизм использовался для обеспечения жильем граждан в рамках подпрограммы “Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством” федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы, в том числе граждан, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, граждан, пострадавших в результате аварий на Чернобыльской АЭС и производственном объединении “Маяк”, граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, граждан, подлежащих отселению с комплекса “Байконур”, и граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществлялось органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций.
За 2011 – 2014 годы в рамках федеральной целевой программы “Жилище” на 2011 – 2015 годы были обеспечены жильем около 55 тыс. граждан, относящихся к этим категориям.
При этом по итогам реализации этой программы в 2011 – 2014 годах сохраняется высокая востребованность продолжения выполнения ее мероприятий. По состоянию на 1 января 2015 г. в очереди на получение государственной поддержки остаются около 296 тыс. семей, в отношении которых установлены государственные обязательства по обеспечению жильем, и около 376 тыс. молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Несмотря на достигнутые результаты, недостаточный уровень обеспеченности граждан жильем и низкая доступность жилья остаются одной из основных социально-экономических проблем Российской Федерации.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2013 году 27 процентов российских семей отметили, что испытывают стесненность в жилищных условиях, а среди семей с детьми в возрасте до 18 лет на это обстоятельство указали 48 процентов семей, 6 процентов граждан указали на плохое или очень плохое состояние занимаемого жилого помещения, общий объем ветхого и аварийного жилого фонда составляет около 94 млн. кв. метров. Из общего количества семей, указавших на стесненные условия проживания или плохое состояние жилого помещения, только около 30 процентов имеют возможность улучшить жилищные условия.
При этом даже ограниченный платежеспособный спрос на жилье существенно превосходит предложение, что в условиях свободного рыночного ценообразования ведет к росту цен и увеличению разрыва между ценой продажи жилья на рынке и себестоимостью строительства. По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году средняя цена продажи жилья превосходила среднюю себестоимость его строительства на 32 процента, а темп роста цен на жилье превышал как темп роста цен на строительные материалы, так и темп роста реальных располагаемых доходов населения.
Несмотря на развитие рынка ипотечного жилищного кредитования, этот инструмент остается недоступным для большинства граждан Российской Федерации в связи со значительной величиной первоначального взноса по отношению к среднему уровню доходов, а также ввиду высокого уровня процентных ставок по таким кредитам, составляющего на начало 2015 года около 18 процентов по рублевым кредитам.
Абзац утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 02.03.2021 N 293.
(см. текст в предыдущей редакции)
Таким образом, достижение установленной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года стратегической цели обеспечения доступности жилья для всех категорий граждан и соответствия объема комфортного жилищного фонда потребностям населения является объективно невозможным без реализации комплекса мер государственной жилищной политики, ориентированных как на оказание социальной поддержки гражданам, так и на корректировку структуры рынка жилья и приведение ее в соответствие с потребностями граждан Российской Федерации и целями долгосрочной социально-экономической политики государства.
Реализация федеральной целевой программы “Жилище” на 2015 – 2020 годы осуществлялась в 2015 – 2017 годах в рамках государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” и стала одним из основных структурных элементов государственной жилищной политики, направленных на продолжение реализации мероприятий по улучшению ситуации в жилищной сфере.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710)
(см. текст в предыдущей редакции)
Федеральная целевая программа “Жилище” включала в себя мероприятия по двум направлениям:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710)
(см. текст в предыдущей редакции)
оказание государственной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в рамках мероприятий по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечению жильем молодых семей и обеспечению жильем отдельных категорий граждан на основании решений Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации;
создание условий для развития рынка доступного и комфортного жилья экономкласса, сдерживания роста цен на жилье, увеличения объемов ввода жилья и развития строительной отрасли в рамках мероприятий по поддержке программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации.
Абзацы двадцать пятый – тридцать восьмой утратили силу с 1 января 2018 года. – Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710.
(см. текст в предыдущей редакции)
С 1 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы “Жилище” интегрируются в состав государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации” (далее – Программа) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1243 “О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации”, и их реализация будет осуществляться с учетом настоящих особенностей.
Последние новости
Государственная программа города Москвы «Жилище» охватывает всю жилищную сферу города, включая строительство домов, ремонт, реконструкцию жилищного фонда, его управление и эксплуатацию.
Программа разрабатывалась с учетом особенностей Москвы как крупнейшего мегаполиса со столичными, административными и финансовыми функциями, в котором должны быть созданы комфортные условия для проживания.
Все еще остаются актуальными проблемы доступности жилья для жителей города; отсутствие развитого рынка найма жилых помещений; старение жилого фонда; низкий уровень комфорта жилой застройки. Все это в совокупности требует концептуально новых подходов решения проблем в сфере жилищного строительства.
Москва в «старых» границах занимает площадь более 108,1 тыс. га, на которой доля территорий жилых зон составляет 23%. Объем строительства жилья в столице с 2000 по 2011 год составил порядка 44 млн кв. м, 13,7 млн кв. м из них построены за счет городского бюджета. В 2012 году московские строители ввели в эксплуатацию 3,05 млн кв. м жилых домов, превысив показатели 2011 года, когда в Москве было сдано 2,1 млн «квадратов». В последующие годы темпы роста увеличивались: в 2013 было введено 3,15 млн кв. м жилья, в 2014 – 3,33 млн, в 2015 – 3,92 млн, в 2016 – 3,36 млн, в 2017 – 3,42 млн, в 2018 – 3,54 млн, в 2019 – 3,55 «квадратов» . Согласно прогнозу, в 2020 году сдадут 3,6 млн кв. м жилья, а в 2021 – 3,8 млн кв. метров.
На протяжении последних лет усилия органов исполнительной власти города Москвы были сконцентрированы в основном на выполнении государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями очередников и жителей многоквартирных и жилых домов, подлежащих реновации, в рамках городских жилищных программ, а также на создании условий для строительства жилья за счет средств инвесторов.
На стабильном уровне сохранялось число обеспечиваемых категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации (ветераны, в т. ч. ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды, дети-сироты, граждане, получающие государственные жилищные сертификаты).
Цели программы:
- Создание взаимоувязанной по задачам и ресурсам системы улучшения жилищных условий для жителей города Москвы с учетом их потребностей, имущественной обеспеченности и имеющихся государственных обязательств.
- Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда, развитие системы управления жилищным фондом в городе Москве.
- Ежегодное предоставление москвичам, состоящим на жилищном учете, жилых помещений и социальных выплат на приобретение жилья в объемах, исключающих рост количества семей, состоящих на жилищном учете в городе Москве.
Задачи:
- 1. Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки.
- 2. Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы:
• предоставление жилых помещений в многоквартирных и малоэтажных домах, построенных
(приобретенных) за счет средств бюджета города Москвы;
• оказание финансовой поддержки в жилищной сфере (предоставление социальных и иных выплат
установленным законодательством категориям граждан);
• развитие системы государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей
и многодетных семей для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. - 3. Проведение капитального ремонта и модернизации существующего жилищного фонда в соответствии с нормативными сроками.
- 4. Совершенствование системы управления жилищным фондом в городе Москве:
• осуществление комплекса мер по обеспечению безопасной эксплуатации недвижимости, в том
числе находящейся в собственности города;
• дальнейшее развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере. Увеличение
количества застрахованных жилых помещений и объектов общего имущества собственников
помещений в многоквартирных домах от рисков гибели, утраты и
повреждения;
• развитие системы найма жилых помещений из жилищного фонда города Москвы и жилищного
фонда, находящегося в собственности физических и юридических лиц, нацеленной на
удовлетворение потребности в жилых помещениях различных категорий жителей города
Москвы с учетом их финансовой и имущественной обеспеченности. - 5. Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства:
• осуществление комплекса мер по обеспечению надлежащей эксплуатации дворовых территорий;
• благоустройство территорий жилой застройки;
• обеспечение надлежащего содержания принадлежащих городу объектов недвижимости.
Государственная программа содержит пять подпрограмм и реализуется в один этап: 01.01.2019 – 31.12.2021. В комплексе они обеспечивают достижение поставленных целей и решение программных задач.
По итогам уровень развития жилищного фонда в городе Москве с 2010 года составит 17,2%.
Подпрограмма 1 «Строительство нового жилья в городе Москве и реновация существующей жилой застройки»
Подпрограмма подразумевает жилищное строительство за счет всех источников финансирования, завершение строительства жилых домов для пострадавших граждан-соинвесторов, реновацию существующей застройки, формирование комплексной жилой среды, защиту прав граждан в области долевого строительства.
Подпрограмма 2 «Выполнение государственных обязательств»
Подпрограмма охватывает мероприятия по выполнению обязательств Правительства Москвы перед различными категориями граждан, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством.
В подпрограмме предусмотрено совершенствование механизмов постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и учета предоставления жилья очередникам; введение электронных способов работы с гражданами и организациями координация в рамках подпрограммы различных способов улучшения жилищных условий для молодых семей, многодетных семей, детей-сирот и других категорий граждан, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы, с различным уровнем имущественной и финансовой обеспеченности.
Подпрограмма 3 «Капитальный ремонт и модернизация жилищного фонда»
Целью подпрограммы является повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве, улучшение качества жилищного фонда.
Подпрограмма подразумевает оказание содействия собственникам помещений в проведении капитального ремонта многоквартирных домов, формирование и исполнение ежегодных планов мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов и обновлению лифтового оборудования.
Подпрограмма 4 «Управление жилищным фондом в городе Москве»
Подпрограмма направлена на совершенствование системы управления жилищным фондом, формирование единого информационного пространства в сфере учета жилищного фонда, развитие и легализацию рынка найма и аренды жилья в городе Москве, развитие комплексной системы страхования в жилищной сфере.
Подпрограмма 5 «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства»
Подпрограмма направлена на повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве. Она подразумевает обеспечение безопасной эксплуатации недвижимости и оборудования в собственности города Москвы, повышение информированности населения по вопросам прав и обязанностей в сфере управления многоквартирными домами.
Контроль за выполнением программы возложен на заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрея Бочкарева. Программа была утверждена в 2011 г. постановлением московского правительства.
Постановлением Правительства Москвы от 4 июня 2019 г. (№ 629-ПП) в программу внесены изменения.
Получайте ежедневную подборку актуальных публикаций о строительстве в Москве
Федеральная программа «Жилище»: условия участия
Московская программа “Жилище”, разработанная еще в 2002 году, по-прежнему не теряет своей актуальности. Сейчас крайний срок ее работы назначен на конец 2020 года. Основной целью программы выступает совершенствование условий жизни россиян, на что направлено формирование рынка жилья, доступного различным категориям граждан. Проект функционирует на всей территории страны, при этом подпрограммы и условия устанавливаются региональными органами власти.
Суть программы «Жилище»
На территории России актуальность жилищного вопроса всегда была на высоте, но некоторое время назад проблема предстала в настолько масштабном свете, что Правительство страны всерьез приступило к разработке плана по ее решению. Результатом выступил федеральный проект под названием «Жилище», предназначенный для положительной корректировки условий проживания различных категорий граждан. Более всего замысел направлен на создание доступного рынка недвижимости и внедрение всевозможных льгот и субсидий на жилье.
Впервые о программе заговорили в 2002 году. Тогда ее действие продолжалось до 2010 года. После чего проект был продлен до 2015 года. Сейчас «Жилище» продолжает свою работу, поскольку срок увеличен до 2020 года включительно. Примечательно, что с каждой пролонгацией проекта, несколько изменялся список его составляющих, но основные цели оставались и остаются прежними.
Назначение проекта можно выразить в следующих основных аспектах:
- Формирование рынка экологичного и энергоэффективного жилья, покупка которого будет доступна различным категориям граждан, в частности, с небольшим либо средним доходом.
- Исполнение обязательств по обеспечению жильем граждан, обладающих льготами и привилегиями, перечень которых указан в законодательстве. Если говорить проще, то предоставление субсидий и оказание всевозможной помощи в приобретении недвижимости лицам, отвечающим определенным требованиям.
Для работы по основным направлениям предварительно было проведено небольшое обновление на законодательном уровне. Благодаря чему, упростилась схема взаимоотношений между коммерческими строительными фирмами, индивидуальными застройщиками, жилищными объединениями граждан и государством. Соответственно возможности партнерских отношений существенно расширились, как и повысились шансы для возведения жилых домов.
Задачи
Достижение целей государственного плана по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан и семей, напрямую зависит от выполнения основных задач:
- создание возможностей для увеличения объемов строительства домов экономкласса;
- увеличение степени обеспеченности граждан квадратными метрами за счет активного строительства жилья.
Если смотреть более конкретно, то основным направлением работы по программе считается предоставление помощи в приобретении недвижимости тем гражданам, которые нуждаются в этом более других, в частности, молодым семьям, малоимущим слоям населения, а также льготникам.
Подпрограммы на 2015-2020 годы
Перечень основных подпрограмм очередного этапа проекта, конец которого назначен на 2020 год, включает:
- обеспечение молодых семей жильем;
- выполнение обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных законодательством;
- стимулирование развития проектов по жилищному строительству на региональном уровне;
- модернизация коммунальных объектов и реконструкция ветхого жилья.
Помимо решения основных вопросов, программа «Жилище» предполагает увеличение спроса на недвижимость, особенно среди молодых семей, и в целом повышение качества жилищного фонда в стране.
Если касаться столицы РФ – Москвы, здесь программа «Жилище» включает разработку таких проектов:
- ;
- рассрочка на покупку жилья;
- компенсация найма жилого помещения;
- субсидии на покупку либо постройку дома;
- вручение жилищных сертификатов;
- доступность жилья для молодых семей.
Федеральный проект действует на общегосударственном уровне, при этом власти каждого региона вправе самостоятельно выбирать подпрограммы, в рамках которых будут предоставляться льготы и субсидии на жилье.
Условия программы и требования к участникам
Схема федеральной программы, прежде всего, предполагает помощь в покупке недвижимости в домах экономкласса. Проще говоря, часть от суммы средств на приобретение жилья предоставляется из бюджета страны, а остаток оформляется в виде кредита. При этом ставка по займу будет льготной – 10-12%.
Государство в свою очередь обещает погасить не менее 30-40% от общей стоимости выбранной недвижимости. Конкретное значение зависит от льготной категории участника программы. В некоторых случаях сумма субсидии достигает немалых размеров и способна покрыть затраты на жилье если не в полном объеме, то большую часть таковых.
В проекте «Жилище» 2012-2018 для Москвы, как было сообщено 21 декабря, произошел ряд изменений, касающийся помощи многодетным семьям. Новые условия гласят, что при рождении (усыновлении) третьего либо последующего ребенка в момент действия соглашения купли-продажи с рассрочкой взноса, семье будет предоставлена возможность списать 30% от стоимости жилища, приобретенного у города. Нововведение распространяется и на семьи, в которых в период действия договора один из детей был признан инвалидом.
Кто может принимать участие
Прежде всего, участниками проекта могут стать молодые семьи, а также:
- военные, получившие отставку по причине выслуги лет;
- работники органов полиции, Следственного Комитета, прокуратуры;
- ученые;
- матери, воспитывающие детей самостоятельно;
- многодетные семьи;
- ликвидаторы последствий аварии в Чернобыле;
- граждане, проживающие в ветхих и аварийных домах;
- спасатели.
Допускается расширение или корректировка списка на региональном уровне в соответствии с критериями, по которым выясняется – нуждается человек в жилье или же нет.
Требования к претендентам
Перечень основных требований, предъявляемых к кандидатам, включает:
- Гражданство Российской Федерации.
- Возрастной порог участников – не более 35 лет для одного супруга либо обоих.
- Наличие стесненных условий проживания либо состояние жилища вовсе не пригодно к обитанию. Документальное подтверждение этого факта, предоставленной местными органами власти.
- Обладание суммой, необходимой для первоначального взноса за недвижимость – минимум 10% от общей стоимости жилья.
- Неполная семья обладает стопроцентным правом на участие в проекте.
Дополнительно претенденту потребуется доказать платежеспособность, поскольку основную часть стоимости квартиры либо дома следует погасить именно ему. Для этого необходим ежемесячный доход в той сумме средств, которая позволит впоследствии оплачивать взносы по льготной ставке жилищного кредита.
Как стать участником
Заявку на получение льгот по проекту «Жилище» следует предоставлять в органы местного самоуправления до 1 сентября каждого года. Предварительно потребуется узнать о подпрограммах, действующих в конкретном регионе.
Заявка представляет собой подачу заявления с просьбой включить семью либо отдельного гражданина в список участников. При этом бланк следует заполнять на месте, согласно образцу и обязательно в 2-х экземплярах.
Дополнительно следует подготовить бумаги:
- паспорта всех членов семьи (для детей – свидетельства о рождении), а также копии документов;
- свидетельство о заключении семейного союза, если имеется;
- справки и выписки о доходах всех членов семейства, при этом засчитываются только документы, предоставленные официальными работодателями;
- выписка со счета в банковском учреждении для доказательства, что в наличии имеется сумма для первого взноса (10% от стоимости жилья);
- справка о состоянии жилища, в котором заявитель обитает на момент подачи заявления.
После передачи бумаг потребуется придерживаться следующего алгоритма действий:
- Подтвердить возможности оплаты той части стоимости жилья, которая не будет погашена за счет государственных средств.
- Получить расчет размера субсидии, положенной заявителю. Здесь все зависит от льгот, предоставляемых в рамках конкретной программы.
- Дождаться уведомления от комиссии – местные власти принимают решение в течение 10 дней с момента вручения заявления.
- Получить свидетельство, подтверждающее право использования субсидии на строительство либо покупку жилья.
В течение 2-х месяцев со дня вручения свидетельства, заявитель должен представить документ в выбранное банковское учреждение для заключения договора и открытия счета.
Приобрести жилье, будь то дом или квартира, либо вклад в строительство, необходимо в течение 9 месяцев со дня вручения сертификата.
Поскольку субсидия является целевой, в дальнейшем потребуется отчитаться за потраченные средства. Соответственно следует сохранять все чеки, договоры, платежки и прочие документы по операциям, производимым с деньгами.
Московский проект «Жилище» считается еще одной формой государственной поддержки молодым, малоимущим, многодетным семьям и категориям граждан, остро нуждающимся в улучшении условий проживания. В более широком смысле программа нацелена на развитие жилищного фонда страны, увеличение объемов строительства и модернизацию уже существующих объектов. Получить помощь из федерального бюджета могут граждане РФ, отвечающие определенным требованиям и обладающие возможностью оплаты части стоимости приобретаемого жилья.