С какого момента появляется земельный участок как недвижимая вещь?
1. По всей видимости, споры о значении записи в реестре – как для целей передачи права, так и для целей возникновения права на недвижимую вещь – еще длительное время будут «стилистической» чертой нашего правоведения. Любопытно, что таких (довольно сильных по эмоциональному накалу) споров, например, в доступной мне английской, французской или немецкой литературе я не видел. Англичане и немцы просто пишут: право создается записью, но недобросовестный не будет защищен. Французы говорят: реестры – это для третьих лиц, поэтому запись сама по себе в отношениях между сторонами сделки ничего не значит, право переносится договором.
Так или иначе – догма везде устоялась.
А у нас – нет. Точнее так: она почти устоялась в практике ВАС РФ (запись, соединенная с действительным правовым основанием – сделкой и проч. – порождает право), основанной на дореформенном тексте Кодекса. Затем она была отражена в поправках в Кодекс (знаменитая ст. 8.1 ГК).
Но потом все испортил верх.суд, который крайне неудачно и непонятно высказался в п. 3 и 38 ППВС 25 о значении записи реестра недвижимости. Такой же разнобой и в практике коллегий верх.суда – гражданская коллегия, кажется, «офранцузилась», для них запись реестра ничего не значит (это, конечно, странно, так как это означает, что судьи этой коллегии просто игнорируют ясные предписания действующего закона). Экономическая коллегия этого суда предпочитает оставаться на стороне прежней ВАСовской практики и норм Кодекса о регистрации прав. Они последовательно разрешают дела в том смысле, что «нет записи – нет права». Я с ними в этом подходе полностью солидарен.
Несколько особняком стоит КС – который периодически высказывается в том смысле, что «государственная регистрация права завершает юридический состав, по итогам накопления которого возникает право собственности». То есть, КС тоже за принцип правопорождающей регистрации (а не правоподтверждающей).
В нашей литературе – разнобой, среди практиков тоже метания: кто-то примыкает к «умным», кто-то к «красивым» (сами решайте – кто есть кто из оппонирующих друг другу лагерей – германофилы-«внесенцы» или франкофоны-«противопоставимцы»). По моим ощущениям, все же большинство практиков и большинство юристов из академической среды согласны с подходом о том, что именно запись реестра порождает право на недвижимость.
2. Однако спор о правопорождающей и правоподтверждающей функции регистрации права в реестре важен не только для определения момента перехода права. Выбор регистрационной модели также принципиален для определения момента, с которого недвижимая вещь как объект гражданских прав, как вещь.
Мне уже несколько раз доводилось писать о т.н. «горизонтальном разделении», то есть, регистрации права собственности на здание как способе юридически разделить одну вещь – застроенный участок с постройкой на нем – на две: участок и собственно здание (например, см. здесь и здесь). Именно этот подход, например, поддерживается эк.коллегией верх.суда (напр. в деле Райффайзенбанка (306-ЭС17-3016(2)), в котором признано, что здание становится недвижимой вещью с момента первой государственной регистрации права на него.
Этот подход мне кажется намного более обоснованным, чем другой, который я называю «акынским». Последний сводится к тому, чтобы признавать здание недвижимой вещью с момента его возведения. То есть, если некто видит физически существующее здание, понимает, то оно неперемещаемо, он делает суждение о том, что перед ним – недвижимая вещь.
К чему такой подход привел в налоговых спорах о налоге на недвижимое имущество, думаю, подробно рассказывать не надо. К катастрофе.
Теперь, видимо, нужно уделить внимание вопросу о том, с какого момента возникает земельный участок как недвижимая вещь.
3. Какие есть подходы к определению этого момента?
Их всего три. Земельный участок как недвижимая вещь сможет считаться возникшим:
А. С момента установления его фактических границ (огораживание, устройство пограничной канавы и проч.);
Б. С момента юридического установления границ (через описание их кадастровым инженером и последующее внесение в кадастр);
В. С момента внесения информации об участке в реестр прав на недвижимые вещи путем регистрации первого права собственности на участок.
Подход (А) не выдерживает никакой критики, это все то же самое «акынство», о котором я писал выше. Понятия земельного участка не существует в природе, это идеальная конструкция, придуманная юристами. Поэтому она не может возникать путем каких-то фактических действий (установление забора и проч.), действия по образованию участка должны быть именно юридическими.
Подход (Б), на первый взгляд, является очень симпатичным. Именно этот подход предусмотрен в Земельном кодексе, определяющем участок как поверхность суши, имеющую описанные границы. И его прекрасно обосновывают К.И. Скловский и В.С. Костко в статье «О понятии вещи. Деньги. Недвижимость» (ВЭП 2018. № 7). Логика авторов такова: вещь – это то, что доступно владению. Для владения вещами нужно знать их границы (для участка значение границ еще во многом связано с архаическими религиозными культами и символизмом). В связи с тем, что земельный участок не распознаваем чувственно (от себя добавлю – это не физическое тело, а пространство), то для того, чтобы его границы стали общепризнанными, требуется содействие публичной власти. Поэтому простого огораживания мало для того, чтобы участок стал объектом частных прав, нужно, чтобы границы были признаны публичной властью.
(Жаль, что это не понимает гражд.коллегия нашего верх.суда, которая несколько раз высказывалась в том смысле, что раз в ст. 130 ГК нет указания на такой признак недвижимой вещи как установленные границы, то и для появления земельного участка как вещи установление границ не нужно. В этом суждении нет ни юридической логики, ни здравого смысла).
Рассуждение К.И. Скловского и В.С. Костко было бы безупречным, если бы не одно «но». Оно, к большому сожалению, не позволяет разрешить одно принципиальное затруднение. Если исходить их того, что земельный участок это недвижимая вещь с момента внесения его границ в кадастр (не реестр прав!), то кто является его собственником между этим моментом и последующим моментом регистрации права на него?
Да, это временной промежуток может быть довольно коротким. Однако это не повод для того, чтобы отмахнуться от вопроса о собственности на участок.
Во-первых, вполне мыслимы случаи, когда границы участка будут сформированы, но так и не будет зарегистрировано право собственности (например, в Законе о регистрации существует правило о том, что установленные границы участка без последующей регистрации права просуществуют пять лет, после этого они удаляются из кадастра).
Во-вторых, даже в этот – потенциально короткий промежуток может произойти масса юридически значимых событий, для которых ответ на вопрос о том, кому принадлежит учтенный в кадастре участок будет принципиальным (например, будут наложены аресты, предъявлены вещные иски и проч.).
Базовый ответ для нашего права на этот вопрос должен быть такой.
Кодекс недвусмысленно говорит в п. 2 ст. 8.1 о том, что по общему правилу права на недвижимые вещи возникают с момента внесения записи о праве в реестр. Применение этой нормы вместе с подходом (Б) приводят к парадоксальному ответу. Если участок – недвижимая вещь с момента установления границ, то тогда это … бесхозяйная вещь. Ведь никто же не записан в реестре как собственник участка, следовательно, у него нет собственника. Это абсурдное последствие, и поэтому – неверное. Следовательно, и сам подход (Б) – о том, что участок как вещь возникает с момента кадастрового учета границ – неверный.
Остается вариант (В) – участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента внесения в реестр прав первой записи о праве собственности на участок. Это, разумеется, может произойти при обязательном условии предварительного кадастрового учета участка, то есть, установления его границ. Следовательно, все рассуждения К.И. Скловского и В.С. Костко о значении границ для существования вещи являются более чем справедливыми.
Однако, разумеется, следует оговориться о том, что являются недвижимыми вещами те земельные участки, права на которые были приобретены до 30.01.1998, то есть, до введения в нашей стране системы правоустанавливающей регистрации в сфере недвижимости. Для того, чтобы такие участки приобрели режим недвижимых вещей у них должны быть установлены границы. Это могут быть как нынешние правила межевания, так и правила, которые действовали ранее; кроме того, граница может быть установлена в результате фактически сложившегося землепользования, длящегося более 15 лет.
4. Дополнительный аргумент в пользу подхода (В) такой. Вещь – это всегда объект оборота, необоротоспособных вещей не бывает, они просто не интересны гражданскому праву. Именно поэтому, например, из Кодекса было исключено правило об «имуществе, изъятом из оборота». Гражданское право – это право оборота, то, что не оборачиваемо, не может быть объектом вещного права. Участок, поставленный на кадастровый учет, но не записанный в реестр, не может быть объектом распоряжения, так как в отношении недвижимой вещи последнее возможно путем внесения записи в реестр. Такой участок нельзя передать в собственность другому лицу, установить ипотеку, сервитут и проч. Просто потому что его не существует как объекта вещных прав.
Кстати, очевидно, что принятие подхода (В) в качестве верного, требует некоторой модификации взглядов на учтенный в кадастре участок. Он безусловно является объектом правоотношений по кадастровому учету и потому может считаться объектом кадастрового учета, но не объектом вещных прав (вещью).
5. Для того, чтобы более точно разобраться в моменте возникновения участка как вещи, следует также обсудить то, как возникает земельный участок. Возможно, как и в случае с участками, права на которые возникли до введения системы регистрации прав, мы обнаружим исключения из подхода (В).
Навскидку есть четыре случая возникновения участков.
(а) Из публичных земель.
(б) Из частных земель
(в) Путем естественного возникновения
(г) Путем создания
(а) Первый случай – это когда публичное образование (РФ, субъект или муниципалитет) из состава своих земель (то есть, из своего природного ресурса, который не является вещью в смысле частного права, а представляет собой элемент публичного домена, публичной собственности) выделяет некоторую их часть, определяет границы выделенного, регистрирует свое право собственности на вновь образованный участок и затем либо передает право собственности частному лицу, либо заключает обязательственные сделки по поводу участка (договор аренды и проч.).
Напомню, что возникновение права собственности на земельные участки в ходе разграничения земель между тремя уровнями публичных образований – это случай, составляющий исключения из принципа обязательности внесения записи в реестр для целей возникновения права. Это исключение следует из положения ст. 3.1 Вводного закона к Земельному кодексу и признано судебной практикой (известное дело город Сызрань против России, рассмотренное Президиумом ВАС).
Получается, что регистрация права собственности публичного образования в анализируемом случае – не правоустанавливающая, а правоподтверждающая, так как оно к моменту внесения записи уже является собственником – в силу положения закона. Следовательно, аргумент о бесхозяйности, приведенный выше, в описанном случае оказывается неверным. И это означает, что в отношении таких участков подход (Б) – участок это вещь с момента установления границ – вполне применим.
(б) Новый участок может быть образован путем «реорганизации» частного земельного участка – раздела, соединения и проч. В этом случае нет никаких отступлений от принципа внесения, следовательно, нет возможности усмотреть в поставленном на кадастровый учет, но отсутствующем в реестре прав участке вещь. Стало быть, здесь должен работать общий подход (В). Такой участок станет новой вещью с момента первой регистрации права собственности частного лица, осуществившего «реорганизацию» участка.
(в) Любопытный случай еще одной возможности для появления участка – это его естественное возникновение при обмелении рек, озер, изменении береговой линии моря или русла реки.
С учетом того, что наше право исходит из принципиального соображения о том, что земли, покрытые водами общего пользования (озера, реки, моря, океаны) это всегда только публичные земли, то здесь будут применимы правила, описанные выше, в пункте (а).
(г) Наконец, вопреки известной шутке Марка Твена, земельный участок можно создать путем искусственного намыва. Если это было сделано публичными образованием, то применяются правила о разграничении земель и, следовательно, релевантным будут правила из пункта (а). А если это сделано частное лицо, то его право на такой участок возникнет только с момента регистрации права в реестре, стало быть, верным будет подход (В).
Таким образом, общий вывод таков: земельный участок приобретает правовой режим недвижимой вещи с момента первой регистрации права собственности на него. Это однако не касается земельных участков, право собственности на которые было приобретено до введения в России системы государственной регистрации прав на недвижимые вещи, а также в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности.
Возможно, я упустил какие-то аргументы в пользу подхода (Б) и (В) и против них. Буду рад вашим комментариям!
Ранее учтенный земельный участок
О земельных участках, являющихся ранее учтенными земельными участками
Исходя из содержания частей 4, 9 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (далее – Закон N 218-ФЗ), ранее учтенными земельными участками являются:
– земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О кадастровой деятельности” (до 1 марта 2008 г.);
– земельные участки, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон N 122-ФЗ);
– земельные участки, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ и не прекращены, и государственный кадастровый учет которых не осуществлен.
При отсутствии в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках такие сведения согласно части 5 статьи 69 Закона N 218-ФЗ могут быть внесены в ЕГРН на основании:
имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном земельном участке;
представленных заявителем (при подаче заявления о внесении сведений о ранее учтенном земельном участке в ЕГРН) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на земельный участок, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”;
представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления по запросу органа регистрации прав документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет земельного участка или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него.
Согласно части 1 статьи 49 Закона N 218-ФЗ документами, устанавливающими или подтверждающими право на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, являются:
акт о предоставлении гражданину земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве гражданина на земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право гражданина на земельный участок.
Например документами, устанавливающими или удостоверяющими право гражданина на земельный участок являются:
нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 г. и действующие на момент обращения в орган регистрации прав), акты об отводе земельных участков для строительства, решения исполкомов местных Советов народных депутатов принятые до 26 августа 1948 г. об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности) (Инструкция о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации, утвержденная приказом Центрального статистического управления СССР от 15 июля 1985 г. N 380);
договор о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности (приказ Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 26 марта 1949 г. N 244 “Об утверждении типового договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности”, утратил силу в связи с изданием приказа Госстроя РСФСР, Минкоммунхоза РСФСР от 6 октября 1965 г. N 67).
При этом организации, уполномоченные на осуществление технической инвентаризации и (или) государственного технического учета, не были уполномочены на осуществление государственного, в том числе кадастрового учета земельных участков.
Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением ВЦИК от 30 октября 1922 г. (далее – ЗК РСФСР 1922 г.), предусматривал (статья 194) земельную регистрацию, которая заключалась в сборе и хранении верных и своевременных сведений о правовом и хозяйственном положении всех землепользований.
Статьей 196 ЗК РСФСР 1922 г. устанавливалось, что в процессе земельной регистрации составлялись следующие акты:
общая волостная карта землепользований; карты отдельных селений;
общий волостной реестр (список) землепользований;
реестры усадебных участков всех селений волости; реестр земельных обществ волости.
Постановлением Совмина СССР от 31 декабря 1954 г. N 2529 “О едином государственном учете земельного фонда СССР” с 1955 г. вводился обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственная регистрация всех землепользований по единой общесоюзной системе. Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда (запаса) и государственного лесного фонда. Учет земель каждого землепользователя был сосредоточен в государственной книге регистрации землепользований.
Земельным кодексом РСФСР, утвержденным Законом РСФСР от 1 июля 1970 г., предусматривалось (статьи 118, 119) в целях обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведение государственного земельного кадастра, государственный земельный кадастр включал данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Постановлением Совмина СССР от 10 июня 1977 г. N 501 “О порядке ведения государственного земельного кадастра” было предусмотрено осуществление необходимых мероприятий по обеспечению ведения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра, а также были установлены формы кадастровой документации:
земельнокадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование;
государственная земельнокадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной республики;
государственный земельный кадастр СССР.
Таким образом, государственный (кадастровый) учет земель был предусмотрен и осуществлялся в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Кроме того, в законодательстве СССР отсутствовало понятие “имущественный комплекс”, а применялись такие понятия как “землепользование” – в настоящее время земельный участок и “домовладение”.
Понятие “домовладение” определено Инструкцией о проведении учета жилищного фонда Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37 (далее – Инструкция), согласно которой единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание; домовладение – это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке.
Инструкция была разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 в целях определения основных требований к организации и порядку проведения технической инвентаризации и учета жилищного фонда в городах и других поселениях Российской Федерации.
Таким образом, документы, в частности, технические паспорта, изготовленные по результатам технической инвентаризации и учета домовладений, не являются документами, подтверждающими государственный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством земельных участков, на которых такие домовладения расположены, а также правоустанавливающими либо правоудостоверяющими документами на такие земельные участки, и, следовательно, документами для внесения в ЕГРН сведений о таких земельных участках как о ранее учтенных объектах недвижимости.
Согласно части 8 статьи 69 Закона N 218-ФЗ орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках в ЕГРН, в том числе в случае, если:
имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади земельного участка.
Таким образом, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.
Кадастровая палата:что нужно знать заявителю о ранее учтенных земельных участках
По результатам проведенного Кадастровой палатой анализа поступающих обращений граждан и иных заинтересованных лиц, была выявлена актуальность и необходимость рассмотрения вопросов в отношении земельных участков, являющихся ранее учтенными. Наиболее часто задаваемыми из них являются нижеследующие.
Какие земельные участки являются ранее учтенными?
В соответствии с действующим законодательством ранее учтенными земельными участками считаются земельные участки, в отношении которых был осуществлен государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008 г.), а также земельные участки, права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В каком порядке вносятся в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенных земельных участках?
Ответ: В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, сведения о таком земельном участке могут быть внесены в реестр на основании заявления установленной формы о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, поданного в Кадастровую палату заинтересованным лицом, либо на основании Акта о включении сведений о ранее учтенных земельных участках, поступившего в порядке межведомственного взаимодействия из органа, осуществляющего регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если на земельный участок были зарегистрированы и не прекращены права, и которому в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним был присвоен указанным органом условный номер.
Каков порядок представления заявителями заявлений о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета непосредственно либо через многофункциональный центр заявителем или его представителем лично либо направлены в орган кадастрового учета посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. Заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа.
В случае личного обращения в орган кадастрового учета непосредственно или через многофункциональный центр физическое лицо предъявляет документ, удостоверяющий его личность, а представитель физического лица также нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, если иное не установлено федеральным законом.
Заявление и необходимые для кадастрового учета документы также могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
На основании каких документов вносятся в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном земельном участке при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Ответ: Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке осуществляется органом кадастрового учета (Кадастровой палатой) на основании одного из следующих документов:
– свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. № 177;
– государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленный в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493;
– свидетельство на право собственности на землю, оформленное в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767;
– документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
– выписка из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Законом о регистрации; договор аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в Кадастровую палату;
– иной документ, устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок.
В каких случаях Кадастровая палата обязана запросить сведения о ранее учтенном объекте недвижимости?
Ответ: При поступлении в орган кадастрового учета (Кадастровую палату) заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости без приложения к нему документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой объект недвижимости, либо если прилагаемый к такому заявлению документ не содержит сведения о ранее учтенном объекте недвижимости, предусмотренные Законом о кадастре, Кадастровой палатой направляется запрос о предоставлении сведений о заявленном ранее учтенном земельном участке в органы, осуществляющие хранение сведений и документов.
Какие требования предъявляются к документу, представленному с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости?
Сведения о ранее учтенных земельных участках могут быть внесены на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке и содержит сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета решения о внесении их в реестр.
Также следует обратить внимание на то, что документы, устанавливающие или подтверждающие право на ранее учтенный земельный участок, должны являться не только основаниями для включения сведений о соответствующем ранее учтенном земельном участке в реестр, но и являться документами, на основании которых в последующем будет осуществлена государственная регистрация прав на такой земельный участок или осуществлено признание прав на соответствующий земельный участок в ином установленном федеральным законом порядке.
Информация для землевладельцев: что значит ранее учтенный земельный участок
Для государства и его граждан земля является особой ценностью, поэтому все операции с ней, особенно продажа и покупка, строго регулируется законодательством.
Земельные участки подразделяются по статусу, видам и целевому назначению, и по закону вся информация о них обязательно собрана в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Однако случается, что земельный участок не зарегистрирован в реестре, обычно это касается ранее учтенных земельных участков, которые можно отнести к особой категории имущества.
Ранее учтенный земельный участок — что значит этот статус, как происходит его оформление в собственность граждан? Ответы на вопросы ищите в статье.
Что это означает?
Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который регулирует порядок учета и регистрации объектов недвижимой собственности, вступил в силу 24.07/2007 года.
А начиная с 2017 года, все сведения о недвижимом имуществе граждан собираются в едином реестре (ЕГРН) Федеральной службы государственного кадастра и картографии ЕГРН.
До этого единого порядка кадастрового учета не было. Объекты капитального строительства учитывались БТИ, а земли – органами власти.
Все участки, которые прошли регистрацию с 2007 по 2015 год в двух реестрах — кадастровом и прав на недвижимое имущество – получили статус учтенных. Эти объекты подверглись кадастровому учету, то есть прошли процедуры межевания, установления границ, присвоения кадастрового номера, а также — регистрации права собственности или аренды.
Все объекты недвижимого имущества, зарегистрированные до 24.07.2007 г. с присвоением им условных номеров, согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» получили статус ранее учтенных. Это же касается земель с актуальными имущественными правами, которые по каким-то причинам в реестр не внесены.
ФЗ №218 «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 устраняет необходимость двойной регистрации недвижимости. Для сбора сведений теперь создан Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Ранее учтенные участки в основном регистрируются по упрощенной схеме, то есть:
- Обладатель недвижимости сам подает заявление.
- Предоставляет документы, подтверждающие право на участок, которые были получены до 20.10.2001 года.
- Не считается обязательной процедура межевания.
- Не требуется получать акты органов местной власти о том, что земельный участок предоставлен в собственность. Отделение Росреестра, куда подается заявление о регистрации, должно самостоятельно запрашивать эти документы у органов местной власти.
Доказать свое законное право на землю и свести к минимуму риск мошеннических действий можно только при наличии официальной регистрации в Едином государственном реестре.
Отсутствие точных границ и записей о местоположении земли рано или поздно вызывает проблемы с соседями, а иногда и приводит к судебным разбирательствам.
Особенно много трудностей возникает при желании передать или получить права на эту землю:
- при дарении,
- продаже,
- наследовании.
Ни один официальный документ без регистрации объекта оформить невозможно.
На участках, которые не проходили процедуру межевания, потребуются кадастровые работы, так как такой объект учтен без границ, соответственно его площадь указана неточно (декларированная площадь). Межевой план передается в регистрирующий орган для того, чтобы зафиксировать точные сведения о границах.
Как узнать статус ЗУ?
Владельцу важно точно знать, включен ли ранее учтенный земельный участок в ЕГРН. Ведь органы регистрации могут внести его даже без уведомления владельца.
Для выяснения статуса земельного участка необходимо на официальном портале Росреестра воспользоваться:
- Публичной кадастровой картой по ссылке. На этом сайте собрана информация обо всех участках, включенных в ГКН. Если известен кадастровый номер участка, то узнать местоположение, территорию, где он располагается. Здесь же можно найти ближайшее отделение Росреестра. Услуга бесплатная.
- Онлайн-сервисом со справочной информацией по объектам недвижимости по ссылке. Ответ будет получен в виде файла.
На практике единственными сведениями о ранее учтенной земле являются только ФИО владельца. Поэтому лучше явиться в МФЦ или местное отделение Росреестра с паспортом и с оригиналами документов на участок.
Специалист проверит кадастровый номер и, при его наличии, примет письменную заявку на получение выписки из Кадастра недвижимости. Это занимает 15 дней.
Когда нужно оформлять?
Любые ранее учтенные объекты, в том числе земельный участок, требуют включения в реестр только при отсутствии информации об этих объектах. Обычно они не имеют паспортов и выписок, так как не занесены в Госреестр, хотя ст. 45 Закона о кадастре прописывает обязательность этой процедуры.
Кадастровый паспорт содержит полную информацию об участке. Для получения этого документа необходимо зарегистрировать участок, то есть внести его в Госреестр.
Это позволит:
- проводить любые операции с этим участком;
- исключить возможность проведения любых незаконных действий с этой землей;
- обеспечить взаимодействие всех органов власти и организаций, предоставляющих услуги, так как вся информация собрана в одном месте;
- облегчить жизнь владельцев недвижимости, потому что им не нужно долго собирать документы и ходить по учреждениям.
Ранее учтенные земли могут быть сняты с кадастрового учета без ведома его владельца. Обычно это делается по следующим причинам:
- После раздела участка право собственности на вновь образованные части земли не оформлено.
- Земля имеет особый, «временный», статус. Это означает, что участок прошел регистрацию до 01.01.2017 г, но право собственности на него не зарегистрировано до истечения его временного статуса. Такие объекты должны быть внесены до 01.03.2022 года.
- Земля получена в наследство и запись о правообладателе «старого» участка в ЕГРН не сделана или же земля была по каким-то причинам снята с кадастрового учета.
Перед началом процедуры снятия с учета Кадастровая палата направляет обладателю уведомление об этом на его электронную почту или на домашний адрес, где указываются возможные последствия, если владелец не предпримет необходимых шагов. Обычно ему дается срок до 6 месяцев на оформление права собственности.
Если участок уже снят с учета на момент подачи заявления, то дело рассматривается судом. Снятый с регистрации участок получает статус неразграниченного (свободного).
Процедура оформления в собственность граждан
Внесение ранее учтенного земельного участка в реестр производится по обращению любых заинтересованных лиц. Предварительно необходимо удостовериться, что ЕГРН сведений об участке действительно не содержит.
Внесение сведений возможно двумя способами:
- Подается заявление с просьбой внести объект в ЕГРН, написанное по форме, утвержденной для кадастрового учета или госрегистрации.
- Подается запрос на получение сведений о ранее учтенном объекте.
Заявление или запрос можно передать в ближайшее отделение МФЦ или в электронном виде по Интернету. На сайте Госреестра нужно найти раздел «Электронные услуги», оставить свое заявление, подкрепленное электронной подписью по ссылке.
Для того, чтобы внести данные о ранее учтенном объекте, согласно п. 9 ст. 3 ФЗ №137 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», потребуются:
- документы, устанавливающие или подтверждающие право собственности;
- документы о ранее учтенном участке, которые уже имеются в регистрирующем органе;
- заявление гражданина, владеющего участком.
Регистрация права собственности на ранее учтенные земли производится по заявлению правообладателя или его доверенного лица при предоставлении правоустанавливающей документации, а также квитанции об оплате пошлины.
Основанием для включения данных в единый реестр может стать один из следующих документов:
- свидетельство о праве собственности, праве пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования;
- акт органа местной власти о праве собственности на землю;
- решение госоргана о предоставлении участка конкретному лицу;
- выписка из похозяйственной книги;
- договор аренды, действующий на момент обращения;
- документы с подтверждением ранее осуществленного государственного учета или регистрации прав собственности, предоставленные в Кадастровую палату из соответствующих органов по ее запросу.
Информация об объектах недвижимости вносятся в Госреестр бесплатно. После обращения гражданина Кадастровая палата не позднее 5 дней обязана включить все сведения и документы в кадастр. При оформлении через МФЦ этот срок продлевается до 9 дней.
Выписка из ЕГРН будет выдана через 5 дней после внесения. Это прописано ч. 5, 7 ст. 69 Закона о регистрации. Следовательно, вся процедура занимает 10-15 дней с момента подачи заявления или запроса.
Заявитель получает лично или по электронной почте выписку из ЕГРН. Внутри документа указывается новый статус участка – учтенный. Именно он позволяет полноценно распоряжаться участком. Если межевания проведено не было, то земельный участок получает статус «учтенный без границ».
Когда и как подаются дополнительные сведения о землях?
При изменении каких-либо параметров участка необходимо обновить кадастровый паспорт. Подача дополнительных сведений осуществляется в зависимости от того, какое изменение имеет место. Каждый случай индивидуален, поэтому вначале нужно получить консультацию юриста, специалиста БТИ или Росреестра.
Дополнительные сведения обычно касаются:
- площади участка;
- его адреса или местоположения;
- стоимости;
- категории или вида разрешенного использования;
- изменении права собственности или ограничении прав собственника;
- ландшафта участка: появления, исчезновения природных или иных объектов.
Документы принимает местное отделение МФЦ или Кадастровая палата. Можно явиться лично, отправить документы через Интернет или по почте. Обратиться может только собственник или его доверенное лицо.
Что предоставить:
- заявление;
- паспорт;
- документы на право собственности;
- документ, содержащий сведения об изменении.
Госпошлина не уплачивается. Срок внесения изменений составляет не более 18 календарных дней, при обращении в МФЦ – 21 день.
Документы заявитель получает лично. Обычно это выписка из Кадастрового паспорта с внесенными изменениями.
На что еще обратить внимание?
При проведении любых операций с ранее учтенными землями необходимо обратить внимание на некоторые моменты, которые затрудняют или делают невозможным обращение с ними. Особенно это важно для тех, кто решил приобрести такой участок.
Ранее учтенные земельные участки можно разделить на два вида:
- Участки, не имеющие установленных границ на местности. То есть по закону они не обладают всеми свойствами земельного участка — точками границ, координатами этих точек.
При подаче документов необходимо учитывать некоторые нюансы, несоблюдение которых могут привести к отказу. Важно удостовериться, что собранные документы полностью соответствуют требованиям законодательства РФ и действовали в месте выдачи на момент их выдачи.
Заявителю будет отказано, если по запросу кадастровой службы не поступит ответ от органа государственной или местной власти, БТИ. Это рассматривается как отсутствие необходимого документа или сведений.
Кроме того, в поданных документах могут отсутствовать сведения, позволяющие считать участок ранее учтенным, а также информация о площади или основной характеристике участка.
Видео по теме статьи
Как оформить ранее учтенный земельный участок, подскажет видео:
Заключение
Все приведенные данные о ранее учтенных участках отражают существующую ситуацию с массовым переоформлением и приватизацией, сложности формирования государственного кадастра недвижимости.
Это своего рода переходный период, который завершится постановкой на учет последнего ранее учтенного участка. Однако каждый случай имеет свои особенности, поэтому владельцу участка рекомендуется внимательно изучить все нюансы и тонкости законодательства для этой сферы.
Ранее учтенный земельный участок
Государственная информационная система ЖКХ — это современная и удобная платформа. Задача — сделать сферу жилищно-коммунального хозяйства для граждан более понятной и прозрачной, обеспечить простой доступ к широкому перечню данных.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ СТАТУС ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА И ДЛЯ ЧЕГО ВАЖНО ЗНАТЬ О НЁМ
Как известно, Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) – это достоверный источник информации об объектах недвижимости на территории Российской Федерации. Земельные участки содержатся в ЕГРН со следующими статусами: «ранее учтённый», «временный», «учтённый», «аннулированный», «архивный».
«Ранее учтёнными» являются земельные участки, учёт которых был осуществлен до 1 марта 2008 года в соответствии с ранее действующим законодательством.
1 марта 2008 года вступил в силу Федеральный закон №221 «О кадастровой деятельности», который наделил полномочиями по учёту земельных участков кадастровую палату. С этой даты учёт осуществляется на основании межевых планов, подготовленных кадастровыми инженерами. В соответствии с данным законом при постановке на учёт всем земельным участкам присваивался статус «временный».
Сведения утрачивали временный характер со дня государственной регистрации права на земельный участок, так после чего их изменялся на «учтённый». А в случае, если государственная регистрация прав на «временный» участок не была осуществлена в течении 5 лет, такие сведения исключались из реестра недвижимости и им присваивался статус «аннулированный».
Важно отметить, что пока земельный участок имеет статус «временный» им невозможно распорядиться, поскольку процедура государственной регистрации права не пройдена до конца.
С 1 января 2017 года после вступления в силу Федерального закона №218 «О государственной регистрации недвижимости» статус «временный» земельным участкам не присваивается – все новые участки встают на учёт со статусом «учтённый», независимо от наличия зарегистрированных прав.
Что же будет с «временными» земельными участками, которые до 1 января 2017 года не были аннулированы и сейчас содержатся в ЕГРН?
Законом о регистрации предусмотрено, что если до 1 марта 2022 года на «временные» земельные участки не будут зарегистрированы права, то такие участки будут сняты с кадастрового учёта по инициативе органа регистрации прав с присвоением статуса «архивный». Важно, что указанная норма распространяется только на временные земельные участки и не относится к ранее учтённым и учтённым участкам.
Что касается статуса «архивный», то такой статус также может быть присвоен ранее учтённым и учтённым земельным участкам при прекращении их существования в связи с преобразованием (например, при разделе или объединении).
Законом о регистрации также предусмотрены иные случаи, при которых земельные участки снимаются с учёта. Так, если земельный участок образован из земель госсобственности, и в течении 5 лет на него не осуществлена государственная регистрация права или аренды, орган регистрации прав снимает такой земельный участок с государственного кадастрового учёта. Или если участок образован в результате перераспределения земельного участка частной собственности и земель госсобственности, и права на него не зарегистрированы, то через 3 года орган регистрации прав снимает такой участок с учёта. А до истечения 3 лет такой участок может быть снят по заявлению лица, которое ранее поставило участок на учёт.
Таким образом, после 1 марта 2022 года из ЕГРН массово будут исключены только временные земельные участки. Это не коснётся ранее учтённых и учтённых участков, даже при отсутствии регистрации права на них.
Чтобы узнать статус земельного участка необходимо подать запрос о предоставлении сведений из ЕГРН в виде выписки об основных характеристиках объекта недвижимости. Сделать это можно через МФЦ или на сайте Росреестра (для подачи такого запроса наличие электронной подписи не требуется). Также на сайте Росреестра можно воспользоваться сервисом «Справочная информация об объектах недвижимости в режиме on-line», который позволяет на безвозмездной основе узнать о статусе земельного участка.
Регистрация участков с «временным» статусом: что изменится с 1 марта 2022 г.
Статус «временный» означает, что земельный участок поставлен на кадастровый учет, но права на него не зарегистрированы. Весной 2022 г. таких участков в ЕГРН не останется: права на них будут зарегистрированы либо их исключат из реестра. Дачники не лишатся прав на участки, но распоряжаться ими будет сложнее, да еще и мошенники смогут на них посягнуть
Что такое регистрация права на участок?
Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.
Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.
Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:
1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.
2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.
3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.
Для чего регистрация нужна и что будет, если право не зарегистрировать?
В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.
Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.
Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.
Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.
Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.
Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.
Государственный кадастровый учет: что это такое и зачем он нужен?
Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.
Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.
Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).
Три статуса участков: «учтенный», «ранее учтенный», «временный»
Внесенный в ЕГРН объект недвижимости может обладать одним из трех статусов: «учтенный», «ранее учтенный», «временный».
- Статус «учтенный» означает, что земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет позднее 1 марта 2008 г., права на него зарегистрированы и содержатся в ЕГРН. Собственник такого объекта недвижимости может совершать любые законные действия и сделки с ним.
- Статус «ранее учтенный» означает, что земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет до 1 марта 2008 г. 1 или на данный участок зарегистрированы права в ЕГРН и присвоен условный номер. Как отмечает Росреестр, в таком случае нужно убедиться, что участок прошел процедуру межевания и его границы зафиксированы на Публичной кадастровой карте. Если нет, то необходимо провести кадастровые работы для внесения сведений о границах.
- Статус «временный» предполагает, что земельный участок был образован и поставлен на государственный кадастровый учет в период с 1 марта 2008 г. по 1 января 2017 г., при этом права на него не были зарегистрированы. Этот статус влечет ограничения, в частности не допускается раздел таких земельных участков, их объединение, перераспределение или выдел из них новых.
Как проверить статус участка?
Определить статус земельного участка можно следующим образом:
- через сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» на сайте Росреестра. Это бесплатный и наиболее простой способ. Необходимо только ввести кадастровый номер земельного участка. Информация о статусе участка будет отражена на второй строчке в графе «Статус объекта»;
- через публичную кадастровую карту. Это тоже бесплатно. Достаточно знать адрес или кадастровый номер земельного участка;
- получив выписку из ЕГРН в МФЦ, Росреестре, кадастровой палате или в электронном виде. Но за это взимается плата – от 300 руб. для физических лиц.
Данные ресурсы также позволяют узнать, зарегистрированы ли права и обременения на интересующий объект недвижимости.
«Временный» статус участка: что изменится после 1 марта 2022 г.?
Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.
С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.
«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):
- до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
- до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
- до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.
С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».
Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).
Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.
Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.
Как зарегистрировать участок со статусом «временный»?
Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?
1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.
2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.
В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.
3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.
4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.
В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).
5. Получите документы после осуществления регистрации прав.
Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.
1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».