Критерии бизнеса в 2021 году
В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соблюдение критериев для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме — необходимо собрать пакет документов для определённого вида бизнеса, зарегистрировать самостоятельно через ФНС или удалённый сервис по сбору и заполнению данных;
начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно — в РФ активно развивается франчайзинг в сфере торговли, общественного питания, туризма. Возможность финансирования государства на некоторых этапах;
поддержка государства — малое и среднее предпринимательство является одним из приоритетов государственной политики. Стратегия развития в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
упрощённый документооборот — возможность использования кассового метода учёта доходов и расходов, возможность отражать в бухучёте и бухотчётности только суммы налога на прибыль, допускается исправление ошибок в бухучёте, выявленных после утверждения отчётности за год, проценты по займам учитываются как прочие расходы, использование упрощённых планов счетов;
электронный документооборот — возможность использовать электронный документооборот сокращает время обработки и передачи отчётности в государственные органы, сокращает затраты на содержание и доставку документов, оберегает документы от потерь и подделок;
«надзорные каникулы» — освобождение от плановых проверок, где необходимо подтверждать свой статус при получении льгот, преференций и мер поддержки от государства. Установлен запрет на осуществление плановых контрольно-надзорных проверок до конца 2021 года.
Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году, которые приведены ниже в таблице:
Не более 25 % принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам
Реестр предприятий
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием официального сайта ФНС России в сети «Интернет». Предоставленные данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
реализации «надзорных каникул»;
повышения качества мер поддержки;
максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число. Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС. Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.
Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.
Господдержка малых предприятий в 2021 году
Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны путём налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке. Для этого субъекты малого предпринимательства имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.
Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности. Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0. Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.
Малое и среднее предпринимательство
При поддержке Райффайзен Банка и Корпорации МСП построят завод по производству кормов для домашних животных
Корпорация МСП увеличила лизинговое финансирование бизнеса почти на 30% до 11,4 млрд рублей
Календарь предпринимателя: Какую отчетность и платежи необходимо оформить в феврале 2022 года
РНКБ выдал более 1,5 млрд кредитов предпринимателям в рамках пилотного проекта Корпорации МСП
Предприниматели Самарской области при поддержке регионального Гарантийного фонда смогли за год привлечь рекордные 2,9 млрд рублей
Отток компаний с российского рынка за год снизился в четыре раза
Предприятия и ТЦ Москвы в феврале проверят на соблюдение ковид-ограничений
Алтайские малые и средние предприятия за год привлекли более 549 млн рублей в виде льготных кредитов
«Малый семейный бизнес в Рязанской области становится все популярнее. Это производство минеральной в.
«С Корпорацией МСП у нас сложились продуктивные рабочие отношения, что позволяет создавать благоприятные.
«Корпорация МСП и МСП Банк — надежные партнеры Новгородской области в части поддержки малого и средн.
«Малый бизнес вносит весомый вклад в развитие экономики Тульской области. Мы используем все формы ег.
«Корпорация МСП старается чутко и оперативно реагировать на изменения в экономике и запросы предпринимателей.
«Мы выдержали большой конкурс на право создания РЛК в нашем регионе и стали единственной областью.
«Мы находимся в тесном диалоге с Федеральной корпорацией по развитию малого и среднего предпринимательства.
«Банковская система не имеет достаточно специалистов, которые могут принимать решение о выдаче креди.
Фонд поддержки социальных проектов
Фонд Развития Промышленности
Агентство стратегических инициатив
Ассоциация банков России
Вы можете оставить отзыв (обратную связь)
на проверку Вашей организации,
проведенную контрольно-надзорными органами
На Портале Бизнес-навигатора МСП Вы можете оставить отзыв (обратную связь) на проверку Вашей организации, проведенную контрольно-надзорными органами
ШАГ 1. Найдите проверки в отношении Вашей организации, на которые возможно оставить обратную связь (проверка должна быть завершена), нажав на кнопку «НАЙТИ ПРОВЕРКИ, ЧТОБЫ ОСТАВИТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ».
ШАГ 2. После формирования списка проверок, в отношении которых Вы можете оставить обратную связь, выберите интересующую Вас проверку. Для отправки отзыва нажмите «Оставить обратную связь». Если вы не нашли в перечне проверку в отношении Вашей организации, но она была, то Вы можете оставить об этом обратную связь. ВАЖНО! Для использования сервиса Вам требуется пройти авторизацию с помощью ЕСИА.
ШАГ 3. Заполните опросную форму, которая состоит из двух частей: первая часть – с информацией, идентифицирующей контрольно-надзорное мероприятие (номер проверки, дата и номер приказа/распоряжения о проведении проверки, наименование контрольно-надзорного органа и т.д.), предварительно заполненной данными из Единого реестра проверок (в случае, если проверка отсутствует в открытых данных Единого реестра проверок, Вам необходимо заполнить поля анкеты самостоятельно, на основании официальных документов о проверке, имеющихся у Вас в распоряжении), и вторая часть – опросная часть для отражения Вашего мнения о проверке.
ШАГ 4. Заполните анкету обратной связи по результатам проверок, ответив на обязательные вопросы и дополнив анкету недостающими сведениями.
ШАГ 5. После заполнения опросной формы Вы можете завершить опрос или сохранить анкету для ее изменения и (или) дополнения. После завершения опроса обратная связь направляется на обработку в ИАС МКГУ Минэкономразвития России. Также Вы можете отправить обратную связь и (или) официальное обращение (жалобу) в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации и (или) центрального аппарата контрольно-надзорного органа, осуществлявшего проверку. Сервис автоматически сформирует письмо с анкетой обратной связи и (или) обращением для направления в Генеральную прокуратуру Российской Федерации и (или) центральный аппарат контрольно-надзорного органа, осуществлявшего проверку.
Малое и среднее предпринимательство
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
на участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте “б” пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах “б” – “д”, “ж” настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. “а” в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий”;
е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов;
(пп. “ж” введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек);
(пп. “а” в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 настоящей части;
(пп. “б” в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом “б” пункта 2 настоящей части для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом “б” пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)
2.2) для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 “Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков” раздела I “Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)
Определите вид своего бизнеса
В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.
Критерии малого предприятия 2021
К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.
Малый бизнес имеет ряд преимуществ:
- его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
- начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
- стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
- возможность использования упрощённого документооборота;
- возможность использовать электронный документооборот;
- освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.
Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году
За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.
Критерии, общие для всех
Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:
- для микропредприятий — 15 человек;
- для малых предприятий — 16–100 человек;
- для средних предприятий — 101–250 человек.
Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:
- 120 млн. рублей — для микропредприятий;
- 800 млн. рублей — для малых предприятий;
- 2 млрд. рублей — для средних предприятий.
Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ
Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Дополнительные критерии для АО
Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:
- государству, субъектам РФ;
- муниципальным образованиям;
- общественным и религиозным организациям (объединениям);
- благотворительным и иным фондам.
Составляет для всех не более 25 %.
Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.
Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.
Реестр предприятий
Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО . Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.
Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:
- снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
- реализации «надзорных каникул»;
- повышения качества мер поддержки;
- максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.
Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.
Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.
Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.
Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.
Господдержка малых предприятий в 2021 году
Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.
Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.
Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.
Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0 . Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.
Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2022 году
При участии Михаил Пархоменко
Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2022 году.
Кто относится к субъектам МСП
Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.
Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru .
Критерии малого предприятия 2022: таблица
Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ). Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.
В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик становится субъектом малого и среднего предпринимательства.
Среднесписочная численность за предыдущий год
Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета
не более 15 человек
не более 120 млн руб.
- не менее 51% капитала (акций) должно принадлежать физлицам, или другим СМП;
- доля организаций, не являющихся СМП, не может быть больше 49%;
- доля государства, субъектов РФ и (или) НКО — не более 25% (суммарно)
не более 100 человек
не более 800 млн руб.
не более 250 человек (для отдельных видов деятельности — до 1500 человек)
не более 2 млрд руб.
Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно. Их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса.
Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@ , письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).
Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2022 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2019, 2020 и 2021 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2022 году сохраняется.
Что дает статус субъекта малого предпринимательства
Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.
Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.
Льготы для малых предприятий
Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.
Бухгалтерский учет и отчетность
Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.
При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение. Также при данном способе бухучета можно учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы, а запасы оценивать на отчетную дату по фактической себестоимости.
Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).
Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ о бухучете).
Кассовые операции
Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.
На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.
Налоговые льготы
Налоговые преференции для СМП устанавливаются на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.
Кроме этого, продолжают действовать временные послабления, установленные для СМП в связи с COVID-19. В частности, на выплаты работнику сверх МРОТ данные организации начисляют страховые взносы по пониженным тарифам, А именно: по пенсионным взносам 10%, по медицинским — 5%, по взносам «на больничные» — 0% . Подробнее см. « Малый бизнес может платить взносы по сниженной ставке и в 2021 году ».
В периоды введения коронавирусных ограничений предприятия малого и среднего бизнеса из наиболее пострадавших отраслей могли получать государственные субсидии (см., например, «Как бизнесу получить субсидию за нерабочие дни в ноябре»). Дополнительные меры поддержки для СМП вводили отдельные регионы (см., например, «В Москве начинается прием заявок на выплату новой «коронавирусной» субсидии»).
Трудовые отношения
Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.
Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление правительства РФ от 27.08.16 № 858).
Административная ответственность
Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.
Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Страхование вкладов
Счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введет мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».
Статистическая отчетность
Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.
Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма является чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций.
Остальную статистическую отчетность субъекты малого и среднего предпринимательства сдают в особом порядке. Соответствующая обязанность возникает в рамках сплошного (в отношении всех СМП) или выборочного (в отношении указанных Росстатом организаций и ИП) статистического наблюдения. При этом сплошное исследование малого бизнеса проводится один раз в 5 лет (п. 2 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Так, в 2021 году СМП должны были отчитаться о своей деятельности за 2020 год (см. «Сплошное статистическое наблюдение за малым бизнесом: Росстат напомнил, когда и как надо отчитываться»).
Выборочное статистическое наблюдение проводится в отношении тех субъектов, которые попали в перечень, ежегодно определяемый Росстатом (п. 3 ст. 5 Закона № 209-ФЗ). Информацию о том, нужно ли конкретному субъекту сдавать статотчетность, по каким формам и с какой периодичностью, можно уточнить на сайте Росстата (https://websbor.gks.ru/online/info). Также см. «Отчетность в статистику (Росстат) по ИНН: как узнать, какие отчеты сдавать».
Государственный заказ
Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а продавцы — субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт.
Кроме того, срок оплаты контракта, стороной которого выступает малое или среднее предприятие, меньше, чем для «обычных» участников закупок. Деньги нужно выплатить не позднее 15 рабочих дней со дня подписания заказчиком документа о приемке поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по договору или его этапу (п. 14(3), 28 и 32(1) Положения, утв. постановлением правительства РФ от 11.12.14 № 1352). За нарушение этого срока заказчик может быть оштрафован на сумму до 100 тыс. руб. (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
Особенности деятельности малого предприятия
Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.
Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически не будет отражена дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.
Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.
В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2022 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.
Критерии малого предприятия
Государство активно поддерживает субъектов малого и среднего предпринимательства и предлагает им различные льготы, от послаблений в бухгалтерии до пониженных налоговых тарифов. Но пользоваться льготами могут только те, кто полностью соответствует критериям отнесения к МСП. Иначе такую форму предпринимательства лишат привилегий.
В материале расскажем о нюансах работы субъектов малого предпринимательства и критериях соответствия этой категории.
- Кто может стать субъектом малого предпринимательства
- Доходные критерии малого и среднего предпринимательства
- Критерии малого предприятия по численности штата
- Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
- Льготы для малого и среднего бизнеса
- Единый реестр субъектов малого предпринимательства
Кто может стать субъектом малого предпринимательства
Стать субъектами малого предпринимательства могут:
- ИП;
- КФХ;
- хозяйственные общества и партнерства;
- потребительские и производственные кооперативы.
Критерии, которым должны соответствовать субъекты МСП, перечислены в Федеральном законе №209-ФЗ. Их делят на главные и дополнительные.
В соответствии с показателями, установленными для каждого критерия, субъекты МСП подразделяются на:
- средние;
- малые;
- микропредприятия.
Доходные критерии малого и среднего предпринимательства
Первый критерий, по которому предприятие относят к субъектам малого бизнеса — доход за прошедший календарный год. НДС при расчетах не учитывается.
Так, у доходов субъектов малого и среднего предпринимательства такие ограничения:
Категория МСП | Максимальный доход в рублях |
---|---|
Микробизнес | 120 млн |
Малые предприятия | 800 млн |
Средний бизнес | 2 млрд |
Доход считается суммарно по всем видам деятельности бизнеса.
Например, у ООО «Рассвет» три направления работы. По каждому из них в прошлом году компания заработала 500 миллионов рублей. Суммарный доход — 1 млрд 500 миллионов рублей. Значит, компания относится к субъектам средних предприятий.
А ИП Васильев ведет два вида деятельности. По одному он заработал 10 миллионов рублей, по второму — 5 миллионов. Суммарный доход — 15 миллионов. Бизнес предпринимателя подходит под критерии микропредприятия.
Критерии малого предприятия по численности штата
Кроме дохода, критерии малых предприятий включают ограничения по количеству работников в штате. Так, для разных категорий субъектов малого бизнеса установлены следующие показатели:
Категория субъектов малого бизнеса | Максимальная численность людей в штате | Пояснение |
---|---|---|
Микропредприятие | 15 | |
Малое предприятие | 16 – 100 | |
Средний бизнес | 101 – 250 | |
251 – 1000 | Для хозяйственных партнерств и обществ, работающих в сфере легкой промышленности и входящих в список Минопторга в соответствии с условиями Постановления №1412 | |
1500 | Для заведений общественного питания (основной вид деятельности — класс 56). Актуально с 2022 года |
В расчет численности работников включают только тех лиц, которые работают на предприятии по трудовым договорам. При этом неважно, были ли они фактически на рабочем месте. Если сотрудник находился в отпуске или на больничном, но числился в штате официально, то его учитывают.
Важно! Ограничения по доходу и численности сотрудников одинаково применяются к ИП и организациям. При этом важно, чтобы субъект малого предпринимательства соответствовал критериям в течение трех последних лет. Если хотя бы один из показателей нарушается три года подряд, субъект лишается статуса малого и среднего бизнеса или переходит в следующую категорию.
Например, микропредприятие в течение трех лет подряд (2018, 2019, 2020 гг) получало доход, превышающий 120 миллионов рублей. С 2021 года оно уже не может сохранить свой статус. Его лишат статуса МСП или отнесут к субъектам малого или среднего предприятия по критериям, актуальным в новом году.
Но если предприятие соблюдало ограничения хотя бы в одном из трех прошедших лет, то оно останется в прежнем статусе.
Например, то же микропредприятие соответствовало критериям в 2018 и 2019 и 2020 годах, но в 2021 году численность сотрудников превысила порог в 15 человек. В 2022-м оно еще останется в статусе микробизнеса.
Дополнительные критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства
Дополнительные параметры отнесения предприятия к малому бизнесу рассчитаны на ООО и АО и касаются суммарной доли участия других компаний в уставном капитале. Здесь значения следующие:
- доля участия иностранных субъектов и юрлиц (без учета субъектов малого и среднего предпринимательства) — не более 49%;
- доля от участия РФ, региональных субъектов и НКО — не более 25%.
Эти ограничения предприятия должны соблюдать ежегодно. Иначе в следующем календарном году компания потеряет статус субъекта малого бизнеса.
Льготы для малого и среднего бизнеса
Представители малого и среднего предпринимательства могут пользоваться некоторыми послаблениями. Например, им доступны такие льготы:
- Упрощенная работа с учетом и отчетностью. Субъекты малого бизнеса могут подавать облегченную отчетность. В перечень обычно входит два документа: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Бухгалтерия тоже упрощена. Например, малые предприятия могут начислять амортизацию не каждый месяц, а реже (иногда даже раз в год) или не создавать резерв для отпускных выплат.
- Кассовые льготы. Малые и средние предприятия могут вести кассовые операции в упрощенной форме. Например, им необязательно утверждать лимит остатка в кассе. А ИП освобождены от ведения кассовых книг и расходных ордеров.
- Административные наказания. Если малое предприятие впервые совершает правонарушение, то штраф заменят на предупреждение. При этом важно, чтобы в результате не пострадали другие люди, окружающая среда, памятники культуры и другие объекты в соответствии со статьей 4.1.1. КоАП РФ.
- Страхование счетов и вкладов. Представители малого и среднего предпринимательства попадают под программу обязательного страхования вкладов и счетов согласно закону №177-ФЗ. Если банк ликвидируют или лишат лицензии, субъектам малого бизнеса возместят вложенные средства в размере суммы, которая хранилась в банке. С небольшим условием — размер выплаты не может превышать 1 400 000 рублей по всем вкладам в одной финансовой организации.
- Гарантия госзаказов. Согласно закону №44-ФЗ, государственные организации обязаны ежегодно заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства в объеме 15% от общих закупок.
- Упрощенное трудоустройство. Владельцы малого и среднего бизнеса могут нанимать работников по срочным трудовым договорам, если численность их штата не превышает 35 человек. Для отраслей бытового обслуживания и торговли в розницу ограничение по штату чуть строже — 20 человек.
Субъекты малого и среднего предпринимательства также получили поддержку в период пандемии. Например, с апреля 2020 года они могут:
- платить страховые взносы по льготной ставке 15% (к части выплат, превышающих МРОТ);
- получить отсрочку для страховых и налоговых выплат;
- продлить лицензии.
Единый реестр субъектов малого предпринимательства
Проверить соответствие предприятия критериям МСП можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Для этого нужно:
- зайти на главную страницу сервиса;
- ввести ИНН, ОГРН, наименование фирмы или данные предпринимателя в строку поиска;
- запустить проверку.
Сайт откроет окно с данными найденного предприятия. Если оно относится к субъектам малого бизнеса, это укажут в разделе «Категория».
В этом же окне можно скачать ПДФ-файл с выпиской из госреестра. Там вы найдете подробные сведения о субъекте малого бизнеса:
- адрес компании;
- место жительства ИП;
- основное направление деятельности;
- наличие госзаказов;
- численность сотрудников и т.д.
На сервисе можно проверить, включен ли ваш бизнес в реестр. Если вы подходите под условия малого предприятия, но не нашли себя в списке, можно оставить заявку на включение в реестр на сайте сервиса.
Также стоит воспользоваться сайтом, когда вы заключаете сделку с контрагентом-представителем малого предпринимательства. Предварительная проверка поможет убедиться в благонадежности потенциального партнера и законности сделки.