Диагностическая карта техосмотра в РФ
Если водитель ездит без полиса, его оштрафуют. С марта 2022 года водителей будут штрафовать на 2000 рублей за езду без диагностической карты. Рассказываем, когда делать техосмотр, как получить карту и что будет за езду без техосмотра.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО
от 500 до 800 руб.
Статья 12.37 КоАП
Проверка и оплата штрафов ГИБДД Скидка 50%
Нажимая «Проверить штрафы» вы даёте согласие на обработку персональных данных согласно политике и принимаете условия оферты .
Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд
Какой штраф за отсутствие техосмотра в 2022 году
В России с 2012 года отменен талон техосмотра — такой документ водители больше не получают и не возят с собой. Разберем, за что еще возможен штраф.
Штраф за непройденный техосмотр. За езду без техосмотра в 2022 году на легковых автомобилях штрафа нет. С 1 марта 2022 года по закону появится штраф за езду без диагностической карты. За это нарушение будут штрафовать на 2000 рублей. Штраф будет приходить с камеры, не чаще раза в сутки.
Для такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей штраф за отсутствие техосмотра действует уже сейчас — от 500 до 800 рублей. C марта 2022-го этот штраф отменят, вместо него все водители будут платить 2000 рублей за езду без диагностической карты.
Отдельно за выпуск транспорта на линию без техосмотра штрафуют компании — до 50 000 рублей. Этот штраф остается без изменений.
Штраф за просроченный техосмотр. С марта 2022 года срок действия диагностической карты будет важен, за просроченную карту смогут оштрафовать на 2000 рублей.
Для такси, автобусов и грузовиков за просроченный техосмотр штраф тот же, что и за непройденный — от 500 до 800 рублей.
Сейчас | С марта 2022 | |
---|---|---|
Легковые машины, мотоциклы | 500-800 руб. | 500-800 руб. |
Такси, автобусы, грузовики | 500-800 руб. | – |
Легковые машины, мотоциклы | ||
Сейчас | 500-800 руб. | |
С марта 2022 | 500-800 руб. | |
Такси, автобусы, грузовики | ||
Сейчас | 500-800 руб. | |
С марта 2022 | – |
Сейчас | С марта 2022 | |
---|---|---|
Легковые машины, мотоциклы | – | – |
Такси, автобусы, грузовики | 500-800 руб. | 2000 руб. |
Легковые машины, мотоциклы | ||
Сейчас | – | |
С марта 2022 | – | |
Такси, автобусы, грузовики | ||
Сейчас | 500-800 руб. | |
С марта 2022 | 2000 руб. |
Сейчас | С марта 2022 | |
---|---|---|
Легковые машины, мотоциклы | – | 2000 руб. |
Такси, автобусы, грузовики | – | 2000 руб. |
Легковые машины, мотоциклы | ||
Сейчас | – | |
С марта 2022 | 2000 руб. | |
Такси, автобусы, грузовики | ||
Сейчас | – | |
С марта 2022 | 2000 руб. |
Условия прохождения техосмотра
Нужен ли техосмотр и как часто, по закону зависит от вида транспорта и года выпуска. Год указан в ПТС или СТС.
Для легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонны, прицепов и мотоциклов. Весь этот транспорт требует ТО в зависимости от возраста машины:
- до 4 лет — техосмотр не нужен,
- от 4 до 10 лет — раз в два года,
- старше 10 лет — каждый год.
Для легковых автомобилей коммерческого назначения. К ним относятся учебные машины и рейсовые автобусы.
- до 5 лет — каждый год,
- старше 5 лет — раз в полгода.
С 1 октября 2021 года техосмотр автобусов проходит при участии сотрудника ГИБДД. Полицейский должен подписать диагностическую карту вместе с сотрудником пункта ТО.
Для автомобилей служб такси. На таких машинах проходят техосмотр каждый год.
Для грузовых автомобилей тяжелее 3,5 тонны. Периодичность ТО зависит от возраста:
- до 5 лет — каждый год,
- старше 5 лет — раз в полгода.
Собственник не обязан дожидаться этих сроков, чтобы пройти техосмотр — это можно сделать и раньше. Например, если это необходимо для выезда за границу.
Диагностическая карта техосмотра в РФ
Диагностическая карта — документ, который выдает пункт техосмотра, если машина исправна. В него вписывают информацию о машине, данные ПТС, дают заключение и ставят печать. По карте можно получить полис ТО.
Электронная карта — с 1 октября 2021. Бумажные карты становятся необязательными, всю информацию теперь заносят в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИСТО). По просьбе водителя могут выдать бумажный документ, но получить страховой полис можно и без него — достаточно назвать номер.
Как получить. Чтобы получить диагностическую карту:
- выберите пункт техосмотра. Найдите ближайшую аккредитованную организацию на сайте Российского союза страховщиков ;
- приедьте в пункт ТО с двумя документами — паспортом и документом на машину — СТС или ПТС;
- оплатите услуги техосмотра. Обычно они стоят около 800 рублей для легковой машины;
- заедьте на линию обслуживания и пройдите проверку. Если найдут неисправность, повторный техосмотр с 1 октября 2021 года можно пройти только у того же оператора;
- получите электронную карту — на руки ее не выдадут, данные занесут в систему.
Аннулирование карт — с 1 октября 2021. ГИБДД получает право аннулировать диагностические карты, которые оформили без техосмотра. Такое может произойти, если инспектор узнает, что машину не возили на техосмотр, или в ней обнаружат неисправности, которых нет в карте.
Отметку об аннулировании карты занесут в ЕАИСТО, а оператора техосмотра оштрафуют. О том, что карта фальшивая, также уведомят страховую компанию, выдавшую полис. В случае ДТП страховая сможет запросить регрессное требование, то есть отсудить деньги у владельца машины.
Такую карту заполняет сотрудник пункта ТО, с марта 2022 года — в электронном виде
Как оплатить штраф за езду без техосмотра
На «Штрафах ГИБДД» . Введите номер автомобиля, СТС или прав и электронную почту, чтобы получать уведомления. Нажмите «Проверить штрафы». Если есть штрафы, вы их увидите и сможете мгновенно оплатить.
На сайте ГИБДД. На главной странице нажмите на баннер «Проверить штрафы» в правой колонке. Введите госномер и СТС, нажмите «Запросить проверку».
На сайте Госуслуг. На главной нажмите «Зарегистрироваться», выберите центр обслуживания, зарегистрируйтесь и подтвердите личность. После этого нужно будет посетить центр с паспортом. Тогда вы сможете ввести номер прав и СТС и воспользоваться услугой «Проверка штрафов».
Когда и как можно обжаловать штраф
Когда можно обжаловать. Бывает, что штраф за езду без ОСАГО выписывают незаконно. Например, инспектор отказался смотреть электронный полис на экране телефона и составил протокол об отсутствии полиса. Когда штрафы за езду без диагностической карты начнут фиксировать камеры, наверняка будут технические ошибки.
Как оспорить. В первые 10 дней с даты постановления напишите жалобу по образцу.
Отправьте ее в ГИБДД по почте или лично принесите в отдел. Инспекция должна ответить в течение 10 дней. Если откажет, водитель может обратиться в суд.
Помимо жалобы понадобятся доказательства, например запись с видеорегистратора
Штраф за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года
В этой статье речь пойдет о Федеральном законе “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” №219-ФЗ.
Суть данного документа заключается в том, что он вводит штраф за отсутствие техосмотра для водителей, а также увеличивает штрафы для организаций, занимающихся проведением техосмотра.
Информация о Федеральном законе
01.02.2021 Федеральный закон “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации Об административных правонарушениях” №219-ФЗ от 26 июля 2019 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 26 июля 2019 года.
Документ вступает в силу по частям:
- 1 марта 2021 года – штрафы для операторов техосмотра;
- 1 марта 2022 года – штрафы для водителей.
Введение штрафа за отсутствие техосмотра с 1 марта 2022 года
В первую очередь рассмотрим нововведение, которое представляет наибольший интерес для водителей:
Статья 12.1. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
.
2. Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак “Инвалид”
.
1 1 . Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, –
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
Примечание. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1 1 настоящей статьи, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого административного правонарушения в течение двадцати четырех часов с момента первого выявления такого административного правонарушения.
Разберемся, в чем именно заключается нововведение:
1. До 1 марта 2022 года к ответственности за отсутствие техосмотра могут быть привлечены только водители легковых такси, автобусов, грузовиков для перевозки людей и автомобилей для перевозки опасных грузов. После вступления закона в силу штраф может быть наложен на водителя любого транспортного средства, для которого прохождение техосмотра является обязательным.
Примечание. C 30 декабря 2021 года личные легковые автомобили категории B освобождены от прохождения технического осмотра.
Напомню, что аналогичный штраф ранее уже существовал в России, однако он был отменен с 1 января 2012 года. То есть получается, что законодатели возвращают штраф за отсутствие техосмотра.
2. Размер самого штрафа увеличивается с 500 – 800 рублей до 2 000 рублей.
3. Особенность нового штрафа заключается в том, что он может быть наложен только 1 раз в сутки. Данное время отводится водителю на то, чтобы пройти техосмотр и оформить диагностическую карту.
Обратите внимание, размер штрафа за отсутствие техосмотра (2 000 рублей) превышает стоимость прохождения самого техосмотра (в пределах 1 000 рублей). То есть пройти техосмотр выгоднее, чем ездить без него.
Обновление штрафов для организаций, занимающихся техосмотром, с 1 марта 2021 года
Рассмотрим штрафы для организаций, занимающихся проведением техосмотра, в виде таблицы (статья 14.4 1 КоАП):
Нарушение | Было | Стало |
1. Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств | ДЛ * : 10 000 – 15 000 рублей ЮЛ * : 50 000 – 100 000 рублей | ДЛ: 30 000 – 50 000 рублей ЮЛ: 200 000 – 300 000 рублей |
1 1 . Нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра | – | ДЛ: 20 000 – 30 000 рублей ЮЛ: 100 000 – 200 000 рублей |
3. Оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств | ЮЛ: 100 000 – 300 000 рублей | Гр * : 5 000 – 10 000 рублей ДЛ: 30 000 – 50 000 рублей ЮЛ: 200 000 – 300 000 рублей |
4. Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился | ЮЛ: 100 000 – 300 000 рублей | Гр: 5 000 – 10 000 рублей ДЛ: 30 000 – 50 000 рублей ЮЛ: 200 000 – 300 000 рублей |
5. Осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии | – | Гр: 1 000 – 3 000 рублей ДЛ: 3 000 – 5 000 рублей ЮЛ: 10 000 – 20 000 рублей |
6. Осуществление деятельности по проведению технического осмотра лицом, не аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра, лицом, действие аттестата аккредитации которого на дату проведения технического осмотра было приостановлено, либо лицом, которое в соответствии с установленной для данного пункта технического осмотра областью аккредитации не вправе проводить технический осмотр данной категории транспортных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния | – | ДЛ: 30 000 – 50 000 рублей ЮЛ: 100 000 – 300 000 рублей |
7. Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 – 6 настоящей статьи | – | Гр: 10 000 – 20 000 рублей ДЛ: дисквалификация на срок от 1 до 3 лет ЮЛ: 300 000 – 500 000 рублей |
Сокращения в таблице:
ДЛ – должностное лицо.
ЮЛ – юридическое лицо.
Гр – гражданин.
Основной вывод, который можно сделать из таблицы, – штрафы для организаций, связанных с техосмотром, с 1 марта 2021 года станут больше.
Когда начнут действовать новые штрафы?
Статья 2 Федерального закона определяет даты вступления в силу различных частей документа:
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2021 года, за исключением пунктов 3 – 5 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Пункты 3 – 5 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 марта 2022 года.
Таким образом, с 1 марта 2021 года начнут действовать изменения, устанавливающие штрафы для пунктов технического осмотра, а с 1 марта 2022 года – новые штрафы для водителей.
А как Вы относитесь к возвращению штрафов за отсутствие техосмотра?
Удачи на дорогах!
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Штраф за отсутствие техосмотра для юрлиц и ИП с 1 марта 2022 года
С 30 декабря 2021 г. в Российской Федерации отменен, и переведен на добровольную основу, обязательный технический осмотр для легковых автомобилей и мотоциклов принадлежащих физическим лицам. Техосмотр отменен на основании Федерального закона РФ от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона РФ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Несмотря на это, в некоторых случаях, автовладельцам все равно необходимо будет проходить техосмотр. Кроме того, с 1 марта 2022 года вводится штраф за отсутствие диагностической карты.
Согласно пункту 7 статьи 15 новой редакции Федерального закона РФ от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
- 7. Легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физическим лицам и используемые ими исключительно в личных целях, не связанных с иной деятельностью, в том числе с предоставлением услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, осуществлением перевозок пассажиров, использованием личного транспорта в служебных целях, не подлежат техническому осмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также актами, составляющими право Евразийского экономического союза, по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию.
Таким образом, требование о прохождении технического осмотра транспортных средств осталось обязательным для грузовых автомобилей, автобусов и легковых такси принадлежащих физическим лицам, и для всех транспортных средств принадлежащих юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Согласно Федеральному закону РФ от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», с 1 марта 2022 года вступают в силу изменения в статье 12.5 КоАП РФ, согласно которым увеличивается сумма штрафа за отсутствие диагностической карты:
Статья 12.5. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
- 1.1. Управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении, — влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.
- Примечание. Лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, не привлекается к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого административного правонарушения в течение двадцати четырех часов с момента первого выявления такого административного правонарушения.
Согласно изменениям, сумма штрафа за отсутствие диагностической карты составляет 2000 руб.
Так же планируется что с 1 марта 2022 года ГИБДД будут фиксировать данное административное правонарушение с помощью автоматических комплексов фотофиксация.
На сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.
Все документы представлены в электронном виде в формате Microsoft Word и Microsoft Excel с возможностью редактирования. Для того чтобы получить документы достаточно написать на адрес электронной почты [email protected], и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Штраф за техосмотр с 1 марта: кого будут наказывать и задействуют ли дорожные камеры
Уже с марта нынешнего года штраф за отсутствие техосмотра вырастет до 2000 рублей. Смогут ли дорожные камеры штрафовать нарушителей? Как это будет работать? Рассказываем прямо сейчас.
Напомним, что Федеральным законом № 219-ФЗ от 26 июля 2019 года из Административного кодекса исключается часть 2 статьи 12.1 (штрафующая не имеющих диагностической карты водителей грузового и пассажирского транспорта на 500 — 800 рублей); а в статье 12.5 появляется часть 1.1, карающая автомобилистов без техосмотра на 2000 рублей. Изменения вступят в силу 1 марта 2022 года.
Как заявляют власти, наказание за отсутствие диагностической карты грозит исключительно тем, кто, несмотря на отмену техосмотра, и сегодня обязан его проходить.
Технические сложности
Изначально планировалось таких нарушителей выявлять при помощи комплексов фотовидеофиксации, а выписывать штрафы — не чаще одного раза в 24 часа.
Однако заместителем начальника ГУОБДД МВД Владимиром Кузиным в ходе прошедшей 25 января пресс-конференции озвучено, что автоматическая фиксация этого нарушения откладывается в силу технических сложностей. И пока неясно, когда заработает.
Проблема кроется в электронных базах ГИБДД: выяснилось, что крайне сложно «автоматом» отличать грузовик от легковушки, фиксировать год выпуска и сверять с реестром такси. В такой ситуации велик риск наказания водителей, которые вовсе не обязаны проходить техосмотр. По словам Владимира Кузина, запуск системы автоматической фиксации нарушителей без диагностических карт состоится лишь после устранения выявленных проблем.
Причина — недостаточное финансирование
Можно предположить, что нейросети еще не готовы решать столь масштабные задачи без участия человека. Впрочем, у представителя «Технологий распознавания» (разработчика программного обеспечения для дорожных камер) Сергея Кусова свое видение ситуации.
По его словам, причиной нынешних сложностей является низкая техническая оснащенность подразделений Госавтоинспекции. Считывание госномера — это сегодня простейшая задача для камер. Имея эту информацию, нейросети не составляет труда молниеносно проверить базы данных, сверяя номер с актуальными сведениями комплекса ЕАИС ТО (Единой автоматизированной информационной системы техосмотра).
Причем массив исходных данных для анализа резко сократился на фоне отмены техосмотра, поскольку, например, раньше нужно было проверять каждое авто старше 4-летнего возраста, а сегодня в этой категории достаточно проверить лишь машины, сменившие владельца.
Поэтому цепочка «госномер — база ЕАИС ТО — данные собственника» не является сколь-нибудь сложной для автоматической отработки.
Другое дело, что реализация такой задачи требует серьезного финансирования, включая расходы по настройке нейросети, приобретению серверов для обработки и хранения данных. Отсутствие же полноценного денежного и технического обеспечения как раз и является причиной сегодняшних проблем.
В такой ситуации штрафовать водителей по-прежнему будут сотрудники Госавтоинспекции. Делать это планируют, соблюдая ряд условий.
Кого будут наказывать с 1 марта
В результате отмены техосмотра категории водителей, которым будет грозить штраф 2000 рублей с 1 марта нынешнего года, четко ограничены.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 15 Федерального закона № 283-ФЗ (Закона о госрегистрации транспорта) от 3 августа 2018 года, обычному автовладельцу диагностическая карта потребуется:
- для регистрации в подразделении ГИБДД транспортного средства возрастом более 4 лет — по причине покупки и смены собственника;
- внесения изменений в конструкцию машины — вне зависимости от возраста.
А еще частный собственник, согласно части 7 статьи 15 Федерального закона № 170-ФЗ (Закона о техосмотре) от 1 июля 2011 года, обязан предоставить авто для техосмотра:
- если пользуется им в служебных целях;
- занимается перевозкой пассажиров и/или багажа.
Отсутствие диагностической карты в указанных случаях и будет являться основанием для штрафа 2000 рублей по части 1.1 статьи 12.5 Административного кодекса. Остальные водители неподсудны и наказанию за непройденный техосмотр не подлежат.
По словам ГИБДД
Как объясняют в самой Госавтоинспекции, при наличии диагностической карты проверка технического состояния авто возможна только в случае визуально заметной неисправности, угрожающей безопасности дорожного движения.
Другими словами, появление в зоне видимости инспектора транспортного средства с вытекающей тормозной жидкостью, отсутствующими болтами на колесах или отваливающимся карданом вызовет немедленную остановку и проверку такого «железного коня» — это будет логично и закономерно. И здесь уже не играет роли наличие либо отсутствие диагностической карты, которую, кстати, инспектор всегда может проверить по базе, воспользовавшись служебным планшетом.
С другой стороны, если визуальные признаки технической неисправности отсутствуют, то, согласно пункту 111 Административного регламента, утвержденного Приказом МВД № 664 от 23 августа 2017 года, отсутствуют и основания для такой проверки. Как отмечается Владимиром Кузиным, подобное законодательное уточнение призвано исключить излишнюю дотошность инспекторов в общении с водителями.
Если же диагностическая карта отсутствует в силу того, что водитель не должен ее получать по новым правилам техосмотра, тогда сотрудник ГИБДД обязательно проверяет авто: главным образом, визуально; но может и с применением технического оборудования. Как правило, при себе инспектор такого оборудования не имеет, однако сегодня Госавтоинспекция обладает передвижными лабораториями, позволяющими в случае необходимости оперативно и точно оценить техническое состояние любого транспортного средства.
Штраф за отсутствие техосмотра
Ответственность за отсутствие техосмотра сейчас введена только для водителей, которые перевозят пассажиров и опасные грузы. Но уже со следующего года платить придется всем.
Что такое техосмотр и кто его проходит
Технический осмотр — это регламентированная законом процедура анализа состояния транспортного средства, необходимая для выявления неисправностей агрегатов.
Законодатель обязал проводить техосмотр всех видов транспорта, включая личные автомобили и мотоциклы. Норма не действует для новеньких (до 3 лет) легковых и автомобилей массой до 3,5 тонн, полуприцепов и прицепов к ним. Собственники остальных транспортных средств, чтобы не получить штраф за отсутствие ТО, должны помнить об установленной законом периодичности проверок:
- автобусы, такси, задействованные в коммерческих перевозках, — каждые полгода;
- специальные автомобили для перевозки опасных грузов — ежегодно;
- учебные автомобили независимо от возраста — ежегодно.
Где пройти ТО и сколько это стоит
Закон от 01.07.2011 № 170-ФЗ о ТО позволяет проверять транспортные средства только у аккредитованных операторов. Они по итогам контроля выдают диагностическую карту (она сейчас заменяет техталон). Найти подходящий сервис можно в реестре, который ведет Российский союз автостраховщиков. Обслужить обязаны в любом, независимо от региона регистрации транспорта.
Стоимость процедуры зависит от региона и типа транспорта. Но меньше, чем за 800 рублей, нигде в России получить диагностическую карту на машину категории «В» не удастся.
Чтобы сдать машину на проверку и ездить, не думая, какое наказание за отсутствие техосмотра, водителю понадобятся ПТС (или СТС), удостоверение личности и доверенность, если он не является собственником. Если ТО проходит транспорт, принадлежащий организации, дополнительно понадобятся:
- копия свидетельства о регистрации юрлица;
- копия устава;
- карточка предприятия с основными реквизитами — ИНН, ОКПО, расчетный счет;
- балансовая справка, где прописано количество транспортных средств в компании.
Это ориентировочный список, поскольку ни в Федеральном законе от 01.07.2011 № 170-ФЗ о ТО, ни в другом нормативном акте четкий перечень документов не представлен.
Осмотр осуществляют исключительно на основании договора. Сведения о проверке, включая информацию из диагностической карты о состоянии машины, оператор передает в общую информационную базу. Наличие такой информсистемы позволяет водителям не задумываться, есть ли штраф за отсутствие диагностической карты, поскольку все данные из нее сразу попадают к страховщикам. И они видят, соответствует автомобиль требованиям безопасности или нет, выдавать его владельцу полис ОСАГО (КАСКО) или нет.
Штрафы за отсутствие ТО: действующие и новые
По закону, контролировать техническое состояние транспорта обязаны все. Но инспектор ГИБДД не всегда штрафует автовладельцев. Потому что сейчас в КоАП РФ есть только одна статья, которая определяет, чем грозит отсутствие техосмотра, — это статья 12.1. Часть 2 этой статьи гласит, что наказание последует за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, специализированным транспортом, предназначенным для перевозки опасных грузов. Указан и размер наказания — от 500 до 800 рублей. Но на обычных водителей этот штраф не распространяется.
Есть еще статья 12.31 КоАП РФ, где указано, когда начнут штрафовать за отсутствие техосмотра должностных лиц и организации. Речь идет о выпуске на линию транспортного средства без проверки технического состояния. За это должностные лица выплатят 500 руб., а организациям придется платить 50 000 руб. Иных норм в законе, которые бы предусматривали санкции за отказ контролировать техническое состояние транспортного средства, нет.
Другой вопрос, что без диагностической карты, которую выдают после ТО в аккредитованной СТО, ни одна страховая компания не продаст автовладельцу страховой полис. И тогда рядовому водителю грозит уже штраф за отсутствие страховки и техосмотра по ст. 12.37 КоАП РФ. Его размер — те же 800 рублей. Правда, если заплатить в течение 20 дней, его сумма уменьшится на 50%.
Перечисленные санкции просуществуют до 27.07.2019. Затем начнут действовать нормы, что будет за отсутствие техосмотра, которые содержит новый Федеральный закон от 26.07.2019 № 219-ФЗ. Благодаря ему, рядовых водителей начнут штрафовать и за отсутствие страховки, и за непроведение ТО.
Все новые санкции — в таблице.
Правонарушение
Штраф (рублей)
Норма КоАП РФ с 27.07.2019
Управление транспортным средством без диагностической карты
Оформление диагностической карты без проведения техосмотра или при проведении контроля, в результате которого выявлено несоответствие требованиям безопасности
- для граждан — от 5000 до 10 000;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
- для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Передача в информационную систему сведений о проведении ТО, если его фактически не было
- для граждан — от 5000 до 10 000;
- для должностных лиц — от 30 000 до 50 000;
- для ИП и организаций — от 200 000 до 300 000.
Выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего ТО
- для должностных лиц — 500;
- размер штрафа за отсутствие техосмотра транспорта юридических лиц — 50 000.
Кто платит: водитель или собственник
Хотя в законе от 26.07.2019 № 219-ФЗ, предусматривающем, когда введут штраф за отсутствие техосмотра и диагностической карты, указаны новые размеры санкций, в нем нет послаблений для правонарушителей. Как в действующей, так и в будущей редакции КоАП РФ санкции предусмотрены для водителей — лиц, которые управляют транспортом, не прошедшим проверку на безопасность. Но если речь идет о наемных работниках, то им уплаченная сумма возвращается. При условии, что работник предоставит все документы, подтверждающие расходы.
Штраф за техосмотр
Процедура прохождения техосмотра знакома каждому водителю, ведь до недавнего времени любой водитель мог попасться сотруднику ГИБДД и получить штраф за техосмотр при его отсутствии. Однако законодательная база имеет свойство постоянно меняться. На сегодняшний день согласно требованиям по использованию транспортных средств прохождение техосмотра можно проверить только у определенных категорий водителей. Однако все не так просто. Давайте рассмотрим вопрос о необходимости прохождения техосмотра в 2022 году.
Напомним, что в настоящее время такой документ, как талон техосмотра, перестал быть действительным. На смену пришла так называемая диагностическая карта.
Условия прохождения техосмотра для различных транспортных средств
Согласно действующим нормам законодательства, установленный период, через который требуется повторное прохождение техосмотра, зависит от вида транспортного средства и его возраста. По общим правилам, если с момента начала эксплуатации прошло менее 4 лет, техосмотр не требуется. Следующая точка отсчета – 10 лет. Если транспортное средство младше этого возраста, то повторный техосмотр предусматривается через каждые два года, если старше – каждый год.
Отдельно стоит отметить такие категории транспорта, как:
- такси;
- грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны;
- автобусы (если он вмещает более восьми человек);
- специальный транспорт.
Для указанных видов транспорта прохождение техосмотра действует в течение полугода. Однако в любом случае определяющую роль играет форма эксплуатации того или иного транспортного средства.
Размер штрафа за отсутствие техосмотра в 2022 году
Штраф за езду без техосмотра – от 500 до 800 рублей (КоАП, ст. 12.1). В первый раз сотрудники ГИБДД могут выписать штраф на 500 рублей, при повторном правонарушении размер санкций увеличится до 800 рублей. Повторное нарушение может повлечь лишение прав.
КоАП РФ Статья 12.1. п. 1.1 Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех месяцев.
Штраф за непройденный техосмотр применяется только к водителям пассажирских ТС (автобусы, микроавтобусы, маршрутки и пр.), грузовых автомобилей, такси и ТС, перевозящих опасные грузы. Водители этих транспортных средств обязаны проходить техосмотр 2 раза в год. Если у водителя машины категории «В» не пройден техосмотр штраф не назначается.
Несмотря на отсутствие наказания, простым водителям так или иначе необходимо прохождение проверки по двум причинам:
- без диагностической карты нельзя получить полис ОСАГО;
- езда на ТС, которое долгое время не проверялось на наличие неисправностей, повышает риск ДТП и подвергает опасности жизнь водителя и других участников дорожного движения.
В 2022 году в Госдумой был принят в первом чтении новый законопроект, ужесточающий наказание за отсутствие факта прохождения техосмотра для всех водителей. Законотворцы предлагают повысить штраф до 2000 рублей для автолюбителей с липовыми диагностическими картами. Фиксировать отсутствие ТО и фальшивые документы будут не только сотрудники автоинспекции, но и камеры наблюдения, установленные на трассах.
Кроме этого, по новому закону предполагается реформировать сам принцип прохождения ТО: всю процедуру будут снимать на видео для подтверждения действительности прохождения осмотра и подлинности полученных после проверки ТС документов.
Помимо ответственности по ст. 12.1 КоАП РФ, предусмотрены штрафы и за нарушение законодательства в сфере проведения технического осмотра (ст.14.4.1 КоАП РФ):
- штраф за оформление диагностической карты без прохождения ТО – от 5 до 10 тыс. руб. для граждан, от 250 до 300 тыс. – для юр. лиц;
- за передачу ложной информации в единый реестр предусмотрены аналогичные санкции;
- за повторное нарушение наказание ужесточается – граждане рискуют получить штраф до 20 тыс. руб., организации – до 500 тыс. руб.
С 2021 года риск привлечения к ответственности повысился для всех лиц, которые приобретают диагностическую карту, но не проходят полноценный технический осмотр.
Кто платит штраф?
За отсутствие технического осмотра штраф накладывается не на хозяина машины, а на водителя. В связи с этим, транспортные компании и организации с личным автопарком мотивированы своевременно проходить процедуру.
Кто рискует получить штраф без техосмотра?
По правилам последней редакции закона штраф за отсутствие техосмотра могут получить только водители таких транспортных средств как:
- такси;
- автобусы;
- грузовые автомобили;
- специализированная техника (при осуществлении перевозки опасных грузов).
Именно у этих участников дорожного движения сотрудники ГИБДД имеют право осуществлять проверку наличия диагностической карты и срока ее действия. Такой подход обусловлен тем, что данные водители имеют более высокую степень ответственности. Мера ответственности может состоять либо в наложенном штрафе размером до 5 000 рублей, либо в лишении прав сроком до трех месяцев. Причем оплачивать взыскание должен будет водитель (гражданин, который находился за рулем). Езда другого лица без техосмотра для владельца транспортного средства не влечет за собой никаких последствий.
Что касается остальных транспортных средств, их водители даже при просьбе со стороны сотрудников внутренних дел имеют право не предоставлять диагностическую карту на проверку. Следовательно, штраф за просроченный техосмотр такие водители получить не могут, поэтому несвоевременное продление сроков его действия не представляет собой критичной проблемы.
Тем не менее, данная услуга остается востребованной. Несмотря на отсутствие вероятности получить штраф без техосмотра для большинства водителей, отказ от его прохождения влечет за собой другую проблему – невозможность оформления полиса ОСАГО.
Такие меры планируется ввести в связи с участившимися случаями ДТП с авто без техосмотра, а также по причине большого числа водителей, ездящих с купленными фальшивыми документами о прохождении ТО. Будьте внимательно: даже если страховая компания не потребует предоставление диагностической карты при оформлении страхового полиса, она имеет право отказать в выплате компенсации в том случае, если в аварию попал автомобиль, не прошедший техосмотр. Другими словами, смысл процедуры страхования теряется, так как не снижает риски участников дорожного движения и не покрывает их расходы.
Кроме этого, прохождение техосмотра имеет весомое практическое значение, ведь он позволяет контролировать текущее состояние автомобиля, тем самым снижая вероятность поломки, которая может вызвать аварию. Обеспечение исправности автомобиля и собственной безопасности водителя представляет собой серьезный аргумент в пользу своевременного прохождения техосмотра для любого транспортного средства независимо от того, существует ли угроза получения штрафа.
Таким образом, можно сделать вывод, что прохождение техосмотра остается обязательной процедурой для ряда водителей, которые управляют указанными категориями транспортных средств, так как в случае просрочки установленных сроков им грозит получение штрафа. Однако данная процедура и получение диагностической карты не теряет своей актуальности и для остальных водителей, так как в противном случае возникают проблемы как с оформлением обязательного полиса страхования ОСАГО, так и с выплатами компенсации при наступлении страхового случая.
Как оплатить штраф за езду без техосмотра?
Со штрафами ГИБДД действует та же система, что с государственными налогами их сборами: то, как их заплатить, решать самому человеку. Назовем основные способы: