Как быстро проверить свою очередь на жилье?
Если вы стоите в очереди на бесплатную квартиру, важно периодически интересоваться своей позицией в этом списке. Узнать это в 2021 году можно несколькими способами: посмотреть в интернете или при личном визите в нужный орган. Сегодня в нашей статье мы расскажем, как это сделать оперативно.
Кто имеет право на бесплатное жилье?
Если вы хотите узнать свою очередь на жилье, вы скорее всего относитесь к одной из следующих категорий:
- Малоимущие семьи. Одного только статуса недостаточно: россияне должны проживать в доме, признанном аварийным либо иметь собственность, площадь которой меньше установленной нормы на 1 члена семьи в регионе;
- Дети-сироты (если нет жилья и наследства);
- Семьи с инвалидом или человеком, состояние здоровья которого требует предоставления отдельной жилплощади;
- Военнослужащие;
- Федеральные государственные служащие, проходящие гражданскую службу в федеральном органе исполнительной власти и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- Учителя, медицинские работники;
- Молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- рассчитывать на получение жилья могут также граждане, которые лишились собственности, например, в результате программы сноса ветхих зданий.
Фонд строительства региона предоставляет возможность встать в очередь на квартиру гражданам, в собственности у которых находится здание, где отсутствует один из видов ЖКУ (не работает поставка газа, света, воды, отопления).
Комментирует юрист Антон Щербак: Если вы еще не стоите в очереди на улучшение жилищных условий или сомневаетесь, положено ли это — обратитесь в администрацию своего региона. Там вам обязаны разъяснить ваши права на дополнительную жилплощадь а также порядок сбора документов. Если вы являетесь госслужащим или военнослужащим — обратитесь к своему работодателю или в отдел кадров.
Также можно воспользоваться интернет сервисами. Например, вы живете в Москве и хотите узнать, положены ли Вам дополнительные квадратные метры? Тогда для вас есть специальный тест возможного способа улучшения жилищных условий.
Принцип движения очереди
Чтобы не быть обманутым и не питать себя лишними надеждами, следует знать о том как происходит распределение. После предоставления документов гражданам присваивают номер очереди на получение жилья. По этому номеру граждане могут определить продвижение. В зависимости от вашей ситуации, вы попадаете в одну из групп:
- заявители получающие жилье вне очереди;
- заявители получающие жилье первыми;
- получатели на общих основаниях.
Ниже вы можете ознакомиться с этими категориями более подробно и определить, к какой категории относитесь вы.
Первая очередь
Рассчитывать на первоочередное получение квартиры могут:
- Инвaлиды 1, 2 гpyппы;
- Учacтники BOB, бoeвыx дeйcтвий нa тeppитopии PФ и дpyгиx гocyдapcтв;
- Сeмьи пpoпaвшиx бeз вecти и пoгибшиx вoeннocлyжaщиx;
- Сoтpyдники cилoвыx opгaнoв, МВД, пoлиции, тaмoжeннoй cлyжбы;
- Гepoи Poccии, Гepoи Tpyдa, вeтepaны oтpacлeй ЖKX;
- грaждaнe, кoтopыe пoлyчили Opдeн Cлaвы или opдeн «3a cлyжбy Poдинe в Boopyжeнныx cилax»;
- Мaтepи-гepoини, мaтepи-oдинoчки, мнoгoдeтныe ceмьи и пapы пpи poждeнии двoйни, тpoйни;
- Люди c тяжeлыми xpoничecкими зaбoлeвaниями, кoтopыe пo мeдицинcким зaключeниям нe мoгyт пpoживaть в oднoм пoмeщeнии c дpyгими poдcтвeнникaми.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ администрация региона предоставляет жилье указанным категориям в первую очередь
В порядке льготных условий могут рассчитывать на квартиру те, чье имущество признано аварийным или непригодным для проживания. Статус собственности присваивается комиссией социальной службы в регионе.
Кроме того, многодетные семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, также имеют первоочередное право на получении субсидии. Для этого им нужно быть включенным в региональную программу.
Внеочередное право на жилье
Такое право имеют:
- Жepтвы cтиxийныx бeдcтвий, кoтopыe пoтepяли жильe;
- Выпycкники дeтдoмoв, интepнaтoв, cиpoты нa пoпeчeнии пocлe дocтижeния вoзpacтa 18 лeт;
- Вpaчи, пeдaгoги и дpyгиe cпeциaлиcты, кoтopыe пepeexaли для paбoты пo pacпpeдeлeнию в дpyгиe нaceлeнныe пyнкты дaлeкo oт мecтa пepвoнaчaльнoгo пpoживaния;
- Сyдьи, paбoтники пpoкypaтypы, yчacткoвыe инcпeктopa;
- Инвaлиды и пeнcиoнepы, кoтopыe были выпиcaны из лeчeбнoгo yчpeждeния и нyждaютcя в жильe.
Военнослужащие приобретают имущество либо в рамках льготной программы кредитования, либо по служебному положению. Их продвижение отличается от других льготников. Получение информации осуществляется в жилищном учете по месту службы.
Если собственники не относятся к одной из указанных категорий, они могут рассчитывать на помощь других субсидий. Например, по программе молодой семьи.
Возможно ли получить квартиру, не являясь многодетной семьей, инвалидом, сиротой, то есть на общих основаниях? Теоретически — да. Однако нужно понимать, что первыми жильем обеспечиваются именно эти категории.
Смотрите видео Кто имеет право на бесплатное жилье
Как определить свое место?
Чтобы быть в курсе, когда оформлять документы на новую квартиру, льготникам следует регулярно узнавать свое место в списке очередников. Посмотреть номер своей очереди можно несколькими способами: в МФЦ, через онлайн-ресурс «Госуслуги», на региональном портале, при личном визите в администрацию субъекта.
Через интернет на сайте госуслуг Москвы
Жители столицы могут посмотреть очередь на квартиру в Москве через интернет. Сайт мэра столицы mos.ru позволяет не только подать документы на жилье в Москве онлайн, но и получить сведения о статусе предоставления услуги.
Узнать свой номер можно в течение 10 минут здесь — https://www.mos.ru/pgu/ru/services/link/157/?onsite_from=56532. Информация предоставляется только физическим лицам и их законным представителям.
На mos.ru можно узнать порядковый номер в очереди на квартиру, если гражданин предоставит паспортные данные. При получении сведений уполномоченным представителем потребуется нотариальная доверенность.
Запрос онлайн позволяет посмотреть электронную очередь на жилье. Сведения о гражданах, состоящих на учете в других регионах страны, находятся в жилищном комитете субъекта РФ или сайте местной администрации. Например, проверить продвижение очереди на жилье (СПб) россияне могут на городском портале gov.spb.ru в разделе «Проверка статуса заявления».
Через портал «Госуслуги»
Единый государственный портал «Госуслуги» предоставляет гражданам широкий спектр возможностей социального характера.
Через портал «Госуслуги» нельзя проверить статус очереди (нет такой возможности), но можно узнать информацию о документах, сроках получения и особенностях предоставления сведений.
На портале содержится информация, как проверить очередь на жилье на сайте местной администрации. Указаны контактные данные (например, номер телефона ЖКХ по делам сирот), сроки предоставления услуги (1 день для подачи документов и 30 — на рассмотрение), особенности.
В местной администрации
Те, кто не доверяет интернету, могут узнать инфорацию при личном визите к администрации региона. Сотрудники государственной службы помогают узнать свою очередь на квартиру по личному номеру.
Если граждане не знают, какой номер им присвоили, они могут подать запрос. Номер выдается сразу после вступления в программу, его предоставляют в режиме онлайн. Узнать номер очереди на жилье могут только собственники или их представители.
Для этого требуется предоставить паспорт собственника, документы на квартиру и сведения о господдержке. Срок предоставления услуги— от 1 до 10 дней. Допускается получить ответ на запрос по электронной почте или номеру телефона.
Через МФЦ
Записаться на прием граждане могут в интернете, на сайте МФЦ региона, или лично. Чтобы узнать о номере и продвижении в МФЦ, требуется взять талон (онлайн или в центре) и представить документы.
Информация в МФЦ предоставляется после письменного запроса. Срок получения сведений не превышает 30 дней. Услуга возможна только для тех, на кого оформлена льготы: иные члены семьи не имеют доступа к сведениям. Допускается выдача информации законному представителю с представлением соответствующих документов.
Написать обращение
Как правило, во всех крупных городах и регионах на сайте органов власти есть информация об очереди на жилье. Если вы не нашли ее в интернете, вы можете обратиться с письменным обращением в адрес регионального, районного или городского органа социальной поддержки.
В обращении укажите ваше ФИО, место прописки и адрес, дату постановки на учет в качестве нуждающегося, номер записи, иные сведения.
Все органы власти обязаны отвечать на ваше обращение в течении 30 дней. Если вы не получили ответ, можете написать в прокуратуру и нарушителей привлекут к ответственности.
Особенности для разных категорий
Сервис для военнослужащих
Для данной категории лиц есть специальный сайт — dom.mil.ru. Там вы можете узнать сведения о своей позиции в едином реестра жилья для военнослужащих.
Для сирот
Во многих регионах существуют онлайн сервисы для получения информации о предоставлении жилья для выпускников детских домов. Чтобы узнать сведения о себе, нужно зайти на сайт регионального министерства или департамента социальной поддержки и защиты.
Для этого достаточно набрать в поисковике фразу «Орган социальной защиты ……….. области». Далее на сайте вы сможете найти такой раздел. Вводите свои данные и получаете нужные сведения.
Могут ли исключить из очереди и по каким причинам
Нужно помнить, что ожидая своего часа несколько лет, вы обязаны сообщать об изменениях в составе имущества или в составе семьи. Так, основанием для исключения из списка очередников могут быть:
- изменился состав семьи. например один из детей достиг 18 лет и семья перестала быть многодетной или нуждающейся;
- увеличились доходы членов семьи и семья больше не является малоимущей.
- переезд на постоянное жительства в другой регион или город;
- приобретение жилой недвижимости;
- получение другой субсидии на улучшение жилищных условий;
- предоставление заведомо недостоверной и ложной информации в орган власти;
- подача заявки на исключение из списков со стороны заявителя.
Если происходят другие изменения, муниципалитет также необходимо ставить в известность. Это может быть рождение или смерть члена семьи, получение наследства, заключение или расторжение брака, инвалидность, признание жилья аварийным реализация материнского капитала, и т.д.. Причем эти условия могут стать основанием для внеочередного предоставления жилья.
Статью подготовил юрист по семейным и гражданским вопросам Антон Николаевич Щербак
Если статья была полезна — ставьте лайк, добавляйте в закладки.
Если вы не нашли нужную информацию, можете получить на нашем сайте БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию. Свой вопрос оставляйте в комментариях или обратившись к консультанту сайта.
Как получить жилье от государства?
Нуждающиеся в жилых помещениях москвичи могут претендовать на предоставление им жилья по договору социального найма. Это значит, что город бесплатно передает жилье в пользование нуждающимся на неограниченный срок. Его можно приватизировать, после чего жилье будет передано в собственность. Для получения помощи в улучшении жилищных условий семье нужно будет встать на жилищный учет.
Кто имеет право получить жилье от государства?
В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий может семья, если:
- размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы (для квартир – 10 кв. м, для коммунальных квартир – 15 кв. м);
- заявители являются гражданами РФ и постоянно проживают в Москве не менее 10 лет;
- заявители не совершали за последние 5 лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий;
- заявители признаны малоимущими.
Предоставление жилых помещений в столице находится в компетенции Департамента городского имущества г. Москвы (далее – ДГИ г. Москвы).
Как встать на жилищный учет для получения жилья?
Заявитель и члены его семьи подают заявление через любой центр госуслуг «Мои документы» в Москве о признании их малоимущими в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма. К заявлению прикладываются документы о праве собственности на движимое и недвижимое имущество; документы, подтверждающие доходы каждого члена семьи за 2 последних года.
Затем, уже после принятия решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими, они предъявляют заявление о постановке на жилищный учет в центр госуслуг «Мои документы». К нему прикладываются документы, подтверждающие жилищную обеспеченность и проживание в Москве не менее 10 лет.
Как определяется состав семьи заявителя?
До 2005 г., т.е. до момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, проживающие в одной квартире граждане могли встать на жилищный учет как разные семьи. Сейчас такое невозможно. Согласно действующему законодательству те, кто зарегистрирован в одной квартире, являются одной семьей, – если, конечно, квартира не коммунальная. В судебном порядке установить факт проживания в квартире разных семей не получится.
Как понять, признают ли семью малоимущей?
Малоимущими для постановки на жилищный учет признает граждан ДГИ г. Москвы. Для этого необходимо, чтобы имущественная обеспеченность семьи была меньше общей стоимости жилого помещения, необходимого семье для обеспечения по норме предоставления жилплощади на одного человека.
Методика определения имущественной обеспеченности семьи: доход семьи (доходы за 2 последних года минус налоги) / 24 месяца – количество членов семьи X на величину прожиточного минимума, действующего на дату подачи заявления + стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Методика определения общей стоимости жилого помещения, необходимого семье: норма предоставления жилплощади на одного человека X на количество членов семьи – общая площадь жилого помещения, в отношении которого члены семьи имеют самостоятельное право пользования.
Учитывается ли материальная обеспеченность супругов и детей членов семьи заявителя, которые не зарегистрированы с ними и на улучшение жилищных условий не претендуют?
При решении вопроса о признании семьи малоимущей ДГИ г. Москвы будет учитывать доходы и имущество супругов и детей членов семьи заявителя, не зарегистрированных совместно с желающими встать на жилищный учет.
Учитывается ли жилищная обеспеченность близких родственников, которые не проживают с заявителем и не претендуют на улучшение жилищных условий?
ДГИ г. Москвы учитывает жилищную обеспеченность детей и супруга заявителя, даже если они не проживают в одном жилом помещении с ним. Однако суды признают подобные действия департамента незаконными. В таких случаях выясняется, имеется ли у желающего встать на жилищный учет самостоятельное право пользования имуществом детей или супруга, которые не зарегистрированы в жилом помещении совместно с ним и на улучшение жилищных условий не претендуют (Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2020 г. по делу № 33-5255/2020).
А если кто-то из членов семьи не желает вставать на жилищный учет?
ДГИ г. Москвы без подписи этого члена семьи заявление не примет и не поставит на жилищный учет. Однако по этому вопросу имеется судебная практика, согласно которой такие действия департамента незаконны, гражданин может быть поставлен на жилищный учет исключительно при его желании. Но при этом жилищные и иные материальные условия члена семьи, не желающего вставать на жилищный учет, будут учитываться (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 января 2017 г. по делу № 33-2379/2017).
Как встать на жилищный учет, если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет?
Сделать это будет крайне проблематично. Если один из членов семьи проживает в Москве менее 10 лет, ДГИ г. Москвы откажет в постановке на жилищный учет. На практике данный вопрос является спорным (Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 октября 2020 г. по делу № 02-5313/20, Апелляционное определение Московского городского суда от 2 марта 2018 г. по делу № 33-9343/2018).
Возможна и иная ситуация. Для ДГИ г. Москвы единственным доказательством длительного проживания в столице является регистрация по месту жительства. Но бывает так, что гражданин живет в Москве 10 лет или даже больше, а регистрации по месту жительства в течение необходимого времени не имеет. В этом случае можно обратиться в суд с заявлением об установлении факта постоянного проживания в Москве на протяжении 10 или более лет, предоставив доказательства (работа в городе, прикрепление к поликлинике, свидетельские показания). Однако, к сожалению, шансы на удовлетворение такого заявления крайне малы (Апелляционное определение Московского городского суда от 20 февраля 2020 г. по делу № 33-6752/2020, Апелляционное определение Московского городского суда от 18 декабря 2019 г. по делу № 33-53649/2019).
Что считается ухудшением жилищных условий, влияющим на постановку на жилищный учет?
Это действия членов семьи заявителя, которые привели к отчуждению жилых помещений или уменьшению их площади, приходящейся на каждого члена семьи. После совершения таких действий встать на жилищный учет можно лишь по истечении 5 лет.
Важно отметить, что расторжение брака, если оно не повлекло уменьшение площади жилого помещения, согласно практике судов Москвы, не является ухудшением жилищных условий (Апелляционное определение Московского городского суда от 26 сентября 2019 г. по делу № 33-43229/2019, Апелляционное определение Московского городского суда от 24 октября 2019 г. № 33-48324/19).
Очередь на предоставление жилого помещения
Обзор практики Верховного суда РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам за вторую половину 2020 г.
1. Признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и относятся ли к членам семьи очередников.
2. Непредставление сведений об обеспеченности жильём прописанного, но проживающего отдельно родственника, не считается предоставлением недостоверных сведений при принятии в очередь на жильё
При постановке на жилищный учёт заявитель не сообщил сведений о наличии жилья у брата, прописанного с заявителем, но проживающего отдельно. Выявив этот факт, и на этом основании местная администрация сняла семью заявителя с жилищного учёта.
Суды трёх инстанций согласились с законностью отказа, сославшись на то, что брат является членом семьи заявителя, раз уж с ними прописан. То есть согласие на прописку от всех проживающих означает вселение, да ещё и как члена семьи.
Верховный суд РФ признал такое толкование незаконным по следующим основаниям:
Выявление недостоверных сведений, послуживших основанием принятия на учёт, является одним из оснований снятия с него (пункту 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ).
Под недостоверными сведениями понимаются не любые сведения, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке в очередь.
К членам семьи собственника относятся проживающие с ним супруг, дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если вселены собственником в качестве членов своей семьи (часть 1 ст. 31 ЖК РФ).
Таким образом, для признания других родственников членами семьи собственника жилищный орган обязан доказать факт их вселения собственником как членов своей семьи (пункты 11, 13 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ»).
На жилищный учёт вставал муж заявителя, указав, что относится к категории граждан «молодая семья», членами которой являются также его супруга и несовершеннолетняя дочь. В это время малолетний брат заявителя, не претендующий на улучшение жилищных условий совместно с сестрой, с рождения проживал у матери.
При таком положении брат заявителя не был членом её семьи. Сам по себе факт родства не подтверждает принадлежность к одной семье, а площадь принадлежащего брату жилья не должна была учитываться в уровне жилищной обеспеченности семьи заявителя.
Позиция местной администрации о безусловном учёте площади жилья, принадлежащего прописанному с очередниками родственнику, ошибочна.
Таким образом, признана незаконной практика учёта жилья всех прописанных в квартире лиц независимо от того, являются ли они очередниками и членами семьи очередников ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 11 ноября 2020 г. № 33-КАД20-3-К3).
3. Установление брачным договором иного режима собственности супругов не позволяет учитывать это имущество в собственности супруга очередника
При заключении брака супруги заключили брачный договор, которым определили режим раздельной собственности на совместно нажитое имущество, признав право собственности на жилой дом за супругой, и она зарегистрировала его в ЕГРН.
Поскольку муж состоял в очереди на жильё в Минобороны, Департамент жилищного обеспечения МО РФ снял его с учёта, посчитав обеспеченным жильём за счёт дома супруги.
Отменяя решение жилищного органа, суд первой инстанции сослался на изменение брачным договором режима общей совместной собственности (ст. 42 СК РФ), не позволяющее учитывать дом супруги в уровне жилищной обеспеченности истца.
Апелляционный и кассационный суды решение отменили и отказали в восстановлении в очереди на жильё.
Отменяя постановления судов 2 и 3 инстанций, Верховный суд РФ подтвердил правильность позиции суда 1 инстанции, что брачный договор исключил возможность учёта дома в уровне жилищной обеспеченности супруга – его несобственника ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 3 декабря 2020 г. № 222-КА20-20-К10).
4. Для принятия в очередь на предоставление жилья вне очереди больному хроническим заболеванием из Перечня Минздрава № 987н не обязательно проживать в коммуналке и быть обеспеченным жильём менее учётной нормы
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди предоставляется жильё гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне Минздрава от 29.11.2012 г. № 987н.
Основания их принятия на жилищный учёт указаны в п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ. Перечисление разных оснований через запятую порождает противоречивое применение этой статьи.
Буквально толкуя фразу о «проживании в квартире, занятой разными семьями», суды удовлетворяют иски жителей лишь если они проживают в коммуналке, т.е. имеют разные договоры соцнайма.
Верховный суд РФ занял другую позицию и указал, что не обязательно, чтобы квартира была коммунальной. Нужны лишь доказательства отсутствия семейных отношений между проживающими, что они разные семьи ( определения Судебной коллегии по гражданским делам от 5 июня 2020 г. № 78-КА20-10, от 19 ноября 2019 г. № 78-КГ19-48).
Такими доказательствами могут быть разделение лицевых счетов (в целях оплаты ЖКУ), раздельное ведение хозяйства, самостоятельные расходы на приобретение продуктов питания, жалобы участковому об урегулировании семейных конфликтов и др.
Более того, на больных хроническими заболеваниями из Перечня № 987н не распространяется и требование, чтобы площадь занимаемого жилья была менее учетной нормы. И это правильно, т.к. оно предусмотрено другим пунктом статьи – пунктом 2 (а не 4) части 1 ст. 51 ЖК РФ (см. это же решение и определения ВС РФ из п. 3 подготовленного нами Обзора практики Верховного и Конституционного Судов РФ по спорам о предоставлении жилья очередникам 2018 г.)
5. Для подтверждения невозможности проживания сироты в ранее занимаемом им помещении (в целях предоставления другого жилья), в котором проживает тяжелобольной заболеванием из Перечня № 987н, не требуется фактического совместного проживания с ним
По закону о дополнительных гарантиях социальной поддержки сирот от 21 декабря 1996 г. № 259-ФЗ сиротам должно предоставляться другое жильё в случае невозможности вселения в ранее за ними закреплённое (пункт 4 статьи 8).
В старой квартире сироты проживала её сестра, страдающая заболеванием из Перечня Минздрава № 987н, исключающем совместное с ней проживание (сестра фактически временно проживала у опекуна по другому адресу). Сирота также была зарегистрирована по месту пребывания у родственника в другом субъекте РФ.
Местная администрация отказала сироте в предоставлении жилья, сославшись на непроживание тяжелобольной сестры в квартире, в которой они обои прописаны. То есть сирота жильём обеспечена.
Суды признали отказ законным.
Высшая судебная инстанция с этим подходом не согласилась, указав, что пп. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ не требует фактического совместного проживания сироты и тяжелобольного родственника для предоставления сироте другого жилья в связи с непригодностью занимаемого ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 17 июня 2020 г. № 47-КА20-1).
6. Непрописанный и невселявшийся в квартиру очередников родственник не является членом семьи очередников, и его жильё не учитывается в уровне их жилищной обеспеченности.
7. Совместно зарегистрированный с очередниками по месту жительства, но проживающий отдельно гражданин не признаётся членом семьи очередников
При принятии в очередь на жильё и при его получении учитывается площадь жилья, находящегося в собственности у очередников (при предоставлении квартиры в дополнение к имеющейся).
ЖК РФ признаёт членами семьи только совместно проживающих супруга, детей и родителей. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и остальные домочадцы могут быть признаны членами семьи в случае вселения в качестве членов семьи и ведении общего хозяйства.
Таким образом, даже в случае регистрации родственника в квартире очередников по месту жительства, но при раздельном проживании закон не признаёт его членом семьи очередников. И его жильё не учитывается в жилищной обеспеченности семьи очередников.
– у состоящей в очереди на жильё супруги нельзя учитывать квартиру супруга, невселявшегося к ней и непрописанного в её квартире ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 24 ноября 2020 г. № 33-КАД20-1-К3 );
– прописанный, но не вселявшийся в квартиру своей матери очередник, не имеет права на эту квартиру и в уровне его жилищной обеспеченности она не учитывается ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 14 мая 2020 г. № 228-КА20-3);
8. Основанием снятия с жилищного учёта является обеспеченность жилым помещением по норме предоставления, а не по учётной норме
Жилое помещение предоставляется очередникам по норме предоставления (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это от 18 кв. м на чел.
Для принятия в очередь на жильё используется учётная норма – это площадь жилья в собственности или по соцнайму каждого из очередников для их принятия на жилищный учёт (ч. 4 ст. 50 ЖК РФ). В Москве это до 10 кв. м на чел. (в коммуналках и общежитиях до 15 кв. м).
Обе нормы устанавливаются местной администрацией (в Москве – Мосгордумой).
В силу положений ЖК РФ под улучшением жилищных условий следует понимать достижение гражданином уровня обеспеченности площадью жилья по норме предоставления, а не по учётной норме.
Таким образом, снять с очереди на квартиру можно только в случае, если площадь имеющегося жилья превысит норму предоставления, а не учётную норму ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 27 мая 2020 г. № 33-КА20-3).
9. Отказ от участия в приватизации (приобретении доли в праве собственности) не свидетельствует о распоряжении этим жильём (т.е. его площадь не учитывается в уровне жилищной обеспеченности).
10. Закон о статусе военнослужащих не исключает повторного предоставления жилья, если право на первое утрачено по объективным основаниям и уволенный военнослужащий в нём не проживает
Заявителю – уволенной с военной службе по выслуге лет, жилищная комиссия Федеральной службы войск нац.гвардии отказала в принятии на жилищный учёт со ссылкой на предоставление более 20 лет назад от государства двухкомнатной квартиры по договору соцнайма её мужу с учётом её самой. То есть право на однократное жилищное обеспечение за счёт государства ею реализовано.
Кроме того, заявитель отказалась от участия в приватизации этой квартиры (приобретении на себя доли в праве собственности), что расценено как распоряжение этим жильём.
Суды согласились с законностью отказа.
Верховный суд РФ признал эту позицию незаконной по следующим основаниям.
Заявитель развелась с бывшим супругом, оставшимся проживать в этой квартире, более 19 лет назад, выписалась из неё, вступила в новый брак и после этого служила в другом субъекте РФ, членом семьи бывшего мужа давно не является.
Кроме того, суды не дали правовой оценки предусмотренным ст. 83 ЖК РФ и п. 32 постановления Пленума Верховного суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 обстоятельствам её постоянного, а не временного выезда из старой квартиры, что подтверждает прекращение ею права на ранее предоставленное жильё ( определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 23 декабря 2020 г. № 14-КАД20-9–К1 .
Как встать в очередь на получение жилья в Московской области
Жители Московской области определенных категорий могут получить жилье по договору социального найма на безвозмездной основе. О том, какие требования необходимо соблюсти и как встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, читайте в материале портала mosreg.ru.
Кто имеет право
Новый жилой дом на 553 квартиры построили в Мытищах
Встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, могут граждане, признанные малоимущими. Малоимущими граждане Московской области могут быть признаны в том случае, если сумма среднедушевого дохода и расчетная стоимость имущества ниже или равна величине порогового значения доходов и стоимости имущества. Пороговые значения устанавливаются администрациями муниципалитетов.
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, житель Московской области, признанный малоимущим, должен соответствовать еще ряду требований:
• не иметь в собственности жилого помещения или не являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма. Эти же требования относятся и к членам его семьи;
• в случае если в собственности гражданина или членов его семьи есть жилье или оно находится в пользовании по договору социального найма, то общая площадь жилого помещения на одного члена семьи должна быть меньше учетной нормы. Учетная норма также устанавливается администрацией муниципалитета. Важно различать учетную норму и норму предоставления. Норма предоставления относится к квартире, которую должны предоставить очередникам на жилье;
• проживать в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
• иметь в собственности квартиру или являться нанимателем жилого помещения по договору социального найма и проживать в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной с тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно. Перечень заболеваний утвержден Минздравом РФ.
Необходимые документы
Источник: РИАМО, Александр Кожохин
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, понадобятся следующие документы:
• финансовый лицевой счет;
• медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания (при наличии);
• заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях муниципального жилищного фонда;
• документы, удостоверяющие личности заявителя и членов его семьи;
• выписка из домовой книги;
• технический паспорт на жилое помещение (при наличии находящегося в собственности или арендуемого по договору социального найма жилья);
• документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи;
• документы, подтверждающие семейные отношения заявителя;
• акт проверки жилищных условий заявителя (подтверждающий несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Куда обратиться
Второй консультационный центр МОБТИ открыли в Красногоске
Источник: ©, пресс-служба администрации городского округа Красногорск
Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно обратиться в администрацию муниципального образования или в МФЦ по месту жительства.
Даже при наличии всех документов и соответствии всем требованиям гражданину могут отказать в постановке на учет, если он менее 5 лет назад намеренно ухудшил свои жилищные условия.
Очередь на предоставление жилого помещения
от 6 апреля 2018 года N 216/пр
В целях реализации положений части 7 статьи 13, частей 2 и 5* статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14, ст.18; 2006, N 1, ст.10; 2009, N 48, ст.5711; 2007, N 43, ст.5084; 2011, N 30, ст.4590; 2012, N 26, ст.3446, N 53, ст.7596; 2013, N 52, ст.6982; 2014, N 30, ст.4218, ст.4256; 2015, N 1, ст.38; 2017, N 52, ст.7922; 2018, N 15, ст.2030)
* Текст документа соответствует оригиналу. – Примечание изготовителя базы данных.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Н.Е. Стасишина.
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
от 6 апреля 2018 года N 216/пр
Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма
Настоящие Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма носят рекомендательный характер и разработаны с целью единообразного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и органами местного самоуправления при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлении таким гражданам жилых помещений по договору социального найма.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.14; 2006, N 1, ст.10; N 52, ст.5498; 2007, N 1, ст.13, ст.14, ст.21; N 43, ст.5084; 2008, N 17, ст.1756; N 20, ст.2251; N 30, ст.3616; 2009, N 23, ст.2776; N 39, ст.4542; N 48, ст.5711; N 51, ст.6153; 2010, N 19, ст.2278; N 31, ст.4206; N 49, ст.6424; 2011, N 23, ст.3263; N 30, ст.4590; N 49, ст.7027, ст.7061; N 50, ст.7337, ст.7343; ст.7359; 2012, N 10, ст.1163; N 14, ст.1552; N 24, ст.3072; N 26, ст.3446; N 27, ст.3587; N 31, ст.4322; N 53, ст.7596; 2013, N 14, ст.1646; N 27, ст.3477; N 52, ст.6982; 2014, N 23, ст.2937; N 26, ст.3388, ст.3406; N 30, ст.4218, ст.4256, ст.4264; N 49, ст.6928; 2015, N 1, ст.11, ст.38, ст.52; N 27, ст.3967; N 29, ст.4362; N 45, ст.6208; N 48, ст.6724; 2016, N 1, ст.19, ст.24; N 5, ст.559; N 23, ст.3299; N 27, ст.4200, ст.4237, ст.4288, ст.4294, ст.4305; N 28, ст.4558; 2017, N 1, ст.10, ст.39; N 27, ст.3946; N 31, ст.4806, ст.4807, ст.4828; N 52, ст.7922, ст.7939; 2018, N 1, ст.46, ст.69, ст.72; N 1, ст.87; N 15, ст.2030.
I. Рекомендации по установлению порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях
1. При установлении порядка учета малоимущих граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее – порядок), рекомендуется устанавливать:
– порядок учета органами местного самоуправления малоимущих граждан, нуждающихся в жилых помещениях;
– порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма малоимущим гражданам, нуждающимся в жилых помещениях.
2. При установлении порядка рекомендуется отразить, что право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с Жилищным кодексом имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса).
3. В порядке рекомендуется отразить основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса.
4. В порядок рекомендуется включить положения о порядке определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения, который рекомендуется определять исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
5. Исходя из статьи 53 Жилищного кодекса, в порядке рекомендуется отразить, что граждане, которые совершили действия приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
6. В порядке рекомендуется отразить, что учет малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении на условиях социального найма, осуществляется органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее – заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. При этом также рекомендуется отразить, что в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
7. В порядке рекомендуется указать, что для принятия на учет гражданин подает заявление о принятии на учет.
В порядке также рекомендуется указать необходимые для предоставления одновременно с заявлением о принятии на учет документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
Документы, необходимые для признания гражданина малоимущим рекомендуется запрашивать после признания гражданина нуждающимся в жилом помещении.
В порядке рекомендуется предусмотреть предоставление копий документов одновременно с предоставлением их оригиналов, а также рекомендуется предусмотреть обязанность лица, принимающего такие документы, по заверению их копий после проверки соответствия оригиналу.
В порядке рекомендуется предусмотреть что орган, осуществляющий принятие на учет, самостоятельно запрашивает документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
8. В порядке рекомендуется предусмотреть регистрацию заявления о принятии на учет в Книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в жилом помещении, а также о выдаче гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, расписки о получении документов с указанием их перечня и даты получения органом, осуществляющим принятие на учет.
9. В порядке рекомендуется установить, что срок для принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет органом, осуществляющим принятие на учет, по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов. Срок для принятия такого решения рекомендуется установить не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет рекомендуется исчислять со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
10. В порядке рекомендуется отразить направление гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, уведомления о принятии на учет или отказе в принятии на учет, органом, осуществляющим принятие на учет, и срок для направления такого уведомления, который рекомендуется рассматривать не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр, такое уведомление, рекомендуется направлять в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
11. В порядке рекомендуется указать, что решение об отказе в принятии на учет может быть обжаловано гражданином в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. В порядке рекомендуется предусмотреть основания для отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в качестве которых рекомендуется рассматривать:
непредставление предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
наличие ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
представленными документами не подтверждается право гражданина состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса срок.
13. В порядке рекомендуется установить определение даты, с которой гражданин считается принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. При этом такой датой рекомендуется определять дату принятия соответствующего решения, органом, осуществляющим принятие на учет.
В порядке рекомендуется определить очередность рассмотрения заявлений о принятии на учет, поданных несколькими гражданами одновременно (в один день). При этом очередность их рассмотрения рекомендуется определять по времени подачи заявления о принятии на учет с комплектом документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса.
14. В порядке рекомендуется указать о включении в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договору социального найма.
15. В порядке рекомендуется предусмотреть включение в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилом помещении (далее – Книга учета) лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Обязанность по ведению Книги учета рекомендуется возложить на орган, осуществляющий принятие на учет.
16. В порядке рекомендуется отразить положения о недопустимости подчисток в Книге учета, а также о порядке внесения в нее поправок и изменений. При этом внесение таких поправок и изменений рекомендуется заверять должностным лицом, на которое возложена ответственность за ведение учета граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.
17. В порядке рекомендуется установить, что на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, рекомендуется заводить учетное дело, в котором содержатся все предоставленные им необходимые документы. Учетному делу рекомендуется присваивать номер, соответствующий номеру в Книге учета.
18. В порядке рекомендуется указать, что органы, осуществляющие принятие на учет, обеспечивают надлежащее хранение Книг учета, в том числе списков очередников и учетных дел граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Хранить книги учета, списки граждан, нуждающихся в жилом помещении, и их учетные дела рекомендуется в течение десяти лет со дня предоставления жилого помещения.
19. В порядке рекомендуется указать, что органы, осуществляющие принятие на учет, ежегодно проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении.
Рекомендуется также указать, что для прохождения перерегистрации гражданин обязан предоставить в орган, осуществляющий принятие на учет, сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении. Порядок подтверждения сведений может быть следующим:
– в случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, рекомендуется оформлять это соответствующей распиской гражданина, которой он подтверждает неизменность ранее предоставленных им сведений;
– в случае, если в составе сведений о гражданине произошли изменения, рекомендуется предусмотреть обязанность гражданина предоставить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае органу, осуществляющему принятие на учет, рекомендуется осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к нуждающемуся в жилом помещении с учетом новых предоставленных документов.
20. В порядке рекомендуется отразить, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета.
21. В порядке также рекомендуется отразить основания снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренные статьей 56 Жилищного кодекса.
22. В порядке рекомендуется указать, что решения о снятии с учета гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении должны содержать основания снятия с такого учета. Решения о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях рекомендуется выдавать или направлять гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений. Рекомендуется также указать в порядке, что решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении могут быть обжалованы гражданами, в отношении которых приняты такие решения, в судебном порядке.
23. При возникновении у гражданина права принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения вновь после снятия его с учета по основаниям, предусмотренным статьей 56 Жилищного кодекса, принятие на учет такого гражданина рекомендуется производить по общим основаниям.
II. Рекомендации по предоставлению малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма
24. При предоставлении малоимущим гражданам жилых помещений по договору социального найма рекомендуется учитывать, что малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях на условиях социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете, право на внеочередное или первоочередное предоставление жилых помещений, вне зависимости от уровня их доходов (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.15)).
Бесплатное жилье: как получить квартиру от государства
Российский закон предусматривает поддержку граждан и предоставление льгот. С помощью субсидий государство помогает купить квартиру и улучшить жилищные условия, приобрести земельный участок и получить скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг. Помимо этого, предусмотрена выдача бесплатных квартир для отдельных категорий граждан. Например, немало шансов переехать у малоимущих, многодетных и тех, чье жилье признано непригодным для проживания без возможности капитального ремонта и реконструкции. К льготным категориям также относятся люди, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями.
Очередность заявок
Разумеется, после получения определенного статуса и подачи заявки никто не гарантирует скорый переезд в новую квартиру. Запрос будет поставлен в очередь, но некоторые категории граждан имеют приоритетное право на получение жилья. Это ветераны Великой Отечественной войны, люди, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, члены семей работников правоохранительных органов и военнослужащих, погибших при исполнении. Вторые в списке — инвалиды, сироты, жертвы стихийных катастроф, работники прокуратуры и суда. И лишь затем на общих основаниях рассматриваются заявки многодетных, малоимущих семей и граждан, нуждающихся в улучшении условий из-за недостатка площади квартир и ветхости домов, в которых они живут.
Набор факторов
Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.
Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.
Сколько стоят в очереди
Законом не установлены конкретные сроки рассмотрения заявлений на бесплатное жилье. Это время зависит от региона, информацию лучше уточнять в местном муниципалитете. Бывают ситуации, когда люди годами ждут квартиры и не получают их, когда подходит очередь. Это может случиться по причине смерти одного из членов семьи, прописанного в квартире с недостаточным метражом, улучшения условий проживания за свой счет или повышения совокупного уровня дохода.
Кроме того, представители государства могут отказать в выдаче квартиры, если вы предоставили неполный комплект документов или указали неверные сведения (обычно это выясняется на этапе подачи запроса). Когда подойдет очередь заявителя, будут проверены сделки с недвижимостью, совершенные членами семьи за период с момента подачи документов. Важно, чтобы за это время люди не ухудшали нынешние условия проживания намеренно в целях получения квартиры как можно скорее: доказанный факт может стать причиной отказа в выдаче жилья.
Комментарий эксперта
Анастасия Поликыржа, адвокат, кандидат юридических наук:
— В соответствии с программой развития застроенных территорий дом признается аварийным и подлежащим сносу, а далее застройщики (органы местного самоуправления) расселяют жильцов с предоставлением благоустроенного жилья. При этом те, кто стоял в очереди и имел статус нуждающихся в улучшении жилищных условий, не только получат новую квартиру, но и расширят свои жилищные возможности.
Субсидии и право на льготную ипотеку предоставляются вне очереди, если жилье, где проживает молодая семья, непригодно для использования и не может быть улучшено (например, аварийные дома или слишком тесные помещения) или если у одного из супругов выявлено серьезное хроническое заболевание. В последнем случае в муниципальный жилищный отдел нужно представить медицинскую справку. В данной сфере сложилась обширная судебная практика, причем она строится положительно в пользу семей, где есть хронические заболевания.
Развитие получили различные программы.
Стройотряд. Эта программа нацелена на помощь молодежи в покупке собственного жилья. Суть заключается в следующем: отработав на строительстве 150 рабочих смен, человек получает право приобрести жилье по его реальной стоимости, без рыночных накруток. В результате стоимость квадратного метра падает практически в три раза. Единственный недостаток направления: стройотряды действуют лишь в Екатеринбурге и Воронеже.
Помощь молодым учителям. С 1 августа 2020 года в программу «Молодая семья» внесены изменения, и теперь первоначальный взнос может быть по ипотеке с договором купли-продажи, ДДУ или уступки права требования. Долг и проценты можно погашать не только по основному договору, но и по рефинансированному.
Платить за новостройку по ДДУ можно не только через счет эскроу, но и напрямую застройщику, если тот платит взносы в фонд дольщиков.
Субсидию можно потратить на оплату новостройки, которую купили по договору уступки права требования. Причем как при полной оплате, так и с ипотекой. Больше нет требования, чтобы квартира относилась к стандарт-классу.