Как подготовиться к выездной налоговой проверке и пройти ее
Налоговые органы постоянно проверяют налогоплательщиков. При сдаче деклараций налоговики проводят камеральную проверку. Чтобы удостовериться в правильности отражения сделок покупателем и продавцом, ФНС может устроить встречную проверку. Еще один вид проверки — выездная налоговая проверка. Самые распространенные виды — камеральная и выездная налоговые проверки. Что проверяют налоговые инспекторы при выездной проверке, как подготовить документы для проверки и пройти проверку без негативных последствий, расскажем в данной статье.
- Критерии отбора
- Порядок проведения выездной налоговой проверки
- Как действовать налогоплательщику
ФНС организует выездную налоговую проверку, чтобы выяснить, соблюдает ли налогоплательщик нормы НК РФ и других законодательных актов о налогах и сборах.
Существует миф, что компании не проверяют первые три года. На самом деле это не так. В большинстве случаев ФНС действительно интересны компании и ИП, работающие более трех лет. Но если новички рынка ведут деятельность, вызывающую подозрение, инспекторы могут прийти с проверкой и в первый год работы.
Критерии отбора
Каждая компания может самостоятельно оценить свои риски. ФНС выпустила ряд критериев, несоответствие которым увеличивает шансы на личное общение компании с инспекторами.
Основные показатели приведены в Приказе ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Ниже перечислены поводы для налоговой присмотреться к фирме:
- Исчисленные налоги за период ниже среднего уровня налогов предприятий аналогичной отрасли.
- Фирма несколько периодов подряд показывает в декларациях убытки.
- Компания заявляет свое право на вычеты. Например, НДС, принятый к вычету, значительно больше начисленного налога.
- Расходы значительно превышают доходы и при этом с каждым отчетным периодом растут.
- У сотрудников низкая зарплата. Ниже МРОТ и (или) ниже среднего уровня зарплат по региону, отрасли и т.п.
- Доходы и численность сотрудников у налогоплательщиков на УСН постоянно рядом с предельными значениями.
- Доходы ИП постоянно на одном уровне с расходами.
- В сделках задействованы цепочки контрагентов-перекупщиков (посредников) и для этого нет разумных деловых целей.
- Компания или ИП игнорирует требования ФНС, не представляет запрашиваемые документы.
- Компания неоднократно меняла адрес, то есть «мигрирует» между налоговыми органами.
- Рентабельность предприятия низкая в сравнении с рентабельностью предприятий похожей деятельности.
- Компания заключает сделки с сомнительными контрагентами.
Заполняйте и отправляйте отчетность в ИФНС вовремя и без ошибок с Экстерном. Для вас 14 дней сервиса бесплатно!
Порядок проведения выездной налоговой проверки
Проверка начинается с вынесения решения налоговым органом. Обратите внимание на подписи лиц в решении — это должны быть подписи руководителя или его заместителей.
После ознакомления с решением инспекторы ФНС в оговоренный день приезжают на территорию проверяемой компании, где и проводится выездная налоговая проверка. Налогоплательщик должен выделить помещение, в котором сотрудники налоговой инспекции будут изучать документы.
Помимо тщательного анализа документов налогоплательщика, инспекторы могут провести инвентаризацию и осмотр офиса, склада и т.п. (ст. 89, 91, 92 НК РФ). При проведении выездной налоговой проверки присутствовать во время осмотра должны как минимум двое понятых.
При выявлении фактов нарушения или подозрении на нарушение законодательства налоговики вправе произвести выемку документов (ст. 94 НК РФ). Выездная налоговая проверка может сопровождаться допросом работников фирмы.
Сроки выездной налоговой проверки
Стандартный срок проведения выездной налоговой проверки составляет не более двух месяцев. В исключительных случаях проверку могут продлить до полугода (ст. 89 НК РФ).
Проверив необходимые документы, ФНС составляет справку. В этом документе прописывают дату окончания проверки и указывают предмет проверки. После этого инспекторы должны подписать акт проверки — на это у контролирующего органа есть два месяца. Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах и описывает результаты проверки.
В акте подробно излагаются все выявленные несоответствия и нарушения законодательства или указывают на их отсутствие. Получив акт выездной налоговой проверки, налогоплательщик вправе не согласиться с указанными нарушениями и написать возражение.
Распространенные нарушения, выявляемые в ходе проверки:
- Несвоевременная регистрация фирмы
- Несдача деклараций
- Неверное отражение доходов и расходов и, как следствие, занижение налогооблагаемой базы
- Недоимка по налогам
- Отказ в предоставлении ФНС информации, необходимой для осуществления контроля
- Отсутствие первичных подтверждающих документов
- Грубые ошибки в первичке
Как действовать налогоплательщику
При получении решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщику нужно выделить место для проверяющих. Не помешает проверить полномочия проверяющих и выяснить, имеют ли они основания для проверки.
Далее рекомендуется назначить ответственное лицо, через которое будут решаться организационные моменты в ходе проверки.
Все документы лучше передавать инспекторам по описи.
В статье мы описали порядок проведения выездной налоговой проверки в 2020 году. В 2021 году изменений по выездным проверкам, скорее всего, не будет — проверки будут проводить по правилам, установленным НК РФ.
Порядок проведения выездной налоговой проверки (нюансы)
Выездная налоговая проверка является разновидностью налогового контроля с присущими ей особенностями. Так, она может проводиться по месту нахождения налогоплательщика, и инспекторы имеют право проверять несколько налогов. Если избежать выездной проверки ИФНС все же не удалось, рекомендуем вам ознакомиться с главными нюансами такой формы контроля.
Выездная налоговая проверка в 2021 году: список особенностей
Если вы или ваша организация стали объектом внимания налоговых органов и получили уведомление о выездной налоговой проверке в 2021 году, вам необходимо ознакомиться с особенностями такой проверки:
- выездная налоговая проверка может быть проведена только по месту нахождения налогоплательщика (за исключением случаев, указанных в абз. 2, 3 п. 2 ст. 89 НК РФ);
- главная цель проверки — установить, правильно ли были исчислены налоги и страховые взносы, а также вовремя ли они были уплачены (пп. 4, 17 ст. 89 НК РФ);
- основным документом, подтверждающим начало выездной налоговой проверки, является решение о ее проведении (п. 1 ст. 89 НК РФ);
- проверяемый период не может превышать 3 лет (п. 4 ст. 89 НК РФ);
- налогоплательщик не может быть проверен более 1 раза по одним и тем же налогам за один и тот же период;
Есть несколько ситуаций — исключений, когда НК разрешает повторные проверки. Все они описаны здесь. Отметим новую, появившуюся с 01.07.2021, — это подача уточненки по НДС или акцизам с увеличением суммы налога к возмещению (п. 10 ст. 89 НК РФ в ред. закона от 29.12.2020 № 470-ФЗ).
- за календарный год может быть проведена только одна выездная проверка (исключение — когда решение о повторной проверке принято руководителем вышестоящего налогового органа ФНС РФ);
- выездная проверка не может быть назначена в отношении специальной декларации (п. 2 ст. 89 НК РФ), которую физлицо вправе добровольно подать в ИФНС об имеющемся у него имуществе (недвижимости, транспорте, вкладах в банки или в уставный капитал организаций), а также о контролируемых им иностранных компаниях.
Право ИФНС на выездную проверку
Законодательно определено, что право на проведение выездной налоговой проверки имеет тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит налогоплательщик. Хотя существуют и исключения, действующие для крупнейших налогоплательщиков и обособленных подразделений.
Также важную роль играют дата постановки на учет в качестве налогоплательщика в определенном налоговом органе и дата внесения изменений в реестр учета.
Так, если при смене местонахождения своевременно не внесены соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, то выездную налоговую проверку будет проводить налоговый орган по прежнему месту нахождения. Если такая ситуация возникнет по вине налоговой инспекции в связи с нарушением требований и сроков регистрации, то выездная налоговая проверка также будет проведена инспекцией по старому месту регистрации (постановление ФАС Поволжского округа от 29.05.2013 № А65-25327/2012).
Другие ИФНС не вправе назначать проверку налогоплательщиков, находящихся вне зоны их юрисдикции. Так, налоговый орган, у которого на учете числится лишь недвижимость и транспорт, но не сам налогоплательщик, не может назначить последнему выездную налоговую проверку.
По каким критериям ИФНС отбирает налогоплательщиков для проведения выездной проверки, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к системе и изучаайте авторитетные материалы.
Решение о проведении выездной налоговой проверки
Как уже отмечалось выше, началу выездной налоговой проверки предшествует подготовка основного документа, дающего право на проведение контрольного мероприятия, — решения о проведении выездной налоговой проверки и, соответственно, вручение его проверяемому юридическому или физическому лицу.
Этому документу стоит уделить особое внимание, так как он является основанием для осуществления комплекса контрольных мероприятий. Зачастую некомпетентные инспекторы пренебрегают обязанностью своевременно вручить и ознакомить налогоплательщиков с решением, но это является грубой ошибкой и может быть использовано проверяемыми лица как аргумент при подтверждении нарушения процессуальных норм.
Решение о проведении выездной налоговой проверки имеет право составить только тот налоговый орган, к которому территориально принадлежит проверяемый налогоплательщик. В этом документе отражается информация о субъекте контроля, предмете проверки (перечень проверяемых налогов), периоде проверки и о составе проверяющей группы. Решение обязательно должно быть подписано руководителем налоговой инспекции либо его заместителем.
Где проводится согласно НК РФ выездная налоговая проверка?
Местом проведения выездной налоговой проверки являются помещения или офис налогоплательщика (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но иногда бывает так, что размер помещений не позволяет расположиться там всей проверяющей группе, и тогда проверка может быть проведена в налоговой инспекции.
О том, что у налогоплательщика отсутствуют возможности по размещению проверяющих, он должен сообщить сам, в противном случае это решение принимает руководитель проверяющей группы по факту выезда и осмотра помещений налогоплательщика.
Следует отметить, что на практике случается, что налоговый орган без получения соответствующего заявления и должного осмотра принимает решение провести выездную налоговую проверку в инспекции. Но это свидетельствует о том, что контролирующие органы нарушают действующий порядок проведения выездной налоговой проверки.
Такое мнение поддерживают и суды. Так, ФАС Московского округа в постановлении от 20.08.2010 № КА-А40/8830-10 отменил решение, вынесенное по результатам выездной налоговой проверки, проводимой в упрощенном варианте, из-за нарушения процедуры проведения.
Но в то же время если решение налогового органа не содержит существенных ошибок, то суды вряд ли встанут на сторону налогоплательщика только лишь потому, что выездная налоговая проверка была проведена в налоговой инспекции без соответствующего уведомления проверяемого лица (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 № А75-3810/2012).
Важным обстоятельством является то, что даже при проведении выездной налоговой проверки на территории контролирующего органа налогоплательщику необходимо выполнять все требования проверяющих, будь то запрос на представление документов либо требование на осмотр рабочих помещений.
Какова продолжительность выездной налоговой проверки?
Срок выездной налоговой проверки составляет 2 месяца, но в то же время НК РФ дает возможность налоговым органам как продлевать его, так и приостанавливать. Инспекторы очень часто пользуются этими возможностями, когда нужно выяснить, является ли совершение определенной хозяйственной операции нарушением, или же изучить дополнительные материалы, касающиеся деятельности проверяемого лица.
О случаях, когда налоговые органы могут продлить срок выездной проверки, читайте в материале «Как и когда может быть продлена выездная налоговая проверка».
Срок, на который инспектор имеет право продлевать проверку, составляет 4 (6) месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ), а приостановить — 6 (9) месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Таким образом, если в течение контрольного мероприятия налоговики прибегают к описанным выше методам, то максимальный срок проверки может составить 1 год и 3 месяца.
Исключением является выездная налоговая проверка конкретного филиала или представительства — она должна быть проведена в течение 1 месяца. В данном случае законодатель предоставил контролерам только право на приостановление.
Срок выездной налоговой проверки начинает исчисляться со дня вынесения решения о проведении этого контрольного мероприятия, а заканчивается в день составления справки по результатам проверки (указанный документ должен быть вручен в тот же день).
Следовательно, можно выделить основные этапы проводимой проверки:
- начало выездной налоговой проверки (вручение решения о проведении);
- процесс проведения проверки (максимально — 1 год 3 месяца);
- завершение проверки (составление справки о проведении выездной налоговой проверки).
Таким образом, в указанные выше сроки контролеры обязаны успеть провести все запланированные мероприятия, а также те, которые возникли в процессе проверки. Если же инспекторы получили какие-либо доказательства после истечения срока, то приобщать их к материалам выездной налоговой проверки они не имеют права (постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 № Ф03-2248/2009).
Также стоит отметить, что такое нарушение не предполагает отмены решения и результатов выездной налоговой проверки полностью, так как существует только одно формальное обстоятельство, способное повлиять на решение суда, — это нарушение процедуры участия налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки (абз. 2 п. 14 ст. 101 НК РФ).
С какой периодичностью налоговики вправе проводить выездные налоговые проверки, рассказано в Готовом решении КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и изучайте материал бесплатно.
Более подробно о сроках выездной налоговой проверки рассказано в материале «Какой срок проведения выездной налоговой проверки?».
Как заканчиватся выездная проверка
В последний день проверки налоговики составляют справку о проведенной проверке и вручают ее налогоплательщику. В течение двух последующих месяцев они оформляют акт выездной проверки. На подготовку акта по консолидировалнной группе налогоплательщиков на составление акта отводится 3 месяца. Акт и приложенные к нему документы также вручаются налогоплательщику.
Если у проверяемого есть возражения, в течение месяца он вправе их направить на рассмотрение в ФНС. Бланк возражений см. здесь. Если возражения не поступили, налоговики приступают к рассмотрению материалов дела и выносят окончательное решение.
Подробнее о порядке оформления результатов налоговой проверки читайте в одноименной рубрике.
Итоги
Целью проведения налоговой проверки является контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регулируется ст. 89 НК РФ. Результаты проверки могут быть отменены только в случаях существенных нарушений со стороны налогового органа, например при непредставлении налогоплательщику возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и дать пояснения.
- Налоговый кодекс РФ
- поручение Правительства РФ от 18.03.2020
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.
НК РФ Статья 89. Выездная налоговая проверка
1. Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков – иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, – по месту нахождения обособленного подразделения такой организации.
2. Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, или налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации филиалов и представительств, имеющих место нахождения на территории этого субъекта Российской Федерации.
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах.
3. Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
4. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
5. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
5.1. Налоговые органы не вправе проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится (проведен) налоговый мониторинг в отношении налогов, обязанность по исчислению и уплате которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика, за исключением следующих случаев:
1) проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;
2) досрочное прекращение налогового мониторинга;
3) невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения (мотивированных мнений) налогового органа в срок до 1 декабря года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг. В этом случае решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом не позднее двух месяцев со дня истечения указанного срока. Предметом такой выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов, страховых взносов) в соответствии с невыполненным мотивированным мнением (невыполненными мотивированными мнениями);
4) представление налогоплательщиком в календарном году, за который налоговый мониторинг не проводится, уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).
5.2. В рамках выездной налоговой проверки международной компании, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях”, не могут быть проверены периоды, предшествующие регистрации такой компании в Российской Федерации в качестве международной компании, за исключением выездных налоговых проверок в отношении обособленных подразделений иностранных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации до даты регистрации таких организаций в качестве международных компаний.
6. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев.
Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.
Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.
При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать один месяц.
7.1. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность налогоплательщика, связанную с его участием в договоре инвестиционного товарищества, а также запрашивать у участников договора инвестиционного товарищества информацию, необходимую для проведения выездной налоговой проверки, в порядке, установленном статьей 93.1 настоящего Кодекса.
В случае, если выездная налоговая проверка проводится в отношении налогоплательщика, не являющегося управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье – управляющий товарищ), требование о представлении документов и (или) информации, связанных с его участием в договоре инвестиционного товарищества, направляется управляющему товарищу. Если управляющий товарищ не представил документы и (или) информацию в установленный срок, требование о представлении документов и (или) информации, связанных с участием проверяемого налогоплательщика в инвестиционном товариществе, может быть направлено другим участникам договора инвестиционного товарищества.
8. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
9. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:
1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса;
2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) проведения экспертиз;
4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 настоящего пункта, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
10. Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
При назначении повторной выездной налоговой проверки ограничения, указанные в пункте 5 настоящей статьи, не действуют.
При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной налоговой проверки.
Повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:
1) вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
2) налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета), в которой по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом) уменьшена сумма налога (сбора, страховых взносов), подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, увеличена заявленная к возмещению сумма налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличена сумма полученного убытка. Предметом повторной выездной налоговой проверки в указанном случае является правильность исчисления налога (сбора, страховых взносов) (определения суммы полученного убытка) на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации (расчета), повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (сбора, страховых взносов) (увеличение заявленной к возмещению суммы налога на добавленную стоимость или акциза либо увеличение суммы полученного убытка).
Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.
11. Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
12. Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов допускается только на территории налогоплательщика, за исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных статьей 94 настоящего Кодекса.
13. При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном статьей 92 настоящего Кодекса.
14. При наличии у осуществляющих выездную налоговую проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.
15. В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.
В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.
16. Особенности проведения выездных налоговых проверок при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
16.1. Особенности проведения выездных налоговых проверок резидентов, исключенных из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, определяются статьями 288.1 и 385.1 настоящего Кодекса.
17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при проведении выездных налоговых проверок плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.
18. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок консолидированной группы налогоплательщиков с учетом особенностей, установленных статьей 89.1 настоящего Кодекса.
19. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются при проведении выездных налоговых проверок налогоплательщика – участника регионального инвестиционного проекта с учетом особенностей, установленных статьей 89.2 настоящего Кодекса.
. старше трех лет – п.4 ст. 89 НК; также установлены предельные сроки проведения . .2 ст. 88, п.6 ст.89 НК, ст. 100 НК; срок, для .
. проверок перечислены в п. 10 ст. 89 НК РФ. По действующим правилам такая . . Соответствующие изменения в п. 10 ст. 89 НК РФ внесены Федеральным законом от .
. проведению выездной налоговой проверки установлены ст. 89 НК РФ. В частности, в п . № 325-ФЗ в п. 2 ст. 89 НК РФ изменений, помимо вышесказанного, решение . филиала или представительства. Пунктом 4 ст. 89 НК РФ установлено, что самостоятельная выездная .
. в соответствии с п. 9 ст. 89 НК РФ); – течение сроков, установленных НК . РФ); проведение инвентаризаций (п. 13 ст. 89 НК РФ); проведение допросов (ст. 90 .
. о том, что по смыслу ст. 89 НК РФ налоговый орган, доначислив по . как в силу п. 4 ст. 89 НК РФ предметом ВНП является правильность .
. . 94 НК РФ (п. 14 ст. 89 НК РФ). Приведенные нормы продублированы в . . 1 ст. 31, п. 14 ст. 89 НК РФ); если для проведения мероприятий .
Выездная налоговая проверка
Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?
Любой бизнес подконтролен государственным органам. Налоговая проверка предусматривает контроль соблюдения налогового кодекса, то есть качественное выполнение предпринимателями функций налогоплательщика. Одной из форм такого контроля является выездная проверка.
Признаки выездной налоговой проверки (ВНП)
НК РФ не дает определения ВНП, в ст. 89 можно выделить комплекс признаков, по которым ее можно квалифицировать именно так:
- проводится там, где осуществляет свою деятельность предприниматель;
- ее предметом является правильность вычисления или факт неуплаты конкретного налога или сбора (п.2 ст.89);
- проверка может охватить максимум трехлетний период деятельности организации, не считая текущего года;
- она может длиться до 60 дней со времени решения о ее назначении (в оговоренных законом обстоятельствах срок могут продлить до 4-6 месяцев).
СПРАВКА! Если у проверяемого отсутствует территория, где он может принять ревизоров, например, деятельность осуществляется в жилом помещении или на базе частного владения, проверку придется провести на базе ИНФС.
Какими бывают ВНП
В зависимости от соответствия графику, выездные проверки могут быть отнесены к:
- плановым: утвержденным руководителем налогового органа, назначенным на основании данных камеральных проверок или предыдущих выездных;
- внеплановым: совершаемым по необходимости – по причине запроса правоохранителей или вышестоящих инстанций, поступивших жалоб, ликвидации или реорганизации фирмы и других экстренных случаев.
В зависимости от характера предмета проверки можно выделить:
- тематические ВНП – проверяется один или несколько конкретных налогов, то есть предмет проверки строго определен;
- комплексные ВНП – ревизия уплат всех начисляемых данному предприятию налогов и сборов.
Полная классификация выездных налоговых проверок показана ниже:
Лимиты для проверяющих
НК запрещает налоговикам:
- выезжать с проверкой по одинаковым поводам дважды и более за отчетный период;
- беспокоить предпринимателей ВНП больше 2 раз за календарный год;
- выискивать дополнительные нарушения, не относящиеся к зафиксированному в постановлении предмету проверки;
- «копать» в прошлом, более глубоком, чем трехлетний период (за исключением особых случаев, отмеченных в НК).
Как это будет происходить?
Этапы выездной проверки не определены НК, однако, они вытекают из самой логики процесса. Рассмотрим все этапы ВНП подробнее.
Схематично:
1. Включение в план
ИНФС выбирает «счастливчиков», которым вскоре предстоит прием «гостей в галстуках». Выбираются они не случайным путем, а исходя из результатов их камеральных проверок: придут к тем, кого можно подозревать в неточностях соблюдения НК. Поводом для включения в план может быть и информация из внешних кругов: от других госорганов, жалоб юридических или физических лиц.
2. Разработка программы
Для каждого проверяемого налоговики разрабатывают индивидуальный «сценарий» ВНП, в соответствии с которым выбираются:
- вид проверки (тематическая или комплексная);
- ее предмет;
- период, подлежащий изучению;
- состав комиссии;
- проверочные мероприятия и др.
На этом этапе определяется, какого рода информацию надо найти, чтобы она послужила подтверждением имеющихся подозрений, а также предварительно предполагается, нужно ли будет приглашать экспертов, правоохранителей, переводчиков и т.п.
3. Оформление назначения
Руководитель ИНФС или его заместитель подписывает назначение ВНП с обязательными пунктами:
- полное и сокращенное наименование проверяемой организации (или ФИО физлица);
- сформулированный предмет проверки;
- ограничение проверяемого периода;
- полная информация о проверяющих (ФИО и должности).
ВАЖНО! Если хотя бы 1 пункта будет недоставать, это повод оспорить законность проверки и ее результаты.
4. Проведение непосредственно проверки
В ходе ВНП налоговики ищут подтверждение и доказательства правонарушения по НК, которое они предположили в ходе предпроверочной подготовки. Для этого они вправе производить следующие процедуры в любом комплексе:
- изучение документации – в соответствии со ст.93 НК, проверяющие могут истребовать документы, необходимые для прояснения предмета проверки, причем не только у проверяемого, но и у его контрагентов;
- выемка – если в документации содержится информация, подтверждающая подозрения налоговиков, или таким доказательством является предмет, указанное доказательство изымается (ст.94);
- осмотр – сотрудники налоговой могут заходить и осматривать любые помещения и территории, связанные с содержанием предмета проверки или вообще с деятельностью предпринимателя (ст. 91. 92);
- беседа со свидетелями – налоговики могут допросить сотрудников, партнеров, кредиторов, соседей предпринимателя, если полагают, что они могут пролить свет на обстоятельства, касающиеся предмета проверки; человека могут официально вызвать для дачи показаний (ст. 90);
- инвентаризация – с ее помощью проверяются данные, представленные налогоплательщиком в декларации; также ее часто используют при проверке, сопровождающей ликвидацию или реорганизацию фирмы;
- экспертиза – если проверяющие сочтут нужным, то могут заручиться услугами эксперта на договорной основе (ст. 95);
- услуги переводчика – могут быть запрошены при необходимости бесед или изучения документов на иностранных языках (ст. 95).
5. Выписка справки
Окончание ВНП знаменуется составлением документа по форме 1165010 – справки о том, что проверка была проведена в указанные сроки. Дата выписки справки является той точкой, от которой идет отсчет двухмесячного срока, выделяемого законом для составления акта. Справка дается на руки проверяемому.
6. Оформление акта о результатах ВНП
Ст. 100 НК четко регламентирует этот этап проверки. В акте об окончании выездной проверки обязательны следующие данные:
- реквизиты предприятия или ФИО ИП, адрес, по которому производилась проверка;
- ФИО и должности ревизоров;
- дата и № назначения проверки, выписанного налоговой;
- предмет ВНП, проверяемый период;
- перечень изученных документов (с датой их предоставления);
- сроки проверки (дата старта и финала);
- список проведенных мероприятий;
- факты выявленных налоговых нарушений;
- выводы и предписания по их устранению.
Приложением к акту будут документальные подтверждения обнаруженных фактов.
К СВЕДЕНИЮ! Если в доказательной документации содержится охраняемая законом тайна или персональные данные физлиц, то вместо таких документов прилагаются заверенные ИНФС выписки из них.
7. Возможность оспорить результаты
Налогоплательщик может не согласиться с выводами акта. Для этого он в письменном виде должен предоставить свои возражения в налоговую, для чего ему дается 15 дней. Возражения будут рассмотрены, а предприниматель приглашен для участия в их оценке и сверке с материалами проверки (это произойдет в течение 10 дней, возможно продление максиму на месяц).
8. Вынесение итогового решения
Если факты нарушения установлены и доказаны, руководитель налоговой выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. В результате предприниматель получит штраф, не исключающий выплату недоимок по налогам.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Теоретически решение может быть и об отказе в привлечении к ответственности. Но практически выездная проверка всегда дает результат. Предпроверочная работа инспекторов гарантирует небеспочвенность возникших подозрений. К вам пришли – значит, что-то найдут.
Это решение набирает законную силу через декаду после вручения проверяемому.
9. Апелляция
Налогоплательщик может в течение 10 дней (до вступления решения в силу) опротестовать его в вышестоящих налоговых органах полностью или частично.
Обязанности проверяемого
Попавший под ВНП предприниматель должен обеспечивать ревизорам возможность для ознакомления с документацией и не препятствовать в других мероприятиях.
Рекомендуем также изучить в Интернете:
Письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@ «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»
Место проведения выездной налоговой проверки
Дата публикации 22.09.2021
Выездная проверка – это проверка, в ходе которой проверяющим (инспектором) оценивается соблюдение обязательных требований и выполнение решений госорганов (например, предписание) организацией или ИП, которые владеют или используют производственный объект (территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройства и пр.).
Проводить выездную проверку могут различные надзорные органы: Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Рособрнадзор и пр.
Выездная проверка может быть:
- плановой;
- внеплановой.
Выездную проверку нельзя провести без взаимодействия с проверяемым лицом. То есть проверяющие придут непосредственно на объект, в помещение (офис, магазин и пр.) и будут общаться с сотрудниками организации или ИП, в том числе запрашивать необходимые документы и сведения.
Проводится выездная проверка по месту нахождения (осуществления деятельности) организации или индивидуального предпринимателя (филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений). Кроме того, проводить выездную проверку можно дистанционно с помощью аудио – или видеосвязи.
О готовящейся выездной проверке проверяющие обязаны предупредить организацию или индивидуального предпринимателя не позднее чем за 24 часа до ее начала, вручив/направив (привезти лично, направить по электронной почте) решение о ее проведении.
Срок выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. При этом срок проверки в отношении малого бизнеса еще меньше:
- не более 50 часов (суммарное время) – для малого предприятия;
- не более 15 часов (суммарное время) – для микропредприятия.
Проверка проводится исключительно в рабочие дни, проверяющие могут приходить в сроки, указанные в решении. Приход и уход проверяющих фиксируется в журнале учета проверок.
При осуществлении организацией деятельности на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по:
- каждому филиалу;
- представительству;
- обособленному структурному подразделению организации.
Если организация или индивидуальный предприниматель имеют производственные объекты, расположенные на территории нескольких субъектов РФ, срок проведения выездной проверки устанавливается отдельно по каждому.
Максимальный срок проведения таких проверок законом не установлен. Однако он устанавливается положениями о виде контроля конкретного госоргана.
По результатам выездной проверки, в день ее окончания, составляется акт о ее проведении. Его может получить и подписать сотрудник организации или ИП.
Плановая проверка проводится на основании плана, который составляется госорганом и согласовывается с прокуратурой.
Провести внеплановую проверку можно на основании:
- сведений о причинении или об угрозе причинения вреда (ущерба);
- выявления отклонений объекта контроля (организации) от определенных параметров (отклонение само по себе не является нарушением, но может свидетельствовать о наличии или риске совершения таких нарушений);
- поручения Президента РФ, поручения Правительства РФ о проведении проверки в отношении конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей;
- требования прокурора о проведении проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечения срока исполнения решения госоргана об устранении выявленного нарушения обязательных требований (предписание);
- наступления события, указанного в программе проверок, утверждаемой конкретным госорганом.
Провести внеплановую проверку можно только после согласования с прокуратурой. Однако есть случаи-исключения, когда такого согласования не требуется:
- поручение Президента РФ, поручение Правительства РФ о проведении проверки в отношении конкретных проверяемых лиц;
- требование прокурора о проведении проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- истечение срока исполнения решения госоргана об устранении выявленного нарушения обязательных требований (предписание);
- сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
На каком основании проводится внеплановая проверка, всегда можно узнать из решения о ее проведении. Такое решение проверяемое лицо получит в момент прихода проверяющих на проверку.
Всё, что нужно знать о выездных налоговых проверках
Однако в п. 6 ст. 89 НК РФ, указано, что при наличии достаточных оснований, этот срок может быть продлен на срок до 4-х, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. П еречень оснований указан в приложении № 4 к приказу ФНС России от 8 мая 2015 г. N ММВ-7-2/189@ .
Данный перечень не является закрытым, что фактически позволяет налоговым органом продлевать проверку тогда, когда они захотят . Данный срок начинается со дня вынесения решения о проведении ВНП, а заканчивается днем составления справки о проведенной проверке.
- истребования документов (не более одного раза на лицо, участвующее в проверке);
- получения информация от иностранных государственных органов;
- проведения экспертиз;
- перевода документов на русский язык.
ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
П. 4 ст. 89 НК РФ гласит, что в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. А с 2018 года также вступило в силу дополнение о том, что в случае подачи «уточненки» проверяется только те показатели, которые изменились и повлекли изменение исчисленного налога.
- Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Например: если у вас проверили уплату НДС за 2017 год, запросили уточненку и вынесли решение, то больше уплату НДС за 2017 год у вас проверять не могут.
- Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года (без учета филиалов и представительств).
- В случае подачи «уточненки» проверенный раннее период может быть проверен повторно.
- участившиеся письма от ФНС;
- вызовы на беседу;
- общение налоговой с вашими контрагентами или банком.
- полное и сокращенное наименование организации;
- налоги, исчисление и уплата которых подлежит проверке;
- отчетные периоды;
- фамилии, инициалы и должности тех, кто будет принимать участие в проверке.
- учредительные документы, лицензии;
- налоговые декларации и счета-фактуры;
- книги покупок, продаж, доходов-расходов;
- все документы, относящиеся к налоговому и бухгалтерскому учету;
- договоры, банковские документы.
- накладные, акты приема-передач и многое другое.
В последний день проверки составляется справка о проведенной проверке где отмечается сам факт ВНП. Все результаты же указываются в акте выездной налоговой проверки.
АКТ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Акт ВНП — это документ, в котором фиксируются все результаты проведенного исследования налогоплательщика, в частности, все нарушения. Срок для его составления — два месяца после составления справки. Ф орма акта и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ . В нем должны содержаться все данные об установленных нарушениях, а также подписи всех лиц, участвующих в ВНП, включая представителя проверяемого налогоплательщика.
Важно! Если вы не согласны с результатами налоговой проверки, акт можно не подписывать – з акон не запрещает вам отказаться от подписи акта. Но смысла в этом мало, так как налоговики ставят отметку «лицо отказалось подписывать. » и привлекают третьих лиц для утверждения этого факта. Но такие действия с вашей стороны могут быть рассмотрены как косвенные доказательства вашей недобросовестности.
В 99% случаев, в акте ВНП будут доначисления, средняя сумма которых, например, в Сибири, составляет больше 17 миллионов рублей. Вы можете расплатиться с ФНС, либо оспорить акт в судебном порядке.
Важно! Оспорить акт можно и после оплаты доначислений и штрафов.
Перед вступлением в спор с ФНС необходимо провести тщательный анализ акта налоговой проверки. Наши специалисты разберут его по полочкам не только на оценку требований налоговиков, но и законность и правильность составления, оценят перспективы снижения доначислений или их полной отмены, подскажут способы минимизации негативных последствий.
ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
Если вы не согласны с вынесенным решением, то после получения акта налоговой проверки, вы можете обжаловать факты и выводы содержащиеся в нем.
- Составление письменных возражений на акт в течение одного месяца после получения акта.
- Устные доводы с занесением в протокол во время рассмотрения возражений.
- Досудебное обжалование в вышестоящий налоговый орган.
- Арбитражный спор в суде.
- Если есть необходимость, то обжалование решения суда в вышестоящий суд.
- доначисления по неоплаченным налогам и страховым взносам, которые исчисляются в миллионах рублей;
- денежные штрафы и пени за их неисполнение;
- уголовное преследование по статье 199 УК РФ;
- арест имущества, счетов компании;
- обеспечительные меры, включая арест личного имущества и счетов;
- банкротство и потеря бизнеса, в случае, если компания не может выплатить доначисления;
- ответственность собственников, директоров, главного бухгалтера личным имуществом по долгам компании.
ПЛАНОВЫЕ И ВНЕПЛАНОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ
Большинство выездных налоговых проверок являются плановыми. Но существуют и исключения, когда ФНС вступает на территорию организации практически все графика.