Проведение спецоценки рабочих мест
Хотя официально в 2020 году нет такого понятия, как аттестация рабочих мест, многие по привычке продолжают так называть специальную оценку условий труда. Спецоценка пришла на смену аттестации с января 2014 года, не изменив самой сути процесса, но привнеся много новых правил. По своей природе понятия “аттестация рабочих мест” и “специальная оценка условий труда” можно считать синонимами. Задача мероприятия оценить условия работы сотрудников и зафиксировать вредные факторы, которые влияют на здоровье. Мы расскажем, как происходит спецоценка в 2020 году.
Кто обязан проводить спецоценку условий труда
Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).
Раньше аттестовывать нужно было только те рабочие места, где расположены инструменты, устройства, оборудование либо источники опасности, вопрос о необходимости оценки офисных зон оставался дискуссионным. С 2014 года при проведении оценки проверять необходимо любое рабочее место.
Обязанность проводить спецоценку лежит на всех работодателях, независимо от их статуса. Если предприниматель работает сам на себя, но при этом арендует офис хотя бы с одним стулом и столом, он должен провести его проверку.
Законом выделены только три категории рабочих мест, которые не нужно оценивать. Это зоны работы:
- сотрудников-надомников;
- дистанционных работников;
- работников, нанятых физическим лицом, не являющимся ИП.
Сроки проведения СОУТ и штрафы
Процедура проводится один раз в 5 лет. Аттестация рабочих мест, проведённая до 2014 года остаётся действительной до окончания срока действия, но не дольше чем до 31 декабря 2018 года. До этого срока абсолютно всем компаниям и предпринимателям надо успеть провести специальную оценку по новым нормам.
Внеплановая спецоценка проводится, если:
- организованы новые места работы;
- получено предписание надзорного органа;
- изменен технологический процесс, заменено оборудование;
- изменился состав используемого сырья и материалов;
- изменились средства индивидуальной защиты и это может повлиять на здоровье работников;
- на производстве несчастный случай или выявлено профзаболевание;
- мотивированно настаивает профсоюз работников.
Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.
Без действующих итогов аттестации компаниям и ИП грозит штраф по ст. 5.27.1 КоАП . При первом нарушении для юрлиц штраф от 60 000 до 80 000 руб., для должностных лиц и ИП – от 5 000 до 10 000 руб. За повторное нарушение организации предстоит заплатить от 100 000 до 200 000 руб., должностному лицу или ИП – от 30 000 до 40 000 руб. Кроме того, надзорный орган может приостановить деятельность на срок до 90 суток и дисквалифицировать должностное лицо на срок от 1 года до 3 лет.
Проверять условия труда можно поэтапно, но завершить проверку необходимо до 31 декабря 2018 г.
Аттестация рабочих мест и уплата страховых взносов в 2020
Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).
Дополнительные тарифы установлены в статье 428 НК РФ . Для работодателей, которые уплачивают страховые взносы по итогам спецоценки условий труда, они ниже.
Если аттестация рабочего места (СОУТ) не проводилась, то тарифы составят 9% или 6% в зависимости от вредности производственных факторов.
Проведение оценки позволит разделить условия труда на классы и подклассы и дифференцировать тарифы. В статье 14 ФЗ N 426-ФЗ выделено 4 класса:
- опасный;
- вредный;
- допустимый;
- оптимальный.
Согласно ст. 428 НК РФ допустимый и оптимальный классы не требуют уплаты дополнительных взносов – дополнительный тариф по ним 0%. Работодатели, которые провели аттестацию и установили, что условия труда отдельных работников относятся к опасным, платят страховые взносы за этих сотрудников по тарифу 8%, а вредные условия разделяются на подклассы и тарифы по ним составляют от 2% до 7%.
Процедура спецоценки – как проходит аттестация рабочих мест по этапам
Аттестация рабочих мест (СОУТ) проводится независимой специализированной организацией, которую работодатель приглашает для выявления факторов, отклоняющихся от нормы. С такой компанией необходимо заключить гражданско-правовой договор (ст. 8 Закона N 426-ФЗ ).
Результат проверки оформляется в форме отчёта, которая утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н . Работодатель начинает применять итоги проверки с даты утверждения отчёта: при выявлении необходимости предоставлять сотрудникам положенные гарантии и компенсации, обеспечивать средствами защиты, выдавать молоко и улучшать обстановку. Если комиссией условия труда признаны безопасными, то работодателю остаётся контролировать и поддерживать всё на должном уровне.
Однако первым шагом будет подготовка к проведению аттестации рабочих мест (спецоценке), которая происходит еще до приглашения сторонней организации для проверки. На первом этапе работодатель:
- формирует комиссию по проведению СОУТ, которая должна включать представителей работодателя, профсоюза и специалиста по кадрам. Возглавляет комиссию работодатель или его уполномоченный. Число членов комиссии – нечётное. Образование комиссии нужно оформить приказом;
- утверждает график проведения аттестации в произвольной форме и знакомит с ним комиссию;
- составляет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка;
- и уже после этого заключает договор со специализированной организацией для проверки.
Второй этап заключается в непосредственной оценке рабочих условий. При проверке эксперт сторонней компании:
- выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
- измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.
Заключительный этап аттестации представляет собой подведение итогов проверки. Работодатель при этом:
- утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
- подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
- знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
- размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
- при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.
Все ли рабочие места нужно проверять
В перечень рабочих мест для проверки можно не включать вакантные. Также можно не проверять все офисные столы в одном помещении. Если условия труда на месте аналогичные, то достаточно проверить 20% от общего числа рабочих зон, но не менее 2-х. Об этом сказано в ст. 16 Закона N 426-ФЗ . Если хотя бы одно место в помещения не совпадает по условиям с остальными, придётся провести спецоценку всех, даже если ранее они были признаны аналогичными.
Стоимость аттестации рабочих мест
Стоимость аттестации рабочих мест (СОУТ) определяет не только цена договора, который работодатель заключает со специализированной компанией. Специализированные организации предлагают провести оценку условий труда по цене от 500 до 1000 руб. за одно место. Помимо рыночной цены договора к стоимости специальной оценки условий труда могут добавиться:
- дополнительные страховые отчисления по взносам и надбавки работникам при выявлении вредных факторов;
- затраты на улучшение трудовых условий, модернизацию оборудования и замену средств коллективной и индивидуальной защиты;
- крупные штрафы за отстутствие результатов аттестации, если результаты проверки будут признаны недействительными.
Прежде чем заключать договор о проведении СОУТ с посторонней организацией, проверьте, имеет ли она действительно право проводить спецоценку. Аттестация рабочих мест по ОКПД 2 имеет код 71.20.19.130. Информация об этом должна быть в документах компании, а сама организация должна быть включена в специальный реестр, который размещён на официальном сайте Минтруда.
Специальная оценка условий труда (СОУТ) в 13 шагов: к проведению готовы!
С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.
31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, “несписочных” рабочих местах, то есть не указанных в ч. 6 статьи 10 Закона № 426-ФЗ. По сути к этой категории относится большинство рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 “О специальной оценке условий труда”).
Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП. Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены (письмо Роструда от 28 ноября 2016 г. № ПГ/31983-03-3).
Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в “Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры” интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России пообещал реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.
Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, например, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.
И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.
Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда
Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (ч. 1-2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор (ч. 4 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки
Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией (ч. 5 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (ч. 1 ст. 16 Закона № 426-ФЗ). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.
Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда
Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.
БЛАНКИ
- о проведении специальной оценки условий труда и образовании комиссии по ее проведению рабочих мест для проведения специальной оценки условий труда об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда на проведение специальной оценки условий труда труда государственным нормативным требованиям охраны труда к трудовому договору об условиях труда на рабочем месте
При составлении данного графика следует учесть следующее.
По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона 426-ФЗ). При этом закон позволял сделать это поэтапно.
Исключение составляют рабочие места:
- тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости;
- работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда (ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (письмо Минтруда России от 8 декабря 2014 г. № 15-1/В-1829). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения (ч. 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда
Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).
Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию
Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).
Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов
При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация первым делом осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (ч. 5 ст. 10 Закона № 426-ФЗ). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 8 ст. 12, ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда
По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.
Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда
В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (ч. 5.1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.
Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (ч. 1 ст. 11 Закона № 426-ФЗ). Для этого нужно заполнить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки (п. 5 Порядка подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).
Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест (ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 136-ФЗ).
Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда
В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации
В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:
- об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
- о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.
Это, в частности, разделы V и VI отчета о специальной оценке условий труда.
Шаг 12. Уведомить о результатах спецоценки ФСС России
При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”).
Для этого нужно отразить соответствующие данные в форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).
Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда
Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада (абз. 5 ч. 1 ст. 92, ч. 2 ст. 117, ч. 2 ст. 147 Трудового кодекса).
Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ).
Охрана труда и спецоценка условий труда в охранных организациях (ЧОП)
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА является важнейшей составляющей деятельности охранных организаций. ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за охрану труда при проведении работ и услуг по охране объектов. ИНСТРУКТИТОВАНИЕ и ОБУЧЕНИЕ работников ЧОП
НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В ЧОП
Не секрет, что ОХРАНА ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ сопряжена с рядом опасных факторов для лиц, оказывающих охранные услуги, т. е. охранников. Поэтому, 17 февраля 2018 года в России вступил в действие ПРИКАЗ № 601н «Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества» (далее по тексту «Правила»), подписанный Министром труда и социальной защиты РФ.
НОВЫЕ ПРАВИЛА ПО ОХРАНЕ ТРУДА имеют статус нормативного правового акта, и распространяется на ВСЕ ОХРАННЫЕ СТРУКТУРЫ, в том числе отраслевые и ведомственные охранные подразделения, частные охранные организации (ЧОП и ЧОО), госучереждения с особыми уставными задачами, имеющие собственную охрану (к примеру, служба охраны и инкассации Центробанка и Сбербанка, государственные фельдъегерские и почтовые службы, локальные службы охраны важных госпредприятий).
Правила вводят ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ и нормы охраны труда (ОТ) для всех категорий охранников — для тех, кто работает на важных государственных объектах, и для тех, кто работает в небольших коммерческих организациях или в многоквартирных жилых домах (охрана ТСЖ). Соблюдение Правил должно обеспечиваться всеми РАБОТОДАТЕЛЯМИ, осуществляющими охранную деятельность на объектах недвижимости, независимо от их организационно-правовой формы.
В тексте Правил официально признан факт наличия ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА для жизни и здоровья охранников, при осуществлении ими своих непосредственных трудовых функций, а также приведен ПЕРЕЧЕНЬ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ ПРИ ОХРАНЕ ОБЪЕКТОВ:
— ДВИЖУЩИЕСЯ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, грузоподъемные машины, перемещаемые материалы, подвижные части оборудования;
Государство возложило на работодателей следующие важные ОБЯЗАННОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА:
— ВЫЯВЛЕНИЕ И АНАЛИЗ возможных вредных и опасных факторов, которые могут воздействовать на охранников;
— ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА при охране объектов, в соответствии с требованиями Правил и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда и инструкции по эксплуатации используемого оборудования предприятия-изготовителя;
— ПРИНЯТИЕ МЕР, по исключению или снижению возможного воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов.
Если принятия стандартных мер по охране труда окажется недостаточным для исключения вредных и (или) опасных производственных факторов, то РАБОТОДАТЕЛЬ ДОЛЖЕН:
— ПРОИНФОРМИРОВАТЬ работников, при заключении трудового договора, о необходимости использования средств индивидуальной защиты;
— ПОТРЕБОВАТЬ от работников прохождение решулярныхх медицинских осмотров, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 года № 302 н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинское обследования работников».
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за выполнение Правил возложена НА РАБОТОДАТЕЛЯ. К правам работодателя государство отнесло лишь возможность устанавливать ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ при выполнении охранных услуг, улучшающие условия труда работников.
ОХРАНА ТРУДА ОХРАННИКОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ
Правила ОТ содержат как ОБЩИЕ для всех охранных структур требования охраны труда (ОТ), при организации работ по физической охране объектов, так и ОСОБЫЕ условия, зависящие от специфики оказываемых услуг и особенностей производственно-хозяйственной деятельности охраняемого предприятия. Рассмотрим некоторые важные положения, которые указаны в Правилах.
К общим требованиям относится необходимость соблюдения НОРМ ТРУДА И ОТДЫХА работников, определяемых правилами внутреннего трудового распорядка, в соответствии с ТК РФ, ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ правилам безопасности на рабочем месте в соответствии с Постановлением Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении порядка обучения и проверки знаний по охране труда», а также требования к наличию у работников соответствующей ПОДТВЕРЖДЕННОЙ КВАЛИФИКАЦИИ и ОТСУТСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ к данной профессии.
Кроме общих, Правила содержат ОСОБЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОТ к отдельным видам работ и услуг, например, при обходах территории объекта, при осмотре транспортных средств, при использовании специального оборудования, при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций и др. Рассмотрим некоторые из них…
Правилами установлено, что ОБХОД ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА должен осуществляться ПО УТВЕРЖДЕННОМУ МАРШРУТУ, который должен проходить по участкам, свободным от строительного и бытового мусора, НЕ ИМЕЮЩИХ ТРАВМООПАСНЫХ ПРЕПЯТСТВИЙ, ям, траншей, кюветов, колодцев подземных коммуникаций, резервуаров с водой, биохимических загрязнений. Помимо этого, маршрут должен пролегать вне полотна железнодорожных путей, вне установленных обозначенных границ участков производства, строительно-монтажных работ и погрузо-разгрузочных работ, постов глухой привязи служебных собак. Также указано что, территория объекта В НОЧНОЕ ВРЕМЯ должна быть хорошо освещена, а охранники в темное время суток должны быть обеспечены переносными электрическими фонарями.
ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОСМОТРА ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (в том числе поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов) и перевозимых грузов ЗАПРЕЩАЮТ проводить осмотр транспортного средства при работающем двигателе или при его движении; на открытых незащищенных площадках в грозу, метель, при сильном ветре, либо при интенсивных атмосферных осадках. Особо выделены требования по оборудованию смотровых площадок, канав (ям), подъемно-транспортных механизмов. ПРИ ОХРАНЕ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ, Правилами предусмотрены рекомендации, касающиеся перемещения сотрудников в районе охраняемого объекта, а также поведения охранников во время смены постов и (или) при прохождении транспортных средств по охраняемому искусственному сооружению.
Правила обязуют работодателя при организации работ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, оружия и спецсредств, предусмотренных условиями договора, руководствоваться не только требованиями ОТ, предусмотренными для отдельных видов выполняемых работ, но и ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ЗАВОДА-ИЗГОТОВИТЕЛЯ на данное конкретное оборудование и спецсредства.
Если работники находятся в зонах повышенной опасности, то у работодателя возникает обязанность обеспечения работников спецодеждой, сигнальными жилетами, другими средствами индивидуальной защиты (при необходимости).
В Правилах содержится ПЕРЕЧЕНЬ ОГРАНИЧЕНИЙ НА РЯД ДЕЙСТВИЙ при осуществлении охранной деятельности, в который входит ЗАПРЕТ НА:
— уход с поста или маршрута, за исключением случаев оказания первой помощи пострадавшим, предотвращения правонарушений и задержания правонарушителей;
— использование открытого огня, разведение костров, сжигание тары и производственных отходов на территории охраняемого объекта;
— использование для осмотра транспортных средств неисправных приставных лестниц, случайных предметов, а также осмотр транспортных средств с подножек или колес;
— самостоятельное устранение недостатков в электроснабжении и неисправностей технических средств охраны.
КАК ОРГАНИЗУЕТСЯ ОХРАНА ТРУДА В ЧОП
Вопросами ОТ в охранной организации должен заниматься ИНЖЕНЕР ПО ОХРАНЕ ТРУДА или, если фирма маленькая, непосредственно ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР. Если штат охранников состоит более чем 50 человек, работодатель должен создать службу ОТ, состоящую из нескольких человек, включая инженера по охране труда («отдельная» штатная единица или совместитель) и аккредитованных специалистов по видам работ (частное лицо, ИП, самозанятый).
Для того, чтобы организовать службу ОТ в охранной организации нужно прежде всего РАЗРАБОТАТЬ НЕОБХОДИМУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ: приказы, положения, локальные инструкции, журналы учета инструктажей и контрольных проверок на местах, и др.
1. ПРИКАЗЫ:
— о создании службы ОТ;
— о назначении ответственных лиц (по видам работ, по охраняемым объектам);
— о составлении списка инструкций по охране труда по профессиям (охранник, старший наряда, водитель, бухгалтер, работники ИТР, техники, инженеры, кураторы и т.д.);
— о создании комиссии по проверке знаний ОТ;
— об организации обучения ОТ;
— об утверждении перечня работ повышенной опасности (если такие имеются);
— о назначении ответственного за организацию и проведение спецоценки УТ;
— об организации медосмотров.
2. ПОЛОЖЕНИЯ:
— по СУОТ, службе ОТ, трехступенчатом контроле;
— о деятельности уполномоченных трудового коллектива по ОТ;
— об обеспечении спецодеждой.
3. ЖУРНАЛЫ:
— вводного и периодического инструктажа на рабочих местах;
— обучения на 1 группу по электробезопасности;
— регистрации проверок ОТ;
— учета несчастных случаев, бытовых травм, профессиональных заболеваний;
— учета средств индивидуальной защиты, моющих средств.
5. ИНСТРУКЦИИ по:
— охране труда для перечисленных в штатном расписании профессий;
— проведению вводного и периодических инструктажей;
— видам работ и услуг, например, при патрулировании территории, дежурстве на пульте наблюдения, при обращении со спецсредствами и огнестрельным оружием;
— оказанию первой помощи.
При разработке документов ОТ нужно учитывать то, что в стандартную инструкцию по охране труда для охранника ЧОП в зависимости от задач охраны и условий труда (УТ) на конкретных объектах вносятся различные ДОПОЛНЕНИЯ, учитывающие специфику объекта. Например, при охране автозаправки работникам ЧОП придется соблюдать гораздо больше правил ОТ, чем в офисе или в ресторане. Охранникам, применяющим огнестрельное или травматическое оружие, нужно проходить дополнительную профессиональную подготовку и медицинское освидетельствование (справки 002 О/у и 003 О/у). При использовании охранниками оборудования и специальных средств, необходимо учитывать требования техдокументации предприятия-изготовителя к данным изделиям.
РАБОТНИКИ, НЕ ПРОШЕДШИЕ ИНСТРУКТАЖ по мерам безопасности при осуществлении охраны объекта, а также при обращении с огнестрельным оружием и специальными средствами, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ к выполнению своих трудовых обязанностей.
СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА В ЧОП
По поводу необходимости проведения СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА (УТ) для сотрудников ЧОП нет единого мнения. С одной стороны, ЗАКОН № 426-ФЗ от 28.12.2013г. однозначно ОБЯЗЫВАЕТ РАБОТОДАТЕЛЯ проводить спецоценку ДЛЯ ВСЕХ РАБОЧИХ МЕСТ своих работников. Часть 3 статьи 3 данного закона содержит ПЕРЕЧЕНЬ ОСВОБОЖДЕННЫХ от ее проведения категорий работников, так вот ОХРАННИКИ ЧОП В ЭТОТ СПИСОК НЕ ВХОДЯТ. Это «железный» аргумент в пользу спецоценки.
С другой стороны, охранники выполняют свои трудовые задания НА ТЕРРИТОРИИ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, поэтому изложенные в ст. 209 ГК РФ критерии рабочего места для них выполняются не полностью. ЧОП НЕ АРЕНДУЕТ у Заказчика помещения и имущество (мебель, оборудование и т. д.), поэтому формально НЕ СОЗДАЕТ КОНКРЕТНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ. С этой точки зрения, спецоценку организовывать негде. Единственное место, где руководитель ЧОП обязан это сделать – его ОФИС, где существуют стационарные рабочие места. Кроме этого, по договору с ЧОП, за создание безопасных и оборудованных всем необходимым рабочих мест отвечает ЗАКАЗЧИК (это его территория и его рабочие места). Поэтому Исполнитель не должен проводить спецоценку УТ. Также, в соответствии с ч. 1 ст. 312.1 ТК РФ охранники ЧОП фактически выполняют дистанционную работу. Поэтому, согласно того же перечня, приведенного в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, спецоценку УТ охранников, как дистанционных работников, проводить не нужно. На практике, разобраться в этих противоречиях может только СУД в каждом конкретном случае, зависящем от специфики оказываемых охранных услуг.
На наш взгляд, если есть вероятность воздействия на охранников опасных производственных факторов (ОПФ) и вредных производственных факторов (ВПФ), то для подтверждения или отрицания их наличия все-таки логично было бы ПРОВОДИТЬ СПЕЦОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА.
* Требуется надежная ОХРАНА ОБЪЕКТОВ, имущества, бизнеса? — Обращайтесь в охранное агентство «ТАГГЕРД»! НАШ МНОГОЛЕТНИЙ ОПЫТ работы (С 1993 ГОДА!) доказывает, что КАЧЕСТВЕННЫЕ ОХРАННЫЕ УСЛУГИ могут выполнять только опытные ПРОФЕССИОНАЛЫ. Кроме проверенных, квалифицированных кадров, в нашем арсенале имеются современные технические системы безопасности, автотранспорт, оперативная связь, вооружение и спецсредства, сторожевые собаки. И весь этот арсенал будет работать на Вас и Ваше благополучие в оптимальном соотношении “цена – качество”. У нас САМАЯ АДЕКВАТНАЯ СТОИМОСТЬ ОХРАНЫ В МОСКВЕ.
Инструкция: проводим спецоценку условий труда
Специальная оценка условий труда — это определенная Минтрудом РФ последовательность шагов, позволяющая идентифицировать и измерить вредные, опасные для здоровья человека факторы, возникающие в процессе производства, распределить конкретные трудовые условия в соответствии с классами опасности и зафиксировать итоги исследования. Расскажем, как провести спецоценку рабочих мест.
Что такое спецоценка
Специальная оценка условий труда (ФЗ № 426-ФЗ) представляет собой анализ условий работы сотрудников у конкретного работодателя, проводимый специальной организацией на определенных рабочих местах. Процедура проводится специальной организацией для того, чтобы:
- установить наличие вредных, опасных для здоровья человека условий, то есть таких, которые приводят к болезни сотрудника или травме (ст. 209 ТК РФ);
- оценить степень их влияния на работника;
- определить величину отклонения от нормы;
- установить степень эффективности применяемых СИЗ и средств коллективной защиты.
По результатам СОУТ определяются классы условий работы на конкретном месте (ч. 2 ст. 3 426-ФЗ):
- оптимальный;
- допустимый;
- вредный;
- опасный.
В дальнейшем от класса, установленного для рабочего места, зависят:
- тариф страховых взносов, отчисляемых нанимателем в ПФР в пользу сотрудников: лучше условия — меньше взнос;
- гарантии и компенсации сотрудникам на вредном, опасном производстве (дополнительные отпуска — ст. 117 ТК РФ, сокращение длительности времени работы — ст. 92 ТК РФ, повышение размера зарплаты — ст. 147 ТК РФ).
В целом, улучшенные условия труда ведут к уменьшению затрат нанимателя.
Кто обязан проводить
ТК РФ и законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда» установлены положения о том, как провести спецоценку условий труда в организации. Эти мероприятия по охране труда работников должны исполнять все работодатели. Нарушителей установленных норм безопасности ждут административные штрафы в размере до 200 000 рублей.
Законодатель дополнительно простимулировал работодателя к активному проведению оценки, дав возможность последнему возместить часть понесенных расходов за счет средств ФСС (Приказ Минтруда от 10.12.2012 № 580н).
В какие сроки нужно провести спецоценку
ФЗ № 426-ФЗ определил, что в части ряда рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и ее необходимо закончить к 31.12.2018. Эта же дата является разрешенной для применения результатов ранее проведенной аттестации мест труда (Письмо Минтруда от 01.06.2018 № 15-4/10/В-40).
СОУТ нужно проводить не позднее 12 месяцев с момента создания нового места работы. В случае если учреждение работает более года, а спецоценка не проводилась ни разу, необходимо срочно инициировать процедуру. В целом, советуем соблюдать правило о том, что проводить СОУТ на вновь организованном рабочем месте лучше не позднее полугода с даты создания. В соответствии со статьей 212 ТК РФ, наниматель должен обеспечить безопасные условия работы, охрану труда работников и надлежащее их информирование в части вредности на производстве. Это значит, что сотрудник вправе потребовать предоставить сведения о степени вредности влияния на его организм окружающих условий. Непредоставление нанимателем требующейся информации является нарушением действующего законодательства. Срок действия спецоценки — 5 лет.
Расскажем подробнее, как провести СОУТ в организации.
Шаг 1. Подготовить документы
Проведение СОУТ, пошаговая инструкция которой приведена далее, начинается с принятия решения о проведении СОУТ и разработки и утверждения ряда необходимых документов:
- приказа о назначении комиссии по СОУТ (во главе ее — сам работодатель, количество членов — нечетное; в состав надо включить специалиста по ОТ, представителя профсоюза, иных сотрудников);
- графика проведения процедур по СОУТ;
- перечня рабочих мест, подлежащих оценке.
Образцы для шага 1
Шаг 2. Выбрать исполнителя
Исполнителем процедуры становится организация, уполномоченная осуществлять подобные действия и имеющая регистрацию в специальном реестре. СОУТ для офисных работников, как и для сотрудников иных учреждений, вправе проводить те организации, которые имеют номер регистрации. Стоимость СОУТ зависит от численности работников, отрасли и имеющихся вредных факторов.
Компании, уполномоченные на проведение оценки, могут помочь сформировать необходимый пакет документов (распорядительный акт о СОУТ, график и т. п.), поскольку их формы обязательны для всех предприятий, которые занялись проведением СОУТ.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест
Ответ на вопрос о том, как провести спецоценку условий труда (в офисе, на производстве), связан с необходимостью формирования списка мест, подлежащих СОУТ. В перечень нужно включить все рабочие места. А вот необходимость включения рабочих мест как аналогичных определят сотрудники спецорганизации, проводящей оценку.
Рабочее место — это то, где сотрудник обязан быть в связи с его трудовой деятельностью. Оно находится в зоне прямого или косвенного контроля нанимателя (ст. 209 ТК РФ).
426-ФЗ установил, что СОУТ нужно проводить на рабочих местах всех сотрудников, кроме относящихся к категории:
- трудящихся на дому;
- удаленных сотрудников;
- работающих у физлиц, не имеющих статуса ИП;
- работников организаций религиозного характера.
СОУТ нельзя проводить на вакантном рабочем месте (Письмо Минтруда от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041).
До начала спецоценки комиссия определяет список рабочих мест, указав в нем аналогичные. А вот относить ли его к аналогичному, решает эксперт спецорганизации. Далее такое решение утвердит комиссия по СОУТ.
Критериями, по которым рабочее место осносится к аналогичным являются:
- наличие идентичных систем, связанных с освещением, отоплением, кондиционированием и вентиляцией;
- нахождение в одном или идентичных помещениях;
- сотрудники работают по одинаковой профессии, должности;
- трудовой функционал сотрудников аналогичен;
- имеются идентичные СИЗ.
СОУТ проводят по каждому рабочему месту работы из списка, а вот в отношении аналогичных — на 20 % от общего количества таковых. Результат оценки будет распространен на все имеющиеся аналогичные рабочие места.
В перечень надо включить такие сведения:
- Ф.И.О.;
- должность;
- СНИЛС (страховое пенсионное);
- период работы в офисе и за его пределами;
- используемое в процессе деятельности оборудование.
Шаг 4. Подготовиться к проверке
Подготовка к процедуре заключается в необходимости проверить места работы и собрать всю техническую информацию, относящуюся к производственным процессам (для передачи организации, которая будет проводить СОУТ), проинформировать сотрудников о предстоящей спецоценке и предоставлении доступа в необходимые помещения. Организация, занимающаяся оценкой, объясняет порядок процедуры. При спецоценке в офисе основным показателем, подлежащим измерению, становится освещение, поэтому нужно проверить наличие:
- работающих ламп в осветительных приборах;
- настольных ламп;
- документации на персональные компьютеры, так как они — источник излучения, являющегося вредным фактором.
Шаг 5. Провести измерения
Представители комиссии по СОУТ присутствуют при процедуре измерений и отмечают в списке рабочих мест те, которые проверены. Что становится объектом особого внимания экспертной организации? Это, прежде всего:
- высота потолков;
- число и мощность осветительных приборов;
- степень освещенности рабочей поверхности стола без учета естественного освещения (при закрытых жалюзи).
Эксперт формирует план размещения в помещении, присваивая каждому рабочему месту свой номер. Спецорганизация часто допускает устранение выявленных отклонений в процессе исследования. Такие действия способствуют улучшению результатов оценки.
Шаг 6. Получить от исполнителя отчет и утвердить его
По результатам оценки эксперт готовит пакет документов в виде отчета. Форма утверждена приложением 3 к Приказу 33н. В этом же документе содержится инструкция по заполнению формы.
Отчет должен включать следующие документы:
- сведения об организации, которая провела оценку;
- перечень проверенных рабочих мест (с указанием определенных вредных факторов);
- карты спецоценки с информацией о присвоенном классе по условиям труда;
- протоколы проведенных исследований и измерений;
- протокол определения степени эффективности средств защиты;
- единую ведомость спецоценки;
- перечень мероприятий по оптимизации условий труда;
- экспертное заключение.
Список документов стандартный. Отчет необходимо подписать руководителю и всем членам комиссии и утвердить председателем.
Шаг 7. Ознакомить сотрудников с результатами
Обязательным элементом процедуры является ознакомление сотрудников с результатами не позднее 30 календарных дней после дня утверждения отчета. Каждый работник подписывает карту спецоценки мест работы и допсоглашение к трудовому соглашению, включающее сведения в части условий труда.
Шаг 8. Разместить информацию
Информирование состоит из ряда шагов по предоставлению сведений:
- В экспертную организацию об утверждении отчета — не позднее 3 дней с даты утверждения отчета.
- В трудинспекцию — не позднее 30 дней путем направления декларации.
- На сайт предприятия (общие данные).
Шаг 9. Подать декларацию
Работодатель обязан подать в госинспекцию по труду декларацию о соответствии условий труда по результатам СОУТ. Подается она в отношении мест, на которых вредные, опасные факторы не определены. Форма установлена Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н. Документ дает возможность уменьшить суммы взносов нанимателя за счет снижения числа мест с опасными, вредными факторами. Декларация не предоставляется по следующим местам:
- включенным в перечень, установленный Постановлением Кабмина СССР от 26.01.1991 № 10, труд на них позволяет досрочное назначение страховой части пенсии;
- рабочим местам, по которым предоставлены гарантии и компенсации из-за вредных, опасных условий;
- тем, где по итогам ранее проведенных аттестаций определены вредные, опасные условия.
Места, на которых в предыдущее пятилетие не случилось ЧП, считаются имеющими продленное действие декларации еще на 5 лет. Это дает возможность нанимателю не проводить в отношении них СОУТ и, соответственно, снизить затраты.
Штрафы за нарушения по СОУТ
Все рассмотренные шаги обязательны для исполнения. Невыполнение какого-нибудь из них или нарушение сроков влечет ответственность:
- для должностных лиц — до 10 000 рублей;
- для юрлиц — до 80 000 рублей.
Нельзя забывать, что каждое установленное законодателем действие должно иметь подтверждение. Так, направление сведений сопровождается уведомлением о вручении или подписью в получении экземпляра.
В целом, несмотря на множество шагов, процедура не является сложной, так как организация-исполнитель, как правило, оказывает содействие в ее проведении.
В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении
Как провести спецоценку рабочих мест охранников
6 МИН
Как провести спецоценку условий труда, если есть наёмные сотрудники
Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ). Она показывает трудовой инспекции, что компания соблюдает право сотрудников на безопасное и комфортное рабочее место. Рассказываем, кто должен проводить спецоценку и как это сделать.
Кто проводит спецоценку условий труда
СОУТ проводят все компании и ИП со штатными сотрудниками. Периодичность спецоценки условий труда — пять лет. Исключение — новые организации: они проводят первую СОУТ в течение 12 месяцев. Но предприниматели могут обойтись без спецоценки, если они:
Работают без сотрудников. Например, если ИП ведёт бизнес в одиночку, а в компании трудоустроен только генеральный директор.
Работают полностью на удалёнке. В трудовых договорах должно быть уточнение, что у дистанционных сотрудников нет рабочих мест.
В некоторых случаях повторную СОУТ приходится проводить раньше:
- Произошёл несчастный случай на производстве.
- Сотрудник заболел из-за вредных или опасных условий труда.
- Трудовая инспекция провела проверку и нашла нарушения правил охраны труда.
- Компания переехала в новый офис или создала новое рабочее место.
- Изменилось сырьё, материалы или средства защиты, которые используют на производстве.
- Изменились производственные процессы, которые влияют на условия труда.
Когда компания меняет производственные процессы, переезжает в новое помещение или создаёт новое рабочее место, новую СОУТ проводят в течение года. В остальных случаях на внеплановую спецоценку дают полгода.
Если не провести спецоценку, трудовая инспекция оштрафует ИП или гендиректора на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, компанию — от 60 до 80 тысяч.
Как правильно провести спецоценку в компании
Спецоценку условий труда на рабочих местах проводят в три этапа: подготовка, экспертиза и отчётность. Расскажем о каждом подробнее.
Этап 1
Подготовьте документы и найдите экспертов
Спецоценкой занимается комиссия, которую создаёт руководитель компании. Он издаёт приказ и включает в него:
- реквизиты компании (название, ИНН, ОГРН, юридический адрес);
- основания проверки — закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и ст. 212 Трудового кодекса;
- состав комиссии — председатель и участники;
- сроки и график проведения СОУТ.
Затем председатель составляет перечень рабочих мест по форме Минтруда — он понадобится экспертам.
Технической стороной спецоценки занимаются компании, аккредитованные Минтрудом. Выбирайте экспертов в Реестре организаций, проводящих СОУТ. Там же вы найдёте контакты для связи: email, номера телефонов и сайт. Средняя цена спецоценки одного рабочего места — 1300 рублей в Москве и 800-900 рублей в регионах.
Когда выберете подрядчика для СОУТ, заключите с ним договор. Приложением к нему будет перечень рабочих мест — он определяет объём и стоимость работ.
Этап 2
Пригласите экспертов в офис и получите отчёт
Сначала эксперты проверяют помещение, общаются с сотрудниками и изучают рабочие процессы. Так они решают, какие исследования нужно провести, а потом согласовывают дату нового визита с участниками комиссии.
Второй шаг — замеры. Эксперты изучают уровень света и звука, температуру воздуха, интенсивность теплового облучения. Критерии проверки зависят от рабочих процессов и задач сотрудников. Например, в медицинских центрах могут проверить ультразвук, ультрафиолетовое излучение и напряженность магнитного поля.
В ходе работы эксперты составляют карты спецоценки, протоколы и заключения. Результаты объединяют в отчёт, который отдают комиссии. Он содержит рекомендации экспертов и класс условий труда: оптимальные, допустимые, вредные или опасные. От них зависит, какие компенсации и надбавки положены сотрудникам.
У председателя комиссии есть 30 дней, чтобы подписать отчёт и направить копию экспертной организации. Она загрузит документ в информационную систему ФГИС СОУТ, чтобы трудовая инспекция увидела результаты проверки. С этого момента отсчитывается пятилетний срок до новой спецоценки.
Этап 3
Заполните декларацию и сдайте в трудовую инспекцию
Если по результатам спецоценки условий труда эксперты не нашли вредные или опасные условия труда, заполните декларацию по форме Минтруда. Она содержит следующую информацию:
- реквизиты компании (наименование, ИНН, ОГРН, фактический и юридический адрес);
- перечень сотрудников с указанием ФИО и должности;
- реквизиты отчёта эксперта (номер, дата составления и регистрации в системе ФГИС СОУТ);
- реквизиты экспертной организации (наименование и регистрационный номер в реестре Минтруда).
Отправьте декларацию письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте в региональную инспекцию Роструда. Во втором случае подпишите документ электронной цифровой подписью — простую копию не примут.
Если по итогам СОУТ выявили вредные или опасные условия, отправлять декларацию не нужно. Дополните правила трудового распорядка и коллективный договор по рекомендациям экспертов. А с сотрудниками, которым положены надбавки, подпишите допсоглашения к трудовым договорам.
Методика проведения СОУТ: пошаговая инструкция для специалиста по охране труда
Статья для специалистов по охране труда, которые еще не проводили спецоценку или не уверены в своих знаниях. Расскажем про изменения с 2020 года, этапы спецоценки и что делать на каждом из них. Поможет избежать ошибок и штрафов
Специальная оценка условий труда (далее — СОУТ) включает четыре обязательных этапа. Нельзя менять последовательность этапов. Каждое новое мероприятие можно начинать только после того, как закончено предыдущее. Иначе нарушите порядок СОУТ.
Если нарушить процедуру СОУТ или не провести вовсе, то административный штраф составит (ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ):
- от 5 000 до 10 000 рублей — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей;
- от 60 000 до 80 000 рублей — для организаций.
Этапы специальной оценки условий труда
Продолжительность этапов разная. Самый длительный и трудоемкий — подготовительный этап.
Этап 1. Подготовительный
Шаг 1. Работодателю нужно проанализировать, на каких рабочих местах проводить спецоценку:
- составить список рабочих мест, на которых заканчивается СОУТ в ближайшие полгода. Важно: спецоценку новых рабочих мест в организации нужно провести в течение 12 месяцев;
- составить список рабочих мест, где меняли технологическое оборудование и сырье. На внеплановую СОУТ таких мест — полгода.
Шаг 2. Сформировать перечень рабочих мест, где нужно провести СОУТ. Он понадобится для технического задания, которое станет основой договора или контракта на спецоценку.
Какую организацию выбрать для проведения спецоценки рабочих мест?
Требования по подбору экспертной организации указаны в статье 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ.
Процедура выбора исполнителя — экспертной организации практически одинакова для коммерческих и бюджетных организаций:
- Специалист по охране труда составляет техническое задание, где в том числе указаны требования к экспертной организации. Как правило, организация-заказчик запрашивает коммерческое предложение в разных экспертных организациях. Такой запрос составляют в виде письма, где указывают количество рабочих мест, прилагают карточку организации. Полученные коммерческие предложения регистрируют в журнале и передают конкурсной комиссии.
- Конкурсная комиссия, организованная при контрактно-договорном или юридическом отделе, рассматривает предложения специалиста и выбирает исполнителя, соответствующего по цене.
Обязательно проверьте, что организация-исполнитель входит в реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, на сайте Минтруда России:
Шаг 3. После того как вы совместно с конкурсной комиссией выберете экспертную организацию, процессом заключения договора будут заниматься юристы вашей организации. Вы в этот момент должны подготовить документы:
- приказ о проведении СОУТ и утверждении руководителем организации графика ее проведения;
- карточку организации с реквизитами для оформления договора;
- штатное расписание с указанием, трудятся ли на должностях или профессиях инвалиды;
- список контингентов на медосмотр;
- список работников, получающих гарантии и компенсации;
- сведения о СНИЛС сотрудников;
- перечень оборудования, машин, инструментов на рабочих местах.
Подготовка этой информации занимает время. Начните собирать документы заранее, чтобы не затягивать процесс СОУТ.
- Скачайте образцы в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о проведении специальной оценки условий труда, график проведения специальной оценки условий труда по договору оказания услуг.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 2. Технический
На этом этапе выбранная экспертная организация сообщает заказчику, когда ее эксперты и сотрудники лаборатории начнут СОУТ.
Шаг 4. Когда эксперты придут к вам, проведите с ними вводный инструктаж по охране труда. Вместе определите, на каких местах будете проводить декларирование, а на каких — замеры. Сопровождайте экспертов во время замеров. Идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов нужно проводить в присутствии работников. Но если, например, СОУТ проводят в медицинской организации, нельзя проводить исследования при пациентах.
Постарайтесь правильно организовать замеры, чтобы работник понимал, что проводится в отношении его рабочего места.
Шаг 5. После замеров, пока эксперты будут интерпретировать результаты исследований и составлять отчет, подготовьте декларацию соответствия условий труда. Эксперты организации, которая проводит СОУТ, это делать не обязаны, но могут пойти на встречу и помочь с ее подготовкой.
Обратите внимание! Отчет вам направят для обсуждения. На этом этапе вы вправе проверить все карты СОУТ, протоколы, заключения экспертов и даже, возможно, найти свои ошибки в наименовании рабочих мест или структурных подразделений. В дальнейшем, когда экспертная организация привезет вам готовый подписанный отчет, никакие изменения внести уже будет нельзя.
Этап 3. Организационный
Шаг 6. Когда работодатель получил от экспертной организации бумажный вариант отчета о проведении СОУТ, можно применить результаты СОУТ. Для этого составьте:
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда по результатам СОУТ. В отчете экспертной организации есть перечень рекомендованных мероприятий по отдельным рабочим местам;
- план действий по выполнению мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Например, эксперт может написать в рекомендации: «на рабочем месте № 078А снизить воздействие вредного производственного фактора (тяжесть труда)». Поскольку специалист по охране труда присутствовал во время замеров, он знает, что на этом рабочем месте нужно заменить стул на компьютерное кресло с регулируемой по высоте подставкой и подвижной спинкой. Это снизит нагрузку на позвоночник во время вынужденной позы сидя.
Шаг 7. Пока составляете планы, параллельно подпишите отчет членов комиссии и утвердите отчет у председателя комиссии. Если кто-то из комиссии не соглашается подписывать отчет, разъясните, что члены комиссии обязаны расписаться. Как вариант: если есть какие-то замечания, нужно написать особое мнение и приложить его к отчету.
Шаг 8. Издайте приказ о применении результатов СОУТ. Этот приказ знаменует собой заключительный этап спецоценки.
- Скачайте образец в конце статьи в разделе «Шпаргалка»: приказ о применении результатов СОУТ.
В конце статьи есть шпаргалка
Этап 4. Заключительный
Шаг 9. Издайте приказ о применении результатов СОУТ после того, как отчет утвердит председатель комиссии по проведению СОУТ.
Шаг 10. Отправьте копии отчета в экспертную организацию и подайте декларации в трудовую инспекцию — это важный этап. Не ошибитесь и не опоздайте. Сроки:
- Не позже 3 рабочих дней с момента утверждения отчета отправьте отсканированную копию титульного листа почтой с уведомлением, а также по факсу или по электронной почте в организацию, которая провела у вас СОУТ. Если этого не сделать или нарушить сроки, вас оштрафуют до 80 000 рублей по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ.
- Не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки — срок подачи декларации в ГИТ (п. 5 Порядка, утв. Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н).
- После того как вы отправите декларацию СОУТ в ГИТ, а бухгалтерия передаст копию сводной ведомости о проведении СОУТ в ФСС РФ, письменно ознакомьте работников с картами спецоценки, а также разместите сводную ведомость и утвержденный работодателем план мероприятий по улучшению условий труда на своем официальном сайте. Срок для этого — не более 30 дней с момента утверждения отчета о проведении СОУТ.
Спецоценка условий труда заканчивается в день, когда утвердили отчет о проведении СОУТ.
Спецоценка рабочих мест: изменения в законодательстве с 2020 года
С 1 января 2020 года вступили в силу глобальные изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Учтите, что теперь:
- Работодатель вправе требовать от организации, которая проводит СОУТ, подтвердить факт, что сведения о результатах размещены в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ). Это следует из дополнений пункта 5 части 1 статьи 4 в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
- Отчет о проведении СОУТ нужно подписать не обычной, а усиленной квалифицированной электронной подписью. Также допускается направлять отчет по почте с уведомлением.
- Работодатель сможет использовать результаты проведения СОУТ только при условии, что сведения внесены во ФГИС СОУТ. Результаты, где есть сведения, составляющие гостайну или иную охраняемую законом тайну, можно применять со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Это следует из обновленной части 2 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Следовательно, гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда можно назначать не с момента утверждения отчета о проведении СОУТ председателем комиссии, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ. Помните, что подтвердить факт размещения сведений о результатах в ФГИС СОУТ — обязанность экспертной организации.
- Срок действия декларации СОУТ с 1 января 2020 года отсчитывается не с момента, когда утвержден отчет о проведении СОУТ, а с момента выгрузки отчета во ФГИС СОУТ.
Установлен срок для утверждения отчета о проведении СОУТ — не позднее 30 календарных дней с момента, как отчет получен от экспертной организации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Ранее такого срока не было.