Улучшение жилищных условий инвалидам

Как получить помощь в улучшении жилищных условий

Как получить квартиру в соцнаем или по договору безвозмездного пользования. Кому предоставляются жилищные субсидии и социальная ипотека. Как получить квартиру инвалидам и семьям с больными тяжелыми хроническими заболеваниями

  • 1. Что такое жилищный учет?
  • 2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?
  • 3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?
  • 4. Как проверить, какое у меня место в очереди?
  • 5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?
  • 6. Как помогают пожилым и инвалидам?
  • 7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?
  • 8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?
  • 9. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?
  • 10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

1. Что такое жилищный учет?

В Москве получить помощь в улучшении жилищных условий в большинстве случаев могут только те семьи, которые состоят на жилищном учете. Сегодня есть две категории таких граждан:

  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий (те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года);
  • нуждающиеся в жилых помещениях (те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и был признан малоимущим ).

Те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года и не был признан малоимущим, в связи с изменениями в жилищном законодательстве Москвы с 2017 года состоят на учете нуждающихся в содействии города в приобретении жилых помещений.

Сейчас можно встать на жилищный учет только в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Перейти в другую категорию нельзя. В случае важных изменений (у вас поменялся состав семьи, адрес регистрации и так далее) в учетное дело на жилищном учете нужно вносить изменения.

2. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет до 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в улучшении жилищных условий по своему выбору могут претендовать в порядке очередности на:

    ; ;
  • жилье по договору купли-продажи, в том числе с использованием кредитных (заемных) средств (социальную ипотеку) и денежную компенсацию стоимости ремонта, если приобретаемое жилье признано требующим ремонта.

3. На что могут рассчитывать те, кто встал на учет после 1 марта 2005 года?

Нуждающиеся в жилых помещениях могут претендовать в порядке очередности только на жилье, предоставляемое по договору социального найма или безвозмездного пользования.

Нуждающиеся в содействии в приобретении жилых помещений могут претендавать на помощь города Москвы после выполнения им обязательств перед жителями, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также нуждающихся в жилых помещениях и признанных малоимущими.

4. Как проверить, какое у меня место в очереди?

После того как вас примут на жилищный учет​, вы можете самостоятельно получать информацию о своем порядковом номере в очереди по городу Москве на официальном сайте Мэра Москвы mos.ru, воспользовавшись услугой «Предоставление информации об очередности граждан, состоящих на жилищном учете» после авторизации на портале.

Вам будет доступна информация не только о номере в общей очереди по городу Москве среди граждан, состоящих на жилищном учете, а также о дате прохождения перерегистрации и количестве человек, состоящих вместе с вами ​на жилищном учете.

5. Как помогают людям, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний?

Жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете и страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями (коммунальной квартире), жилищные условия улучшаются в соответствии с выбранным способом вне очереди. При этом в новой квартире должна быть отдельная изолированная комната для такого больного.

6. Как помогают пожилым и инвалидам?

Улучшить жилищные условия могут семьи, в которых есть:

  • инвалиды (дети-инвалиды) с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, которые больше не хотят там жить, при условии, что жилье, которое они занимали раньше предоставить им невозможно.

Они могут получить жилье специализированного жилищного фонда Москвы по договору безвозмездного пользования. Жилье будет соответствовать индивидуальной программе реабилитации и абилитации.

7. Как получить освободившуюся комнату в коммуналке?

Если в коммунальной квартире освобождается комната (или несколько комнат), ее обязаны предложить по договору социального найма семьям из этой же квартиры в следующей последовательности:

  • состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях (независимо от их места в общей очереди на улучшение жилищных условий). Если в коммунальной квартире две такие семьи, то сначала предлагают освободившееся жилье тем, кто встал на учет раньше;
  • не состоящим на таком учете, но имеющим все основания быть на него принятыми.

Если ни тех, ни других в квартире нет, освободившееся помещение должны предложить семьям, которые обеспечены общей площадью жилья на одного члена семьи менее нормы предоставления — 18 квадратных метров, по договору купли-продажи.

8. Как получить жилье жителям аварийных домов либо тем, кого переселяют по другим причинам?

Жители Москвы, дома которых признаны в установленном порядке аварийными, а также жители Москвы, которых выселяют по другим причинам , должны обеспечиваться благоустроенными жилыми помещениями в районе проживания , за его пределами — только с письменного согласия.

Если освобождаемое жилье было занято на праве собственности, новое предоставляется также в собственность, если по договору социального найма или безвозмездного пользования — по договору социального найма или безвозмездного пользования соответственно.

Не состоящим на жилищном учете должны предоставляться равнозначные по количеству комнат и не меньшие по общей площади жилые помещения.

Состоящим на жилищном учете новое жилье предоставляется без учета даты постановки на жилищный учет и по нормам предоставления, то есть с улучшением жилищных условий и последующим снятием с жилищного учета. В зависимости от того, к какой категории очередников они относятся, могут быть также предложены альтернативные способы улучшения жилищных условий — жилищные субсидии и социальная ипотека.

Обратите внимание, о переезде по программе реновации рассказано в другой инструкции.

9. Есть ли какая-то помощь для семей с детьми?

Да. Семьи с детьми, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, могут получить поддержку:

  • при получении субсидии на приобретение и строительство жилья;
  • при покупке жилья с использованием социальной ипотеки.

Кроме того, многодетным семьям, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий или на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется компенсационная выплата для приобретения или строительства жилых помещений взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно .

Вопрос о предоставлении компенсационной выплаты рассматривается независимо от года принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.

10. У меня остались вопросы. Куда обратиться?

Инструкция носит справочный характер и ориентирована на большинство пользователей. Для того чтобы узнать, что делать именно в вашей ситуации, обратитесь за консультацией:

  • на прием в Департамент городского имущества Москвы. На консультацию можно предварительно записаться на mos.ru;
  • на горячую линию Департамента городского имущества по телефону: 8 (495) 777-77-77. Профильные специалисты консультируют граждан по жилищным вопросам в соответствии с расписанием. На общие вопросы специалисты справочной службы отвечают ежедневно.

Чтобы определить, каким способом вы можете улучшить свои жилищные условия, вы также можете воспользоваться онлайн-сервисом Департамента городского имущества Москвы.

Имеет ли право инвалид получить благоустроенное жилье?

Я инвалид по тяжелому кожному заболеванию III группы. Имею ли я право получить благоустроенное жилье?

Граждане, являющиеся инвалидами, имеют право на обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма.

Обязательным условие для реализации ими данного права является принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Основания признания инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, для принятия их на учет определены в п. 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901 (далее – Правила).

1. Обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ.

Следует отметить, что положения данного абзаца, в части указания об установлении органами исполнительной власти субъектов РФ уровня обеспеченности жильем на каждого члена семьи признано недействующим решением Верховного Суда РФ от 13.03.2014 № АКПИ13-1200.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления или федеральными законами, указами Президента РФ, законами субъектов РФ, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с ч. 5, 6 ст. 50 Жилищного кодекса РФ.

Например, учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет 9 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 кв. м общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах согласно п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге».

2. Проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, содержатся в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

3. Проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно. Аналогичное основание закреплено в п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

4. Проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений.

5. Проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением.

6. Проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

Наличие одного из оснований позволяет принять инвалида на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма.

В соответствии с п. 3 Правил и ч. 3 ст. 52 ЖК РФ учет нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов осуществляется:

по месту жительства – специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом;

по месту работы – на предприятиях, в учреждениях и других организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении.

Инвалиды могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и по месту жительства.

Перечень документов для постановки гражданина, являющегося инвалидом, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий приведен в п. 4 Правил. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и копия индивидуальной программы реабилитации инвалида; другие документы с учетом конкретных обстоятельств (справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и т.п.).

Следовательно, с заявлением и приложенными к нему документами гражданин, являющийся инвалидом, обращается в уполномоченный орган по месту жительства и (или) по месту работы.

Инвалиды, принятые на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке.

Право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма принадлежит только гражданину, страдающему тяжелыми формами хронических заболеваний, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 № 378.

Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 № 817.

Таким образом, гражданин, являющийся инвалидом, вправе претендовать на получение жилого помещения по договору социального найма после постановки его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. При наличии определенных заболеваний жилое помещение предоставляется ему с учетом дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.

Улучшение жилищных условий инвалидам

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

(в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 419-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

Читайте также:  Как получить судебный приказ о взыскании алиментов

(в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дети-инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и являющиеся сиротами или оставшиеся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

(в ред. Федеральных законов от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.

(в ред. Федеральных законов от 20.07.2012 N 124-ФЗ, от 28.11.2015 N 358-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

(в ред. Федерального закона от 20.07.2012 N 124-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива – при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.

(часть тринадцатая в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

(часть четырнадцатая введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 399-ФЗ)

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.

(часть введена Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Предоставление жилых помещений

Расчет размера средств федерального бюджета, выделенных гражданину в целях обеспечения его жилым помещением, осуществляется органом местного самоуправления по формуле:

СФБ = НП x СКВМ, где:

СФБ – средства федерального бюджета, выделенные гражданину в целях обеспечения его жилым помещением;
НП – норма общей площади жилого помещения в размере 36 квадратных метров, установленная Федеральным законом;
СКВМ – средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья по Московской области, установленная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на дату выдачи свидетельств о праве на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обеспечение жильем означает предоставление единовременной денежной выплаты на:

1) приобретения жилья в Московской области и предоставления его гражданину по договору социального найма;
2) приобретения жилья в Московской области с целью предоставления его гражданину в собственность в обмен на жилье, которое находится у гражданина в собственности;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Выдача Свидетельства осуществляется органом местного самоуправления.

Датой выдачи Свидетельства является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, осуществляющего выдачу Свидетельств. Срок действия Свидетельства составляет 6 месяцев с даты выдачи. Указанный срок продлевается по заявлению гражданина на основании решения органа местного самоуправления на срок не более чем на 1 месяц. Погашенные Свидетельства подлежат хранению в течение 5 лет.

Гражданин, подавший заявление и необходимые документы, включается в Сводный по Московской области список граждан, который формируется на основании представленных органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет федерального бюджета.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, представленных гражданином, осуществляет проверку содержащихся в них сведений Единовременная выплата используется:

1) для оплаты договора купли-продажи жилого помещения;
2) для оплаты разницы цены договора мены имеющегося у гражданина в собственности жилого помещения на другое жилое помещение большей площади, находящееся в собственности физических или юридических лиц;
3) для оплаты договора на строительство жилья. В случае приобретения земельного участка и индивидуального жилого дома (части дома) за счет единовременной выплаты оплачивается только приобретаемый жилой дом (часть дома) без учета стоимости земельного участка.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер единовременной выплаты, перечисление средств с единого счета местного бюджета, открытого в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства, лицу, в пользу которого гражданин должен осуществить платеж, производится после оплаты гражданином части стоимости жилого помещения за счет собственных средств.

В случае если общая площадь приобретаемого жилого помещения составит меньше 36 квадратных метров – нормы предоставления площади жилого помещения, установленной Федеральным законом, а стоимость приобретаемого жилого помещения при этом больше или равна размеру единовременной выплаты, оплате за счет средств федерального бюджета подлежит стоимость жилого помещения в пределах единовременной выплаты.

Жилье, которое предоставляется гражданину, должно находиться на территории Московской области. При этом не имеет значения, в каком муниципальном образовании гражданин состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Общая площадь приобретаемого жилого помещения не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в месте приобретения (строительства) жилого помещения. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Для получения Свидетельства гражданин или его полномочный представитель подает в уполномоченный орган, в котором он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, заявление о выдаче Свидетельства двух экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия). К заявлению прилагаются следующие документы:

1) документ, удостоверяющий личность гражданина (копия);
2) документы, удостоверяющие личности членов семьи гражданина (при наличии) (копии);
3) документы, подтверждающие родственные отношения членов семьи гражданина: свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, свидетельство о смерти супруга(и), свидетельства о рождении детей (при наличии) (копии);
4) документы, подтверждающие регистрацию гражданина по месту жительства на территории Московской области (выписка из домовой книги);
5) документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации гражданина (если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность);
6) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам (при наличии);
7) копия финансового лицевого счета гражданина;
8) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином (договор, ордер или решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение);
9) технический паспорт на жилое помещение (для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах) (копия);
10) копия документа, подтверждающего право на льготу;
11) согласие совершеннолетних членов семьи гражданина на обработку органами местного самоуправления, центральными исполнительными органами государственной власти Московской области, федеральными органами власти персональных данных о членах семьи.

Граждане, прибывшие в Московскую область, предоставляют с прежнего места жительства справку органов местного самоуправления о получении (неполучении) мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами и справку органов государственной регистрации об отсутствии жилых помещений на праве собственности.

Граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, представляют договор найма (поднайма) жилого помещения, или договор проживания в специализированном жилищном фонде, или документы, подтверждающие проживание в качестве временных жильцов.

Основанием для принятия решения об оплате расходов, связанных с приобретением жилых помещений, является наличие:

1) документов, служащих основанием для заключения муниципального контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) муниципального контракта на приобретение жилого помещения, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) копии свидетельства, подтверждающего право собственности продавца на жилое помещение;
4) выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах, зарегистрированных на данный объект недвижимости;
5) копии свидетельства, подтверждающего право собственности гражданина на имеющееся жилое помещение в случае предоставления жилого помещения в собственность, или копии договора социального найма жилого помещения, заключенного с гражданином на предоставляемое ему жилое помещение по договору социального найма.

Решение органа местного самоуправления о расходовании субвенции в целях возмещения (частичного возмещения) стоимости жилого помещения, предоставленного гражданину из муниципального жилищного фонда, оформляется правовым актом органа местного самоуправления при наличии:

1) документов, подтверждающих стоимость предоставляемого жилого помещения: технического паспорта (технического плана) на жилое помещение с указанием действительной инвентаризационной (балансовой) стоимости жилого помещения либо отчета об оценке жилого помещения, произведенной независимой организацией оценщиков, и документов, подтверждающих полномочия организации оценщиков на проведение оценки;
2) документов, подтверждающих принадлежность предоставляемого жилого помещения к муниципальному жилищному фонду;
3) муниципального правового акта соответствующего муниципального образования о предоставлении гражданину жилого помещения из муниципального жилищного фонда с возмещением (частичным возмещением) стоимости жилого помещения;
4) копии свидетельства, подтверждающего право собственности гражданина на жилое помещение в случае предоставления жилого помещения в собственность или договора социального найма жилого помещения, заключенного с гражданином на предоставляемое ему жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилых помещений гражданам в собственность или по договорам социального найма осуществляется на основании решения органа местного самоуправления. Решение оформляется актом, в котором указываются:

1) фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение;
2) адрес местонахождения предоставляемого жилого помещения;
3) количество комнат и общая площадь жилого помещения. Во всех случаях одновременно с копиями документов гражданином предъявляются их оригиналы.

В случае представления гражданином нотариально заверенных копий представление оригиналов документов не требуется.

В случае использования единовременной выплаты на приобретение жилого помещения по договору купли-продажи гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) копию договора купли-продажи жилого помещения;
3) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;
4) документ, подтверждающий зачисление собственных средств гражданина на счет лица, предоставившего жилье по договору купли-продажи, в случае, если стоимость жилого помещения превысила размер единовременной выплаты, указанной в Свидетельстве.

В случае использования единовременной выплаты на осуществление последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, после чего это жилое помещение переходит в собственность гражданина, гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) справку об оставшейся неуплаченной сумме паевого взноса, необходимой для приобретения им права собственности на жилое помещение, переданное кооперативом в его пользование;
3) копию устава кооператива;
4) выписку из реестра членов кооператива, подтверждающую его членство в кооперативе;
5) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности кооператива на жилое помещение, которое приобретено для гражданина;
6) копию решения о передаче жилого помещения в пользование члена кооператива.

В случае использования единовременной выплаты на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) копию договора купли-продажи;
3) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение;
4) копию кредитного договора (договора займа);
5) справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом);
6) в случае строительства индивидуального жилого дома – копию договора строительного подряда.

Размер единовременной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

В случае использования единовременной выплаты на оплату разницы цены договора мены имеющегося у гражданина в собственности жилого помещения на другое жилое помещение большей площади, находящееся в собственности любых физических или юридических лиц, гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) оценку жилых помещений, подлежащих мене, выполненную независимой организацией оценщиков;
3) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, которое приобретено гражданином в результате мены;
4) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, которое находилось у гражданина в собственности до заключения договора мены;
5) договор мены;
6) документ, подтверждающий зачисление собственных средств гражданина на счет лица, предоставившего жилье по договору мены, в случае, если разница цены договора мены приобретаемого гражданином жилого помещения и жилого помещения, которое находилось у гражданина в собственности до заключения договора мены, превысила размер единовременной выплаты, указанной в Свидетельстве.

Читайте также:  Комплексное юридическое сопровождение

В случае использования единовременной выплаты для оплаты договора участия в долевом строительстве жилого помещения (жилых помещений) в многоквартирном доме (домах), заключенного с любым юридическим лицом (одним или несколькими), гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) договор участия в долевом строительстве с отметкой о государственной регистрации;
3) выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах, зарегистрированных на данный объект недвижимости.

В случае использования единовременной выплаты для оплаты договора на создание объекта индивидуального жилищного строительства, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (одним или несколькими) на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства;
3) копию проекта индивидуального жилого дома;
4) копию разрешения на строительство;
5) копию договора с подрядной организацией (застройщиком) на его строительство.

В случае использования единовременной выплаты для оплаты приобретенных гражданином строительных материалов в целях осуществления строительства индивидуального жилого дома собственными силами гражданин представляет в орган местного самоуправления:

1) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем;
2) копию свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства;
3) копию проекта индивидуального жилого дома;
4) копию разрешения на строительство;
5) копию договора купли-продажи (поставки) материалов, необходимых для строительства жилого помещения, поставка которых осуществлена за период с даты получения Свидетельства до даты представления документов в орган местного самоуправления;
6) документы, подтверждающие поставку и оплату приобретенных материалов.

Размер единовременной выплаты, предоставляемой на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом или займом.

Предоставление гражданам единовременных выплат осуществляется путем перечисления денежных средств соответственно:

1) в случае приобретения гражданином жилого помещения по договору купли-продажи – на счет продавца жилого помещения;
2) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если гражданин является членом кооператива, после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность семьи гражданина, – на счет паевого фонда кооператива;
3) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, – на счет кредитора, заимодавца;
4) для оплаты разницы цены договора мены имеющегося у гражданина в собственности жилого помещения на другое жилое помещение большей площади, находящееся в собственности любых физических или юридических лиц, – на счет собственника жилого помещения большей площади;
5) по договору участия в долевом строительстве жилого помещения (жилых помещений) в многоквартирном доме (домах), заключенного с любым юридическим лицом (одним или несколькими), – на счет соответствующего юридического лица;
6) для оплаты договора на создание объекта индивидуального жилищного строительства, заключенного с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (одним или несколькими) на строительство индивидуального жилого дома (жилых домов), благоустроенного (благоустроенных) применительно к условиям населенного пункта, – на счет лица, осуществляющего строительство по договору индивидуального жилищного строительства;
7) в случае оплаты приобретенных гражданином строительных материалов в целях осуществления строительства индивидуального жилого помещения собственными силами – продавцу (поставщику) по договору купли-продажи (поставки) материалов, необходимых для строительства жилого помещения.

Основанием для принятия решения органом местного самоуправления о расходовании субвенции в целях оплаты расходов на строительство является наличие следующих документов:

1) решения о выделении гражданину единовременной выплаты;
2) свидетельство на право получения мер социальной поддержки по обеспечению жильем; 3) документов в зависимости от цели использования гражданином единовременной выплаты.

Жилье для инвалидов 1,2 и 3 группы. Куда обратиться инвалидам для получения квартиры по закону?

Гарантии обеспечения жилыми помещениями инвалидов заложены в 17 статье 181 закона о социальной защите инвалидов. Согласно данной статье, правом получения социального жилья обладают инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Дополнительно к данному закону разработана и федеральная программа обеспечения жильем инвалидов.

Общие правила предоставления жилья инвалидам

Социальное жилье для инвалидов предоставляются, исходя из состояния здоровья в пределах норм, установленных законодательством, а также превышающих данные нормы, но не более чем в 2 раза. Жилые помещения предоставляются в рамках договоров социального найма. Законом также предусмотрены субсидии инвалидам 3 группы на приобретение жилья, льготные условия оплаты данного жилья, также они могут быть оборудованы специальными приспособлениями, необходимыми для жизнеобеспечения и адаптации инвалидов.

Также 17 статья 181 ФЗ отвечает на вопрос о том, имеют ли право на дополнительную жилую площадь инвалиды и дети-инвалиды, находящееся или проживающие в организациях социального обслуживания. Так, они также сохраняют право на получение жилья или улучшение жилищных условий. Одновременно с этим, если жилье в социальный найм уже предоставлено, при этом инвалид проживает в организациях соц.обслуживания, то право обладать этой жилплощадью сохраняется за инвалидом в течение полугода. Высвободившееся жилье, имеющее специальные приспособления, ранее занимаемое инвалидами, передается также в первую очередь другим нуждающимся людям с инвалидностью.

Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами

Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы. После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Постановка на учет на получение жилья

Вопрос очередности и того, как получить жилье инвалиду 1 группы, и в целом моментов предоставления жилья на сегодняшний день имеет деление по временному признаку. Так, принято различать инвалидов, вставших на учет до 1 января 2015 и после этого срока.

Так, тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года:

– выдаются средства на покупку жилья;

– сохраняется право получить жилье в социальный найм.

Вставшим в очередь на льготное жилье для инвалидов 1 группы после января 2005 года, жилье выдается в порядке очередности, за исключением случаев, когда инвалидность наступила вследствие тяжелых форм хронических болезней, а также инвалидам, страдающим подобными заболеваниями.

Примечательно, что при отсутствии свободного жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилья инвалидам 2 группы.

Критерии признания нуждающимися в жилье инвалидов и их семей

Полный перечень критериев, при наличии которых инвалиды и семьи с инвалидами, имеют право обеспечения жильем, перечислены в 901 Постановлении Правительства от июля 1996 года (постановление утратило силу с 14.04.2018 г. См. Постановление Правительства РФ от 5 апреля 2018 г. N 410 http://ivo.garant.ru/#/document/71916290/paragraph/1:0 )

Так, при принятии решений, государственные органы руководствуются следующими критериями:

– размеры жилых площадей, имеющихся в пользовании инвалида и его семьи, ниже установленной нормы;

– жилье не отвечает требованиям санитарных и технических норм;

– в квартире или доме проживают несколько семей, в составе которых имеются члены с еще более тяжелыми недугами и заболеваниями; инвалид проживает в квартире с гражданами, с которыми он не в родстве;

– льготы при покупке жилья инвалидам 3 группы предоставляются, если они проживают в общежитиях и коммунальных квартирах, а также длительное время проживают в квартирах, принадлежащих другим людям.

Данные критерии являются наиболее значимыми, при решении вопросов предоставления жилья и субсидий на его приобретение для людей с ограниченными возможностями.

Документы

Возвращаясь к вопросу о том, как инвалиду получить квартиру или субсидии на ее приобретение, нельзя не затронуть моменты подготовки необходимой документации.

В органах социального обеспечения необходимо взять образец заявления о предоставлении жилья инвалиду, заполнить его, а также дополнительно приложить следующие документы:

– выписки из домовой книги;

– копию лицевого счета в банке;

– справку или удостоверение, подтверждающее инвалидность;

– документ об индивидуальной реабилитации или программу.

Дополнительно прикладываются медицинские документы, отражающие причины инвалидности, период получения данного статуса, результаты медицинских социальных экспертиз. Документы могут быть поданы самим инвалидом, а также членами его семьи, опекунами или попечителями.

Последние новости

Счетная палата РФ представила отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ реализации в 2018–2019 годах мер по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан, предусмотренных Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В ведомстве пришли к выводу, что государство не выполняет свои обязательства по улучшению жилищных условий людей с инвалидностью.

По состоянию на начало 2021 года в очереди на улучшение жилищных условий числилось 42 тыс. инвалидов, которые встали на очередь еще до 2005 года. Среди них уже нет тех людей с инвалидностью, которые так и не дождались своей очереди на получение жилья или улучшение жилищных условий.

Те инвалиды, которые встали на очередь после 2005 года, находятся в еще более сложной ситуации. Они не выделяются в отдельную категорию очередников, для получения жилья им необходимо получить статус малоимущих. На сегодняшний день в органах местного самоуправления на жилищном учете состоят 63 тыс. инвалидов, вставших на очередь после 2005 года. При этом в органах местного самоуправления на жилищном учете состоят около 2,5 млн малоимущих граждан.

– Из-за долгого ожидания инвалиды зачастую теряют свое право на улучшение жилищных условий, – отмечается в отчете. – Количество снятых с учета инвалидов по различным основаниям (самостоятельное решение жилищных проблем, смерть, утрата статуса инвалида) значительно превышает количество граждан, получивших господдержку.

Обеспечение жильем инвалидов

Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) гарантирует инвалидам социальную защиту и социальную поддержку.

Социальная защита инвалидов представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов – это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ предусмотрено право инвалидов и семей с детьми-инвалидами, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на обеспечение жилыми помещениями.

При этом инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления жилых помещений устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. На территории Пермского края меры социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на жилищный учет до 1 января 2005 г., предоставляются в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 2 марта 2007 № 21-п «Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий». Данным нормативным правовым актом Пермского края предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, инвалидам боевых действий, а также военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на жилищный учет до 1 января 2005 г., предоставляются жилищные сертификаты. Жилищный сертификат – это именной документ, подтверждающий право на получение из средств бюджета Пермского края субсидии (единовременной денежной выплаты), которая может быть использована на приобретение (строительство) жилого помещения. Жилищный сертификат не является ценной бумагой, выдается один раз и не подлежит купле-продаже или передаче другому лицу. Размер субсидии (единовременной денежной выплаты) определяется исходя из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на гражданина, средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Пермскому краю, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, на момент принятия распоряжения Правительства Пермского края о предоставлении субсидий (единовременных денежных выплат) на приобретение (строительство) жилых помещений.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь утвержден приказом Минздрава России от 30 ноября 2012 г. № 991н. Необходимо отметить, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 987н. Документом, подтверждающим наличие у гражданина заболевания, поименованного в названных перечнях, является соответствующая справка медицинского учреждения. Данный документ подлежит представлению в орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на жилищном учете.

Следует иметь в виду, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам (часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Данная норма жилищного законодательства распространяется на всех граждан, не зависимо от наличия (отсутствия) у него статуса инвалида. К малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Читайте также:  Оценка стоимости квартиры для продажи

Отдельно следует отметить специфику решения в Российской Федерации вопроса внеочередного предоставления жилого помещения
по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающего тяжелой формой хронического заболевания. Конституционный Суд Российской Федерации в январе 2018 года рассмотрел дело о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2018 г. № 4-П пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку содержащееся в нем положение по своему конституционно-правовому смыслу: предполагает вынесение решения о внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма несовершеннолетнему гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса, с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним; само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием с учетом необходимости проживания в нем также его родителей и других членов семьи, если, исходя из обстоятельств конкретного дела, их совместное проживание является определяющим для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество и при наличии у публичного образования фактических возможностей для предоставления жилого помещения соответствующей площади.

Подготовлено ведущим юрисконсультом ГКУ “Государственное юридическое бюро Пермского края” Русаковой Еленой Сергеевной

КС разъяснил порядок обеспечения жильем недееспособных граждан

Суд подчеркнул, что правоприменительные органы обязаны учитывать все значимые обстоятельства при предоставлении жилья вне очереди по договорам соцнайма инвалидам с тяжелыми формами хронических заболеваний

По мнению одного из экспертов «АГ», постановление КС является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. Другой полагает, что Конституционный Суд постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства, однако некоторые оговорки Суда могут лишить все его выводы правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде.

1 февраля Конституционный Суд вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ. Согласно первой норме, жилые помещения по договорам социального найма вне очереди предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний. Исходя из второй нормы, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ.

Отказ в предоставлении инвалиду жилья повышенной площади для проживания с ней опекунов

Как следует из материалов дела, жительница Астрахани К. является инвалидом I группы по зрению с детства и нуждается в постоянном постороннем уходе. Кроме того, она страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В 2011 г. К. признана недееспособной, а в 2012 г. ее мать – гражданка Г. – назначена опекуном.

С 2012 г. Г., ее муж В. и дочь К. (семья из трех человек) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда. При этом К. также включена в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В августе 2013 г. суд удовлетворил иск прокурора, поданный в интересах семьи, обязав администрацию Астрахани предоставить ей вне очереди благоустроенное жилье по договору социального найма с учетом дополнительной жилой площади, предусмотренной для инвалидов. Тем не менее апелляция отменила решение и вынесла новый судебный акт, согласно которому администрация обязана предоставить по договору социального найма благоустроенное жилое помещение только К. как лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса перечне.

Конституционный Суд отметил, что жилье предоставляется именно ребенку, но для проживания в нем с членом семьи

После принятия Конституционным Судом Постановления от 22 января 2018 г. № 4-П, которым был выявлен конституционно-правовой смысл п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса, Г. обратилась в суд с иском к органу местного самоуправления о предоставлении дочери во внеочередном порядке жилья по договору социального найма с учетом дополнительной площади, необходимой для совместного проживания с ней родителей. Тем не менее суды отказали в удовлетворении заявления со ссылкой на то, что родители инвалида не обладают самостоятельным правом на получение жилого помещения по договору соцнайма вне очереди, а их право проживать с дочерью в жилье, которое будет ей предоставлено во исполнение ранее принятого судебного постановления, не оспаривается. В дальнейшем кассационные инстанции, включая Верховный Суд, отказались рассматривать кассационную жалобу заявительницы.

Конституционный Суд подчеркнул, что необходимо учитывать все обстоятельства

В жалобе в Конституционный Суд Г. указала на несоответствие п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса и ч. 3 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов в РФ Основному Закону государства. По ее мнению, спорные нормы лишают совершеннолетних граждан-инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание с ними в одной квартире, и нуждающихся в круглосуточном уходе и постоянной опеке, права на дополнительную жилую площадь в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г., а также ущемляют права опекунов таких граждан.

Изучив материалы дела, Конституционный Суд отметил, что предметом рассмотрения будет п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК постольку, поскольку в системе действующего правового регулирования он определяет основания и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, указанного в правительственном перечне соответствующих заболеваний (в том числе инвалиду, когда такое лицо признано недееспособным, имеет назначенного ему опекуна и нуждается в постоянном постороннем уходе).

Высшая судебная инстанция пояснила, что граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний и признанные судом недееспособными, тем более могут нуждаться в соответствующем уходе с постоянным присутствием опекуна, не считая случаев, когда они помещены под надзор в образовательные, медицинские или социальные организации. На это указывает и закрепление в ч. 4 ст. 16 Закона об опеке и попечительстве возможности опекуна безвозмездно пользоваться жилым помещением, принадлежащим подопечному, в соответствующем порядке при удаленности его места жительства от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

В связи с этим КС счел, что предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в расчете лишь на самого гражданина, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 этого Кодекса, когда он признан недееспособным и нуждается по состоянию здоровья в постоянном уходе, который осуществляет опекун, способно привести к нарушению ряда конституционных установлений и правовых позиций. При этом Суд отметил, что сказанное, однако, не предрешает обязательного получения недееспособным совершеннолетним гражданином, страдающим заболеванием указанной категории, жилого помещения на таких условиях, когда и его опекуну было бы обеспечено право социального найма того же помещения при соблюдении нормы предоставления в отношении их обоих.

«Так, если сам опекун не принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то, по общему правилу, другое жилое помещение не может быть ему предоставлено на условиях социального найма даже для проживания вместе с подопечным. Более того, не исключено, что при определенных жилищных условиях опекуна подопечный, который является членом его семьи, может проживать и в его жилище. Предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания и признанному недееспособным, в размере, превышающем соответствующую норму в расчете на одно лицо, возможно при неодинаковых условиях и с разными правовыми последствиями, с тем чтобы обеспечить проживание такого гражданина вместе с его опекуном», – отмечено в постановлении КС РФ.

В исключительных ситуациях, если предоставление жилья с превышением нормы предоставления не более чем в два раза, с тем чтобы опекун осуществлял постоянный уход за подопечным без вселения в жилое помещение или, напротив, в качестве члена семьи нанимателя, невозможно (в частности, в связи с отсутствием помещений подходящего размера) и если опекун недееспособного гражданина, страдающего тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, является членом его семьи (супругом или близким родственником), осуществляющим за подопечным постоянный уход, и принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, подопечному нельзя отказать в обеспечении жильем вне очереди на основании оспариваемой нормы только в силу того, что его опекун сам не относится к лицам, обеспечиваемым жильем по договору социального найма вне очереди. «Конституционно значимым целям отвечало бы предоставление жилого помещения по договору социального найма такому гражданину и опекуну, в том числе с учетом положений ст. 58 ЖК РФ. В этом случае, поскольку жилое помещение предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, также возможно превышение нормы предоставления на одного человека, но не более чем в два раза (ч. 2 данной статьи)», – подчеркнул Суд.

Таким образом, отметил КС, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, на основании которого гражданам, страдающим тяжелыми формами ряда хронических заболеваний, предоставляются вне очереди жилые помещения по договорам социального найма, обязывает правоприменительные органы учитывать все заслуживающие внимания обстоятельства. Это означает, что спорный пункт предполагает принятие решения о предоставлении вне очереди жилого помещения недееспособному гражданину-инвалиду, страдающему соответствующим хроническим заболеванием и нуждающемуся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе. При этом должна учитываться площадь, которая была бы достаточна, чтобы обеспечить такому лицу, помимо отдельного проживания, возможность получать такой уход и должное содействие в удовлетворении особых его потребностей, когда требуется постоянное нахождение с ним в предоставляемом ему жилье опекуна или проживание с ним супруга или близкого родственника в качестве члена семьи нанимателя.

«Если же предоставление жилого помещения гражданину, страдающему тяжелой формой соответствующего хронического заболевания, на таких условиях невозможно, реализация им права на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма возможна в рамках предоставления жилого помещения по договору социального найма ему и его принятому на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий опекуну – члену его семьи по смыслу семейного законодательства (супругу или близкому родственнику), осуществляющему за ним постоянный уход», – отмечено в постановлении Суда. Таким образом, КС РФ счел, что спорный пункт соответствует Конституции, и распорядился пересмотреть судебные акты по делу граждан Г. и К.

Эксперты оценили выводы КС

Адвокат АП г. Москвы Анна Минушкина отметила, что жилищное законодательство с принятием ЖК РФ в 2005 г. значительно сократило количество категорий граждан, имеющих право на внеочередное улучшение жилищных условий. «Сейчас подлежат улучшению во внеочередном порядке жилищные условия исключительно граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, установленных законодательством. При этом, согласно законодательству, подлежат улучшению жилищные условия только самого гражданина, имеющего хроническое заболевание, и исключается улучшение жилищных условий во внеочередном порядке членам его семьи, также состоящим на жилищном учете», – пояснила она.

По словам эксперта, на практике очень часто и остро встает вопрос о нарушении прав людей, имеющих заболевание, поскольку по факту улучшают жилищные условия исключительно им, и они вынуждены проживать без членов семьи. «В настоящее время мы также представляем интересы лица, имеющего заболевание, позволяющее лицу вне очереди улучшить жилищные условия. Местные органы улучшают ему одному жилищные условия, хотя члены его семьи также состоят на жилищном учете. При этом нашего доверителя переселяют от членов его семьи на значительное расстояние. Наша позиция сводится к тому, что доверителю в связи с заболеванием необходим посторонний уход», – рассказала Анна Минушкина.

По ее мнению, постановление КС РФ является логичным продолжением целей социальной политики, которая обязывает принимать меры по обеспечению благополучия граждан, их социальной защищенности. «Исходя их указанного смысла, при улучшении жилищных условий гражданам, имеющим заболевание, предусмотренное перечнем, подлежат также улучшению и жилищные условия опекуну указанного лица, который также состоит на жилищном учете, а при наличии нескольких лиц, осуществляющих уход за недееспособным лицом, необходимо улучшать жилищные условия одновременно также и членам семьи», – резюмировала эксперт.

Партнер юридической фирмы Law & Commerce Offer Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд, как и в большинстве случаев при рассмотрении жалоб, касающихся социальной сферы, постарался найти баланс между интересами гражданина, имеющего право на социальную защиту со стороны государства, и интересами самого государства.

«С одной стороны, КС указал, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, должно быть предоставлено вне очереди жилое помещение по договору социального найма с учетом обеспечения отдельного проживания в таком помещении как его самого, так и его опекуна для того, чтобы опекун мог надлежащим образом обеспечивать уход и должное содействие в удовлетворении особых потребностей подопечного. При этом Суд делает оговорку о том, что такая возможность может быть предоставлена тогда, когда опекун и подопечный состоят в близких родственных отношениях в соответствии с семейным законодательством. С другой стороны, он говорит, что площадь жилого помещения, предоставляемого во внеочередном порядке гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, не должна превышать норму предоставления более чем в два раза», – отметил эксперт.

Антон Алексеев полагает, что Конституционный Суд сделал важный вывод о том, что предоставление гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения для отдельного проживания без учета площади для проживания с ним опекуна, являющегося близким родственником и членом семьи, является нарушением прав самого подопечного и препятствует исполнению опекунами обязанностей, возложенных на них законом. «Однако Суд также указал, что внеочередное предоставление лицу, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, жилого помещения с учетом площади, необходимой для проживания с ним членов его семьи (включая опекуна), должно осуществляться, исходя из обстоятельств конкретного дела и при наличии у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади. Последнее обстоятельство на практике может лишить все выводы КС РФ правовой ценности при рассмотрении подобных споров в суде», – подчеркнул юрист.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]