Распределение общедомовых расходов на воду

Распределение общедомовых расходов на воду

III. Расчет размера платы за коммунальную услугу,

предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды

в многоквартирном доме

10. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 – 48 Правил определяется по формуле 10:

– объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;

T кр – тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11:

V Д – объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

– объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;

V кр – определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

11(1). В случае установления двухкомпонентного тарифа на горячую воду приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение объем холодной воды, использованной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме при потреблении коммунальных услуг холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, измеренный коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, распределяется:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) в отношении коммунальных услуг по холодному водоснабжению на общедомовые нужды – по формуле 11.1:

– норматив потребления холодной воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– норматив потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) в отношении коммунальных услуг по горячему водоснабжению на общедомовые нужды – по формуле 11.2:

(п. 11(1) введен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2015 N 129)

12. Объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:

Nj – норматив потребления холодного водоснабжения;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.

13. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

V Д – объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

– объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;

V кр – определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

14. Объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:

а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения – по формуле:

Nj – норматив потребления j-й коммунальной услуги;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире);

б) для газоснабжения – по формуле:

Sv – общая площадь v-го жилого помещения;

N газ.о. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на отопление жилых помещений;

nv – количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении;

N газ.п. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на приготовление пищи;

N газ.в. – норматив потребления коммунальной услуги по газоснабжению на подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения.

15 – 16. Утратили силу с 1 июня 2013 года. – Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 N 344.

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

N одн – норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

S ои – общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.

При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;

Si – общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

S об – общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

(п. 17 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 N 344)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, для j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире согласно пункту 50 Правил определяется по формуле 16:

– объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные воды, газ, электрическая энергия), приходящийся на j-ю принадлежащую потребителю (находящуюся в его пользовании) комнату (комнаты) в i-й коммунальной квартире и предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Т кр – тариф (цена) на соответствующий коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2019 N 637)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. Объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, сточные бытовые воды, газ, электрическая энергия), приходящийся на j-ю принадлежащую потребителю (находящуюся в его пользовании) комнату (комнаты) в i-й коммунальной квартире и предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, определяется по формуле 17:

– объем (количество) коммунального ресурса (тепловая энергия, холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-ю коммунальную квартиру, рассчитанный в соответствии с пунктами 11 – 17 настоящего приложения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498)

(см. текст в предыдущей редакции)

Sj.i – жилая площадь j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнаты (комнат) в i-й коммунальной квартире;

Общедомовые нужды на воду: оплачивать или нет

Сегодня многие жильцы многоквартирных домов задаются вопросом, правомерно ли начисление ОДН за воду, как производится его расчет и нужно ли оплачивать общедомовые нужды.

Содержание

«ХВС ОДН» — расшифровка

Получая ежемесячную квитанцию по оплате, первое, что может смутить — это обилие аббревиатур, непонятных для того, кто только начал вникать в детализацию коммунальных начислений.

«ХВС ОДН» и «ГВС ОДН» — это расход ресурса на общедомовые нужды (ОДН) по холодному водоснабжению (ХВС) и горячему (ГВС).

Как правило, расход холодного водоснабжения превышает расход горячего. Это происходит за счет того, что именно холодная вода является основной водоснабжения в многоквартирном доме, а горячая получается путем нагревания холодной и поставляется в том объеме, который необходим для получения нужной температуры.

Нагрев происходит при помощи нагревательных аппаратов, которые повышают температуру воды до 60-75°C, после чего домовые насосы подают воду по трубопроводам в квартиры и другие места домового потребления.

За счет того того, что получение горячей воды требует дополнительных ресурсов в виде нагрева и подачи в квартиры, ее стоимость обычно выше, чем стоимость холодного водоснабжения.

Что входит в ОДН по холодной воде

В число ОДН по воде входит расход ресурса, потребляемого на содержание и обслуживание общедомовых территорий дома. К таким территориям относится как внутридомовое пространство (подъезды дома, подсобные помещения, чердаки и подвальные помещения), так и внешняя территория, прилегающая к дому (двор, автостоянка, дополнительные постройки).

Типичным примером общедомового потребления воды может быть расход воды на влажную уборку подъездов или на полив клумб, расположенных на территории дома.

Нужно ли оплачивать общедомовые нужды по воде

ОДН по воде оплачивается собственниками квартир. Такой регламент прописан в Постановлении Правительства №354.

Потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее – коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды). «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354

Таким образом начисление ОДН по воде является совершенно правомерным со стороны управляющей компании.

Как производится расчет ОДН по воде

В отличие от квартир, общедомовые территории не оснащены индивидуальными приборами учета (ИПУ), а потому расход воды на общедомовые нужды фиксируется только общедомовым счетчиком (ОДПУ).

При расчете платы ОДН за воду в многоквартирном доме в первую очередь снимаются показания общедомового счетчика. Он показывает, сколько всего воды было потреблено в рамках дома за отчетный период.

Далее собираются и суммируются показания индивидуальных приборов учета жильцов. Для того, чтобы баланс по дому были сведен корректно, показания ИПУ должны сниматься единовременно.

Обычно на сбор показаний с жильцов отводится несколько дней, но сегодня ручной сбор показаний все чаще уступает место автоматизированному сбору показаний, который делает процесс сбора максимально единовременным, что повышает точность баланса по дому.

В отличие от ручного сбора показаний, где на сбор и обработку всех показаний уходит неделя, автоматизированный сбор показаний позволяет свести данные по дому всего за 15 минут.

После того, как показания ИПУ собраны, их сумма вычитается из показаний общедомового счетчика. Разницу, которая при этом получается, и принято считать расходом на общедомовые нужды.

Простой пример: общедомовой счетчик показал потребление 4 000 м³ воды за отчетный период. Сумма показаний с индивидуальных приборов учета составила 3 800 м³. Полученная разница в 200 м³ — это и есть то количество воды, которое было потрачено на содержание и обслуживание общедомовых территорий — на влажную уборку в подъезде, полив клумб на территории и т.д.

Как начисляется ОДН за воду

Распределение ОДН по воде происходит в соответствии с размером жилплощади, которую занимает собственник.

После того, как становится известен общий объем ОДН, это количество делится на всю жилую площадь в доме, чтобы установить объем ОДН на 1 м² жилого помещения, и далее умножается на площадь квартиры собственника по формуле:

объем ОДН (м³) / жилая площадь дома (м²) х жилая площадь квартиры (м²) = объем ОДН, который оплачивается конкретным собственником

Размер оплаты за ОДН рассчитывается по нормативам и тарифам, которые утверждены городским или региональным правительством.

Читайте также:  Как снять судебный арест с квартиры?

На практике существует около десятка причин, приводящих к высокому ОДН. Их устранение становится задачей управляющей компании. «СТРИЖ» уже в первые недели после установки позволяет разобраться с основными причинами и наладить точную систему поквартирного учета воды в многоквартирном доме.

Если фактическое потребление ресурса на содержание общего имущества меньше нормативного…

Переводя плату за коммунальные услуги на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения, законодатель преследовал благую цель – ограничить размер расходов потребителей нормативом потребления. Действительно, в ситуации, когда фактическое потребление ресурса (по показаниям ОПУ) больше нормативного, баланс сохранен. Но практика показала, что из поля регулирования выпала ситуация, когда фактическое потребление меньше нормативного.

Нам известно, что органы ГЖН уже проводят проверки соблюдения управляющими МКД законодательства о расчете платы за жилое помещение в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества, с 01.01.2017, естественно, по жалобам потребителей.

Потребителей можно понять: они увидели рост итоговой суммы в квитанции за январь по сравнению с декабрем, ведь в декабре им предъявляли к оплате стоимость коммунальных услуг на ОДН исходя из фактического потребления (менее норматива), а в январе выставили счет на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества, с учетом норматива потребления. Их довод прост и логичен: почему они должны оплачивать услуги, которые им не оказывали?

Органы ГЖН поддерживают их, утверждая, что обязательства по оплате услуг являются производными от фактически оказанных и предоставленных услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, а также коммунальных услуг.

Что УК может противопоставить этим аргументам?

Плата в пределах норматива потребления

Согласно ч. 10 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом РФ по состоянию на 1 ноября 2016 года.

Поскольку для первоначального включения указанных расходов в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в МКД, нарушение со стороны управляющего МКД может заключаться только в начислении платы в размере свыше норматива потребления.

Обращаем особое внимание, что Правила предоставления коммунальных услуг не распространяются на порядок расчета платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребленных в целях содержания общего имущества. Поэтому нельзя требовать от управляющего исчислять элемент платы за содержание жилого помещения в соответствии с п. 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Оплата фактически оказанных услуг или внесение «абонентской» платы?

Плата за коммунальные услуги имеет существенное отличие от платы за содержание жилого помещения. Первая рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг (по показаниям приборов учета либо исходя из нормативов потребления) (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ), вторая же устанавливается решением общего собрания в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства (см. ст. 156 ЖК РФ). Размер платы за содержание жилого помещения устанавливается на год с учетом предложений УК. Сумма платы, которую собственник помещения обязан ежемесячно вносить УК, никогда не совпадает со стоимостью услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества, фактически оказанных (выполненных) в конкретном расчетном периоде. Тождество должно соблюдаться по итогам года, когда полный перечень мероприятий по содержанию общего имущества (в том числе сезонных) выполнен. Здесь нужно заметить, что повышение затрат УК на выполнение обязательных работ, необходимость проведения дополнительных работ, не согласованных при заключении договора, не дают права повышать в одностороннем порядке размер платы (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10). Иначе говоря, УК не вправе без согласия собственников помещений требовать с них уплаты (выставлять в платежных документах) каких-либо дополнительных сумм, помимо утвержденного на общем собрании размера платы за содержание жилого помещения. Напротив, мы убеждены, что сокращение затрат УК на выполнение необходимых мероприятий не обусловливает ее обязанность делать перерасчет платы для потребителей.

О том, что ежемесячный платежный документ, являющийся основанием для внесения платы за содержание жилого помещения, не выполняет роль акта об оказании услуг, было сказано в том числе в Определении КС РФ от 28.02.2017 № 292-О.

Таким образом, действующее законодательство не дает оснований считать, что выставление к оплате расходов на коммунальные ресурсы (в составе платы за содержание жилого помещения) в размере, исчисленном в строгом соответствии с федеральным законом, приводит к взысканию с потребителей платы за неоказанные услуги.

О стимулах к энергосбережению

Один из доводов в пользу начисления платы за коммунальные ресурсы по факту заключается в том, что имеющийся сегодня порядок не стимулирует потребителей к энергосбережению. Однако именно такой довод приводили управляющие МКД, возражавшие против наделения РСО правом взыскивать с них стоимость коммунального ресурса, предоставленного в целях содержания общего имущества, с учетом повышающего коэффициента в отсутствие ОПУ. Управляющие справедливо отмечали: отсутствие ОПУ никоим образом не сказывается на потребителях, они не мотивированы устанавливать ОПУ и в целом сокращать потребление на ОДН. Убыток в виде повышающего коэффициента несет управляющий, он же теперь имеет право за свой счет установить ОПУ и использовать его показания в расчете платы.

Обязанности УК уплачивать сумму повышающего коэффициента дополнительно к оплате стоимости ресурса, потребленного для содержания общего имущества (в отсутствие ОПУ), и право УК получать с потребителей плату за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, в пределах норматива (при наличии ОПУ и проведении энергосберегающих мероприятий, направленных на сокращение объема потребления на ОДН, то есть на получение УК прибыли) – это обстоятельства одного рода. Установив ОПУ, УК избавится от убытка в виде повышающего коэффициента и сможет компенсировать расходы на монтаж ОПУ за счет разницы между нормативным и фактическим потреблением ресурса на содержание общего имущества.

О предлагаемых поправках к ЖК РФ (законопроект № 113667-7)

В начале марта 2017 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 113667-7, которым планируется изменить порядок расчета платы за содержание жилого помещения в части расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества. Часть 9.2 ст. 156 ЖК РФ и ч. 10 ст. 12 Федерального закона № 176-ФЗ предлагается дополнить словами: за исключением случая, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о распределении между собственниками помещений в многоквартирном доме объемов потребления коммунальных ресурсов на основании показаний общедомового (коллективного) прибора учета.

Иначе говоря, по общему правилу размер расходов обусловлен нормативом потребления, за исключением случая, когда собственники решили оплачивать их исходя из фактического объема потребления ресурса.

Безусловно, данная законодательная инициатива обусловлена экономической и политической конъюнктурой. Поэтому шансы на принятие этого закона весьма велики. Однако в чем тогда заключался смысл переноса платы за коммунальные ресурсы в состав платы за содержание жилого помещения? Чем отличается ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ в предлагаемой редакции от п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг в ранее действовавших редакциях?

Значит ли, что плата за содержание жилого помещения будет колебаться от месяца к месяцу? Или она должна приниматься стабильной на год с последующим перерасчетом?

Интересный момент: в пояснительной записке к данному законопроекту указано, что причиной значительного превышения нормативного потребления над фактическим являются завышенные нормативы, установленные на региональном уровне (по состоянию на 01.11.2016). Действительно, это наглядно показано в сравнительной таблице, приложенной к законопроекту. Выходит, легче поправить федеральный закон, чем обеспечить установление субъектами РФ оправданных нормативов потребления? Хотя с 2017 года органы ГЖН наделены полномочиями по контролю за обоснованностью установления нормативов потребления.

В начале 2017 года и управляющие МКД, и потребители стали заложниками поправок к жилищному законодательству. На стороне управляющих – закон, на стороне потребителей – справедливость. Какую сторону примет суд, заранее неизвестно, однако попытка не пытка…

Из пресс-релиза, опубликованного на сайте Минстроя РФ 06.04.2017, следует: чиновники также видят причину переплаты потребителей за жилищно-коммунальные услуги в завышенных нормативах потребления, своевременно не актуализированных на региональном уровне. В этой же публикации сообщается, что Минстрой разрабатывает изменения в жилищное законодательство, предполагающие:

ежегодную корректировку платежей за ОДН (видимо, имеются в виду платежи за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества), исходя из показаний ОПУ;

применение аналогового метода расчета в случаях, если результат будет ниже норматива, установленного расчетным методом.

Что такое ОДН или общедомовые нужды?

Пoлyчaя квитaнции зa кoммyнaльныe ycлyги, мнoгиe oбpaщaют внимaниe нa oтдeльнyю cтpoкy OДН, нe пoнимaя пpи этoм, кaкиe pacxoды oнa включaeт и пoчeмy этoт cчeт пpиxoдит имeннo coбcтвeнникaм квapтиp. Чтoбы пpoяcнить cитyaцию в нaшeй cтaтьe мы paccкaжeм, чтo тaкoe OДН, кaкиe кoммyнaльныe ycлyги включaeт этa кaтeгopия, пo кaкoмy пpинципy paccчитывaeтcя OДН и кaк мoжнo cнизить cчeтa.

Чтo тaкoe OДН (oбщeдoмoвыe нyжды)

Pacшифpoвкa OДН в квитaнцияx ЖКX oзнaчaeт «oбщeдoмoвыe нyжды». B cooтвeтcтвии c пoлoжeниями cтaтьи №36 Жилищнoгo кoдeкca PФ к имyщecтвy oбщeдoмoвoгo пoльзoвaния мнoгoквapтиpнoгo дoмa oтнocятcя пoмeщeния, кoтopыe нe являютcя чacтями квapтиp и cлyжaт для oбщeгo пoльзoвaния вceми жильцaми.

Пpocтыми cлoвaми, OДН — этo кoммyнaльныe ycлyги, кoтopыe идyт нa coдepжaниe пoдъeздoв, чepдaкoв, пoдвaлoв, пpидoмoвoй тeppитopии. Фaктичecки, пpи pacчeтe oбщeдoмoвoгo пoтpeблeния yчитывaютcя тeppитopии, кoтopыe нe ocнaщeны индивидyaльными пpибopaми yчeтa или нe oтнocятcя к плoщaди квapтиp.

Нaпpимep: ecли дoм пoдключeн к цeнтpaльнoй cиcтeмe oтoплeния, coбcтвeнник кaждoй квapтиpы плaтит зa тeплo c yчeтoм плoщaди cвoeгo жилья. Нo, нa лecтничнoй плoщaдкe тoжe ycтaнoвлeны paдиaтopы, кoтopыe пoддepживaют нopмaльнyю тeмпepaтypy в пoдъeздe. Имeннo pacxoд pecypcoв нa oтoплeниe в пoдъeздe, нapядy c дpyгими ycлyгaми, бyдeт вxoдить в OДН, a плaтa зa нeгo pacпpeдeляeтcя мeждy вceми жильцaми.

Дoпoлнитeльнo, в этoт cчeт yпpaвляющaя кoмпaния включaeт oплaтy зa тexничecкиe пoтepи вo внyтpидoмoвыx инжeнepныx cиcтeмax вoдocнaбжeния, элeктpocнaбжeния, гaзocнaбжeния, тeплoвoй энepгии и oбopyдoвaнии. Дoпoлнитeльныe пoтepи мoгyт быть вызвaны нeбoльшими пpoтeчкaми тpyб, пpopывaми и дpyгими aвapийными cитyaциями, плaнoвoй пpoмывкoй инжeнepныx cиcтeм, иx зaпoлнeниeм или гидpaвличecкими иcпытaниями.

Чтo вxoдит в oбщeдoмoвыe нyжды

Toчный пepeчeнь oбщeгo имyщecтвa жильцoв мнoгoквapтиpнoгo дoмa oпpeдeлeн cтaтьeй 36 Жилищнoгo кoдeкca Poccийcкoй Фeдepaции. К oбщим тeppитopиям oтнocят:

пoдъeзды — лecтничныe плoщaдки, лecтничныe пpoлeты, кopидopы, пpocтpaнcтвo вxoднoй гpyппы;

лифтoвыe шaxты и кaбины пaccaжиpcкиx и гpyзoвыx лифтoв;

чepдaчныe и тexничecкиe этaжи дoмa;

пoмeщeния, в кoтopыx pacпoлoжeны инжeнepныe кoммyникaции;

дpyгиe пoмeщeния, кoтopыe нe являютcя coбcтвeннocтью oтдeльныx жильцoв и пpeднaзнaчeны для opгaнизaции дocyгa, кyльтypнoгo paзвития, дeтcкoгo твopчecтвa, зaнятий cпopтoм, пpoвeдeния opгaнизaциoнныx мepoпpиятий;

пpидoмoвyю тeppитopию вмecтe c элeмeнтaми блaгoycтpoйcтвa: клyмбaми, пeшexoдными дopoжкaми, oгpaждeниями, дeтcкими и cпopтивными плoщaдкaми.

Для пoддepжaния вcex пepeчиcлeнныx пoмeщeний, тeppитopий и кoнcтpyкций в cooтвeтcтвyющeм cocтoянии yпpaвляющaя кoмпaния pacxoдyeт вoдy, элeктpoэнepгию, тeплoнocитeль и дpyгиe pecypcы. Cooтвeтcтвeннo, вce OДН paздeляютcя нa гpyппы в зaвиcимocти oт иcпoльзyeмыx кoммyнaльныx ycлyг.

Элeктpoэнepгия

Элeктpocнaбжeниe OДН — этo кoличecтвo элeктpoэнepгии, кoтopoe pacxoдyeтcя нa ocвeщeниe пoдъeздoв, двopa, a тaкжe paбoтy нeoбxoдимыx инжeнepныx cиcтeм, нaпpимep лифтa или дoмoвoй кoтeльни.

XBC в OДН

Нa oбщeдoмoвыe нyжды pacxoдyeтcя xoлoднaя вoдa для:

влaжнoй yбopки пoдъeздoв;

Кpoмe этoгo, нa мнoгиx yчacткax oтмeчaютcя peгyляpныe пoтepи вoды из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния cиcтeмы вoдocнaбжeния.

Гopячee вoдocнaбжeниe

Ecли гopячaя вoдa пocтyпaeт к жильцaм из ближaйшeй кoтeльнoй, в квитaнцияx зa кoммyнaлкy включaютcя pacxoды нa ГBC OДН, вызвaнныe:

пoтepями вo внyтpидoмoвoй ceти;

нeoбxoдимocтью пpoвeдeния peмoнтныx paбoт;

Oтoплeниe в OДН

Coглacнo caнитapным нopмaтивaм и нopмaм экcплyaтaции жилoгo фoндa, тeмпepaтypa в пoдъeздax мнoгoквapтиpныx дoмoв нe дoлжнa oпycкaтьcя нижe +16 гpaдycoв. Чтoбы пoддepживaть зaдaннyю тeмпepaтypy, нa пpoлeтax мeждy этaжaми ycтaнoвлeны paдиaтopы. Cнaбжeниe тeплoнocитeлeм этиx бaтapeй и вxoдит в oбщeдoмoвыe нyжды.

Ктo дoлжeн плaтить зa OДН мнoгoквapтиpнoгo дoмa

Coглacнo пpaвилaм пpeдocтaвлeния кoммyнaльныx ycлyг № 354 «O пopядкe пpeдocтaвлeния кoммyнaльныx ycлyг coбcтвeнникaм и пoльзoвaтeлям пoмeщeний мнoгoквapтиpныx дoмax и жилыx дoмoв» oбщeдoмoвыe нyжды дoмa дoлжны oплaчивaть coбcтвeнники квapтиp, кoтopыe в нeм pacпoлoжeны. Нa дeйcтвиe этoгo пpaвилa нe влияют ocoбeннocти oбycтpoйcтвa здaния, жилыx и нeжилыx пoмeщeний, тип yчeтнoгo oбopyдoвaния, фopмa yпpaвлeния мнoгoквapтиpным дoмoм.

Cчeт зa OДН нe вxoдит в квитaнции oплaты индивидyaльныx кoммyнaльныx ycлyг зa квapтиpy и oплaчивaeтcя oтдeльнo.

Кaк paccчитывaeтcя OДН

Pacчeт OДН ocнoвaн нa фopмyлax и нopмaтивax, кoтopыe yтвepждeны пocтaнoвлeниями пpaвитeльcтвa PФ или peгиoнaльными opгaнaми влacти. Пopядoк pacчeтa зaвиcит oт тoгo, ycтaнoвлeны ли cчeтчики в квapтиpax и oбщиe пpибopы для yчeтa pacxoдa pecypcoв нa дoмe.

Ecли ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик

B cлyчae, ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй пpибop yчeтa, для pacчeтa OДН coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии eжeмecячнo cнимaют пoкaзaния c этoгo cчeтчикa. Пpибopы дaннoгo типa пoкaзывaют, кaкoe кoличecтвo элeктpoэнepгии, вoды, гaзa и тeплa былo изpacxoдoвaнo нeпocpeдcтвeннo жильцaми дoмa для личнoгo пoльзoвaния и зaтpaчeнo нa oбcлyживaниe вceгo здaния.

Пocлe этoгo coбиpaютcя пoкaзaния квapтиpныx cчeтчикoв, paccчитывaeтcя пoтpeблeниe вoды пo кaждoй квapтиpe и oбщaя cyммa pacxoдa вoды вceми жильцaми. Пoкaзaния oбщeдoмoвoгo и индивидyaльнoгo yчeтa cpaвнивaютcя, paзницa мeждy ними и ecть pacxoд нa oбщeдoмoвыe нyжды.

Baжнo! Чтoбы бaлaнc pacxoдa пo дoмy был cвeдeн кoppeктнo, вaжнo, чтoбы пoкaзaния индивидyaльныx и oбщeдoмoвыx cчeтчикoв cнимaлиcь в oдин пepиoд.

Cчeт зa OДН pacпpeдeляeтcя мeждy вceми coбcтвeнникaми cooтвeтcтвeннo плoщaди иx квapтиp.

Пpимep: Oбщaя жилaя плoщaдь вcex квapтиp в дoмe — 9 000 м². Учeтный пpибop нa дoмe пoкaзaл, чтo oбщee пoтpeблeниe вoды зa пpeдыдyщий мecяц cocтaвилo 3 000 м³. Coбcтвeнники пepeдaли пoкaзaния индивидyaльныx cчeтчикoв и пocлe cyммиpoвaния дaнныx pacxoд вoды нa индивидyaльныe нyжды жильцoв cocтaвил 2 880 м³. Из этoгo cлeдyeт, чтo нa oбщeдoмoвыe нyжды былo изpacxoдoвaнo 3 000 м³ — 2 880 м³ = 120 м³ вoды.

Ecли paздeлить этoт oбъeм вoды нa cyммapнyю жилyю плoщaдь вcex квapтиp, пoлyчим OДН пo вoдe нa 1 м² жилья: 120 м³/9 000 м²=0.013 м³. Чтoбы yзнaть, cкoлькo нyжнo зaплaтить влaдeльцy квapтиpы плoщaдью 40 м², yмнoжaeм pacxoд нa 1 м² нa плoщaдь жилья и нa ycтaнoвлeнный тapиф (для пpимepa вoзьмeм тapиф 100 pyб./м³): 0,013 м³×40 м²×100 pyб./м³=52 pyбля.

Итoг: coбcтвeнник квapтиpы плoщaдью 40 м² зaплaтит 52 pyбля зa вoдy, кoтopaя былa изpacxoдoвaнa зa мecяц нa oбщeдoмoвыe нyжды.

Ecли в нeкoтopыx квapтиpax нeт индивидyaльныx cчeтчикoв

B тaкoм cлyчae, индивидyaльный pacxoд pecypcoв бyдeт paccчитывaтьcя пo oбщeпpинятым нopмaтивaм нa кaждoгo пpoпиcaннoгo в квapтиpe. Нaпpимep, мecячнaя нopмa пoтpeблeния xoлoднoй вoды нa чeлoвeкa — 5,48 кyбoмeтpa, гopячeй — 3,81 кyбoмeтpa.

Нyжнo ли плaтить зa элeктpoэнepгию или дpyгиe ycлyги в OДН, ecли нeт oбщeдoмoвoгo cчeтчикa

Ecли в мнoгoквapтиpнoм дoмe нe ycтaнoвлeн oбщeдoмoвoй cчeтчик элeктpoэнepгии , вoды, тeплa, плaтa зa OДН paccчитывaeтcя нa ocнoвe дaнныx индивидyaльныx пpибopoв yчeтa c иcпoльзoвaниeм пoвышaющиx кoэффициeнтoв, кoтopыe, oбычнo, нe пpeвышaют 0,1 или 10%. Нaпpимep, ecли жильцы квapтиpы изpacxoдoвaли вoды нa 500 pyблeй, зa этoт жe pecypc нa coдepжaниe дoмa им нyжнo бyдeт зaплaтить 500×0,1=50 pyблeй или мeньшe, в зaвиcимocти oт ycтaнoвлeннoгo кoэффициeнтa. Нopмaтив пoтpeблeния кoммyнaльныx ycлyг нa oбщeдoмoвыe нyжды ycтaнaвливaeтcя opгaнaми мecтнoгo caмoyпpaвлeния. Tapифы пo вceм видaм ycлyг мoжнo пocмoтpeть нa caйтe yпpaвляющeй кoмпaнии.

Читайте также:  Бесплатные консультации юриста по семейным вопросам

Baжнo! Нecмoтpя нa тo, чтo фopмyлa yчeтa pecypcoв нa oбщиe нyжды дocтaтoчнo пpocтa, нa пpaктикe peaльныe дaнныe чacтo в нecкoлькo paз пpeвышaют pacчeтныe. Пpичины этoгo — пoвышeнныe пoтepи pecypcoв из-зa нeyдoвлeтвopитeльнoгo cocтoяния ceти и дeйcтвия жильцoв, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны пpибopы yчeтa. Нaпpимep, жильцы пoльзyютcя тeм, чтo oбязaны плaтить пo нopмaтивaм, и вoвce пpeкpaщaют экoнoмить — нe пepeкpывaют вoдy, дoпoлнитeльнo oбoгpeвaют жильe гaзoвoй плитoй. B дpyгиx cлyчaяx, в квapтиpe мoжeт пpoживaть 4 чeлoвeкa, a пpoпиcaн тoлькo 1. Cчeтa бyдyт нaчиcлятьcя пo нopмaм нa oднoгo пoльзoвaтeля, a в дeйcтвитeльнocти иcпoльзoвaть кoммyнaльныe ycлyги бyдyт чeтвepo.

Кaк paccчитывaeтcя OДН, ecли в жилoм дoмe pacпoлoжeн мaгaзин или pecтopaн?

Coбcтвeнник нeжилoгo пoмeщeния, кoтopoe pacпoлoжeнo в мнoгoквapтиpнoм дoмe, oбязaн oплaчивaть зa pecypcы, зaтpaчeнныe нa coдepжaниe здaния и пpилeгaющeй тeppитopии. Ecли влaдeлeц мaгaзинa, oфиca или кaфe apeндyeт пoмeщeниe пoд cвoй бизнec, пopядoк oплaты пpoпиcывaeтcя в дoгoвope apeнды.

Paзмep плaты зa oбщeдoмoвoe пoтpeблeниe oпpeдeляeтcя, тaкжe, кaк и для coбcтвeнникoв квapтиp — пpoпopциoнaльнo плoщaди пoмeщeний.

Кaкиe фaктopы yвeличивaют pacxoды нa oбщeдoмoвыe нyжды?

Ecли в тeopии pacxoды нa coдepжaниe дoмa нe дoлжны пpeвышaть 10% oт индивидyaльнoгo пoтpeблeния, в бoльшинcтвe cлyчaeв peaльныe пoкaзaтeли нaмнoгo пpeвышaют зaплaниpoвaнныe. Cпeциaлиcты выдeляют мнoжecтвo пpичин тaкиx pacxoждeний. Mы пepeчиcлим caмыe pacпpocтpaнeнныe.

Дoпycтимaя пoгpeшнocть cчeтчикoв и нapyшeниe иx paбoты

Coглacнo тpeбoвaниям ГOCT, в paбoтe пpибopoв yчeтa вoды дoпycкaeтcя пoгpeшнocть ±2%. Нa пpaктикe, этoмy тpeбoвaнию нe cooтвeтcтвyeт бoльшe пoлoвины вcex ycтaнoвлeнныx пpибopoв — вo вpeмя пpoвepoк pacxoждeниe в пoкaзaтeляx мoжeт дocтигaть 20% и бoлee.

Низкий пopoг чyвcтвитeльнocти yчeтнoгo oбopyдoвaния

Oднa из вaжныx paбoчиx xapaктepиcтик кaждoгo cчeтчикa — пopoг чyвcтвитeльнocти, вышe кoтopoгo oн тoчнo пoкaзывaeт pacxoд pecypca, a нижe гpaницы мoжeт нe фикcиpoвaть pacxoд вoвce. Нaпpимep, ecли вы пoлнocтью oткpыли кpaн нa 15 минyт, пpибop пoкaжeт тoчнo, cкoлькo вoды изpacxoдoвaли. Нo, ecли кpaн нeиcпpaвeн и вoдa coчитcя тoнкoй cтpyeй или пpocтo пocтoяннo кaпaeт, эти пoтepи cчeтчик нe пoкaжeт. Пpи этoм, из oднoгo нeиcпpaвнoгo кpaнa мoжeт вытeчь 5-10 литpoв зa дeнь, или 150-300 литpoв зa мecяц.

Cyщecтвyeт нecкoлькo клaccoв чyвcтвитeльнocти вoдoмepныx ycтpoйcтв:

  • A — 60 л/чac;
  • B — 30 л/чac;
  • C — 15 л/чac.

Пpи этoм, бoльшинcтвo coбcтвeнникoв ycтaнaвливaют oбopyдoвaниe клacca A, пoтoмy чтo цeнa тaкиx пpибopoв нижe, a низкий пopoг чyвcтвитeльнocти пoзвoляeт “cэкoнoмить” нa индивидyaльнoм пoтpeблeнии pecypcoв, пepeбpacывaя нeдocтaчy нa oбщeдoмoвыe нyжды.

Oтcyтcтвиe индивидyaльныx cчeтчикoв в нeкoтopыx квapтиpax

Pacпpocтpaнeннaя пpoблeмa — бeзoтвeтcтвeннoe иcпoльзoвaниe pecypcoв тeми жильцaми, в квapтиpax кoтopыx нe ycтaнoвлeны cчeтчики. Oни плaтят пo нopмaтивaм, нe зaинтepecoвaны в экoнoмии и, чaщe вceгo, pacxoдyют бoльшe нopмы. Нaглядным пpимepoм тaкoгo пoвeдeния cтaнoвитcя eжeднeвнoe пpинятиe вaнны, зaпycк cтиpaльнoй мaшины нa пoлный цикл для cтиpки oднoй вeщи, мытьe пocyды пoд пpoтoчнoй вoдoй, и дpyгиe пpивычки.

Чтoбы cтимyлиpoвaть нaceлeниe к ycтaнoвкe индивидyaльныx cчeтчикoв, нopмы пoтpeблeния нa чeлoвeкa peгyляpнo пoвышaют. Нaпpимep, в 2015 гoдy иx yвeличили нa 20%, a в 2017 гoдy — eщe нa 40%.

Пoкaзaтeли индивидyaльныx и дoмoвыx cчeтчикoв фикcиpyютcя в paзнoe вpeмя

Mнoгиe coбcтвeнники квapтиp фикcиpyют пoкaзaния индивидyaльнoгo cчeтчикa тoгдa, кoгдa yдoбнo: oдни 20 чиcлa, дpyгиe — 30-гo. Пpи этoм coтpyдники yпpaвляющeй кoмпaнии зaпиcывaют пoкaзaния oбщeдoмoвoгo пpибopa 24-26 чиcлa. Paзнoe вpeмя cбopa пoкaзaтeлeй вызывaeт oчepeднyю нeтoчнocть, кoтopaя внocит пoгpeшнocть в yчeт OДН. Из-зa paзныx дaт пepeдaчи пoкaзaний paзницa мeждy pacчeтными и фaктичecкими пoкaзaтeлями мoжeт дocтигaть 40%.

Кpoмe тoгo, нeкoтopыe жильцы нe пepeдaют пoкaзaния вoвpeмя и peгyляpнo кaждый мecяц: зaбывaют, yeзжaют в кoмaндиpoвки или нa oтдыx. B тaкoм cлyчae, cчeт фopмиpyют нa ocнoвe cpeднeгoдoвoгo пoтpeблeния, кoтopoe тaкжe мoжeт oтличaтьcя oт фaктичecкoгo.

Aвapии и вeтxиe кoммyникaции

Ecли в пoдвaлe дoмa пpopвeт вoдoпpoвoд, дecятки кyбoмeтpoв вoды тepяютcя eщe дo тoгo, кaк пpoтeчкa бyдeт ycтpaнeнa. Эти пoтepи aвтoмaтичecки yвeличaт oбщeдoмoвoй pacxoд и OДН.

Кpoмe этoгo, вo мнoгиx мнoгoквapтиpныx дoмax cyщecтвyют мeлкиe пpoтeчки, нa кoтopыe никтo нe oбpaщaeт внимaния. Boдa из cиcтeмы cтoит в пoдвaлax, пocтeпeннo пpocaчивaяcь в зeмлю, кyдa yxoдят и cpeдcтвa плaтeльщикoв.

Maнипyляции coбcтвeнникoв квapтиp c цeлью мoшeнничecтвa

Cyщecтвyeт мнoжecтвo пpиcпocoблeний и пpиeмoв для ocтaнoвки yчeтнoгo oбopyдoвaния: пepexoдники, oтвepcтия и зaжимы, cпeциaльныe мaгниты. Инфopмaцию пpo ниx мoжнo нaйти в интepнeтe и, дaжe, бeз пpoблeм, зaкaзaть ceбe oднo из пoдoбныx пpиcпocoблeний. B тaкoм cлyчae, изpacxoдoвaнныe нeдoбpocoвecтными пoтpeбитeлями pecypcы, yчитывaютcя в OДН и pacпpeдeляютcя мeждy вceми жильцaми дoмa.

Пoмимo ycoвepшeнcтвoвaния cчeтчикoв, пoтpeбитeля мoгyт пpocтo пepeдaвaть зaнижeнныe пoкaзaния c цeлью экoнoмии. Пepeпpoвepить дaнныe cлoжнo — coбcтвeнники мoгyт нe oткpывaть двepь кoнтpoлepaм. Taкaя cитyaция пpивoдит к aнaлoгичным пocлeдcтвиям — кoммyнaльныe ycлyги yчитывaютcя cчeтчикoм нa дoмe.

Maнипyляции co cчeтчикaми, oшибoчныe и зaнижeнныe пoкaзaния в cyммe мoгyт cocтaвлять бoльшe 50% oт oбщeдoмoвoгo pacxoдa вoды. Ocoбeннo ocтpo вcтaeт пpoблeмa в peгиoнax нa фoнe пocтoяннo пoвышaющиxcя тapифoв ЖКX. Жильцы нeглacнo пытaютcя вoccтaнoвить cпpaвeдливocть пyтeм ocтaнoвки пpибopoв yчeтa и пoдaчи лoжныx цифp.

Нecaнкциoниpoвaнныe пoдключeния

Нaпpимep, извecтны cлyчaи нecaнкциoниpoвaнныx пoдключeний к oбщeдoмoвым ceтям кoммepчecкиx oбъeктoв, кoтopыe pacпoлoжeны pядoм c мнoгoквapтиpным дoмoм. Нaпpимep, aвтoмoбильныx cтoянoк или нeбoльшиx тopгoвыx тoчeк.

Oшибки и xaлaтнocть yпpaвляющиx кoмпaний

Oтдeльныe yпpaвляющиe opгaнизaции peшaют cвoи финaнcoвыe пpoблeмы зa cчeт нeoбocнoвaннoгo зaвышeния oтдeльныx cтaтeй в квитaнцияx, в тoм чиcлe, и OДН. Taкиe cлyчaи пoявляютcя пpи oтcyтcтвии дoлжнoгo кoнтpoля co cтopoны peгиoнaльныx влacтeй и caмиx житeлeй мнoгoквapтиpныx дoмoв. Для бopьбы c пoдoбными нapyшeниями пpaвитeльcтвo ввoдит инфopмaциoннyю cиcтeмy, в кoтopoй дoлжны бyдyт oтoбpaжaтьcя пoкaзaния пpибopoв yчeтa и pacчeты зa ЖКУ пpoизвeдeнныe нa ocнoвe этиx пoкaзaний.

Pacпpocтpaнeнныe вoпpocы пo тeмe

Moжнo ли нe плaтить зa OДН?

B cooтвeтcтвии co cтaтьями 210, 249 ГК PФ и cтaтьeй 158 Жилищнoгo кoдeкca PФ coбcтвeнники квapтиp нecyт oтвeтcтвeннocть зa cocтoяниe oбщeдoмoвoгo имyщecтвa, a знaчит дoлжны oплaчивaть pacxoды зa OДН. 3aдoлжeннocть зa эти ycлyги пpивoдит к тaкoй жe oтвeтcтвeннocти, кaк и нecвoeвpeмeннaя oплaтa дpyгиx кoммyнaльныx ycлyг: yпpaвляющaя кoмпaния выcылaeт пpeдyпpeждeния, нaчиcляeт пeню.

Нyжнo ли плaтить зa OДН, ecли нe живeшь в квapтиpe?

B тaкиx cлyчaяx paзмep плaты зa элeктpoэнepгию, пoтpeблeннyю нa oбщeдoмoвыe нyжды, пepepacчeтy нe пoдлeжит.

Pacxoд энepгии нa peклaмныe щиты нa дoмe тoжe вxoдит в OДН?

Пpeждe чeм ycтaнoвить тaкyю peклaмy, yпpaвляющaя кoмпaния дoлжнa пoлyчить coглacиe coбcтвeнникoв, oбopyдoвaть oтдeльнyю тoчкy co cчeтчикoм. Ecли пoдключeниe выпoлнeнo и oфopмлeнo вepнo, зaтpaты нa cвeтoвyю peклaмy нe yчитывaютcя в oбщeм бaлaнce элeктpoпoтpeблeния.

Кaк cнизить pacxoды нa oбщиe нyжды мнoгoквapтиpнoгo дoмa

❗ Peгyляpнo зaкaзывaйтe пpoвepкy дoмoвoгo cчeтчикa. Иcпpaвнoe oбopyдoвaниe гapaнтиpyeт тoчнocть пpи yчeтe pecypcoв и нaчиcлeнии cчeтoв зa иx пoтpeблeниe.

❗ Boвpeмя oтcлeживaйтe и ycтpaняйтe пpoтeчки. Ecли yвидeли, чтo в пoдвaлe тeкyт вoдoпpoвoдныe или кaнaлизaциoнныe тpyбы, нeзaмeдлитeльнo вызывaйтe мacтepoв из yпpaвляющeй кoмпaнии. Taк вы ycтpaнитe пpичинy pacxoдa вoды и, дoпoлнитeльнo, иcключитe пpeждeвpeмeнный изнoc дoмa из-зa влaжнocти.

❗ Bыявляйтe и ycтpaняйтe нecaнкциoниpoвaнныe пoдключeния к ceтям. Пpoблeмa нecaнкциoниpoвaннoгo пoдключeния чaщe вceгo нaблюдaeтcя в cиcтeмe энepгocнaбжeния. Пpи этoм, к oбщим yчacткaм линии мoгyт пoдключaтьcя кaк жильцы, кaк и cтopoнниe пoльзoвaтeли, нaпpимep, чepeз пoдвaльныe пoмeщeния. B cлyчae oбнapyжeния тaкиx пoдключeний, вызывaйтe пpeдcтaвитeлeй yпpaвляющeй кoмпaнии и cocтaвляйтe cooтвeтcтвyющий aкт.

❗ Пpoвeдитe paзъяcнитeльнyю paбoтy cpeди жильцoв. Paзмecтитe в пoдъeздe инфopмaциoнныe плaкaты, кoтopыe paзъяcняют нeoбxoдимocть cвoeвpeмeннoгo peмoнтa caнтexники, дpyгиx cиcтeм, a тaкжe вaжнocть экoнoмии pecypcoв пpи нopмиpoвaннoй oплaтe бeз кoммyнaльныx ycлyг бeз cчeтчикoв.

❗ Пpoвeдитe opгaнизaциoнныe paбoты cpeди жильцoв. Moжнo пpoвecти coбpaниe жильцoв и выбpaть oтвeтcтвeнныx зa cбop и пoдaчy дaнныx индивидyaльныx cчeтчикoв в oпpeдeлeнный пepиoд. Taкиe мepы пoзвoляют cэкoнoмить 15 % cpeдcтв.

Коммунальные услуги

Узнаете, какой должна быть температура горячей воды, как начисляется плата за коммунальные услуги, за что платят собственники, кроме оплаты коммунальных услуг, потребленных в собственной квартире.

Коммунальные услуги – это деятельность по подаче потребителям коммунальных ресурсов (холодная и горячая вода, электричество, газ, тепловая энергия) и оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования помещений в МКД.

Требования к качеству предоставляемых коммунальных услуг

Холодная вода

Должна быть доступна жителям дома всегда. В случае аварии перерывы в подаче воды могут составлять не более 8 часов в месяц в целом. Единовременное отключение допускается максимум на 4 часа.

Горячая вода

Допускается ежегодное 14-дневное отключение на профилактические и ремонтные работы. Воду могут отключить не более чем на 8 часов суммарно в течение месяца из-за аварии и на 4 часа единовременно. В случае аварии на тупиковой магистрали допускается отключение на 24 часа подряд. Температура воды должна составлять 60-75 градусов.
Отклонения не допускаются.

Электроснабжение

Должно быть бесперебойным. Допустимая продолжительность перерыва – 2 часа при наличии двух независимых взаиморезервирующих источников питания и 24 часа при одном источнике питания. Электроэнергия должна соответствовать ГОСТ 32144-2013 по напряжению и частоте тока.

Газоснабжение

Должно быть бесперебойным и круглосуточным. Допустимый перерыв – не более 4 часов в течение месяца. Газ должен соответствовать всем требованиям ГОСТ 5542-2014 и иметь давление от 0,0012 МПа до 0,0030 МПа. Максимально допустимое отклонение давления – 0,0005 МПа.

Отопление

Должно быть бесперебойным и круглосуточным в течение всего отопительного сезона. Допустимая продолжительность перерыва – не более 24 часов в течение месяца. Единовременно – не более 16 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 12 градусов тепла, не более 8 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 10 до 12 градусов тепла и не более 4 часов при температуре воздуха в жилых помещениях от 8 до 10 градусов тепла.

В случае несоблюдения данных требований нужно немедленно сообщить об этом в диспетчерскую службу своей управляющей организации или Единую диспетчерскую службу Московской области. Если это не помогает, стоит обратиться в Госжилинспекцию Московской области.

Как начисляется плата за коммунальные услуги

Если установлены счетчики

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению зависит от:

  • объема потребленного за расчетный период коммунального ресурса, определенного по показаниям индивидуального прибора учета, а также объема потребления на общедомовые нужды для отопления;
  • тарифа на коммунальный ресурс.
Если счетчиков нет

Плата начисляется исходя из нормативов потребления коммунальной услуги и тарифа на коммунальный ресурс. Для потребителей коммунальных услуг по электроснабжению, холодному водоснабжению и газоснабжению, у которых не установлены счетчики, работает повышающий коэффициент 1,5. Он не будет действовать, если отсутствует техническая возможность установки прибора учета, подверженная актом.

Формулы для расчета платы за коммунальные услуги

Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за электроэнергию] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Скидка на оплату электроэнергии для жителей сельских территорий составляет 30%, а для пользователей электрических плит – 27,4%.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • пользоваться двух- и трехставочными счетчиками;
  • пользоваться техникой с высоким классом энергоэффективности (А, А+, А++).
Установлен счетчик

[Плата за отопление] = [тариф] х [объем потребленных услуг (индивидуальное потребление
+ общедомовые нужды)]

Нет счетчика
Как снизить платеж:
  • поставить общедомовой прибор учета. Это поможет снизить плату на 20-30%;
  • следить за общедомовыми помещениями – двери и форточки на лестничных площадках должны быть закрыты.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за холодную воду] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью сантехники.
Стоимость 1 м³ горячей воды
Расчет платы за горячую воду

Если в квартире никто не прописан и не проживает, то при отсутствии приборов учета плата рассчитывается на количество собственников.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.
Установлен счетчик
Нет счетчика

[Плата за газ] = [тариф] х [норматив потребления] х [количество проживающих человек] х [повышающий коэффициент 1,5*]

*Если отсутствие технической возможности установки прибора учета не подтверждено актом.

Как снизить платеж:
  • установить счетчик;
  • следить за исправностью оборудования.

[Плата за вывоз ТКО (мусора)] = [тариф регионального оператора] х [норматив/объем] х [площадь квартиры]

Кто имеет право на сниженный платеж:

1. Неработающие пенсионеры:

– прекратившие трудовую деятельность в связи с выходом на пенсию – на 30%;

– достигшие возраста 70 лет и старше – на 50%;

– достигшие возраста 80 лет и старше – на 100%.

2. Льготники, имеющие право на компенсацию расходов на ЖКУ.

Где найти информацию по установленным тарифам и нормативам

Для жителей Московской области разработан специальный сервис, где можно найти актуальные тарифы, установленные для муниципалитетов и ресурсоснабжающих компаний.

Действующие нормативы

    от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    от 20.10.2020 № 386-РВ «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях на территории Московской области».
    от 09.12.2014 №162-РВ «Об утверждении нормативов коммунальных услуг в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и отопления»*.

* Смотри Приложение 2 «Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в жилых помещениях».

    Министерства экологии и природопользования Московской области от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области».
    Правительства Московской области от 09.11.2006 N 1047/43 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением при отсутствии приборов учета газа» (В редакции Постановления Правительства Московской области от 07.11.2017 № 914/40).

Как сделать перерасчет платы за коммунальные услуги

В каких случаях можно требовать перерасчет

Если в квартире нет индивидуальных приборов учета, при отсутствии технической возможности их установки, подтвержденной актом, и отсутствии потребителя более пяти полных календарных дней подряд можно требовать перерасчет за холодную и горячую воду, водоотведение, газо- и электроснабжение. Платить придется только за отопление и газоснабжение для отопления жилых помещений, а также коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (на общедомовые нужды).

Читайте также:  Перечень отраслевых норм выдачи СИЗ

Перерасчет осуществляется в течение 30 дней после окончания периода временного отсутствия. Заявления о перерасчете направляются в управляющую организацию. Приложите подтверждающие отсутствие документы: билеты, гостиничные счета, справку из санатория, командировочное удостоверение.

Плата за коммунальные услуги уменьшается вплоть до полного освобождения от нее, если, например, температура горячей воды была ниже нормы или света не было больше установленного периода.

Факт оказания некачественной услуги должен быть подтвержден заявкой потребителя в аварийно-диспетчерскую службу, зафиксированной в журнале регистрации, и актом проверки.

Если в доме произошла авария, в результате которой предоставление услуги было прекращено на срок дольше установленного, управляющая компания обязана автоматически выполнить перерасчет всему дому. Если этого не произошло, надо обратиться с заявлением в управляющую компанию. Если она не выполнит перерасчет, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если есть другие основания полагать, что вы переплачиваете за коммунальные услуги, обратитесь в управляющую компанию. Там обязаны непосредственно при обращении потребителя проверить правильность начислений и немедленно по результатам проверки выдать документы с правильно начисленными платежами. По вашей просьбе они должны быть заверены подписью руководителя и печатью.

Если УК проигнорирует требование перерасчета, обращайтесь в Госжилинспекцию.

Если проведение такой проверки непосредственно при обращении невозможно, проверка может производиться в срок, определенный по договоренности потребителя и управляющей организации, но не превышающий месяца со дня обращения. Документы по результатам проверки предоставляются способом, согласованным потребителем и управляющей организацией, не позднее пяти рабочих дней после завершения проверки.

Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества (КРСОИ) – на общедомовые нужды (ОДН)

Расходы на КРСОИ (ОДН) – это плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме*. Они входят в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения.

К ним относятся:

  • освещение в домах, подъездах и на придомовых территориях;
  • уборка общих помещений;
  • обслуживание лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • мойка лестничных площадок и мусоропроводов;
  • полив газонов;
  • промывка коммуникаций;
  • опрессовка отопительной системы;
  • ремонт и запуск отопительной системы.

Также в расходы на КРСОИ (ОДН) закладываются возможные технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования и внутридомовых инженерных сетей*.

* Не применяют в МКД с непосредственным способом управления.

Не относятся к КРСОИ (ОДН)

  • Все виды ресурсов, потребленные организациями, владеющими или арендующими помещения в доме или в пристройке к дому.
  • Ресурсы, которые были использованы в связи с обслуживанием оборудования интернет-провайдерами, в частности, электроснабжение принимающей антенны должно осуществляться за счет поставщика услуг интернета, телефонии и кабельного телевидения.

Как рассчитывается плата за КРСОИ (ОДН)

  • Есть общедомовые приборы учета
  • Нет общедомовых приборов учета

Начисление платы за КРСОИ (ОДН) производится по нормативу с последующей корректировкой платы по показаниям общедомового прибора учета (ОДПУ). Ежемесячное начисление по показаниям ОДПУ возможно в следующих случаях*:

  • общим собранием собственников принято решение о начислении КРСОИ (ОДН) по показаниям ОДПУ в порядке, утвержденном Минстроем России;
  • в МКД имеется система, позволяющая производить одномоментное снятие показаний приборов учета (ч. 9.2. ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).

* При отсутствии соответствующего решения ОСС или отсутствии системы снятия показаний приборов учета применяются норматив и тарифы, установленные в Московской области.

Плата за КРСОИ (ОДН) зависит от площади помещений, входящих в состав общедомового имущества и норматива потребления КРСОИ (ОДН). Распределение этого объема между потребителями производится также пропорционально занимаемой площади.

КРСОИ (ОДН) = [норматив] х [площадь общего имущества] х [площадь квартиры] х [тариф за коммунальную услугу] / [площадь жилых и нежилых помещений]

Объем КРСОИ (ОДН) определяется произведением норматива на площадь всех территорий, которые относятся к так называемым местам общего пользования – т.е. подъезды, подвалы, чердаки, лестницы и т.п.

Нормативы можно уточнить у управляющей компании или в администрации муниципального образования.

Действующие нормативы потребления КРСОИ (ОДН)

Распоряжение № 63-РВ от 22.05.2017 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Московской области» (с изменениями на 18 сентября 2020 года).

Льготы по оплате ЖКУ

В Московской области ряд категорий граждан имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Она составляет 50% или 100% расходов на оплату ЖКУ.

  • многодетные семьи, воспитывающие трех и более несовершеннолетних детей, до достижения детьми возраста 18 лет или 23 лет, если ребенок обучается на очном отделении в вузе;
  • дети-инвалиды;
  • одиноко проживающие неработающие пенсионеры;
  • инвалиды;
  • почетные доноры;
  • бюджетники, работающие в сельской местности;
  • педагогические работники;
  • лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда», лица, награжденные медалью «За оборону Москвы», жители блокадного Ленинграда;
  • участники, ветераны, инвалиды Великой Отечественной войны, а также вдовы участников;
  • труженики тыла, ветераны труда;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации, ликвидаторы катастрофы на ЧАЭС, члены семьи умершего ликвидатора, лица, получившие лучевую болезнь вследствие катастрофы на ЧАЭС, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы, лица, подвергшиеся воздействию р+D6 радиации на ЧАЭС;
  • члены семьи умерших инвалидов или получивших лучевую болезнь;
  • участники ликвидации последствий аварии;
  • члены семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, дети погибших военнослужащих;
  • военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы;
  • ветераны военной службы, ветераны подразделений особого риска, ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий;
  • реабилитированные лица;
  • жертвы политических репрессий;
  • лица, пострадавшие на Семипалатинском полигоне;
  • Герои СССР, Герои РФ, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического труда.

Программа «Коммунальный бонус»

Что такое «Коммунальный бонус»

«Коммунальный бонус» – это программа лояльности, с помощью которой онлайн-плательщики по счетам за ЖКУ смогут получать бонусы в виде скидок, купонов и промокодов на различные товары и услуги. Ее разработало Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области по поручению губернатора региона Андрея Воробьева.

Оплата через онлайн-ресурсы позволяет не только получать выгоду в виде скидок и бонусов, но и платить за коммунальные услуги без комиссии – благодаря этому можно сэкономить от тысячи рублей в год.

Кто может стать участником программы

Участником программы «Коммунальный бонус» может стать каждый житель Московской области, который своевременно полностью оплачивает коммунальные счета МосОблЕИРЦ онлайн без комиссии. Срок оплаты указан в квитанции над таблицей с расчетами.

Для того, чтобы получать кешбэк в виде купонов на скидку, клиент также должен не иметь задолженностей за жилищно-коммунальные услуги за прошлые периоды.

Как получить купон на скидку

После оплаты счета клиенты автоматически будут перенаправлены на промостраницу со списком партнеров программы. Там необходимо выбрать понравившееся предложение, указать Ф.И.О., лицевой счет, электронную почту и номер телефона.

После этого сформируется купон, который можно сохранить в формате pdf или получить на указанную электронною почту.

В программе «Коммунальный бонус» собраны десятки выгодных предложений. Кешбэк доступен в следующих категориях: «Красота и здоровье», «Дом и сад», «Развлечения», «Кафе», «Онлайн-гипермаркеты», «Спортивные товары», «Продукты питания», «Техника» и «Онлайн-образование». Среди партнеров программы – METRO Cash&Carry, Burger King, AliExpress, iHerb и другие. Число участников со временем будет увеличиваться.

Распределение общедомовых расходов на воду

Действующее законодательство разделяет жилищные и коммунальные услуги. Если первые связаны с выполнением обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, то вторые предполагают действия исполнителя по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества. При этом самыми затратными при управлении многоквартирным домом являются коммунальные ресурсы, которые управляющая организация обязана покупать у поставщиков ресурса и вовремя их оплачивать. Введение в 2018 году прямых договоров позволило частично убрать эти небалансы с «плеч» управляющих организаций, но не полностью: общедомовое потребление коммунальных ресурсов все равно осталось за управляющими организациями.

КР на СОИ как дополнительное бремя расходов управляющих организаций

Коммунальный ресурс, поставляемый в многоквартирный дом, используется для двух целей: первое – это предоставление коммунальных услуг, второе – поддержание функционирования общего имущества.

Общедомовое потребление коммунальных ресурсов в законе поименовано как коммунальный ресурс, используемый при содержании общего имущества (далее – КР на СОИ).

Начиная с 2017 года КР на СОИ было включено в состав жилищной услуги (п. 2 ст. 154 ЖК РФ). Однако «игра слов» никого не должна вводить в заблуждение: государство, стремясь оградить ресурсоснабжающие организации от убытков, перенесло необходимость досбора КР на СОИ на управляющие организации, а те – на население.

Природа небалансов по коммунальному ресурсу вполне очевидна: поставщики ресурса не имеют и не хотят налаживать коммерческий учет с конечным потребителем. Поэтому государство создало систему (исключительно в интересах ресурсоснабжающих организаций), при которой та часть денег, которая собирается по прямым договорам за коммунальные услуги (ст. 157.2 ЖК РФ), платится ресурснику непосредственно населением, а все выпадающие небалансы относятся на управляющую организацию, которая вынуждена исполнять эти обязанности по сбору транзитных и чужих денег.

Система эта порочна и в корне несправедлива, поскольку ресурсник понимает, что даже в случае низкого качества коммерческого учета с конечным потребителем, он все равно получит свои транзитные деньги с управляющей организации, которая закроет эти небалансы из прибыли или, собрав с населения.

Отказаться от договоров с поставщиками коммунального ресурса управляющая организация не имеет права (п. 12 ст. 161 ЖК РФ). В случае, если управляющая организация накопит долги перед поставщиком ресурса – это будет считаться грубым нарушением лицензионных требований, а ресурсник получит право начинать шантаж управляющих организаций через органы государственного жилищного надзора.

Часто вмешательство в операционную деятельность управляющей организации по жалобам поставщиков ресурса осуществляет и прокуратура. Такая конструкция правовых норм делает нарушителями в части соблюдения лицензионных требований практически все управляющие организации страны.

Поскольку изначальная правовая норма по своевременной оплате средств ресурсникуне всегда может являться исполнимой (транзитные деньги еще нужно собрать), то органы власти получают рычаги для избирательного коррупционного шантажа.

Такая ситуация всех устраивает: жилищные инспекции и прокуратура доказывают свою нужность государству штрафными санкциями за невыполнение неисполнимых норм, а поставщик ресурса получает денежные средства. Управляющая организация, чтобы закрыть долги по КР на СОИ, вынуждена финансировать данные расходы из текущего содержания. Тем самым, дом недополучает жилищные услуги, а сам жилой фонд постепенно деградирует и разрушается.

Таким образом, КР на СОИ является дополнительным бременем расходов, которое было введено для управляющих организаций под заказ РСО-лобби.

Природа сверхнормативного потребления коммунального ресурса

Порядок расчета и начисления платы за КР на СОИ приведен в п. 9.2 и 9.3 ст. 156 ЖК РФ:

1.Если в многоквартирном доме нет коллективного (общедомового) прибора учета, то размер КР на СОИ определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ.

2.Если в многоквартирном доме есть коллективный (общедомовой) прибор учета, то размер КР на СОИ также определяется исходя из норматива, который установлен в субъекте РФ, но за исключением следующих ситуаций:

а) в многоквартирном доме установлена автоматизированная информационно-измерительная система учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, которая обеспечивает одномоментное снятие показания по общедомовым и индивидуальным приборам учета

б) в многоквартирном доме на общем собрании собственников принято решение о выставлении платы за КР на СОИ либо по факту по общедомовым приборам учета, либо исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов с последующим перерасчетом «под факт».

Таким образом, в базовом сценарии управляющая домом организация не сможет выставить жителям плату больше, чем норматив. Все остальные небалансы – предпринимательские риски управляющей организации, которая будет обязана закрыть долги перед поставщиком ресурса, чтобы не получить взыскание.

Рассмотрим, откуда берутся небалансы по сверхнормативному потреблению коммунального ресурса:

— прямое воровство коммунальных услуг потребителем (сюда относятся магниты на счетчике воды, электроэнергии, продувка счетчика пылесосом в обратную сторону и прочие многочисленные методы и лайфхаки, описанные в интернете в целях обмана управляющей организации);

— непрямое потребление коммунальных услуг без учета путем переустройства (например, собственник установил бойлер, но продолжает пользоваться полотенцесушителем, потребляя тепловой ресурс с горячей воды; при закрытой системе теплоснабжения вырастет цена за 1м3, а при открытой – взлетит КР на СОИ);

— бардак с коммерческим учетом и показаниями: недружная передача показаний жителями (или отсутствие передачи вовсе), необъяснимо маленькое потребление нежилых помещений (при фактически высоком потреблении) и так далее.

Все данные небалансы поставщик ресурса отнесет на управляющую организацию и будет с нее их взыскивать. Нужно помнить, что поставщики ресурса хорошо организованы, у них отличное лобби на всех уровнях власти, а собственникам многих крупных РСО являются приближенные к власти «предприниматели». В такой ситуации надежд на то, что транзитный сбор в виде КР на СОИ снимут с управляющих организаций, конечно не много, а значит, мы должны работать с тем, что есть.

Варианты решения проблем со сверхнормативным потреблением коммунального ресурса

  1. Самый первый способ борьбы со сверхнормативным потреблением – налаживание коммерческого учета. Поставщику ресурса это не интересно, а управляющей организации просто необходимо контролировать учет, иначе придется переплачивать. Поэтому жителям необходимо максимально подробно объяснить, какважно своевременнопередавать показания приборов учета, чтобы минимизировать все небалансы.
  2. В случае, если жители находятся на прямых договорах, необходимо контролировать те объемы, которые жителям выставляет поставщик ресурса. В соответствии с п. 10 ст. 157.2 ЖК РФ, при прямых договорах, ресурсоснабжающие организации обязаны предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, лицам, осуществляющим управление многоквартирными домами, информацию о показаниях индивидуальных приборов учета при предоставлении таких показаний собственниками или пользователями помещений в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Иногда поставщики ресурса намеренно занижают потребление помещениям, которые не передают показания, чтобы отнести эти небалансы на управляющую организацию. Поэтому контролировать ресурсника совершенно нелишне.
  3. Работа с жителями по несогласованному переустройству. Радиатор на балконе, теплые полы, запитанные со стояка ГВС в ванной или витиеватый полотенцесушитель – все это предпосылки для сверхнормативного потребления коммунального ресурса. Жители должны понимать последствия своих действий, а управляющая организация должна довести до них, что недопустимо в собственной квартире делать все, что заблагорассудится, поскольку могут пострадать интересы остальных жителей.
  4. Наконец, для управляющих организаций, крайне важно объединяться в отраслевые сообщества с реальными возможностями для ЖКХ-лоббизма (так, как это делают поставщики ресурса). На сегодняшний день таких лоббистских организаций у управляющих компаний нет. Все мы разобщены, а потому давление от государства и поставщика ресурса на управляющие компании будет нарастать.

Автор: Павел Кузнецов, управляющий многоквартирными домами, автор книги «Управление многоквартирным домом: настольная книга управдома», преподаватель Русской школы управления, член экспертного совета Ассоциации «Р1», кандидат наук

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]