Дополнительные страховые взносы за вредные условия труда

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

За работников, осуществляющих трудовую деятельность в тяжелых, вредных либо опасных условиях труда, работодатель отчисляет взносы в ПФР не только по общему 22%-ному тарифу, но и по дополнительному. Перечисление взносов по доп. тарифу требуется для того, чтобы соответствующий период работы был учтен в специальном стаже работника, дающем ему право на досрочное назначение пенсии.

Тариф дополнительных взносов устанавливается индивидуально, в зависимости от класса условий труда, определенного по итогам специальной оценки условий труда (СОУТ). Соответственно, чем сложнее и опаснее условия осуществления трудовой деятельности, тем выше доп. тариф.

Если работодатель по каким-либо причинам не организовал проведение спецоценки, перечислять дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд все равно нужно. Однако в этом случае ставка будет гораздо выше. Доптариф без СОУТ устанавливается с учетом вида осуществляемых работ — из Списка № 1, Списка № 2 или «малых» списков.

Дополнительный тариф страховых взносов по классам условий труда в 2022 году

Тариф дополнительных страховых взносов в ПФР определяется по результатам проведенной спец. оценки условий труда в соответствии с законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. По итогам СОУТ рабочему месту присваивается определенный класс опасности:

  1. Оптимальные условия труда или 1 класс. Устанавливается при отсутствии вредных или опасных производственных факторов и их влияния на человека, при выполнении гигиенических нормативов, а также поддержании высокого уровня работоспособности работника.
  2. Допустимые (2 класс). Устанавливается, когда имеется воздействие вредных или опасных факторов на работника, но на уровне, не превышающем установленные нормативы. В этом случае нормальное состояние организма человека восстанавливается после регламентированного отдыха либо к началу следующей смены (к следующему рабочему дню).
  3. Вредные (3 класс). В этом случае уровень воздействия вредных и опасных производственных факторов превышает установленные нормативы. При этом выделяют 4 степени воздействия указанных факторов на организм работника, поэтому условиям труда присваивают еще и подкласс — 3.1, 3.2, 3.3 и 3.4 соответственно.
  4. Опасные (4 класс). Работа в таких условиях может создать угрозу жизни работника, приводит к появлению и развитию тяжелых профессиональных заболеваний, потере работоспособности.

Соответственно, чем опаснее условия работы, тем выше класс вредности и больше ставка, в соответствии с которой работодателю нужно будет перечислить доп. взнос в ПФР. Тарифные ставки закреплены в части 3 ст. 428 Налогового кодекса РФ и приведены далее в таблице:

Класс условий трудовой деятельностиПодклассДоптариф в процентах
Опасный48
Вредный3.47
3.36
3.24
3.12
Допустимый2
Оптимальный1

Перечислять дополнительные взносы в Пенсионный фонд необходимо со дня утверждения отчета о спецоценке. До этой даты взносы уплачиваются по тарифам, предусмотренным для рабочих мест, в отношении которых не проводилась СОУТ.

Доптариф за вредные условия труда без проведения спецоценки

Если работодатель не организовал специальную оценку рабочих мест, взносы в Пенсионный фонд необходимо отчислять по базовым тарифам, установленным частями 1 и 2 ст. 428 Налогового кодекса:

  • 9% от фонда оплаты труда (ФОТ) перечисляется за работников, трудящихся в горячих цехах, на подземных работах, во вредных условиях. Перечень таких профессий и работ еще иначе называют Список № 1.
  • 6% от ФОТ уплачивается за граждан, трудящихся в тяжелых условиях (Список профессий № 2), а также за работников из так называемых «малых» списков.

Профессии, должности и работы, относящиеся к Спискам 1 и 2 утверждены Постановлением Кабмина СССР № 10 от 26.01.1991 г. «Малые» списки профессий перечислены в пунктах 3-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях».

Нужно пояснить, что работодатели должны были организовать спецоценку условий труда работников еще до 31 декабря 2018 г. Тех, кто до сих пор ее не организовал, могут привлечь к административной ответственности и назначить штраф (5-10 тыс. руб. для ИП и должностных лиц, 60-80 тыс. — для юр. лиц).

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%BE%D1%80-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%87%D0%B5%D1%82-%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-1680905/

На какие выплаты начисляются страховые взносы по доп. тарифу

Начисление дополнительных страховых взносов происходит на все выплаты и вознаграждения в пользу работника. Причем ограничений по предельной величине базы для исчисления взносов, как это предусмотрено для базового 22%-ного тарифа, в отношении дополнительных взносов не установлено.

Если работник находится на больничном, в ежегодном оплачиваемом или учебном отпуске, отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и так далее, он все равно считается занятым в тяжелых или вредных условиях труда. На все выплаты, которые получает работник в течение этих периодов, страховые взносы начисляются и по базовому, и по дополнительному тарифу.

При этом не подлежат обложению допвзносами выплаты, перечисленные в статье 422 НК РФ:

  • компенсации стоимости питания;
  • компенсации расходов на профессиональную переподготовку, повышение квалификации;
  • выплаты в связи с увольнением работника;
  • единовременная материальная помощь размером до 4 тыс. руб. и другие выплаты.

Если работник частично занят на «вредных» работах, это тоже нужно учитывать при расчете размера допвзносов. К примеру, если в отчетном месяце работник трудился 120 часов, и из них только 30 часов во вредных условиях труда, тогда дополнительные взносы должны начисляться на 0,25 от величины ФОТ.

Кто платит дополнительные взносы и в какие сроки

Уплата страховых взносов как по общему, так и по дополнительному тарифу возложена на работодателей. Если такое перечисление не происходит, стаж работы на вредном или тяжелом производстве не зачтут в спецстаж работника, а это лишает его возможности уйти досрочно на пенсию по старости.

  • Сроки перечисления дополнительных взносов в ПФР такие же, как и для основных. Перечисление должно произойти не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Например, взносы за январь необходимо уплатить до 15 февраля.
  • Взносы перечисляются в Федеральную налоговую службу, так как именно ФНС является администраторам по всем взносам во внебюджетные фонды.

Стоит отметить, что работодатель должен отчислять взносы в ПФР как по общему тарифу, так и по дополнительному. К примеру, за работников, трудящихся в опасных условиях (4 класс по СОУТ), нужно перечислять взносы в размере 30% от ФОТ: 22% по общему тарифу и 8% по дополнительному.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Расскажем, за какую работу платят допвзносы в ПФР, как и по каким ставкам их рассчитывают.

  • Особенности работы во вредных условиях труда
  • В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»
  • Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году
  • Как начислять взносы по доптарифам
  • Когда и как уплачивать
  • Что будет, если не платить взносы за «вредников»
  • Какую отчётность сдавать
    • Расчёт по страховым взносам
    • СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1
    • 4-ФСС
    • Перечень льготных профессий

    Специалисты на аутсорсинге «Моё дело» возьмут на себя всю бухгалтерию. Вы не заплатите налогов больше, чем того требует государство

    Особенности работы во вредных условиях труда

    Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

    Насколько рабочие места вредные и (или) опасные, определяют по результатам спецоценки условий труда (СОУТ). Работодатели обязаны проводить её раз в 5 лет. Оценивают все рабочие места сотрудников, которые трудятся у ИП или организаций по трудовым договорам, за исключением надомников и дистанционщиков. Есть условия, при которых спецоценку проводят ещё до истечения пяти лет, например:

    • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
    • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
    • переместили рабочее место в другое помещение и др.

    В этих случаях провести внеплановую спецоценку нужно в течение 12 месяцев после изменений.

    Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

    • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
    • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
    • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и др.

    Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

    Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

    В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»

    На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

    Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

    • из п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (Список № 1);
    • из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

    Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

    Начислять взносы в ПФР по доптарифам нужно и в отношении «вредников», которые уже получают льготную пенсию по старости, но продолжают работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

    Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году

    Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

    • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
    • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

    Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

    Класс условий трудаПодкласс условий трудаРазмер доптарифа, %
    Опасный48
    Вредный3.47
    Вредный3.36
    Вредный3.24
    Вредный3.12
    Допустимый2
    Оптимальный1

    Ставки доптарифов по результатам СОУТ

    Как начислять взносы по доптарифам

    Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

    За месяц, в котором сведения появились во ФГИС СОУТ, доптарифы по результатам спецоценки рассчитывают не со всех выплат, а начиная со дня появления сведений в системе и до конца месяца.

    На выплаты работникам из пунктов 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начисленные до этой даты, взносы за «вредность» считают по общим ставкам — 6% или 9%.

    Если в результатах СОУТ есть сведения, которые нельзя разглашать (государственная или иная охраняемая законом тайна), доптарифы можно применять со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки.

    Покажем как формировать расчёт автоматически в 3 клика.

    Начислять допвзносы нужно, как и обычные страховые взносы в ПФР — на все облагаемые выплаты отдельно по каждому работнику, с начала календарного года по конец каждого месяца нарастающим итогом.

    Но есть и особенности:

    1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
    2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
    3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
    4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
    5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке №1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
    6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
    7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

    Когда и как уплачивать

    Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

    При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

    Доптарифы установлены по результатам спецоценки условий трудаДля занятых на особо вредных или особо опасных работах (Список № 1)Для занятых на вредных или опасных работах (Список № 2)
    Да182 1 02 02131 06 1020 160182 1 02 02132 06 1020 160
    Нет182 1 02 02131 06 1010 160182 1 02 02132 06 1010 160

    КБК для оплаты взносов в ПФР по доптарифам

    Что будет, если не платить взносы за «вредников»

    За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

    • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
    • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
    • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

    Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

    Какую отчётность сдавать

    Сведения о допвзносах на выплаты «вредникам» входят в несколько отчётов.

    Расчёт по страховым взносам

    РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

    Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

    • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
    • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

    СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

    Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

    Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

    Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

    Научим как создать и заполнить в 3 клика с помощью сервиса «Моё дело»

    В отчёте для соцстраха на титульном листе заполняют численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и таблицу 5.

    Перечень льготных профессий

    Эту отчётность сдают только те, у кого работают «вредники». Она не регламентируется нормативно-правовыми актами, но её требует Пенсионный фонд.

    Отчёт состоит из двух документов:

    1. Перечень льготных должностей, профессий и рабочих мест, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовых пенсий.
    2. Поимённый список льготников с указанием «льготного» периода работы по каждому из них.

    Для формирования отчёта по льготникам ПФР предлагает скачать на официальном сайте фонда программу «Перечень ЛП».

    В разных регионах требования по представлению отчётности по льготным профессиям могут отличаться, так как общего документа с правилами нет.

    Свяжитесь с отделом оценки пенсионных прав вашего отделения ПФР и уточните такие моменты:

    1. в какие сроки нужно представить отчёт;
    2. как заполнять Перечень ЛП и поимённый список — нарастающим итогом или отдельно за каждый отчётный период;
    3. какие подтверждающие документы нужно прикладывать (штатное расписание, табель учёта рабочего времени, наряды на выполнение работ, список используемого оборудования и т. д.).

    Упростить ведение учёта поможет интернет-бухгалтерия «Моё дело». Сервис сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

    Воспользуйтесь аутсорсингом бухгалтерии — мы возьмём на себя ответственность за ваш бухгалтерский и налоговый учёт.

    Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь:

    Похожие статьи

    Нужно срочно перевести деньги за товар или оплатить налоги, а денег на сче.

    ИП – самый простой вид регистрации предпринимательства по критерию вывода.

    Каждая компания может столкнуться с нехваткой средств на счету. Например.

    В соответствии с положениями Федерального закона от 08.02.98 № 14 ФЗ &laqu.

    Нужно ли заключать договоры с клиентами? Что от них зависит?

    Для того, чтобы вы не путались в документации по сделкам, мы решили расска.

    Нужно ли платить повышенные взносы при неполной занятости на “вредной” работе?

    Работники, занятые на “вредных” и опасных работах, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии. На выплаты таким работникам нужно начислять страховые взносы по дополнительному тарифу, добавленному к основной ставке, в результате чего суммарный тариф получается выше, чем для других категорий работников.

    С 2017 года тариф дополнительных взносов установлен ст. 428 Налогового кодекса. До этого, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, аналогичные положения были закреплены в положениях Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования”. Именно в период действия этого закона Пенсионный фонд при очередной проверке выявил неуплату организацией-страхователем взносов по доптарифу в отношении выплат сотрудника, занятого на “вредной” работе менее 80% рабочего времени, и оштрафовал работодателя.

    Организация обратилась в суд, поскольку была уверена, что начислять взносы по доптарифу ей не нужно. Ведь, по ее мнению, начисление страховых взносов по доптарифу зависит от того, включается ли период “вредной” работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. А его имеют те работники, что заняты на “вредных” работах в течение полного рабочего дня, т.е. более 80% рабочего времени. Получается, что период выполнения таких работ указанного работника не включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение ему трудовой пенсии.

    Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

    Однако в арбитражных судах всех уровней страхователь это дело проиграл и обратился в Конституционный Суд с попыткой оспорить положения Закона № 212-ФЗ о страховых взносах, Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”. По мнению работодателя, нормы этих законов нарушают его конституционные права, так как обязывают начислять дополнительные взносы независимо от того, заняты его сотрудники на “вредной” работе в полной мере или или частично.

    Но Конституционный Суд отказался принимать жалобу к рассмотрению, подчеркнув следующее. На работодателей, применяющих труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, возложена обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам. Исключений относительно начисления взносов по доптарифу в зависимости от режима занятости – полной или частичной – закон не содержит. И еще: страховые взносы по дополнительным тарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории. То есть бюджет для выплаты досрочной пенсии “вредникам” формируется за счет работодателей, которые уплачивают страховые взносы в ПФР по повышенным тарифам. И все работодатели, использующие труд работников, занятых на “вредных” работах в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию. Именно поэтому нормы, которые пыталась оспорить организация, не могут рассматриваться как нарушающие ее конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. № 2890-О).

    Специалисты Минфина России, Минтруда России и ФНС России не раз озвучивали свою позицию о том, что платить страховые взносы по доптарифам нужно даже при занятости сотрудника на “вредных” работах менее 80% рабочего времени. А вот суды вплоть до высшей инстанции до определенного времени имели противоположный взгляд – у занятых на “вредных работах” менее 80% времени нет права на досрочное назначение трудовой пенсии, а потому взносы по дополнительным тарифам начислять не надо.

    Многое изменилось после того, как в ноябре 2018 года Верховный суд отменил подобное решение нижестоящего суда и вынес определение, где указал, что условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ, независимо от режима этой занятости. А учитывая, что законодательство не содержит каких-либо исключений относительно начисления страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат работникам, занятым на “вредных” работах менее 80% рабочего времени, страховые взносы должны начисляться и по дополнительным тарифам.

    Взносы в ПФР по доптарифу за работников, которые трудятся в особых условиях, от режима занятости не зависят

    КС отметил, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории

    По мнению одного из экспертов, определение Конституционного Суда окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР. Другой полагает, что в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых и определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. Третий считает, что позиция Суда понятна: государство, «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше уменьшать пенсионные платежи, включая доптарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

    Конституционный Суд РФ опубликовал Определение от 24 декабря 2020 г. № 2890-О, в котором указал, что обязанность по уплате страховых взносов по дополнительному тарифу распространяется на всех работодателей, чьи сотрудники заняты на работах с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной).

    Работодатель счел, что у него отсутствовали основания для исчисления в отношении работника страховых взносов по доптарифу

    Территориальное управление ПФР вынесло решение о привлечении ООО «Торговый дом “Аврора”» к ответственности за неуплату в 2015 г. страховых взносов по доптарифу в отношении Л., работающего электрогазосварщиком и по совместительству слесарем МСР. Обществу была доначислена недоимка до дополнительному тарифу, и начислены пени.

    Общество, полагая, что у него как работодателя отсутствовали основания для исчисления страховых взносов по доптарифу, поскольку Л., занятый на вредном производстве (как сварщик) менее 80% рабочего времени, не обладал правом на досрочное назначение трудовой (с 1 января 2015 г. – страховой) пенсии по старости, обжаловало решение в арбитражный суд.

    Решением суда, которое впоследствии было поддержано апелляцией и кассацией, обществу было отказано в удовлетворении исковых требований со ссылкой на определения Верховного Суда РФ от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800.

    В жалобе в Конституционный Суд общество указало, что оспариваемые нормы (ч. 2 ст. 58.3 Закона о страховых взносах, а также абз. 7, 9, 10 ст. 3 и п. 2 ст. 33.2 Закона об обязательном пенсионном страховании и ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС), предусматривающие необходимость уплаты страховых взносов по доптарифу за работников, занятых на работе с вредными условиями труда неполное рабочее время, и тем самым – введение тарифа взносов, не эквивалентного страховому обеспечению в системе ОПС, не учитывают конституционные принципы справедливости и равенства, не имеют экономического обоснования и не соответствуют социально-правовой природе страховых взносов.

    КС напомнил специфику взносов на ОПС

    Рассмотрев материалы жалобы, КС не нашел оснований для ее принятия к рассмотрению. При этом Суд напомнил, что, в отличие от налогов, страховые взносы имеют правовую специфику. Так, для страхователей-работодателей они являются обязательной составной частью расходов по найму рабочей силы, а для застрахованных лиц – материальной гарантией пенсионного обеспечения в случаях лишения возможности иметь заработок (доход) или его утраты в силу возраста, состояния здоровья и т.д. При этом уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений (постановления от 24 февраля 1998 г. № 7-П; от 10 июля 2007 г. № 9-П; от 30 ноября 2016 г. № 27-П и др.).

    Это гарантируется, отметил КС, структурой тарифа взносов на ОПС, который с 1 января 2012 г. включает солидарную и индивидуальную части, из которых только последняя предназначена для персонифицированного формирования пенсионных прав застрахованного лица и подлежит учету в общей и специальной частях его индивидуального лицевого счета. Взносы в составе солидарной части тарифа предназначены для формирования денежных средств на осуществление в том числе фиксированной выплаты к страховой пенсии (до 1 января 2015 г. – фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца), устанавливаемой в твердой сумме безотносительно к размеру уплаченных за застрахованного взносов (абз. 9 ст. 3 Закона об ОПС). Соответственно, они не учитываются в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица (подп. 13 и 15 п. 2 ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС).

    Кроме того, согласно ст. 58.3 Закона о страховых взносах (с 1 января 2017 г. – ст. 428 НК РФ), а также ст. 33.2 Закона об ОПС работодатели, чьи сотрудники трудятся в особых условиях (выполнение работ сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности – тяжелыми условиями), с 1 января 2013 г. обязаны платить страховые взносы по доптарифам с учетом их поэтапного повышения в 2014 и 2015 гг.

    Данные законоположения, подчеркивается в определении, не содержат исключений относительно начисления взносов по доптарифу в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в зависимости от режима занятости (полной или частичной). Обязанность по уплате взносов по доптарифу распространяется на всех работодателей, чьи работники трудятся в особых условиях.

    При этом, подчеркнул КС, для таких работодателей законодательством предусмотрена возможность применения взамен установленных ч. 1 и 2 ст. 58.3 Закона о взносах (с 1 января 2017 г. – п. 1 и 2 ст. 428 НК) доптарифов взносов в ПФР на финансирование страховой пенсии, доптарифов (в том числе нулевого тарифа), дифференцированных в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, а также класса условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о взносах; с 1 января 2017 г. – п. 3 ст. 428 НК).

    Данное правило, напомнил Конституционный Суд, было введено параллельно с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», основной целью которого является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от уплаты взносов в ПФР и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций одновременно с формированием мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

    В определении также отмечается, что в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС доптариф составляет солидарную часть тарифа страховых взносов. Из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС также следует, что доптариф не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах. При этом абз. 2 п. 2 ст. 17 Закона об ОПС, определяющей порядок формирования бюджета ПФР, предусматривает, что трансферт на ОПС определяется в том числе с учетом досрочного назначения страховых пенсий лицам, указанным в ст. 30–32 Закона о страховых пенсиях (уменьшенных на сумму доходов от доптарифов взносов, уплачиваемых в соответствии со ст. 33.2 Закона об ОПС). Это, подчеркнул Конституционный Суд, означает, что взносы по доптарифам, уплаченные в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда, предназначены для создания финансового источника для выплаты пенсий всем работникам соответствующей категории.

    «Данное регулирование, с одной стороны, призвано обеспечить реализацию права на пенсионное обеспечение граждан, занятых на работах с особыми условиями труда, с учетом объективно существующих вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а с другой – публичные интересы, состоящие в необходимости улучшения условий и охраны труда в целях защиты жизни и здоровья граждан, и в реализации принципов всеобщности, справедливости и солидарности 8 поколений, имея в виду, что все работодатели, использующие труд работников, занятых на работах с особыми условиями труда, в режиме как полной, так и частичной занятости, объективно составляют одну категорию, а потому оно не может рассматриваться как нарушающее конституционные принципы справедливости и равенства и как не имеющее экономического обоснования. Следовательно, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя», – резюмируется в документе.

    Что касается довода заявителя о несоответствии оспариваемого регулирования правовым позициям КС, изложенным в Постановлении от 23 декабря 1999 г. № 18-П, то, как указал Суд, в данном постановлении рассматривался вопрос о тарифах страховых взносов в ПФР для самозанятых граждан – индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав КФХ, а также адвокатов, имеющих статус как плательщиков страховых взносов, так и получателей страхового обеспечения, а заявитель к данной категории не относится.

    Эксперты оценили выводы КС

    Комментируя «АГ» определение, партнер практики «Страхование» АБ КИАП Дмитрий Шнайдман отметил, что выводы КС окончательно закрепили правоприменительную практику, которая сложилась по вопросу правомерности исчисления и уплаты работодателем дополнительных тарифов страховых взносов в отношении любых выплат в пользу работников, занятых на видах работ с особыми условиями труда, перечень которых закреплен соответствующими нормативными актами.

    Основным предметом разногласий в спорах между ПФР и юрлицами по данному вопросу, заметил эксперт, являлась обязанность уплаты указанных тарифов в случае, когда работник был занят на соответствующих работах менее 80% рабочего времени. «Поскольку в данном случае работник не обладает правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работодатели полагали, что у них отсутствует обязанность для начисления и уплаты взносов по доптарифам с выплат, произведенных этим работникам», – пояснил он.

    До 2018 г., добавил Дмитрий Шнайдман, такие споры в основном разрешались в пользу работодателей, поскольку суды соглашались с позицией о том, что если у конкретного работника в силу его неполной занятости на работах с особыми условиями нет права на досрочную пенсию, то и работодатель не обязан финансировать дополнительными страховыми тарифами ее досрочный характер в отношении данного работника.

    «Ситуация изменилась с принятием Экономколлегией ВС определений от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800, – отметил он. – Именно указанные судебные акты изменили правоприменительную практику в отношении данного вопроса, определив подход, в соответствии с которым базовым условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по доптарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ с особыми условиями труда, независимо от режима занятости (полной или частичной)». По мнению судов, пояснил Дмитрий Шнайдман, именно такой подход соответствует сущности обязательного соцстрахования, включая пенсионное, поскольку уплатой страховых взносов обеспечиваются не только частные интересы застрахованных, но и публичные интересы, связанные с реализацией принципа социальной солидарности поколений, закрепленного в том числе Конституцией РФ.

    В качестве правового обоснования применения указанного подхода, пояснил эксперт, определено, что законодательство не содержит исключений относительно начисления страховых взносов по доптарифу в отношении выплат работникам, занятым на видах работ с особыми условиями меньше 80% рабочего времени. Кроме того, в силу ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что доптариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных, занятых на упомянутых видах работ. «Поэтому доптариф, уплачиваемый организациями в целях обеспечения права работника на получение досрочной страховой пенсии по старости, имеет иное целевое назначение – обеспечение выплаты досрочных страховых пенсий в государственном масштабе», – подчеркнул Дмитрий Шнайдман.

    Таким образом, заключил эксперт, определение не изменило, а окончательно закрепило хоть и в достаточной степени формальный, но прагматичный и экономически обоснованный подход судов к спорной проблеме, направленный, в первую очередь, на пополнение бюджета ПФР.

    По мнению адвоката АП Тульской области Дмитрия Анищенко, в данном деле КС сделал выбор между «коллективными» и «индивидуальными» интересами в пользу первых. «Как неоднократно указывал Верховный Суд (определения от 19 декабря 2018 г. № 310-КГ18-13800; от 7 сентября 2018 г. № 309-КГ18-5069; от 1 ноября 2018 г. № 310-КГ18-10562 и от 16 июля г. 2018 № 309-КГ18-5069), особенностью страховых взносов, уплачиваемых по доптарифам, является их “солидарный” характер: из положений ст. 6 Закона об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе ОПС следует, что дополнительный тариф, составляя солидарную часть страхового взноса, не зачисляется на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на вредных видах работ», – отметил он.

    Именно на этом факте, пояснил эксперт, выстроил свою позицию Конституционный Суд в рассматриваемом определении: не так важно, получит ли конкретный работник право на досрочную пенсию, – главное, что будет создан «источник» для ее финансирования для других работников, занятых на вредном производстве, чье право на досрочную пенсию однозначно и не оспаривается (эта логика изложена на стр. 7–8 определения).

    Как считает эксперт, данное определение может негативно сказаться на судебной практике по аналогичным спорам. «На сегодняшний день суды в основном придерживаются позиции о том, что право на назначение досрочной пенсии должно корреспондировать обязанности страхователя уплачивать взносы по доптарифу. То есть если отдельные периоды трудовой деятельности застрахованного лица не подлежат включению в расчет трудового стажа для назначения досрочной пенсии, то и взносы по доптарифу за эти периоды уплачиваться не должны (постановления АС Северо-Западного округа от 23 июля 2020 г. № Ф07-7298/2020 по делу № А13-21007/2019; АС Центрального округа от 14 марта 2018 г. № Ф10-60/2018 по делу № А14-3052/2017 и от 11 октября 2017 г. № Ф10-3959/2017 по делу № А14-15419/2016)», – пояснил он.

    Таким образом, по мнению Дмитрия Анищенко, КС отринул данный принцип, указав, что обязанность работодателя уплачивать взносы по доптарифам не должна ставиться в зависимость от права конкретного застрахованного лица на досрочную пенсию, поскольку «бенефициаром» таких страховых взносов является не конкретный человек, а «неопределенная группа работников», занятых на вредном производстве.

    Старший партнер, руководитель группы практик юридической фирмы INTELLECT Роман Речкин считает, что позиция КС в данном случае понятна: государство, сильно «обжегшись» на повышении пенсионного возраста, не готово больше никаким образом уменьшать пенсионные платежи, включая дополнительные тарифы страховых взносов в отношении работников, занятых на работах с особыми условиями труда.

    «Вопрос, который на самом деле возник в данном деле, гораздо более “неудобен” для государства: в чем социально-экономический смысл доптарифа страховых взносов на работников с вредными условиями труда, если эти деньги, уплаченные работодателем, на индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц, занятых на соответствующих работах, не зачисляются? – пояснил он. – То есть денежные средства, уплаченные в рамках доптарифа страховых взносов на конкретного работника с вредными условиями труда, размер пенсии этого работника не увеличивают, а учитываются “в составе солидарной части тарифа” и могут быть потрачены ПФР не на выплату пенсии конкретному работнику, занятому на работах с вредными условиями труда».

    Этот в целом частный вопрос, добавил Роман Речкин, вытекает из общего вопроса о построении российской пенсионной системы, которая в принципе не основана на каких-то разумных социально-экономических принципах: размер пенсии конкретного лица определяется на основании произвольного расчета и реально не зависит ни от продолжительности работы, ни от размера взносов, перечисленных работодателем. «Более того, государство регулярно и в одностороннем порядке меняет правила начисления пенсий – например, “замораживая” накопительную часть, что означает искусственное занижение размера пенсии для всех лиц, так как “замороженная” часть попросту не учитывается в расчете платежей, эту самую пенсию формирующих», – заключил он.

    Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

    Если работники заняты во вредных, тяжелых и опасных условиях труда, работодатели должны платить пенсионные взносы по дополнительному тарифу. Рассказываем, за какую работу платят допвзносы в ПФР в 2021 году, как и по каким ставкам их рассчитывают.

    Особенности работы во вредных условиях труда

    Вредными считаются условия труда, которые могут привести к профессиональному заболеванию, а опасными — к травме. На рабочем месте на здоровье могут влиять высокий уровень шума, пыль, вибрация, излучение, плохое освещение, высокая или низкая температура и т. д. Вредных и опасных производственных факторов много, они бывают физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.

    • внедрили новое оборудование, которое существенно изменило производственный процесс;
    • ввели новое рабочее место и работник приступил на нём к своим обязанностям, в том числе после открытия организации или ИП;
    • переместили рабочее место в другое помещение и др.

    Если при проведении СОУТ у вас выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, занятым на них работникам вы обязаны предоставить доплаты, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством. Конкретный перечень льгот для «вредников» зависит от класса и подкласса условий труда, присвоенных по результатам спецоценки. Например, за работу с вредными условиям труда 3 или 4 степени или опасными условиями работникам полагается:

    • сокращённый рабочий день — не более 36 часов в неделю;
    • повышенная оплата труда — не менее 4% от ставки или оклада, установленных для работы с обычными условиями труда;
    • как минимум 7 календарных дней ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска.

    Гарантии и компенсации закреплены в ст. 92, 117 и 147 ТК РФ, но работодатель может самостоятельно их дополнить.

    Есть профессии, должности и производства, которые по умолчанию предполагают работу во вредных или тяжелых условиях, даже когда спецоценка ещё не проводилась. Например, если они числятся в Списке № 1 и Списке № 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.

    В каких случаях нужно платить взносы в ПФР за «вредность»

    На выплаты «вредникам» работодатель обязан начислять пенсионные страховые взносы по общим (или пониженным) тарифам и по дополнительным (ст. 428 НК РФ).

    Но касается это только определённых видов работ, которые дают право на досрочное назначение пенсии:

    • из п.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» (Список № 1);
    • из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

    Если сотрудник не занимается работами, которые указаны в пунктах 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, страховые взносы по доптарифам начислять не надо, и не важно, что спецоценкой его условия труда признали вредными или опасными. Это неоднократно подтверждал Минфин, в частности, письмом № 03-15-06/74288 от 27 сентября 2019 г.

    Начислять взносы в ПФР по доптарифам нужно и в отношении «вредников», которые уже получают льготную пенсию по старости, но продолжают работать во вредных и (или) опасных условиях труда.

    Ставки доптарифов страховых взносов в ПФР в 2021 году

    Если спецоценки ещё не было, страховые взносы на «вредников» надо начислять по общим доптарифам:

    • 9% — для работников из п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 (Список № 1);
    • 6% — для работников из п. 2–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ (Список № 2).

    Если спецоценку провели, тариф будет зависеть от присвоенного подкласса условий труда.

    Ставки доптарифов по результатам СОУТ

    Как начислять взносы по доптарифам

    Тарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки, начинают действовать с даты внесения её результатов в федеральную государственную информационную систему (Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» ). Компания-оценщик должна сообщить вам об этом не позднее трёх рабочих дней после внесения сведений.

    За месяц, в котором сведения появились во ФГИС СОУТ, доптарифы по результатам спецоценки рассчитывают не со всех выплат, а начиная со дня появления сведений в системе и до конца месяца.

    На выплаты работникам из пунктов 1–18 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, начисленные до этой даты, взносы за «вредность» считают по общим ставкам — 6% или 9%.

    Если в результатах СОУТ есть сведения, которые нельзя разглашать (государственная или иная охраняемая законом тайна), доптарифы можно применять со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки.

    Начислять допвзносы нужно, как и обычные страховые взносы в ПФР — на все облагаемые выплаты отдельно по каждому работнику, с начала календарного года по конец каждого месяца нарастающим итогом. Но есть и особенности.

    1. Если у обычных страховых взносов есть ограничения по предельной годовой зарплате, свыше которой взносы снижаются, дополнительные начисляются одинаково с любых сумм.
    2. Применение доптарифов зависит от периода, в котором были начислены выплаты, а не за который они начислены. Например, в 2021 году работнику начислили премию по итогам прошлого года. В месяце начисления он занят на вредной и опасной работе. Премию нужно включить в базу для расчёта взносов «за вредность», даже если весь прошлый год, за который выдают премию, работник трудился в обычных условиях.
    3. Начисление доптарифов не зависит от режима работы. Если работник занят во вредных и тяжёлых условиях менее 80% рабочего времени, этот период не входит в льготный стаж для досрочной пенсии. Но взносы по доптарифам всё равно нужно начислять.
    4. Рассчитать их нужно и в случаях, когда «вредник» отсутствовал из-за болезни, командировки, отпуска (ежегодного оплачиваемого, по уходу за ребёнком, по беременности и родам) и в другие периоды, которые включаются в льготный стаж. В таких случаях работник считается занятым на работах, дающих право на досрочную пенсию.
    5. В течение месяца «вредник» может быть занят попеременно на работах, указанных и в Списке № 1, и в Списке № 2. Тогда допвзносы нужно начислить по разным ставкам. Если раздельный учёт выплат на предприятии не ведётся, взносы по доптарифам нужно рассчитать пропорционально — фактически отработанные дни по каждому виду работ разделить на общее количество календарных дней месяца и умножить на выплаты за месяц и на соответствующий тариф.
    6. Если работник в течение месяца был занят и во вредных, и в нормальных условиях труда, то доптарифы нужно начислить только на выплаты за фактически отработанное во вредных условиях время. Рассчитывают их так же, как и в предыдущей ситуации (если нет раздельного учёта выплат).
    7. Периоды, когда «вредник» находится отпуске без содержания или в учебном отпуске не засчитываются в стаж для досрочного назначения пенсии. И здесь Пенсионный фонд и Минфин расходятся во мнении о том, нужно ли начислять допвзносы. Позиция ПФР — не начислять, так как работник не был занят на работах с особыми условиями труда. Минфин считает, что выплаты за этот период облагаются допвзносами в полном объёме. Безопаснее их всё же начислить. Так, Минтруд в письме № 17-3/В-256 от 17 июня 2016 г. разъяснил, что база для начисления взносов по доптарифам не зависит от периодов, входящих или не входящих в льготный стаж. Эта позиция подтверждается и судебной практикой.

    Когда и как уплачивать

    Взносы по доптарифу перечисляют в те же сроки, что и для обычных страховых взносов — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором они были начислены. Если последний день уплаты — выходной или нерабочий, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день.

    При оформлении платёжки для дополнительных страховых взносов в ПФР за вредные условия труда в 2021 применяют особые коды бюджетной классификации (КБК). Они будут разными в зависимости от того, на каких видах работ заняты «вредники» и проводилась ли спецоценка.

    Если доптарифы установлены по результатам СОУТ, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1020 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1020 160. Если СОУТ не проводилась, то для Списка № 1 используйте КБК 182 1 02 02131 06 1010 160, а для Списка № 2 — КБК 182 1 02 02132 06 1010 160.

    Что будет, если не платить взносы за «вредников»

    За неуплату или неполную уплату предусмотрен штраф в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (п. 1 ст. 122 НК РФ). Штрафные санкции применяют, если плательщик:

    • ошибочно занизил базу для начисления страховых взносов;
    • неправильно рассчитал взносы (например, применил пониженный тариф);
    • совершил другие неправомерные действия (бездействия).

    Штраф увеличится до 40% от неуплаченной суммы, если всё это сделано умышленно (п. 3 ст. 122 НК РФ).

    Какую отчётность сдавать

    Сведения о допвзносах на выплаты «вредникам» входят в несколько отчётов.

    Расчёт по страховым взносам

    РСВ сдают в налоговую инспекцию, организации — по месту своего нахождения, а ИП — по месту жительства.

    Суммы выплат, на которые начислены взносы по доптарифу, и сами взносы нужно отразить:

    • в подразделе 1.3.2 или 1.3.2 приложения № 1 к разделу 1;
    • в подразделе 3.2.2 раздела 3, в котором отражаются сведения по конкретному работнику.

    С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

    СЗВ-СТАЖ и ОДВ-1

    Эти формы сдают в комплекте в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту регистрации.

    Коды условий труда, которые дают право на досрочное назначение пенсии, указывают в графе 9 отчёта СЗВ-СТАЖ. Коды берут из классификатора Постановления Правления ПФР № 507п от 06.12.2018. Например, условия труда электросварщика ручной сварки, которой входит в Список № 1, помечают кодом 27-1.

    Если в формы СЗВ-СТАЖ указаны особые условия труда, то в ОДВ-1 нужно заполнить раздел 5.

    С помощью специального сервиса «Моё дело» можно бесплатно сформировать расчёт страховых взносов.

    4-ФСС

    В отчёте для соцстраха на титульном листе заполняют численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и таблицу 5.

    Перечень льготных профессий

    Эту отчётность сдают только те, у кого работают «вредники». Она не регламентируется нормативно-правовыми актами, но её требует Пенсионный фонд.

    Отчёт состоит из двух документов.

    1. Перечень льготных должностей, профессий и рабочих мест, занятость на которых даёт право на досрочное назначение трудовых пенсий.
    2. Поимённый список льготников с указанием «льготного» периода работы по каждому из них.

    Для формирования отчёта по льготникам ПФР предлагает скачать на официальном сайте фонда программу «Перечень ЛП».

    В разных регионах требования по представлению отчётности по льготным профессиям могут отличаться, так как общего документа с правилами нет. Свяжитесь с отделом оценки пенсионных прав вашего отделения ПФР и уточните следующие моменты:

    • в какие сроки нужно представить отчёт;
    • как заполнять Перечень ЛП и поимённый список — нарастающим итогом или отдельно за каждый отчётный период;
    • какие подтверждающие документы нужно прикладывать (штатное расписание, табель учёта рабочего времени, наряды на выполнение работ, список используемого оборудования).

    Упростить ведение учёта поможет сервис «Моё дело Профбухгалтер». Он сам рассчитает налоги и взносы, сформирует отчёты, а по сложным вопросам вы сможете получать бесплатные консультации экспертов.

    Допвзносы по вредным условиям труда

    personal photo

    1. Если была проведена специальная оценка условий труда

    В 1С 8.3 в настройке налогов и отчетов (Главное – Налоги и отчеты) в разделе Дополнительные взносы установите флаг Работники, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда и флаг Применяются результаты специальной оценки условий труда.

    specialnaya-ocenka-uslovij-truda

    В справочнике Зарплата и кадры – Должности для соответствующих должностей, на которых заняты сотрудники, за которых следует уплачивать дополнительные взносы, установите флаг Взимаются взносы за занятых на работах с досрочной пенсией и укажите вид выполняемых работ: Работы с вредными условиями труда, подпункт 1 пункта 1 статьи 30 закона “О страховых пенсиях” или Работы с тяжелыми условиями труда, подпункты 2 – 18 пункта 1 статьи 30 закона “О страховых пенсиях” (раздел Условия труда) .
    В поле Класс условий труда по результатам специальной оценки укажите класс (подкласс) условий труда по этой должности по результатам специальной оценки условий труда.
    В поле Сведения о классе условий действуют с укажите месяц, с которого при расчете страховых взносов будет учитываться указанный класс (поскольку условия труда на рабочем месте изначально могут быть не оценены, а при последующих оценках могут измениться).
    В поле Месяц регистрации изменений (заполняется автоматически и соответствует месяцу, указанному в поле Сведения о классе условий действуют с) при необходимости выберите месяц, с которого организация зарегистрировала указанный класс и с которого при расчете страховых взносов он будет учитываться, т.к. при регистрации изменений задним числом может потребоваться перерасчет страховых взносов. С указанного месяца (в поле Месяц регистрации изменений) дополнительные страховые взносы будут рассчитываться по тарифам согласно классу условий труда, установленным п. 3 ст. 428 НК РФ . Просмотреть историю изменений класса условий труда можно по одноименной ссылке.

    vznosy-za-zanyatyh-s-dosrochnoj-pensiej

    Если по результатам специальной оценки условий труда выявлены рабочие места с разными классами, но по одной должности, то в программе для таких рабочих мест следует вводить разные должности.

    2. Если специальная оценка условий труда проведена не была

    Дополнительные страховые взносы должны быть рассчитаны по тарифам, указанным в п. 1 и п. 2 ст. 428 НК РФ .
    В настройке налогов и отчетов установите только флаг Работники, занятые на работах с вредными или тяжелыми условиями труда. Флаг Применяются результаты специальной оценки условий труда устанавливать не надо.

    specialnaya-ocenka-uslovij-truda-provedena-ne-byla

    В справочнике Должности для соответствующих должностей установите только флаг Взимаются взносы за занятых на работах с досрочной пенсией и укажите вид выполняемых работ: Работы с вредными условиями труда, подпункт 1 пункта 1 статьи 30 закона “О страховых пенсиях” или Работы с тяжелыми условиями труда, подпункты 2 – 18 пункта 1 статьи 30 закона “О страховых пенсиях”.

    bez-spec-ocenki

    Код особых условий труда, код позиции списка, основание для досрочного назначения пенсии в сведениях о стаже по форме СЗВ-СТАЖ соответствующих сотрудников, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, указываются вручную.
    Размеры дополнительных тарифов страховых взносов в пользу сотрудников, работы которых предполагают досрочный выход на пенсию, хранятся в регистре сведений Тарифы взносов за занятых на работах с досрочной пенсией и в регистре сведений Тарифы взносов по результатам специальной оценки условий труда (открывается через иконку меню в правом верхнем углу экрана – Все функции. Если эта строчка отсутствует, активируем ее там же через Настройки – Параметры). Информация в этих регистрах при изменениях законодательства обновляется автоматически.

    vse-funkcii

    vse-funkcii-tarify-vznosov

    tarify-vznosov-s-dosrochnoj-pensiej

    tarify-vznosov-spec-ocenka

    Расчет страховых взносов по дополнительным тарифам производится одновременно с начислением “обычных” страховых взносов с помощью документа Начисление зарплаты. Результаты расчета отражаются в отдельных колонках таблицы с подразделением по видам работ и классам условий труда .
    Сводные данные о базе для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам и суммах начисленных взносов можно получить с помощью отчета Анализ взносов в фонды (Зарплата и кадры – Отчеты по зарплате) вариант отчета ПФР (доп.взносы).

    Читайте также:  Консультация юриста - Как обжаловать выговор на работе
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]