Касается каждого: как изменится жизнь автомобилистов в 2022 году
В новом году еще больше штрафов станут оцифрованными, в первую очередь это заметят жители мегаполисов — выписывать наказания за правонарушения все чаще будут дорожные камеры, а не инспекторы. Всех автомобилистов ждет изменения реформы техосмотра, которая наделала много шума и окончательно запутала всех водителей во второй половине текущего года. Старые автомобили нельзя будет хранить во дворах, штрафы станут еще жестче, медкомиссия для получения ВУ тоже изменится. Редакция Quto пообщалась с экспертами, чтобы разобраться, к чему стоит приготовиться автомобилистам в 2022 году.
Что будет с техосмотром
По теме
Много шума в этом году наделали новости об отмене техосмотра: его то отменяли, то возвращали, то меняли правила, то спорили и вносили поправки. В начале 2022 года мы всем ждем окончательного решения правительства о реформе техосмотра. Пока реформа окончательно не принята, но с 1 марта 2022 г. уже начнут штрафовать за отсутствие диагностической карты. Факт нарушения будет устанавливаться через камеры, наказание – 2 тыс. руб. За отсутствие полиса ОСАГО на водителя будет накладываться санкция в прежнем размере – 800 руб., но фиксироваться она будет камерами, а не инспектором.
По мнению эксперта маркетплейса Банкавто Сергея Власова, скорее всего, ТО останется обязательным только для автобусов, грузовиков тяжелее 3,5 тонн и машин такси, а еще он понадобится при смене собственника автомобиля возрастом больше четырех лет. Или если в его конструкцию были внесены изменения.
«Такие изменения облегчат жизнь 50 миллионов водителей нашей страны, и это не может не радовать. Процедура технической инспекции давно превратилась в формальность, которую не спас даже введенный недавно фотоконтроль. Фактическая отмена ТО просто избавит от ненужной условности. В конечном счете останется личная ответственность за исправное техническое состояние автомобиля»
Эксперт маркетплейса Банкавто
Новые штрафы
В 2022 году в КоАП собираются внести ряд поправок, касающихся автомобилистов. Самое обширное изменение, о котором нам сейчас известно, коснется обновления штрафов.
По теме
За превышение скорости штрафовать будут также, как и сейчас, но в Кодекс будет введено понятие «средняя скорость». Ранее этот термин не прописывался в КоАП, и наказание с камеры можно было оспорить. Средняя скорость будет рассчитываться с помощью нескольких камер, которые будут установлены в начале и конце отрезка дороги.
Отдельно следует присмотреться к наказанию лихачей. За три грубых нарушения ПДД в течение года водителя планируют лишать прав на срок до 1,5 лет или штрафовать на 10–30 тысяч рублей. За рецидив собираются вводить уголовную ответственность.
«В свете громких аварий с известными персонами и своеобразной модой на опасную езду среди блогеров такое ужесточение наказания выглядит логичным. Главное, чтобы инициативы добрались до рабочего документа не в урезанном виде и наказание действительно работало. Если машины у автохамов будут действительно отбирать, а их самих лишать свободы, это может иметь результат»
Эксперт маркетплейса Банкавто
Владельцам «автохлама» (им считается транспортное средство с отсутствующей кузовной деталью, например, дверью, крылом, капотом, стеклом и т. п. грозит штраф в размере 1-3 тыс. руб.
За парковку на газонах, пешеходных дорожках и детских площадках уже наказывают, но не во всех регионах. Со следующего года санкция распространится на всю территорию РФ. Размер штрафа составит 4-5 тыс. рублей для обычных водителей и 300 тыс. рублей для юрлиц.
Новые правила о парковка на газонах — это спорный момент. Кто будет определять, что именно здесь нельзя ставить автомобиль и как быть с регионами, поселками?
Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»
По теме
С 1 марта 2022 года инспектор сможет выписывать штраф за технические неисправности, к которым относятся «лысые» или не по сезону покрышки, неработающий фонарь заднего хода, не горящие габаритные огни, лампы, не соответствующие технической документации, устройства, находящиеся на лобовом стекле и мешающие обзору, отсутствующие подголовники и подушки безопасности (если они предусмотрены конструкцией), поврежденный бампер, лебедка, не предусмотренная производителем. Кроме того, штрафы будут получать те, у кого в машинах горит индикатор неисправности двигателя Check Engine. Штраф за эти нарушения составит 500 рублей.
Наибольшие споры вызывает штраф за технические неисправности. Если с «лысой» резиной все понятно, то как определить, мешает ли видеорегистратор? Понятие «сломанный бампер» тоже весьма расплывчато – непонятно, какой характер повреждения имеется в виду. Также странно выглядит наказание за горящий индикатор Check Engine: неясно, как инспектор определит тип ошибки и ее влияние на безопасность.
Пресс-служба ГК «АвтоСпецЦентр»
Штрафы за пьяное и опасное вождение
С 12 июля 2021 года предусмотрен обновленный штраф за управление автомобилем в пьяном виде. Если водитель ранее уже был судим, был виновником ДТП с пострадавшими и погибшими, и сел за руль нетрезвым в третий раз, то ему придется заплатить штраф в размере от 300 до 500 тыс. рублей. В дополнению к этому его приговорят к принудительным работам до трех лет.
По теме
Наказывать за пьяную езду с детьми будут отдельно. Пока наличие ребенка никак не влияет на наказание, водителя штрафуют на 30 тысяч рублей и лишают прав на срок от полутора до двух лет. В 2022 году нетрезвых водителей с детьми до 16 лет в салоне будут штрафовать на 50 тысяч рублей и лишать прав на три года.
В новом году появятся штрафные санкции и для тех, кто практикует опасную езду – лихачей будут наказывать штрафом в размере 3 тыс. рублей. Сейчас подобных санкций не существует.
«Это, на мой взгляд, самое необходимое нововведение, которое позволит сократить количество ДТП из-за лихачей. Труднее же всего автомобилистам будет привыкнуть к новым знакам и светофорам, несмотря на то, что эти новшества также полезны»
Генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto
Что еще изменится
Изменения коснутся и медосмотра. С 1 марта 2022 года будет проводиться дополнительное обследование для выявления содержания в организме наркотиков и алкоголя в случае, если ранее водитель был лишен прав и, если врач выявил симптомы зависимости.
В автошколах тоже появится нововведение: за 10 дней до начала практических занятий руководство школы должно направить в ГИБДД список учеников. Инспекция обязана будет проверить учеников на лишения прав в прошлом, а саму школу — на наличие лицензии.
По теме
Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto, напоминает, что в силу вступят новые правила по пересечению круговых перекрестков: непосредственно круг станет главной дорогой, но только в том случае, если перед перекрестком установлен знак «Круговое движение» и отсутствуют знаки приоритета.
Помимо этого, дорожная инфраструктура пополнится новыми видами светофоров с отдельной секцией, информирующей, что за поворотом есть пешеходный переход, по которому сейчас движутся люди, которых необходимо пропустить. На допсекции будет изображен силуэт пешехода и стрелка с мигающим бело-лунным сигналом.
В 2022 году в отредактированном КоАП появится новый вид транспорта – средство индивидуальной мобильности (СИМ), к которому относятся все электрические средства передвижения, рассчитанные на одного человека. Скорость для данных транспортных средств будет ограничена 25 км/час, а выезжать на автомагистрали или под специальный знак – запрещено.
ПДД 2022 России
1.1. Настоящие Правила дорожного движения 2022 года** устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации(РФ). Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.** В дальнейшем – Правила.
– дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии – дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
** Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1 (Дорожные знаки).
– транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
– конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .
– территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1 .
– лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
– прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
– транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
– дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1 – 2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
– внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
– обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
– совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
– событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
– транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
– транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
– двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
– двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
– застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 – 5.26 .
– видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
– опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
– элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2 используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами дорожного движения 2022 России(РФ).
– педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
– лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
– видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
– ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
– вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
– перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
– группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
– обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
– преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
– элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
– специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
– лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
– место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
– выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
– лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
– обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1 .
– территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34 .
– конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 – 4.5.7 .
– участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1 , 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 ** и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2 .
** Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2 (Дорожная разметка).
– любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
– полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2
– право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
– неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
– территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами ПДД 2022.
– транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
– элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2 , разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
– масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
– лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами дорожного движения 2022, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и(или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. No 686 “Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений, устройств и оборудования, являющихся объектами транспортной инфраструктуры”.
– преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
– устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
– элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
– требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
– лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
– специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
– транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила 2022/2021, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
© ПДД24 2011-2022 [email protected] – Мы, разработчики, читаем все письма. Замечания, критика, недовольства, эмоции ), идеи – приветствуются.
Техосмотр с фото и новые штрафы: главные изменения для водителей-2022
Техосмотр с новыми фотографиями, изменения при получении медсправок на права, передача части задач от ГИБДД в регионы и МФЦ, работа над новым КоАП. Рассказываем, что ждет водителей в 2022 году.
В 2022 году автомобилистов ждет новый список изменений: нововведения запланированы при получении прав, прохождении техосмотра, оспаривании штрафов. Кроме того, Минюст планирует опубликовать новую версию проекта КоАП, где прописаны новые автомобильные штрафы. О некоторых изменениях стало известно только недавно. Autonews.ru составил подробный список событий, к которым пора готовиться автомобилистам.
8 февраля: конец публичных обсуждений планов по регистрации автомобилей в МФЦ
В 2022 году автомобили разрешат регистрировать не только в ГИБДД, но и в МФЦ. 8 февраля закончатся публичные обсуждения проекта постановления правительства, которое при вступлении в силу позволит приезжать за услугой не только в подразделениях Госавтоинспекции, но и в МФЦ. При условии, что там работают сотрудники ГИБДД. Если изменения заработают, получить услугу можно будет в два раза быстрее.
Напомним, что заявление о регистрации и прилагаемые к нему документы необходимо подавать в десятидневный срок:
- со дня временного ввоза машины на территорию России на срок более одного года
- со дня приобретения прав на владение автомобилем;
- со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменить регистрационные данные автомобиля.
1 марта: новые фотографии при прохождении техосмотра
С 1 марта вступит в силу приказ Минтранса об изменении требований к фотофиксации при техосмотре. Напомним, получение диагностической карты обязательно при перерегистрации автомобиля старше четырех лет в ГИБДД на нового владельца и при внесении изменений в конструкцию машины любого возраста.
Штрафы 1 января Новые штрафы для водителей в 2022 году. Таблица
Статьи 24 января Замена водительского удостоверения в 2022-м: советы, лайфхаки, подсказки
Сейчас при заезде на пункт техосмотра и при выезде спустя примерно полчаса специалисты должны фотографировать автомобиль целиком. Но действующие правила позволяют «серым» операторам использовать лазейки: они фиксируют только госномера, вклеивая их с помощью фотошопа в снимки с изображением пунктов техосмотра. Либо полностью фотошопят снимки с изображением техпунктов, добавляя на них снимки автомобилей. Изменения усложнят требования к фотографиям. Теперь они должны содержать:
- изображение передней/задней частей автомобиля и одной из его боковых поверхностей;
- изображение технического эксперта, проводившего диагностирование. Эксперт должен стоять рядом, в полный рост, лицом в камеру;
- полное изображение автомобиля — его общий план. Снимок должен позволить определить тип, марку, модель, цвет его кабины/кузова;
- при использования передвижной диагностической линии одна из фотографий, должна содержать в том числе изображение роликового тормозного стенда.
При этом документ запрещает применение любых фотоэффектов, изменяющих как естественный фон, так и изображение транспортного средства и технического эксперта. Сами файлы с фотографиями не должны подвергаться редактированию, в том числе посредством изменения exif-данных. А координаты места нахождения автомобиля должны находиться в радиусе не более 40 метров от координат пункта.
1 марта: новые правила при получении медсправок на права
С 1 марта изменится порядок получения одного из самых популярных документов для водителей — медсправки для оформления прав. В этот день вступит в силу соответствующий приказ Минздрава, который многократно переносили и дорабатывали. Его главная цель — ужесточение контроля за злоупотребляющими наркотиками и алкоголем водителями. Если врачи выявят подозрительные симптомы из длинного списка Минздрава, то водителю придется сдать дополнительные анализы. Пройти химико-токсикологические исследования желающему получить или восстановить права водителю придется, если врач выявит у него не менее трех из следующих клинических признаков:
- неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
- заторможенность, сонливость или возбуждение;
- эмоциональная неустойчивость;
- ускорение или замедление темпа мышления;
- гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз;
- инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
- сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
- учащение или замедление дыхания;
- тахикардия или брадикардия;
- сужение или расширение зрачков;
- вялая реакция зрачков на свет;
- двигательное возбуждение или заторможенность;
- пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
- неустойчивость в позе Ромберга;
- ошибки при выполнении координационных проб;
- тремор век, языка, рук;
- нарушение речи в виде дизартрии;
- признаки внутривенного введения средств/веществ, включая следы от инъекций.
1 марта: новый штраф за отсутствие техосмотра
С 1 марта вступят в силу изменения в КоАП, позволяющие выписывать водителям штраф за управление автотранспортом без техосмотра на 2 тыс. рублей. Речь идет только о ситуациях, в которых получение диагностических карт на частный транспорт осталось обязательным. Так, техосмотр необходим:
- если собственник транспортного средства приобрел машину, она не вводилась в эксплуатацию, но машине исполнилось более четырех лет;
- если физлицо владеет машиной более четырех лет, после чего собственник сменяется, то есть машину перепродают;
- в любое время при внесении изменений в конструкцию.
- при использовании личного транспорта для предоставление услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
- при использованием личного транспорта в служебных целях.
Если у водителя в перечисленных ситуациях не окажется техосмотра, ему будет грозить штраф. При этом изменения в законодательстве предполагали начало фиксации такого нарушения с помощью дорожных камер. Но, как ранее сообщили ГИБДД, возникшие технические трудности не позволят в ближайшее время запустить автоматическую фиксацию нарушений.
До 1 марта: решение по изменению налога на роскошь
К марту 2022 года минимальную стоимость автомобиля для начисления налога на роскошь могут поднять. Сейчас повышающие коэффициенты начинают применять, если автомобиль стоит дороже 3 млн рублей. Как ранее выяснил Autonews.ru, профильные ведомства уже обсуждают повышение установленного в 2014 году ценового ориентира, при котором автомобили автоматически подпадают под увеличенную ставку транспортного налога.
В пресс-службе Минпромторга уточнили, что ведомство поддерживает изменения, позволяющие обеспечить более объективный расчет транспортного налога. Ведомство вместе с ФНС обсуждает вопрос привязки повышающих коэффициентов к мощности моторов автомобилей.
Получилось ли чиновника договориться? Это станет известно не позднее марта — именно тогда Минпромторг публикует справочники с актуальными ценами на роскошные автомобили для начисления повышенного налога.
1 апреля: новые коэффициенты за аварийность по ОСАГО
С 9 января 2022 года для физических лиц-владельцев легковых автомобилей при расчете стоимости ОСАГО базовые ставки расширили на 10% в обе стороны, от привычного тарифного коридора в 2 471 — 5 436 руб. до 2 224 — 5 980 руб. За последние 3 года — это третье расширение тарифного коридора ОСАГО. В январе 2019-го года изменение составило 20%, в сентябре 2020 — 10% (для легковых автомобилей). А с 1 апреля будут пересмотрены коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность (коэффициент бонус-малус, КБМ) и проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов.
«В результате для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, для аккуратных и безаварийных — еще до 8%. Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше», — объяснили в Центробанке.
Согласно новым расчетам, если водитель в течение года три раза попадет в ДТП, цена полиса для него возрастет в четыре раза. До этого момента она увеличивается в три раза. При этом при безаварийной езде скидка будет 54% вместо действующих сейчас 50%.
До 1 июня: возможность запустить приложение для штрафов «Народный инспектор»
До 1 июня в правительстве должны исполнить поручение президента Владимира Путина и запустить возможность оформлять штрафы ГИБДД с помощью мобильного приложения. Как указано в сообщении на сайте Кремля, к тому времени должна быть завершена работа по внесению в законодательство необходимых изменений.
Такие изменения нужны «для установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола об административном правонарушении на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки».
Зарегистрированные на портале Госуслуг граждане смогут фиксировать широкий набор нарушений от проезда по выделенным полосам до нарушения правил стоянки и остановки. Пока речь идет только о создании законодательной основы для работы приложения — когда его запустят, станет известно позже.
До 1 июня: передача полномочий по обработке штрафов с камер от ГИБДД в регионы
К 1 июня в правительстве должны разработать законодательную базу, которая позволит передать субъектам полномочия ГИБДД по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Речь идет только о тех постановления, которые оформляют на основе данных с камер.
Право выписать штраф или постановление о лишении прав при личной остановке за инспекторами сохранят без каких-либо изменений. Такое решение позволит снять бюрократическую нагрузку с инспекторов и поможет им больше времени уделять работе на дорогах. Как и в случае с приложением «Народный инспектор», речь идет пока только о создании такой возможности, а не о дате фактической передачи полномочий.
2022 год: электронный договор купли-продажи автомобилей
Запуск возможности заключать и расторгать договоры купли-продажи автомобилей на сайте Госуслуг постоянно отодвигают. Как недавно сообщили Autonews.ru в Минцифры России, пока опция заключения сделки и подписания договора купли-продажи автомобиля на Госуслугах находится в разработке. В ведомстве планируют внедрить услугу в 2022 году.
Пользователи портала смогут подписывать документы при помощи электронной подписи и отправлять на регистрацию третьим лицам — а именно, в ГИБДД. Сделки в режиме онлайн можно проводить и сейчас — эта норма есть в ст. 160 Гражданского кодекса. Но без такого инструмента, как Госуслуги, физические лица предпочитали оформлять все документы лично. Новый сервис должен помочь в проверке собственника автомобиля и исключить некоторые риски.
2022 год: новые штрафы ГИБДД с принятием современного КоАП
В 2022 году законотворцы продолжат работу над проектом нового КоАП. Среди предложенных изменений:
Изменения в ПДД в 2022 году: что нового появилось в правилах дорожного движения
Изменения в ПДД и все, что связано с автотранспортом интересует добрую половину граждан России. Прежде всего из-за появления новых штрафов и переосмысления прежних санкций. Недаром у автовладельцев так часто возникает вопрос о компетентности сотрудников ГИБДД и обоснованности составления протокола.
2021 год в России был богат на изменения в ПДД. Вместе с адвокатом Ольгой Власовой «Комсомолка» рассказывает про главные поправки и новации в правилах.
Новые штрафы
Автомобильные шторки и каркасные сетки приравнены к тонировке
«Глухая» тонировка, которая не пропускает в салон больше 75% для лобового и 70% для передних боковых стекло, в России запрещена. Но некоторым водителям не то солнце чересчур ярко светит, не то хочется чувствовать себя Бэтменом за рулем. Поэтом они заклеивают «ласточку» так, что в салоне вечные сумерки. А чтобы не получать штрафов от инспекторов, покупают на боковые стекла так называемые шторки или съемную тонировку. С 2021 года такие аксессуары подпадают под пункт «изменение в конструкции авто». Взыскание за опущенные шторки при езде (если они ограничивают обзор водителю) — 500 руб. При повторной проверке и обнаружении такого же нарушения сумма вырастает в десять раз. Можно и вовсе лишиться прав на срок до трех месяцев.
Штраф за неоплату проезда по платным трассам
В России сейчас 13 платных магистралей. На большинство въезд через КПП и проскользнуть без оплаты не выйдет. Но есть и такие, куда доступ свободный. А оплату взимают камеры. Так вот если по платной трассе проехать с нулевым балансом на специальном счете, тогда прилетит штраф. Владельцам легковушек — 1500 рублей, автобусов и грузовиков — 5000 рублей.
Ужесточение санкций для злостных нарушителей
Его еще называют законом против блогеров-лихачей. Те, ради видео и чувства вседозволенности, нередко проворачивают опасные маневры. Хотя и не «звездных» автовладельцев касается все то же самое. Депутаты Госдумы внесли в 2021 году изменения в Уголовный кодекс. Теперь карать по УК могут водителей, которых ранее лишили водительских прав и у них при этом минимум дважды были административные штрафы за аналогичные нарушения. Санкцию применят к тем, кто умышленно превысил скорость на 60 км/час и более, выехал на встречную (в том числе трамвайные пути). За это грозит штраф до 300 тысяч рублей, обязательные или принудительные работы на срок до 480 часов или лишение свободы сроком до двух лет. При повторной судимости за это же преступление грозит до трех лет колонии.
Штраф за неправильный переезд железнодорожных путей
Был 1000 рублей, а стал 5000 рублей. Если шлагбаум переезда закрывается или уже закрыт, а автовладелец все равно поехал, тогда могут наказать. Если же переезд нерегулируемый, в пределах видимости появился поезд, но машина все равно поехала — тогда может грозить лишение водительских прав до шести месяцев, за повторное нарушение — до года.
Штраф за езду с поврежденными ремнями
Если на ремне безопасности есть:
- видимые надрывы на лямке;
- лямка не вытягивается/не втягивается в катушку;
- замок не фиксирует язычок ремня;
- замок не выбрасывает язычок после нажатия на кнопку,
- или оно отсутствует вовсе — штраф 500 рублей.
Усилено наказание в УК за повторное нетрезвое вождение
Если получить вторую судимость за управление авто в состоянии опьянения, тогда наказанием может быть штраф до 500 тысяч рублей, исправительные или принудительные работа, а также до трех лет колонии. Также могут забрать водительские права на шесть лет.
Изменения на дорогах
Таблички «Фотовидеофиксация» заменены на знаки
Раньше водители знали, что табличка 8.23 гласит — на этом участке установлены камеры контроля скорости и прочих нарушения. Теперь знак 6.22 (выглядит также как и 8.23) всего лишь подсказывает, что вы въехали в зону, где могут быть расположены стационарные или передвижные комплексы. Знаки монтируют при въезде в населенный пункт. На дорогах в самом населенном пункте согласно действующим правилам знак не устанавливается.
Отмена обязательного техосмотра
Одно из главных изменений 2021 года. Весной были утверждены новые правила с отсрочкой прохождения проверки до октября. Осенью процедура была обязательно для тех, чей паспорт истек, а возраст авто превысил 4 года. Важная поправка — обязательное фото авто на въезде и выезде из центра диагностики. При этом в конце 2021-го техосмотр для легковых авто и мотоциклов, которые используются в личных целях (не такси и служебный транспорт) отменили. Так что в 2022 году про техосмотр рядовой автовладелец может забыть.
Обязательной процедура останется в двух случаях: если транспорт старше четырех лет и его нужно поставить на учет, зарегистрировать смену владельца (такое бывает при продаже), а также при внесении изменений в конструкцию или замену основных агрегатов.
Сотрудникам ГИБДД разрешили вскрывать машины
В 2021-м приняли поправки в закон «О полиции», наделив сотрудников новыми полномочиями и правами. Дорожные полицейские и обычные сотрудники смогут вскрыть машину, если посчитают, что так они спасут чью-то жизнь, обеспечат безопасность людей во время массовых беспорядков или ЧС, предотвратят теракт или задержат подозреваемых. Вскрывать машину можно, если есть основания полагать, что водитель пьян или везет запрещенные предметы.
Электронное обжалование штрафов
Если у вас есть аккаунт на портале Госуслуг, то можно попытаться обжаловать постановление о штрафе. Ранее для этого приходилось идти в подразделение ГИБДД.
Отмена трехдневной отсрочки начала действия Е-ОСАГО
Страховщики могут сами решить, какой временной промежуток установить и даже корректировать его в зависимости от конкретного клиент.
СТС можно показывать в электронном виде
Для этого надо установить на смартфон приложение «Госуслуги. Авто». СТС автоматически преобразуется в QR-код, который может считать инспектор. Но новшество пока в тестовом режиме, оригинал водить все еще надо. Также в программе есть возможность добавить второго водителя, который допущен владельцем до управления этим авто.
Исчезло понятие «средней скорости»
ГИБДД перестало наказывать водителей за превышение средней скорости — ее измеряли камеры на двух участках одной дороги. Понятие «средней скорости» очень спорное. Поэтому теперь наказывают только по факту превышения под конкретной камерой.
Популярные вопросы и ответы
На самые частые вопросы читателей «Комсомолки» об изменениях в правилах дорожного движения ответила адвокат Ольга Власова:
— Главной, на мой взгляд, переменой в ПДД 2022 года станет заметное ужесточение большинства «водительских» штрафов. Особенно это коснется так называемых рецидивов — повторные взыскания за одинаковые нарушения. Большинство повторных штрафов возрастет с 500 рублей до 5 тысяч. Вторичное взыскание за управление авто без прав увеличится с 5 до 20 тысяч руб. Появилась поправка об использовании резины не по сезону. Если ваши покрышки не соответствуют времени года, инспектор вправе выписать штраф в размере 500 руб. Большинство нововведений вступит в силу весной следующего года, — отвечает адвокат Ольга Власова.
В 2022-м в России заработает сервис «Цифровое исполнительное производство». Он относится к службе судебных приставов (ФССП). Это ведомство взыскивает штрафы с тех, кто не платит их в добровольном порядке. Вот только нарушителей много, а приставов мало. Искать банковские счета и имущество каждого — особенно если нарушитель старательно прячет собственность — дело трудозатратное. Теперь в рядах ФССП появится робот, который автоматически будет шерстить счета нарушителей в банках и списывать нужную сумму за неоплаченный штраф.
В 2022 году до 1 июня должно заработать приложение «Народный инспектор». Если у человека установлено такое на мобильнике и он видит нарушение ПДД, то может заснять и пожаловаться. Например, на автохама, который запарковал авто на тротуаре.
Понятие «опасное вождение» уже есть в ПДД. А вот санкции за него никакой не следует. Его используют чаще всего в формулировках суда. Мол, такой-то нарушитель не только преступил закон, но и занимался опасным вождением. Наказание постоянно хотят ввести — то депутаты, то Минюст. Но пока до внесение изменений в КоАП дело не доходит.
Изменения в ПДД с 2022 года: электронные документы, новые штрафы и другие нововведения
Новый календарный год принесет водителям России целый ряд важных изменений – предлагаем детально разобрать, какие нововведения и поправки внесли в ПДД, и также какие новые правила необходимо будет исполнять с 1 января 2022 года.
Электронные документы водителя
6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.
По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.
Следующий на очереди документ — водительские права. Их перевод в электронный вид планируется после успешного завершения эксперимента с СТС.
Также согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов. До конца 2021 года должен выйти законопроект, закрепляющий возможность формирования путевых листов в электронной форме.
Открытая база нарушителей ПДД
Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.
Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.
Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.
Запуск базы переносится на 2022 году. Планируется, что база будет интегрирована в портал Госуслуг, а доступ к ней в первую очередь получат службы такси и каршеринга.
Медосмотр для получения прав подорожает
Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:
- определение наличия психоактивных веществ в моче;
- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.
Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.
Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.
Автоматическое лишение прав по медпоказаниям
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
- медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования. Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав. Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.
Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В случае его утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года.
Отмена госпошлины за права
Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
Система «Народный инспектор»
Ранее в Госавтоинспекции сообщали о возможности появления в РФ системы «Народный инспектор». Предполагалось, что благодаря ей любой человек, находящийся в России, сможет зафиксировать нарушение ПДД с помощью своего смартфона и передать соответствующее видео в ГИБДД.
Президент РФ Владимир Путин поручил до 1 июня 2022 года внедрить возможность штрафовать за нарушения правил дорожного движения (ПДД) на основе фото и видео, получаемых через специальное мобильное приложение. Поручение дано правительству РФ. Кабмин также должен проработать передачу регионам отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Срок исполнения поручения установлен до 1 июня 2022 года.
Для обычных автомобилистов такие новые правила означают, что уже в 2022 году сообщать о нарушениях ПДД сможет любой автомобилист, подкрепив свое заявление фото и видео правонарушения, совершенного другим участником дорожного движения. Для этого необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, скачать приложение для мобильного телефона, а также указать время и координаты съемки. Планируется, что привлекать к ответственности с помощью «Народного инспектора» будут только владельцев автомобилей, которые систематически нарушают ПДД.
Ограничения для шипованных шин
Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:
- ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
- дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
- ввести ограничения скорости для машин с шипами — 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
- ввести обязательный знак «Шипы» на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.
При этом водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.
Светофоры нового типа
В России в скором времени появятся светофоры нового типа. Использование таких устройств предусматривает масштабный проект поправок к правилам дорожного движения, которые разработал Минтранс.
От обычных устройств новый светофор отличается дополнительной белой секцией с пешеходом. Он указывает поворачивающим направо под зеленую стрелку водителям о том, что сначала надо пропустить пешеходов. По задумке, нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения.
Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивающих направо. Об этом их информирует дополнительная секция с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета.
Обязательные тахографы для автобусов
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М 2 (до 5 тонн) и М 3 (свыше 5 тонн).
Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
Новые штрафы
Для водителей готовят не только целый ряд важных изменений в ПДД, а и новые штрафы, которые могут стать реальностью уже в 1 января 2022 года. Так, для автомобилистов придумали сразу несколько новых поводов для взысканий, а также решили ужесточить наказание за целый ряд нарушений. Такие нововведения содержатся в проекте измененного Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который предлагает Минюст.
Так, новые правила ПДД, которые могут стать актуальными уже с 1 января 2022 года, предполагают такие размеры штрафов:
Управление автомобилем лицом, не имеющим права на управление ТС (повторно) – штраф 20-30 тыс. руб. или обязательные работы 40-60 часов.
Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции во время погони (если это создало угрозу жизни или здоровью граждан) – штраф 40 000 руб.
Езда по проезжей части на снегоходах, болотоходах или мотоблоках (новый штраф!) – штраф 1 000 — 2 000 руб.
Систематическое грубое нарушение ПДД, 3 и более нарушений в течение года (новый штраф!) – штраф 10 000 – 30 000 руб. или лишение прав
Порядок покупки «красивых» номеров
Минэкономразвития подготовило поправки о порядке покупки красивых автомобильных номеров.
Изначально (в 2020 году) было решено, что за красивый госномер владельцу придется платить увеличенную госпошлину или же можно будет купить его на аукционе. Покупка прорабатывалась в режим онлайн, при помощи портала Госуслуг.
Тогда же были озвучены предварительные цены (от 5 до 650 тыс. рублей). Но осенью 2021 году Минэкономразвития направило пакет данных поправок на рассмотрение Правительства. В обновленном варианте содержится сразу 13 вариантов тарифов на красивые госномера. Теперь номера формата А 777 АА стоят уже от 600 тысяч до 6 миллионов рублей.
Кроме того, если ранее продажу красивых госномеров через портал Госуслуг планировалось запустить с 1 января 2021 года, то теперь речь идёт уже о запуске с 2022 года.
Изменения в ПДД с 2022 года
Новый календарный год принесет водителям России целый ряд важных изменений – предлагаем детально разобрать, какие нововведения и поправки внесли в ПДД, и также какие новые правила необходимо будет исполнять с 1 января 2022 года.
Электронные документы водителя
6 сентября 2021 года по всей России стартовал эксперимент по электронным документам водителей. С этой даты Минцифры запустило приложение «Госуслуги Авто», при помощи которого водители могут предъявлять свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) в виде QR-кода на экране телефона. Однако, так как это лишь эксперимент, сотрудники ГИБДД вправе потребовать предъявить оригинал документа.
По информации Минцифры, экспериментальный режим будет действовать до конца 2021 года. В случае внесения необходимых изменений в нормативно-правовые акты, электронный дубликат СТС в приложении может стать полноценным документом уже с 1 января 2022 года.
Следующий на очереди документ — водительские права. Их перевод в электронный вид планируется после успешного завершения эксперимента с СТС.
Также согласно Федеральному закону №336, с 1 января 2022 года закреплена возможность применения электронных перевозочных документов на автомобильном транспорте. С января 2022 года всем участникам перевозочного процесса на автомобильном транспорте (а это грузоотправители, перевозчики, грузополучатели, операторы электронного документооборота, контрольно-надзорные органы) будет предоставлена возможность обмена транспортными накладными в электронном виде через государственную информационную систему электронных перевозочных документов. Оператором системы определён Минтранс России.
Следующим этапом развития электронного документооборота на автомобильном транспорте станет перевод в электронную форму путевых листов. До конца 2021 года должен выйти законопроект, закрепляющий возможность формирования путевых листов в электронной форме.
Открытая база нарушителей ПДД
Еще в 2021 году планировался запуск открытой цифровой платформы МВД с информацией о нарушителях правил дорожного движения. В базу данных будут загружены данные о водителях, лишённых прав, а также о злостных нарушителях ПДД.
Наличие открытой базы данных позволит проверять водителей на предмет злостных и многократных нарушений, а также лишения прав. Это будет полезно, к примеру, при приёме на работу водителей в такси, в пассажирских и грузовых перевозках.
Сервис проверки данных по водительским правам есть и сейчас — он доступен на официальном сайте ГИБДД. Однако, он позволяет только факт выдачи или лишения водительских прав — информации о нарушениях ПДД там нет. Кроме того, текущий сервис не поддерживает пакетную загрузку данных, то есть при массовом наборе водителей информацию каждого придётся проверять отдельно.
Запуск базы переносится на 2022 году. Планируется, что база будет интегрирована в портал Госуслуг, а доступ к ней в первую очередь получат службы такси и каршеринга.
Медосмотр для получения прав подорожает
Еще с ноября 2019 года в России должна была измениться процедура прохождения медосмотра для получения водительских прав. Предполагалось, что при прохождении медосмотра на права придётся сдавать два дополнительных анализа:
- определение наличия психоактивных веществ в моче;
- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови.
Определение наличия психоактивных веществ в моче было призвано выявлять водителей, употребляющих наркотики. Качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови – анализ, направленный на выявление хронического употребления водителем алкоголя.
Данные анализы стоят недешёво, поэтому после их введения стоимость медсправки для водителей должна была существенно вырасти.
Поэтому, Минздрав уже неоднократно откладывал эти поправки: сперва на 1 июля 2020 года, затем на 1 января 2021 года, а прямо в канун Нового года новые правила спешно отложили ещё на год – до 1 января 2022 года.
Автоматическое лишение прав по медпоказаниям
На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа об электронном взаимодействии между МВД и Минздравом. Как говорится в пояснительной записке, на сегодняшний день отсутствие информационного взаимодействия между двумя ведомствами приводит к тому, что зачастую после выдачи водительских прав у граждан выявляют медицинские противопоказания к управлению автомобилем. Однако, такие водители продолжают управлять автомобилем, подвергая себя и окружающих опасности. В связи с этим, МВД России совместно с Минздравом подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения».
Положения законопроекта направлены на исключение возможности допуска к управлению транспортными средствами лиц, имеющих заболевания, которые являются:
- медицинскими противопоказаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими показаниями для управления транспортными средствами;
- медицинскими ограничениями для управления транспортными средствами.
Проект предусматривает законодательное закрепление информационного взаимодействия между Минздравом и МВД в электронном виде посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Оформление медицинского заключения (медсправки) планируется осуществлять в электронном виде в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения. При этом, по желанию гражданина ему может быть выдана выписка из информационной системы о результатах медицинского освидетельствования. Ожидается, что это позволят исключить медсправку из перечня бумажных документов, представляемых при получении или замене водительских прав. Подобные изменения также помогут аннулировать водительские права по медицинским показаниям.
Законопроект размещен на портале проектов нормативных правовых актов для проведения процедуры оценки регулирующего воздействия. В случае его утверждения, поправки должны вступить в законную силу с 1 марта 2021 года.
Отмена госпошлины за права
Согласно федеральному закону №105-ФЗ, в Налоговый кодекс РФ внесены поправки, освобождающие от уплаты двух видов госпошлины:
- за выдачу национального водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста) гражданам, подлежащим призыву на военную службу и прошедшим подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата, на основании удостоверений (свидетельств), подтверждающих получение гражданами соответствующей военно-учетной специальности и выдаваемых в порядке, установленном Минобороны;
- за выдачу национального водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами категории «D» и подкатегории «D1», гражданам, проходящим военную службу по призыву.
Документ вступит в законную силу с 1 января 2022 года.
Система «Народный инспектор»
Ранее в Госавтоинспекции сообщали о возможности появления в РФ системы «Народный инспектор». Предполагалось, что благодаря ей любой человек, находящийся в России, сможет зафиксировать нарушение ПДД с помощью своего смартфона и передать соответствующее видео в ГИБДД.
Президент РФ Владимир Путин поручил до 1 июня 2022 года внедрить возможность штрафовать за нарушения правил дорожного движения (ПДД) на основе фото и видео, получаемых через специальное мобильное приложение. Поручение дано правительству РФ. Кабмин также должен проработать передачу регионам отдельных полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях в области дорожного движения. Срок исполнения поручения установлен до 1 июня 2022 года.
Для обычных автомобилистов такие новые правила означают, что уже в 2022 году сообщать о нарушениях ПДД сможет любой автомобилист, подкрепив свое заявление фото и видео правонарушения, совершенного другим участником дорожного движения. Для этого необходимо будет зарегистрироваться на портале госуслуг, скачать приложение для мобильного телефона, а также указать время и координаты съемки. Планируется, что привлекать к ответственности с помощью «Народного инспектора» будут только владельцев автомобилей, которые систематически нарушают ПДД.
Ограничения для шипованных шин
Предложены следующие меры по ограничению шипованных шин:
- ввести штраф 2000 рублей за езду на шипах в летнее время;
- дать регионам возможность регулировать периоды, в которые эксплуатация шипов разрешена;
- ввести ограничения скорости для машин с шипами — 60 км/час в городе и 80 км/час за городом;
- ввести обязательный знак «Шипы» на переднем и заднем стекле, чтобы камеры могли фиксировать скоростной режим таких машин.
При этом водителей, которые передвигаются между разными регионами, от этих штрафов предлагается освободить.
Светофоры нового типа
В России в скором времени появятся светофоры нового типа. Использование таких устройств предусматривает масштабный проект поправок к правилам дорожного движения, которые разработал Минтранс.
От обычных устройств новый светофор отличается дополнительной белой секцией с пешеходом. Он указывает поворачивающим направо под зеленую стрелку водителям о том, что сначала надо пропустить пешеходов. По задумке, нововведение должно сэкономить время ожидания зеленого сигнала для всех участников движения.
Светофоры с совмещенной фазой разрешают одновременное движение пешеходов и машин, водители которых поворачивающих направо. Об этом их информирует дополнительная секция с изображением пешехода и стрелки бело-лунного цвета.
Обязательные тахографы для автобусов
С 1 января 2022 года тахографы должны быть установлены на городских автобусах категорий М2 (до 5 тонн) и М3 (свыше 5 тонн).
Такие требования указаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий».
Новые штрафы
Для водителей готовят не только целый ряд важных изменений в ПДД, а и новые штрафы, которые могут стать реальностью уже в 1 января 2022 года. Так, для автомобилистов придумали сразу несколько новых поводов для взысканий, а также решили ужесточить наказание за целый ряд нарушений. Такие нововведения содержатся в проекте измененного Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), который предлагает Минюст.
Так, новые правила ПДД, которые могут стать актуальными уже с 1 января 2022 года, предполагают такие размеры штрафов:
Нарушение | Штраф |
Езда в пьяном виде с ребенком в салоне | 50 тыс. руб. и лишение прав до 3 лет |
Управление автомобилем лицом, не имеющим права на управление ТС (повторно) | 20-30 тыс. руб. или обязательные работы 40-60 часов |
Управление автомобилем лицом, лишенным прав | 30 тыс. руб. или обязательные работы до 60 часов |
Неоднократный отказ остановить машину по требованию полиции во время погони (если это создало угрозу жизни или здоровью граждан) | 40 000 руб. |
Незаконная тонировка авто (повторно) | 5 000 руб. или лишение прав до 3 мес. |
Езда с нечитаемым или грязным номером (повторно) | 5 000 руб. или лишение прав до 3 месяцев |
Превышение скорости на 60-80 км/ч | 2-5 тыс. рублей или лишение прав до 6 мес. |
Стоянка вне специального кармана | 1 000 — 3 000 руб. |
Перевозка ребенка без автокресла | 3 000 — 5 000 руб. |
Езда по проезжей части на снегоходах, болотоходах или мотоблоках (новый штраф!) | 1 000 — 2 000 руб. |
Опасное вождение ( новый штраф! ) | 3 000 руб. |
Систематическое грубое нарушение ПДД, 3 и более нарушений в течение года ( новый штраф! ) | 10 000 – 30 000 руб. или лишение прав |
Мойка авто на газоне ( новый штраф! ) | 1 000 — 3 000 руб. |
Управление автомобилем после временного ограничения прав ( новый штраф! ) | 1 000 — 3 000 руб. |
Сброс мусора из автомобиля ( новый штраф! ) | 2 000 — 3 000 руб. |
Порядок покупки «красивых» номеров
Минэкономразвития подготовило поправки о порядке покупки красивых автомобильных номеров.
Изначально (в 2020 году) было решено, что за красивый госномер владельцу придется платить увеличенную госпошлину или же можно будет купить его на аукционе. Покупка прорабатывалась в режим онлайн, при помощи портала Госуслуг.
Тогда же были озвучены предварительные цены (от 5 до 650 тыс. рублей). Но осенью 2021 году Минэкономразвития направило пакет данных поправок на рассмотрение Правительства. В обновленном варианте содержится сразу 13 вариантов тарифов на красивые госномера. Теперь номера формата А777АА стоят уже от 600 тысяч до 6 миллионов рублей.
Кроме того, если ранее продажу красивых госномеров через портал Госуслуг планировалось запустить с 1 января 2021 года, то теперь речь идёт уже о запуске с 2022 года.