Что является страховым случаем по ОСАГО в 2022 году

Что покрывает ОСАГО: страховые и нестраховые случаи

Страховой полис ОСАГО возмещает финансовые затраты пострадавшей во время аварии стороне. До введения закона об обязательном страховании автовладелец, по вине которого пострадали имущество, здоровье или жизнь другого участника движения, платил за повреждения из своего кармана.

После появления страховых полисов ответственность за возмещение ущерба берёт на себя компания-страховщик.

Сегодня обсудим ситуации, в которых страховая готова взять на себя ремонт или оплату повреждений во время ДТП, и в которых выплаты от компании можно не ждать.

Особенности страховки ОСАГО

Полис обязан иметь каждый водитель. Точно так же, как и водительские права. Это закреплено на законодательном уровне – в Федеральном законе № 40. В том же законе перечислены и ситуации, в которых СК обязана возместить ущерб.

При этом страховка защищает от финансовых потерь всех участников ДТП:

— Виновного в аварии. ОСАГО компенсирует его затраты;

— Пострадавшего в аварии. Полис обеспечивает компенсацию на восстановление повреждённой машины или восстановление здоровья.

За что можно получить выплаты по ОСАГО

Страховые организации порой стремятся сэкономить на компенсациях. Поэтому так важно знать главные признаки, указывающие на такой страховой случай, вероятность выплаты и настаивать на возмещении ущерба.

Рассчитывайте на возмещение ущерба, когда:

  • Автомобиль, причинивший вред, имеет страховой полис;
  • Пострадавший и виновник установлены. Причинившего вред привлекают к ответственности в рамках Гражданского кодекса. А компания, в которой застрахован виновник, компенсирует пострадавшему затраты на ремонт авто и восстановление здоровья.

Сумма, покрываемая ОСАГО. Каких ждать выплат?

Сколько покрывает ОСАГО в 2022 году? Перечислим порядок цифр:

  • Максимальная выплата – 400 000 рублей, когда пострадало транспортное средство;
  • Максимальная выплата – 500 000 рублей, когда пострадали люди.

Страховщик при этом обязан возместить ущерб вне зависимости от количества страховых случаев, наступивших у застрахованного в течение всего года.

Страховой случай по ОСАГО. Примеры из жизни

Перечислим три случая, подходящих под возмещение по ОСАГО:

Юлия и Светлана

Вечером Юлия ехала по незнакомой местности, движение было оживлённым. В сумерках на дороге она не заметила яму. Колесо её автомобиля неожиданно туда попало, от чего автомобиль вынесло на встречную полосу, и он врезался в машину Светланы.

Случай Юлии и Светланы является страховым. И Светлана получает возмещение нанесённого вреда от страховой компании Юлии.

Евгений и Пётр

Новичок в вождении Евгений начал перестраиваться в правый ряд и не убедился, что справа его уже опережает автомобиль Петра. Во время совершения манёвра Евгений столкнулся с машиной Петра.

Сотрудники Госавтоинспекции признали Евгения виновным в ДТП. Ущерб в аварии Петру оплатила страховая компания.

Илья и Михаил

Илья ехал по посёлку, остановился перед пешеходным переходом, чтобы пропустить девушку с коляской. Как только девушка начала переходить дорогу, она резко развернулась и побежала назад. Илья взглянул в зеркало заднего вида, чтобы понять, что происходит за его авто и внезапно почувствовал удар в заднюю часть его автомобиля. В его машину въехал Михаил. Он отвлёкся от дороги, пытаясь увидеть знакомого на остановке, не заметил машину Ильи, и врезался в неё.

После ДТП мужчины вызвали аварийного комиссара и сотрудников ГИБДД. В результате разбирательства вина Михаила была установлена, и Илья получил компенсацию за ущерб его имуществу.

Покрывает ли ОСАГО аварию на парковке

Под страховым случаем понимается нанесение вреда машине, жизни или здоровью других участников движения в результате использования транспортного средства. Транспортное средство используют не только на дорогах, но и на прилегающих к ним территориям.

К таковым относится и паркинг в соответствии с пунктом 1.2 статьи 1 ПДД. Вот почему, несмотря на то, что авария случилась во время паркования, она причисляется к страховым случаям.

Если же на автомобиль, стоящий на парковке, с крыши упал снег, на возмещение страхового случая по ОСАГО можно не рассчитывать. Чтобы обезопасить себя от возникновения ситуаций, помимо аварийных (угонов, наводнений, возгораний и других), следует заключить договор КАСКО.

Что делать после наступления страхового случая по ОСАГО

Давайте рассмотрим порядок действий пострадавшего в ДТП, которому требуется возместить ущерб по ОСАГО. Допустим, все необходимые формальности при регистрации аварии в ГИБДД соблюдены; водитель, совершивший ДТП, признаёт вину и имеет страховой полис.

Европротокол

Если после аварии вы решили оформить её по европротоколу и не вызывать сотрудников ДПС, существует лимит по размеру компенсации. По вашему заявлению СК возмещает до 100 000 рублей за причинённый ущерб.

Вызов ГИБДД

Если авария оформлялась сотрудниками Госавтоинспекции, возьмите у них документ о ДТП.

Далее при первой же возможности подаёте заявление в страховую виновника происшествия о возмещении вреда с приложением необходимых документов.

СК признаёт страховой случай и выплачивает компенсацию либо ремонтирует автомобиль в течение 20-ти дней после получения заявления.

По новым правилам, если в аварии пострадал только автомобиль, страховая компания обязана обеспечить его ремонт. Компенсация не выплачивается деньгами.

Обратите внимание: срок исковой давности по требованию о компенсации вреда, возникшего в результате ДТП, составляет 3 года.

Когда полис не поможет: нестраховые случаи по ОСАГО

Перечислим ряд ситуаций, в которых СК вправе отказать пострадавшей стороне в возмещении ущерба:

  • В ОСАГО нарушителя не вписано транспортное средство, на котором он причинил вред. Виновник ДТП оплачивает все расходы пострадавшего сам;
  • Пострадавший требует возмещения морального вреда. Такие вопросы решаются в суде;
  • Авария произошла в ходе испытаний, обучения вождению или соревнований;
  • Виновник причинил вред природе;
  • Автомобиль получил повреждения при разгрузке либо загрузке;
  • Водитель умышленно нанёс ущерб;
  • Вред нанесён материальным ценностям;
  • ДТП случилось за границей;
  • Не достаточный пакет документов, сроки действия документов истекли;
  • Банкротство СК;
  • Во время аварии пострадавший был пьян или находился под действием наркотиков;
  • Авария произошла по причине природных катаклизмов или несчастного случая;
  • Причиной ущерба стала ядерная атака;
  • Началась война (мировая, гражданская);
  • Причиной разрушений стали народные волнения.

Повреждения есть, аварии нет. Возместит ли ОСАГО ущерб?

Если речь идёт не о бесконтактном ДТП, когда ущерб наносится в результате манёвра автомобиля, пытающегося уклониться от столкновения с другим транспортным средством, никаких выплат при повреждениях без аварии по полису ОСАГО не предусмотрено.

Вы можете дополнительно застраховать свою машину от повреждений, угона, возгорания или несчастного случая. В этой ситуации при наступлении страхового случая вы получаете компенсацию.

Некоторые страховые компании в офисах продаж навязывают подобные пакеты услуг и препятствуют автолюбителям покупать ОСАГО без «допов». Избежать этого помогает оформление электронного полиса, или е-ОСАГО.

Вся процедура делается онлайн, вы самостоятельно выбираете страховую компанию и необходимую программу страхования.

Узнать стоимость страховки вашего авто по 15-ти страховым компаниям вы можете бесплатно прямо сейчас с помощью онлайн-калькулятора.

ОСАГО: страховые случаи в 2022 году

Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО) часто оказывается жизненно важным. Автогражданка обязательна, что следует даже из самого названия данного вида страхования, а за отсутствие полиса штрафуют. С другой стороны, страховые случаи по ОСАГО вызывают живейший интерес у автомобилистов. Действительно, нам не всегда понятно, какое происшествие подпадает под определение ДТП и можно ли рассчитывать на адекватную реакцию страховщика в конкретной ситуации. Попробуем разобраться.

Что собой представляет полис ОСАГО

Из расшифровки ОСАГО следует, что полис покрывает личную ответственность автовладельца перед третьими лицами.

Страховка не распространяется ни на транспортное средство (ТС), ни на жизнь или здоровье его собственника, а защищает исключительно права пострадавших в ДТП.

Стоимость и порядок оформления определяет государство. В частности, с помощью Федерального закона No40-ФЗ от 25.04.02 г . А правила работы страховщиков регулируются Положением Центробанка No431-П от 19.09.14 г .

Стандартный срок договора – один год. Страхователь может выбрать период страхования в зависимости от сезонности использования ТС, а также количество допущенных к его управлению лиц. Ущерб потерпевшему возмещает страховщик виновника. В некоторых случаях возможно прямое возмещение (своим страховщиком).

Возможно получить компенсацию от нескольких страховых компаний (СК), если ущерб нанесен не одним участником происшествия. Выплата может быть максимальной, а число таких «максимумов» в один страховой период не ограничивается. Механизм не совсем простой, но лишь на первый взгляд.

Что по ОСАГО считается страховым случаем

В указанном выше законе №40, посвященном данному виду страхования, дано точное определение.

Страховой случай при ДТП по ОСАГО – наступление ответственности автовладельца за причиненный при использовании им ТС вред жизни, здоровью или имуществу потерпевших с последующим обязательным возмещением ущерба.

Любые случаи (независимо от числа участников), когда по закону возможны выплаты или восстановительный ремонт, считаются страховыми.

Признание случая страховым: критерии

Автовладельцу важно знать, какие случаи являются страховыми. Ведь от этого зависит дальнейшее развитие событий после совершенного дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Поэтому следует разобраться с определением ДТП и его разновидностями, так как критерии признания страхового случая тесно с ним связаны.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения (ПДД) дорожно-транспортное происшествие – это событие с участием ТС, возникшее в процессе его движения по автодороге, результатом которого стали погибшие или раненые люди, поврежденные ТС, сооружения, грузы или другой материальный ущерб. Можно сказать, первый критерий – движение, а второй – ущерб.

  • Виновника ДТП. То есть должно быть минимум два участника.
  • Страховки у виновного.

Здесь же необходимо уточнить, что считается дорогой и прилегающими территориями, на которых разрешено движение.

Список страховых случаев

Законодатели не дают конкретный перечень страховых случаев по ОСАГО, ограничились перечислением условий, не позволяющих ситуации таковой признаваться.

Итак, страховым является любой случай, при котором застрахованное лицо за рулем ТС нанесло кому-то другому вред жизни, здоровью или имуществу.

Но ведь ущерб может появиться не только в результате непосредственного контакта двух ТС. Например, если на машину упало дерево. Однако под закон об ОСАГО такой случай не попадает.

Какие случаи не признаются страховыми

В п.2 ст.6 закона №40-ФЗ и Положении Центробанка No431-П сказано, в каких случаях страховка по ОСАГО не выплачивается:

  • ДТП совершено не тем ТС, которое фигурирует в договоре.
  • За моральный вред и упущенную выгоду.
  • За ущерб во время испытаний, учебной езды или соревнований даже в предусмотренных для этих целей местах.
  • Урон нанесен перевозимым грузом.
  • Ущерб жизни или здоровью наемных работников, нанесенный при исполнении ими обязанностей, если он возмещается по другим законам.
  • Если у работодателя возникает обязанность возместить работнику убытки.
  • За причиненный самим водителем вред ТС, прицепу, транспортируемому грузу, оборудованию или какому-то другому имуществу.
  • Ущерб, возникший при погрузке или разгрузке авто.
  • Повреждены/уничтожены антикварные ценности, исторические здания, изделия из драгметаллов, объекты искусства, интеллектуальной собственности и духовного наследия.
  • Причинен вред пассажирам (имуществу, жизни или здоровью), если по закону он должен возмещаться.
  • нарушение сроков обращений, предоставление неполного пакета документов;
  • поддельный полис;
  • признание потерпевшего виновным;
  • умышленное ДТП;
  • банкротство страховщика и прочие отмеченные в договоре форс-мажоры.

Может ли наступить страховой случай без ДТП

Уже было отмечено, что покрывает полис ОСАГО. Это ответственность перед третьими лицами при непосредственном контакте или столкновении автомобилей, пешеходов и других участников дорожного движения. Можно получить выплаты и при бесконтактном ДТП, если будет доказано наличие виновника аварии. А вот наезд на препятствие страховым случаем не считается.

  • кража или угон авто;
  • вред, причиненный третьими лицами умышленно.
  • возгорание при пожаре, поджог;
  • стихийное бедствие.

Если в договоре есть такой пункт, случай будет признан страховым и можно рассчитывать на выплату.

ОСАГО на парковках и во дворах

  • Участие не менее двух ТС, одно из которых в момент события должно двигаться.
  • Наличие полисов у всех участников происшествия.
  • Установлены и виновник, и потерпевший.

Доказать вину другого участника ДТП на парковке необходимо, но это не так просто. ГИБДД часто признает обоих участников виновниками. Тогда проблемы с выплатой будут, но случай страховой. Если ДТП с велосипедистом, который виноват, вопрос о возмещении решается в добровольном порядке или через суд.

Вопросы возникают в основном в ситуациях, когда второго участника нет. Он сбежал, или ущерб причинен стихией. В первом случае участника ДТП будут искать, а потом решать вопрос с возмещением. Во втором – придется доказать, что ущерб причинен во время движения. Но делать это придется уже в суде. Так же, как и в ситуации, если попадет камень в лобовое стекло из-под колеса проезжающей мимо или двигающейся впереди машины.

Действия при страховом случае

  1. Действовать согласно ПДД.
  2. Сообщить другим участникам происшествия данные своего полиса и получить сведения об их ОСАГО (номера, наименования и реквизиты СК).
  3. Получить справку о ДТП.
  4. Сообщить страховщику о страховом случае и действовать согласно его указаниям.
  5. Собрать пакет документов, написать заявление и направить в СК.
  6. Дождаться решения о возмещении.

Сегодня можно оформить страховой случай без ГАИ – если ущерб небольшой и участники смогли договориться. Бланк европротокола (извещения о ДТП) выдается вместе с полисом. Заполняется от руки на месте. Вместе с необходимыми документами отправляется страховщику в течение 5 дней.

В течение 10 суток с момента ДТП поврежденное авто требуется предоставить страховщику для осмотра и экспертизы. То есть первые 15 дней после происшествия ремонтировать его нельзя.

О выплатах по ОСАГО

СК сейчас не обязаны компенсировать ущерб деньгами. В каком случае выплаты, а в каком ремонт, решает страховщик – самостоятельно или со страхователем. Обычно решение на выплаты принимается, если:

  • ТС уничтожено полностью.
  • Стоимость восстановления превышает установленный законом лимит, но владелец доплачивать не хочет.
  • Страховщик не может организовать ремонт.
  • СК обанкротилась/потеряла лицензию;
  • виновник не установлен, не застрахован или не имел права управлять машиной.
Читайте также:  Карта МИР для пенсионеров в Сбербанке: условия

Сроки выплат не должны превышать 20 или 30 суток, если потерпевший по письменному заявлению организует ремонт своими силами. Решение о возмещении может быть отсрочено на неопределенный срок, если в связи с происшествием ведется уголовное расследование или виновник в розыске.

Акт о страховом случае по ОСАГО при необходимости позволит доказать факт наступления страховой ситуации и порядок расчета компенсации. По требованию страхователя документ выдается в течение 3 дней.

Если СК отказывает в выплатах

  1. Отправьте жалобу в РСА или Банк России.
  2. Подайте судебный иск в райсуд по месту нахождения СК.

Если отказ будет признан необоснованным, страховщика обяжут выплатить компенсацию. Причем он заплатит еще неустойку (1% от страховой суммы) и пеню (0.05% за день просрочки).

Выводы

  • Хотя конкретный список страховых случаев законодательно не закреплен, перечень ситуаций, когда СК могут отказать в возмещении ущерба по ОСАГО, не так уж велик.
  • При наличии дополнительного соглашения можно получить выплаты по страховому случаю, не связанному с ДТП.
  • Полис действует во дворах и на парковках, если будет доказано, что произошло дорожно-транспортное происшествие.
  • При наступлении страхового случая нужно его правильно оформить и своевременно известить о произошедшем СК.
  • Оспорить отказ страховщика по выплатам или их размер можно в РСА, Банке России или суде.

ОСАГО: страховой случай. Видео

Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.

Увеличение стоимости ОСАГО с 9 января 2022 года

Данный документ рассказывает о том, как должна рассчитываться стоимость страховки ОСАГО для каждого водителя, а также устанавливает различные коэффициенты, оказывающие влияние на итоговую стоимость полиса.

В данной статье речь пойдет о том, на сколько изменилась стоимость ОСАГО с 9 января 2022 года:

Если Вы не хотите вникать в тонкости всех обновленных коэффициентов, а просто хотите выяснить, сколько будет стоить Ваша страховка в 2022 году, то воспользуйтесь разделом “Калькулятор ОСАГО”:

Калькулятор обновлен с учетом последних изменений законодательства и с его помощью Вы можете быстро выяснить стоимость страхового полиса.

Информация о нормативном документе

2022.01.12 Указание Банка России “О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств” опубликовано на официальном сайте Банка России 29 декабря 2021 года. Документ вступил в силу с 9 января 2022 года, однако некоторые его пункты начнут действовать только с 1 апреля 2022 года.

Примечание. В данной статье рассматриваются только нововведения от 9 января 2022 года. Изменения от 1 апреля 2022 года будут рассмотрены в одной из следующих статей на pddmaster.ru.

В первую очередь нужно сказать о том, что не смотря на то, что Банк России издал абсолютно новое Указание №6007 и одновременно с этим отменил предшествующее Указание №5515, многие принципы для расчета стоимости ОСАГО остались прежними.

Например, формулы для расчета стоимости ОСАГО остались прежними, они включают в себя те же самые коэффициенты. Однако сами коэффициенты обновлены и об этом речь пойдет ниже.

Базовые ставки страховых тарифов с 9 января 2022 года

В первую очередь рассмотри новые базовые ставки страховых тарифов:

Транспортное средствоБыло
min – max
Стало
min – max
Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы625 – 1 548438 – 2 013
Транспортные средства категорий “B”, “BE” юридических лиц1 646 – 3 4931 152 – 4 541
Транспортные средства категорий “B”, “BE” физических лиц, индивидуальных предпринимателей2 471 – 5 4362 224 – 5 980
Транспортные средства категорий “B”, “BE” используемые в качестве такси2 877 – 9 6192 014 – 12 505
Транспортные средства категорий “C” и “CE” юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее2 246 – 6 0641 572 – 7 884
Транспортные средства категорий “C” и “CE” юридических и физических лиц с разрешенной максимальной массой более 16 тонн3 382 – 9 1312 367 – 11 871
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц с числом пассажирских мест до 16 включительно2 134 – 4 1651 494 – 5 415
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц с числом пассажирских мест более 162 667 – 5 2051 867 – 6 767
Транспортные средства категорий “D” и “DE” юридических и физических лиц используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок3 905 – 7 3993 714 – 7 762
Троллейбусы2 134 – 4 0442 029 – 4 242
Трамваи1 331 – 2 5211 266 – 2 645
Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации872 – 1 952610 – 2 538

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным – которые увеличились.

Напомню, что значения ТБ устанавливают “коридор”, в пределах которого страховые компании могут сделать выбор. Причем, начиная с 24 августа 2020 года страховые могут не просто выбрать одно значение базовой ставки ТБ для всех транспортных средств, а выбрать различные значения для различных групп транспорта. Однако, как с этим обстоит дело на практике, не вполне понятно, т.к. при расчете стоимости ОСАГО страховые компании не дают информации о том, по какому принципу выбран базовый тариф для страхового полиса. Водителя просто ставят перед фактом, что тариф будет именно таким.

Вернемся к приведенной выше таблице. Если говорить коротко, то коридор, в пределах которого страховые компании могут делать выбор, расширен в обе стороны. То есть минимальные размеры коэффициента уменьшены, а максимальные – увеличены.

Если же более внимательно изучить таблицу, то можно заметить, что коридор значения ТБ расширен на:

  • 5% – для трамваев, троллейбусов и автобусов, используемых для регулярных перевозок пассажиров;
  • 10% – для личных автомобилей категории B;
  • 30% – для всех остальных транспортных средств.

То есть, если рассматривать изменение базового тарифа применительно к личному легковому автомобилю, то в самом плохом варианте страховка может подорожать на 10%. С другой стороны, она может и подешеветь на 10%. Однако страховые компании крайне редко устанавливают минимальное значение базового тарифа.

Обновление территориальных коэффициентов КТ с 9 января 2022 года

С 9 января 2022 года введена новая таблица территориальных коэффициентов, которая показывает зависимость стоимости страховки от региона, в котором зарегистрировано транспортное средство. Поскольку таблица территориальных коэффициентов имеет очень большой размер, в рамках данной статьи я не будут приводить ее полную версию. При желании Вы можете ознакомиться с ней самостоятельно:

Здесь рассмотрим лишь основные тенденции нововведений.

Если говорить коротко, то территориальные коэффициенты обновлены по следующему правилу:

  • немного увеличены, если старое значение было меньше 1;
  • остались прежними, если старое значение равно 1;
  • немного уменьшены, если старое значение было больше 1.

Однако есть несколько городов-исключений, для которых коэффициент КТ вообще не изменился:

Владивосток1,36
Комсомольск-на-Амуре1,27
Новосибирск1,63

Новый коэффициент КО для “открытой” страховки физических лиц

Следующее изменение затронуло коэффициент, который используется при расчете стоимости “открытой” страховки, то есть страховки, которая позволяет сесть за руль абсолютно любому водителю:

N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средствомКоэффициент КО
123
1Да1
2Нет1,94 – для физических лиц;
1,97 – для юридических лиц
N
п/п
Ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средствомКоэффициент КО
123
1Да1
2Нет2,32 – для физических лиц;
1,97 – для юридических лиц

С 9 января 2022 года изменился коэффициент только для открытой страховки физических лиц. Новое значение – 2,32, то есть коэффициент увеличился сразу на 20 процентов.

Так что открытая страховка подорожала сразу на 20 процентов.

Новые коэффициенты возраста и стажа (КВС)

С 9 января 2022 года обновлена и таблица коэффициента КВС, который изменяет стоимость полиса в зависимости от возраста и стажа водителей:

NСтаж, лет
Возраст, лет
123-45-67-910-14более 14
12345678910
116-212,271,921,841,651,62
222-241,881,721,711,131,101,09
325-291,721,601,541,091,081,071,02
430-341,561,501,481,051,041,010,970,95
535-391,541,471,461,000,970,950,940,93
640-491,501,441,430,960,950,940,930,91
750-591,461,401,390,930,920,910,900,86
8старше 591,431,361,350,910,900,890,880,83

Примечание. Зеленым цветом в таблице выделены значения, которые стали меньше, красным – которые увеличились.

Большая часть коэффициентов в таблице обновлена, причем обновления имеют самую разную величину. Где-то коэффициент изменился всего на 0,01, а где-то – довольно значительно.

Самое большое увеличение стоимости страховки произошло для водителей младше 21 года, которые не имеют стажа – 18 процентов.

Больше всего страховка подешевела для водителей старше 59 лет, имеющих стаж вождения 2 года – на 12 процентов.

Расчет стажа для водителей, не имеющих российских прав

С 9 января 2022 года введено и еще одно важное изменение, на которое мало кто обратил внимание. В новом Указании Банка России отсутствует следующее примечание:

2. Стаж водителей, не имеющих российского национального водительского удостоверения, принимается равным нулю.

И это означает, что в 2022 году страховые компании должны учитывать стаж, указанный в иностранных водительских удостоверениях.

Напомню, что с 5 сентября 2020 года по 9 января 2022 года стаж водителей, имеющих только иностранное водительское удостоверение, принимался равным 0. И это вынуждало водителей получать российские удостоверения, т.к. переплата за страховку получалась весьма существенной. В 2022 году такой проблемы быть не должно.

На сколько подорожала страховка с 9 января 2022 года?

На данный вопрос невозможно дать однозначный ответ. Ведь есть множество индивидуальных факторов, влияющих на стоимость каждого конкретного полиса. Однако, чтобы понять общую тенденцию, проведем расчет для пары примеров.

Пример 1. Андрей получил первое водительское удостоверение в конце 2021 года, его возраст – 18 лет. Андрей живет в Москве, а его страховая компания выбирает максимальное значение из коридора базового тарифа.

В этом случае стоимость страховки вырастет на:

ТБнов / ТБст * КТнов / КТст * КВСнов / КВСст =
= 5 980 / 5 436 * 1.8 / 1.9 * 2,27 / 1,93 = 1.226

То есть страховка подорожала на 22,6%.

Получается, что для начинающего водителя страховка подорожает довольно существенно. Причем это также относится и к автомобилям, где начинающий водитель вписан в страховку в качестве дополнительного водителя. То есть, с 9 января 2022 года вписать в полис ребенка, который недавно сдал на права, стало гораздо дороже.

Пример 2. Борис является опытным водителем, его стаж вождения составляет 15 лет, а возраст – 35 лет. Борис живет в Твери, а его страховая компания решила не менять значение из коридора базового тарифа.

В этом случае стоимость страховки уменьшится на:

КТнов / КТст * КВСнов / КВСст =
= 1.4 / 1.45 * 0,93 / 0,94 = 0.955

То есть страховка подешевела на 4,5%.

Так что для опытных водителей страховка может стать дешевле, однако не намного.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что это только общие тенденции изменения стоимости страховки. Итоговая стоимость конкретного полиса зависит от нескольких факторов и если Вы хотите ее вычислить, то рекомендую воспользоваться обновленным калькулятором ОСАГО:

В заключение хочу отметить, что с 1 апреля 2022 года в нормативные документы будут внесены еще несколько изменений, связанных с расчетом стоимости ОСАГО. Речь идет об изменении коэффициента КБМ, зависящего от того, как часто водитель становится виновником дорожно-транспортных происшествий. Данное нововведение рассмотрено в отдельной статье на pddmaster.ru.

А что Вы думаете по поводу очередного изменения стоимости ОСАГО? Напишите об этом в комментариях к данной статье.

Удачи на дорогах!

эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).

Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого

Банк России предложил дополнительно расширить границы тарифного коридора по ОСАГО. Соответствующий проект указания опубликован на сайте ведомства для общественного обсуждения. Как объясняет регулятор, изменения позволят страховым компаниям снижать тарифы для безаварийных автомобилистов с хорошей историей и увеличивать стоимость страховки для водителей с повышенным уровнем рисков. Предложения по проекту будут принимать до 8 ноября. Эксперты считают, что действующих тарифов достаточно. Разбираемся, для кого может подорожать полис ОСАГО.

Для кого и на сколько может подорожать ОСАГО

Для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составит 10%. Для общественного транспорта, включая автобусы, совершающие регулярные перевозки пассажиров, троллейбусы и трамваи — 4,9%. Для других категорий транспортных средств, в частности для такси, — 30%. Таким образом, чтобы посчитать свой тарифный коридор водителям-частникам нужно прибавить вычесть и прибавить 10% с обеих сторон. А для таксистов — вычесть и прибавить по 30%.

Также Банк России планирует пересмотреть коэффициенты в зависимости от возраста и стажа водителя, а также коэффициенты за аварийность — КБМ. «В результате для взрослых и опытных водителей дополнительная скидка составит до 8%, для аккуратных и безаварийных — еще до 8%. Молодые и неопытные водители и лихачи будут платить больше. Кроме того, будет проведена дополнительная калибровка региональных коэффициентов», — сообщил регулятор.

Читайте также:  Налоговый вычет « Мое право

Коэффициент страховых тарифов в зависимости от характеристик (навыков) допущенных к управлению транспортным средством водителей

Согласно новым расчетам, если водитель в течение года три раза попадет в ДТП, цена полиса для него возрастет в четыре раза. До этого момента она увеличивается в три раза. При этом при безаварийной езде скидка будет 54% вместо действующих сейчас 50%.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) идею поддержали, назвав ее новым шагом в индивидуализации тарифов ОСАГО. «Он знаменует начало третьего этапа реформирования тарифов. Первые два убедительно показали, что индивидуализация тарифов усиливает конкуренцию между страховщиками, в результате чего стоимость ОСАГО для безаварийных водителей снижается», — заявил президент РСА Игорь Юргенс.

Новости 16 октября 2021 Как починить машину после ДТП без ОСАГО. Разбор

Статьи 24 сентября 2021 Изменения в системе ОСАГО: водителям рассказали, к чему готовиться

По его словам, после начала реформы средняя стоимость полиса ОСАГО снизилась в 2019 году на 5% и с тех пор остается на одном и том же уровне, «несмотря на резкий рост стоимости запчастей, который давит на тариф».

«Мы рассчитываем, что по итогам третьего этапа реформы ОСАГО станет еще удобнее для автовладельцев, а безаварийные автовладельцы по-прежнему будут ощущать выигрыш в цене», — сказал Юргенс.

Расширение тарифов будет продолжаться

Важно, что продвигаемые изменения не учитывают обсуждаемые страховым сообществом планы повысить выплаты по жизни и здоровью с 500 тыс. руб. до 2 млн руб., отменить учет износа запчастей при ремонте и отменить территориальные коэффициенты.

На этом основании страховщики ранее уже предложили расширить тарифы. Так, ранее Юренс объяснял, что тарифный коридор в ОСАГО необходимо расширять по причине роста цен на запчасти для ремонта, а также обсуждаемого повышения выплат по жизни и здоровью.

«Для нормализации ситуации требуется расширение тарифного коридора как минимум на 10-20% до конца года или хотя бы принятие точечных тарифных решений для проблемных транспортных сегментов и регионов», — говорил Юргенс Интерфаксу. Еще одна причина расширения коридора — убыточность в сегменте такси. Чтобы нивелировать убытки тариф, по расчетам РСА, надо расширять уже на 40%.

Однако, как уточнили представители страхового сообщества — поправки Центробанка идут отдельно и обсуждаемых льгот не касаются. Именно на это обратили внимание эксперты в беседе с Autonews.ru. Вместе они делают вывод о том, что волн расширения тарифов в итоге будет несколько.

Как заявил Autonews.ru вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, рост цен на ОСАГО за расширением тарифного коридора «следует всегда».

«Автомобилисты ни разу не видели понижения тарифа. Банк России хочет поднять стоимость ОСАГО, причем выше уровня инфляции. Самый большой удар приходится по таксистам. Мы сейчас проводим исследование роста тарифов для парков и уже видим по ряду регионов рост в два раза за год. Плюс к тому, таксисты массово жалуются на невозможность покупки полиса, страховые отказываются его оформлять, несмотря на все угрозы Банка России. Под ударом и каршеринг, где аварийность падает, но тарифы хотят поднять на 30%», — считает Шапарин.

Также эксперт напомнил о том, что ранее страховщики обещали, что рост цен будет компенсирован водителям отменой ряда повышающих коэффициентов. Однако теперь об этом и речи не идет. «Аккуратные водители и так получают скидки из-за КБМ. Таким образом, Банк России ничем не компенсирует водителям этот рост. Страховые компании же получат сверхприбыли: они и сейчас выплачивают намного меньше точки безубыточности в 76% от сборов, получая ежегодно десятки миллиардов рублей дополнительной выгоды. Теперь получат еще больше», — констатировал Шапарин.

Юрист в области автострахования Илья Афанасьев считает, что Центробанк получил больше возможностей для изменения тарифов на ОСАГО после ослабления контроля со стороны Минэкономразвития. «Теперь, получается, будет новая волна повышения тарифов, а за ней — новая, о которой говорили в РСА под предлогом повышения выплат по жизни и здоровью», — считает эксперт.

Юрист Сергей Беляков выразил сожаление по поводу возможных изменений: «Вместо ожидаемой отмены территориальных коэффициентов и привязки к мощности мотора идет подмена понятий про возраст и аварийность. Зачем снижать текущую премию? Сомневаюсь, что это произойдет, а вот подорожание случится. Где отмена износа, где рост выплат по жизни и здоровью?»

В РСА с аргументами экспертов не согласны. Там заявили, что по итогам 9 месяцев 2021 года средняя премия по ОСАГО осталась неизменной. «Средняя премия по ОСАГО составила 5 551 руб., что практически точно совпадает с размером средней премии по итогам аналогичного периода прошлого года — 5 525 руб. Количество заключенных за этот период договоров обязательной автогражданки выросло по сравнению с 9 месяцами прошлого года на 7%, с 29,1 млн до 31,2 млн штук», — сообщил Юргенс. — Соответственно, увеличилась на 8% и общая сумма начисленной премии: по итогам 9 месяцев 2021 года этот показатель был равен 173,1 млрд руб., тогда как годом ранее он составлял 160,8 млрд руб.».

По данным РСА, также выросло количество заявленных и урегулированных убытков. Заявлено было 1,38 млн убытков, что на 14% больше, чем годом ранее (1,21 млн). Урегулировано было 1,45 млн убытков, что на 9% больше прошлогоднего показателя (1,33 млн). Совокупные выплаты выросли на 4%, с 99,5 до 103,7 млрд руб.

Ремонт машины по ОСАГО в 2022 году

ОСАГО – это соглашение обязательного страхования, которое обязаны заключать все владельцы автотранспортных средств, зарегистрированных в РФ. При неисполнении соответствующей обязанности наступает ответственность в виде штрафа 800 рублей (ч. 2 ст. 12.37. КоАП). Полис, купленный собственником авто, позволит ему не платить за урон, нанесенный автомобилям или здоровью граждан РФ в ДТП. В 2022 году этим лицам (чье имущество было повреждено) страховщик виновника аварии выплатит или денежную компенсацию, или даст направление на ремонт.

Нормативная база

Законодательство об организации и проведении восстановительного ремонта автотранспортных средств состоит из:

    от 25 апреля 2002 года (далее – Закон № 40);
  • Правил обязательного страхования…, содержащихся в Положении Центробанка № 431-П от 19 сентября 2014 года (далее – Правила № 431);
  • Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года.

Как отремонтировать автомобиль по ОСАГО?

Пошаговая инструкция по получению страхового возмещения в виде ремонта по ОСАГО в 2022 году от начала и до конца процедуры:

  • сначала оформляется само ДТП, то есть происходит выполнение обязанностей, предусмотренных в п. 2.5., 2.6. и 2.6.1. ПДД – остановка автомашины, включение “аварийки”, оказание первой медпомощи раненым (если таковые есть), освобождение проезжей части для исключения вероятности создания помех иным авто;
  • оформление документов о ДТП по европротоколу или с участием работников Госавтоинспекции (случаи, когда можно оформить по европротоколу – ущерб авто не более 100 тысяч рублей, отсутствуют раненые или погибшие, в аварии приняли участие только два автотранспортных средства, и между водителями этих 2 ТС не имеется разногласий относительно случившегося, и у обоих автовладельцев есть полисы ОСАГО ст. 11.1. ФЗ № 40);
  • сбор необходимых документов (см. п. 3.10. и п. 4.13. Положения ЦБ № 431-П – паспорт, бланк извещения об аварии, протокол, или постановление о привлечении виновника к ответственности по КоАП, или постановление об отказе его привлечения к наказанию, доверенность – если обращается представитель страхователя, ПТС или СТС, заключение независимой экспертизы, если таковая производилась, квитанция, подтверждающая оплату услуг эвакуатора – если осуществлялась эвакуация);
  • подача бланка извещения, заявления и документов в свою страховую фирму (при наличии права на прямое возмещение убытков – ст. 14.1. ФЗ № 40) или в страховую виновника (в иных случаях) в 5-дневный срок (если ДТП оформлялось по европротоколу) или в течение 3 лет (если с участием ГИБДД);
  • предоставление поврежденного авто страховщику для осмотра (это нужно сделать не позднее 5 дней после подачи заявления, документов и бланка извещения – ч. 10 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание получения результатов независимой экспертизы (если таковая будет проводиться — ч. 12 ст. 12 ФЗ № 40);
  • ожидание принятия решения страховщиком относительно ремонта и (или) выплаты финансовых средств в сроки, указанные в п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – то есть, в общем случае, 20 дней (либо 30, если страхователь решил отремонтировать поврежденный автомобиль на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен договор, и страховщик согласился на такое);
  • передача поврежденного ТС на станцию техобслуживания, указанную в направлении;
  • получение отремонтированного ТС по окончании проведения ремонта по ОСАГО, осуществляемого в сроки, определяемые по соглашению сторон, но не более срока, представленного в п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П (то есть не более 30 рабочих дней);
  • при наличии претензий к качеству осуществленного ремонта – решение спора со страховой в порядке, установленным в Главе 5 Положения ЦБ № 431-П (то есть подается досудебная претензия, которую страховая фирма обязана рассмотреть за 10 дней, если не рассмотрит, либо же вынесет решение не в пользу страхователя, тогда последний будет вправе решить спор в порядке судебного делопроизводства).

Когда осуществляется ремонт по ОСАГО, а когда выплата средств?

На основании п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П, нельзя выбрать денежно-финансовую компенсацию, если страховой случай произошел с автомобилем, который:

  • относится к категории легковых ТС;
  • находится в собственности физлица;
  • зарегистрирован на территории РФ.

Но есть исключения. То есть деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году можно получить в том случае, если:

  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший в результате аварии умер, либо же ему был нанесен средний или тяжкий ущерб здоровью;
  • пострадавший – инвалид;
  • цена ремонта составляет 400 тыс. рублей или свыше;
  • между потерпевшим и страховой фирмой просто есть соответствующая договоренность о том, что все-таки делается выплата деньгами, а не выдается направление на ремонт по ОСАГО;
  • у страховщика вообще нет заключенных соглашений ни с одной станцией, где производится ремонт;
  • страхователь в заявлении на заключение договора ОСАГО указал, на какой СТО он хочет организовать ремонт, но страховая фирма не смогла по каким-либо причинам дать направление туда уже при возникновении страхового события, и поэтому дает направление на другую станцию, а страхователь попросту отказывается от ремонта на этой другой СТО (отказ в данном случае – полное право потерпевшего, и при наличии такого отказа выплачиваются деньги, то есть ремонта не будет – аб. 2 ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40).

Когда нужна независимая экспертиза?

В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.

При этом в 2022 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).

Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).

Куда отправляют на ремонт по ОСАГО в 2022 году?

На основании аб. 5 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40, в 2022 году страховщик направляет страхователя на ремонт по ОСАГО на одну из СТО, с которыми у него оформлен договор. Если таких СТО, удовлетворяющих требованиям, представленным в Главе 6 Положения ЦБ № 431-П, несколько, то страховщик выбирает любую из них (кроме некоторых исключений).

Исключений в 2022 году всего 2 (то есть ситуаций, когда страхователь сам может выбрать конкретную станцию техобслуживания):

  • при заключении соглашения ОСАГО страхователь выбрал из предложенного страховщиком перечня СТО какую-либо конкретную станцию (тогда ремонт будет осуществлен именно на ней) (ч. 3.1. ст. 15 ФЗ № 40);
  • если страхователь в письменной форме уведомил страховщика (уже после ДТП) о желании провести ремонт на СТО, с которой у страховой фирмы не заключен соответствующий договор, и страховщик удовлетворил такое ходатайство (ч. 15.3. ст. 12 ФЗ № 40).

Порядок проведения ремонта

В ФЗ № 40 и Положении ЦБ № 431-П ничего не сказано про то, как именно осуществляется ремонт по ОСАГО. В том числе, и не говорится о том, какие документы нужно предоставить на СТО (кроме направления), может ли страхователь осуществлять промежуточный контроль ремонтных работ в период с начала и до конца их проведения или нет.

Юристы портала avto-praktik.ru выяснили, что проведение восстановительных работ по ОСАГО в 2022 году осуществляется по следующему алгоритму:

  1. страхователь получает направление на ремонт по ОСАГО;
  2. самостоятельно прибывает на указанную в направлении станцию техобслуживания (или отдает ТС страховщику для транспортировки на СТО, если авто не на ходу);
  3. загоняет машину в бокс и предъявляет специалисту-технику направление, а также иные документы на машину по требованию;
  4. ожидает, пока страховщик исполнит обязанность, указанную в аб. 3 п. 4.17.1. Положения ЦБ № 431-П – то есть проинформирует о том, что ТС отремонтировано и готово к выдаче;
  5. приезжает на станцию и осматривает результаты работы;
  6. подписывает акт приема-передачи, если свою работу СТО выполнило качественно и нет претензий (если претензии есть, подписывать акт приема-передачи не нужно).
Читайте также:  Справка о доходах 2-НДФЛ и её правильное заполнение

Сроки проведения ремонта

В силу аб. 13 п. 4.17. Положения ЦБ № 431-П, срок ремонта по ОСАГО в 2022 году определяется потерпевшим и СТО по согласованию между собой. Согласованный данными сторонами срок СТО указывает в направлении на ремонт, которое принесет потерпевший при передаче поврежденного ТС на станцию.

Законодательством ограничивается максимальный срок ремонта. На основании п. 6.1. Положения ЦБ № 431-П, этот срок составляет 30 суток и исчисляется с того момента, как потерпевший передаст ТС на станцию (или передаст страховщику для организации транспортировки, если машина не на ходу).

То есть стороны могут договориться, что ремонт по ОСАГО будет осуществлен за 2, 3, 5, 10 дней и др., но в любом случае не более 30 суток, так как стоит ограничение в законодательстве.

Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?

Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:

  • повреждена легковая машина;
  • она зарегистрирована в РФ;
  • собственник – физлицо.

Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2022 году будет делаться ремонт автомобиля.

Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году получится если:

  • у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
  • машина не подлежит восстановлению;
  • потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
  • потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
  • цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
  • страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
  • потерпевший – инвалид;
  • ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.

Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2022 году на практических примерах:

  • машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
  • авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
  • машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.

Сроки выплат

В случае, если производится не ремонт, а денежная выплата, то срок ее осуществления регламентируется п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П – 20 календарных суток с момента получения страховщиком заявления на возмещение, документов, бланка извещения о ДТП и др.

При этом до истечения указанного срока страховщик именно обязан осуществить выплату, то есть выдать ее в кассе или перечислить безналичным путем на указанные страхователем в заявлении реквизиты, о чем прямо сказано в аб. 2 п. 4.22. Положения ЦБ № 431-П.

Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?

Доплачивать за ремонт по ОСАГО в 2022 году страхователю ничего не нужно (по общему правилу), так как, в соответствии с п. “б” ч. 18 ст. 12 ФЗ № 40, страховщик обязан оплатить станции техобслуживания траты, связанные с восстановлением машины до состояния, в котором она пребывала до наступления страхового случая.

На основании ч. 19 ст. 12 ФЗ № 40, в указанные расходы включаются:

  • материалы, запасные части (при этом ставятся новые детали, то есть бывшие в употреблении устанавливать нельзя – аб. 3 ч. 15.1. ст. 12 ФЗ № 40);
  • оплата услуг работников СТО.

Однако, на основании аб. 7 ч. 17 ст. 12 ФЗ № 40, если стоимость ремонта свыше 400 тыс., тогда страховщик обязан спросить страхователя – согласен ли он доплатить. Если согласен, сумма такой доплаты указывается в направлении. Если не согласен, тогда ремонта не будет, а выплатят денежную компенсацию (п. “д” ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40).

Если машина на гарантии

Завод-изготовитель машины несет ответственность за заводской брак или производственный дефект в течение гарантийного срока, составляющего, как правило, 3 года или 100000 км пробега (в зависимости от того, что наступит раньше).

К сожалению, официальные представители крупных производителей автомобилей едины в своем мнении – если будет выявлена причинно-следственная связь между проведением ремонта не у официального дилера, а в сторонней автомастерской, и возникшей в автомобиле неисправностью, которая имеет не заводское происхождение, то устранение именно этой неисправности не будет осуществляться по гарантии.

Как видим, если по ремонту ОСАГО был заменен, например, бачок стеклоомывателя, то по гарантии его потом заменить уже будет нельзя. Остальные, неменявшиеся детали – можно.

Все вышесказанное не распространяется на ТС, с года выпуска которых прошло менее 2 лет (п. 6.3. Положения ЦБ № 431-П) – их обязаны восстанавливать после ДТП по ОСАГО только у официальных дилеров, которые управомочены ремонтировать эти ТС по гарантии.

Что делать если ремонт по ОСАГО сделали плохо?

Ремонт по ОСАГО в 2022 году делает станция техобслуживания согласно условиям договора между страховщиком и СТО. Непосредственно страхователь в этих правоотношениях не участвует.

Поэтому, при некачественно произведенных работах, предъявлять претензии к СТО нельзя. Все недовольства нужно высказывать именно страховщику.

На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40, досудебный (претензионный) порядок является обязательным. То есть сначала подается претензия в страховую, а потом (если страховщик не удовлетворит требования, содержащиеся в ней, или попросту проигнорирует саму жалобу), то уже можно обращаться в суд.

Срок подачи претензии ни ФЗ № 40, ни Положением ЦБ № 431-П не регламентируется. Сказано лишь про срок ее рассмотрения страховщиком – 10 календарных дней (кроме праздничных нерабочих). Вероятно, что подавать нужно в разумный срок (а лучше – сразу после обнаружения недостатков ремонта).

Претензию, в силу последнего абзаца п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П, можно:

  • отправить по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
  • послать через электронную почту, указанную на официальном сайте страховой фирмы в телекоммуникационной сети “Интернет”;
  • вручить лично страховщику в офисе под расписку.

Жалоба на ремонт по ОСАГО в обязательном порядке должна содержать существенные условия, указанные в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Здесь можно скачать образец претензии к страховой по ОСАГО, соответствующей всем законодательным требованиям.

До истечения срока для рассмотрения жалобы (10 дней) страховщик обязан осмотреть ТС, а потерпевший – представить машину на осмотр. В ходе осмотра и будет сделан вывод – действительно ли есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Вывод будет документально закреплен в акте осмотра, составляемом в трех экземплярах, один из которых вручается представителю СТО.

Порядок обращения в суд с жалобой на страховую

Если страховая компания по результатам рассмотрения претензии вынесла решение не в пользу страхователя, последний приобретает право на судебное решение вопроса.

Процесс подачи искового заявления, перечень документов, прилагаемых к нему, и другие нюансы, регламентируются действующим гражданско-процессуальным законодательством (ст. 131, 132 ГПК).

Общая процедура выглядит следующим образом:

  1. определение подведомственности (см. ст. 23 и 24 ГПК);
  2. определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
  3. оформление полномочий представителя согласно ст. 53 ГПК (если дело планируется решать в суде не лично, а через свое доверенное лицо);
  4. уплата государственной пошлины за подачу иска, размер которой определяется из цены исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
  5. ожидание принятия судьей иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
  6. осуществление действий, которые могут быть выполнены сторонами спора при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
  7. непосредственно участие в судебных заседаниях (Глава 15 ГПК);
  8. заслушивание решения суда (ст. 193 ГПК) и, при несогласии с ним – подача апелляционной жалобы в порядке, установленным Главой 39 ГПК.

Заключение

Итак, законодательством об ОСАГО установлено право некоторых категорий страхователей выбрать – натуральное или денежное возмещение. Если осуществляется ремонт по ОСАГО в 2022 году, то он должен быть завершен в срок не более 30 дней. Претензионный порядок урегулирования разногласий между страховщиком и страхователем по поводу осуществленного ремонта является обязательным.

Что изменилось в расчётах ОСАГО в 2022 году

С января 2022 года вступило в силу указание Центробанка о новых тарифах и коэффициентах ОСАГО. Рассказываем, что изменилось и сколько теперь стоит полис для личного легкового автомобиля.

Краткий обзор изменений в ОСАГО:

  1. Тарифный коридор для легкового транспорта расширился на 10% вверх и вниз и составляет теперь от 2224 ₽ до 5980 ₽.
  2. ОСАГО можно будет оформить дешевле, например жителям Москвы и Казани. Сэкономят, как обычно, также аккуратные водители, не попадавшие в ДТП. Максимальная экономия может достигать 56%.
  3. Коэффициент для лихачей, регулярно нарушающих ПДД, повысится сразу почти на 1,5 балла — с 2,45 до 3,92.

От чего зависит цена ОСАГО

Стоимость полиса зависит от базового тарифа и нескольких коэффициентов, которые регулярно обновляются. Данные, актуальные на 2022 год, закреплены в Указании Центробанка.

В 2022 году страховые компании назначают индивидуально для каждого водителя базовую сумму в диапазоне от 2224 ₽ до 5980 ₽.

Базовый тариф умножается на коэффициенты:

  • бонус-малус (КБМ), зависящий от аккуратности езды водителя;
  • территориального использования транспорта (КТ);
  • количества допущенных к управлению водителей (КО);
  • их возраста и стажа вождения (КВС);
  • мощности двигателя машины (КМ).

Значения первых четырёх коэффициентов в 2022 году меняются, и только коэффициент мощности остаётся прежним.

В статье мы говорим о стоимости полиса для личного легкового автомобиля. Для другого транспорта, в том числе такси, грузовиков, авто юридических лиц, тарифы выше. Найти их можно в Указании Центробанка.

Сколько в 2022 году составит коэффициент бонус-малус (КБМ)

До 1 апреля 2022 года КБМ не изменится, и его базовое значение по-прежнему составит 1. Базовый КБМ присваивают начинающим водителям. Далее это значение корректируют в большую или меньшую сторону в зависимости от того, происходили по вине водителя аварии или нет.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей, которые ни разу не попадали в ДТП за 10 лет, — 0,5, максимальное для злостных нарушителей — 2,45.

С 1 апреля 2022 года базовый КБМ составит 1,17.

Минимальное значение для самых аккуратных водителей уменьшится с 0,5 до 0,46. То есть для водителей, по вине которых в последние 10 лет не произошло ни одного ДТП, максимальная скидка на полис составит 56% вместо прежних 50%.

Чем больше аварий происходит по вине водителя, тем больше для него КБМ. Максимальный коэффициент с 1 апреля 2022 года увеличится с 2,45 сразу до 3,92.

Быстро рассчитать стоимость полиса можно на Сравни.ру. Для этого достаточно ввести номер автомобиля в разделе ОСАГО, а затем указать сведения о водителе.

Сколько в 2022 году составит территориальный коэффициент (КТ)

С 9 января 2022 года меняется таблица территориальных коэффициентов. Найти нужный регион можно в Указании ЦБ на страницах с 6 по 13. Во многих регионах тарифы снизились примерно на 1–5%.

Территория использования автомобиля для физических лиц определяется исходя из места жительства собственника машины, указанного в документах на авто.

Сколько в 2022 году составит коэффициент количества допущенных к управлению водителей (КО)

Если ограничений допущенных к управлению водителей нет — такой полис ОСАГО называется «мультидрайв», — коэффициент с 9 января 2022 года поднимается с 1,94 до 2,32. Таким образом, страховка без ограничений водителей теперь стоит почти в 2,5 раза дороже, чем со вписанными водителями.

Если круг водителей в полисе ограничен, коэффициент составляет 1.

Для кого новый закон отменил обязательный техосмотр

Сколько в 2022 году составит коэффициент возраста и стажа вождения (КВС)

КВС снизился для более возрастных и опытных водителей. Например, для автолюбителей от 59 лет со стажем вождения 14 лет он составит 0,83, хотя ранее значение было 0,9.

При этом для водителей до 24 лет со стажем вождения менее двух лет КВС незначительно повысился. Например, если ранее для автолюбителя возрастом до 21 года и стажем в один год он составлял 1,9, то с 9 января 2022 года — уже 1,92.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]