С какого года в России производились отчисления в пфр

Все отчисления в фонды в 2021 году

Проценты отчисления в фонды по ЗП — 30% от выплат работникам. Но некоторые работодатели вправе применять пониженную ставку. Все выплаты с 2017 года администрирует Федеральная налоговая служба (кроме взносов на травматизм).

В рамках введения мер поддержки бизнеса в связи со сложной экономической ситуацией с апреля 2020 года применялись пониженные тарифы. Это не изменилось, в 2021 году взносы с заработной платы остаются пониженными. Применять их вправе организации, относящиеся к малому и среднему бизнесу. Посмотрим, как рассчитываются взносы в 2021 году и каковы критерии применения пониженных тарифов.

Правила отчислений

Обновленный Налоговый кодекс, а именно введенная в 2017 году 34 глава, регулирует взаимоотношения между российскими работодателями и фондами: сколько отчисляют в Пенсионный фонд от зарплаты, сколько в Фонды обязательного медицинского и социального страхования, и коды КБК, по которым производятся перечисления.

Действующее фискальное законодательство устанавливает, что наниматель, будь то организация или индивидуальный предприниматель, который использует в своей деятельности наемный труд, обязан исчислять и уплачивать страховые взносы с заработной платы в бюджет государства, которые, в зависимости от их назначения, направляются в соответствующие внебюджетные фонды. Затем денежные средства направляются в качестве финансирования:

  • пенсий и пенсионных накоплений российских граждан;
  • бесплатной медицинской помощи;
  • пособий и выплат по временной нетрудоспособности трудящихся, в том числе и по материнству.

Отметим, что взносы от несчастных случаев и профзаболеваний работодатели должны зачислять в Фонд социального страхования. Особенности применения этого вида страхового обеспечения закреплены в законе № 255-ФЗ.

Помимо страхового обеспечения, наниматели исчисляют в ФНС подоходный налог с зарплаты, по которому в 2021 введена прогрессивная процентная ставка.

Объекты обложения

Несмотря на различность понятий, многие граждане считают, что налог на заработную плату — это не только НДФЛ, но и все страховые отчисления. Но чиновники довольно жестко разграничили эти термины.

Отметим, что ключевое отличие НДФЛ и страхового обеспечения в том, что подоходный налог удерживают непосредственно из суммы зарплаты. А вот страховые взносы работодатель уплачивает в бюджет за счет собственных средств, то есть начисляет их «сверх» сумм заработной платы.

Объектом обложения в обоих случаях являются суммы вознаграждений за труд. К примеру, налог в Пенсионный фонд с зарплаты касается не только должностного оклада, но и всех видов компенсационных и стимулирующих выплат. Например, премии, доплата за труд в ночное время, оплата сверхурочных часов и праздничных дней.

Ставки и вычеты

В настоящее время работодатели удерживают со всех доходов своих сотрудников НДФЛ по ставке 13%, пока годовые выплаты не превысят 5 млн руб. Чиновники предусмотрели ряд налоговых вычетов для трудящихся специалистов.

Так, работник вправе претендовать на детский вычет — самый распространенный в России. Также законодатели предусмотрели профессиональные, имущественные, инвестиционные и социальные налоговые льготы.

Расчет сумм

Теперь определим, сколько обязаны отчислять наниматели в ФНС: таблица ставок зарплатных налогов в 2021 году представляет базовые показатели. Сразу оговоримся, что чиновники определили ряд льгот для российских организаций и индивидуальных предпринимателей. Эти категории страхователей вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. О том, кто вправе снизить платежи в бюджет благодаря особым видам деятельности, мы рассказали в специальном материале «Кому положены пониженные тарифы страховых взносов».

Таблица отчислений с зарплаты в 2021 году в процентах

Вид страхового обеспечения

Код бюджетной классификации

Обязательное пенсионное страхование (ОПС)

Установлен лимит! 1 465 00 рублей! При превышении суммы дохода ставка отчисления в Пенсионный фонд понижается до 10%.

182 1 02 02010 06 1010 160

Обязательное медицинское страхование (ОМС)

182 1 02 02101 08 1013 160

Взносы на оплату пособий по временной нетрудоспособности или по материнству (ВНиМ)

Установлен лимит! 966 000 рублей! При превышении суммы дохода платежи не начисляются (ставка 0%)

182 1 02 02090 07 1010 160

393 1 02 02050 07 1000 160

Особые правила для малого и среднего бизнеса

С 2021 года применяется новый пункт 2.1 статьи 427 НК РФ. В нем прописаны правила применения пониженного тарифа и установлен его размер. Применять льготный процент в ПФР с зарплаты работника вправе организации, включенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для проверки статуса организации используйте общедоступный реестр МСП. Проверка доступна без регистрации по ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Пониженные тарифы составляют 10% — вычеты в Пенсионный фонд из зарплаты и 5% — в фонд ОМС. Применяются они к выплатам за месяц, превышающим МРОТ. Более подробно правила исчисления приведены в таблице:

Вид страхованияСтавка, %
до МРОТсвыше МРОТпри превышении предельной базы
ОПС221010
ОМС5,155
ВНиМ2,9

С 01.01.2021 МРОТ составляет 12 792 руб.

Пример расчета для МСП по пониженному тарифу

ООО «Ppt.ru» включено в реестр малых предприятий. Зарплата менеджера Иванова составляет 30 000 руб. В январе и феврале она выплачена полностью. Применяя установленный процент пенсионных отчислений с зарплаты, рассчитаем сумму к уплате:

12 792 × 22% + (30 000 – 12 792) × 10% = 4535,04 руб.

на ОМС:

12 792 × 5,1% + (30 000 – 12 792) × 5% = 1512,79 руб.

на ВНиМ:

12 792 × 2,9% + (30 000 – 12 792) × 0% = 370,97 руб.

Пенсионные взносы до 1991 года

Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсионные взносы до 1991 года (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Пенсионные взносы до 1991 года

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 13 “Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы” Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” “Как было указано выше, город Мценск Орловской области не включен в Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, кроме того, в отношении территорий зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 предусматривается предоставление мер социальной поддержки, перечисленных в статье 19 указанного Закона.”

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 13 “Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы” Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” “Отклоняя доводы апелляционной жалобы А.М. о том, что она проживала и работала в зоне отселения, которая до 1991 г. трактовалась как зона отчуждения, как не влияющие на правильность принятого судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции исходил из не представления А.М. доказательств из которых усматривался бы факт ее участия в работах перечисленных в пункте 3 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”.”

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Пенсионные взносы до 1991 года

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу ФЗ “О трудовых пенсиях”, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п. 2 ст. 29 ФЗ “О трудовых пенсиях”).

Нормативные акты: Пенсионные взносы до 1991 года

Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ
“О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов” 2. В 2022 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) выплачивается компенсация в трехкратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер трехкратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).

Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ
“О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов” 2. В 2021 году гражданам Российской Федерации по 1945 год рождения включительно (в том числе наследникам, относящимся к указанной категории граждан) выплачивается компенсация в трехкратном размере остатка вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года и вкладов (взносов) в организациях государственного страхования Российской Федерации по состоянию на 1 января 1992 года (исходя из нарицательной стоимости денежных знаков в 1991 году). Размер трехкратной компенсации зависит от срока хранения вкладов (взносов) и уменьшается на сумму ранее полученной предварительной компенсации (компенсации) и дополнительной компенсации по вкладам (взносам).

С какого года начисляется накопительная пенсия: периоды выплат

В настоящее время законом ФЗ №242 предусмотрено несколько вариантов выплаты накопительной пенсии тем, кто получает право на пенсионное обеспечение по возрасту или в силу иных причин. Каждый из них имеет свои особенности.

Само понятие «накопительная часть пенсии» в российском законодательстве появилось относительно недавно. В 2001 году был принят ФЗ № 173, где впервые использовался данный термин. Закон был «первой ласточкой» грядущих пенсионных реформ, и, извиняемся за каламбур, далеко эта ласточка не улетела.

На тот момент было сделано лишь одно – ежемесячные пенсионные выплаты условно разделились на страховую (базовую) и накопительную (инвестиционную). Было оговорено, что источник финансирования у них разный. Новшество осталось чисто виртуальным. На практике накопительная часть пенсии в соответствии с принятым в 2001 году законом, так и не была реализована.

Тем не менее, в настоящее время она вполне реальна. И данная статья расскажет вам о том, каким образом это произошло, и что этот факт означает для будущих пенсионеров.

С какого года начисляется накопительная часть пенсии

Новый закон о накопительной пенсии был принят в России в 2013 году. К этому времени пенсионная реформа, подготовленная многими другими законодательными изменениями, постепенно «созрела» и начала проводиться активнее. ФЗ № 242 стал более взвешенным, продуманным и приближенным к реальности законодательным актом, нежели так и не «заработавший» ФЗ-173. Практически одновременно с ним был принят еще один «пенсионный» закон – ФЗ № 400. Он регулировал страховое пенсионное обеспечение.

Читайте также:  Как использовать материнский капитал на пенсию матери?

В 2015 году гражданам России предложили выбор:

  • Пользоваться привычной моделью страховой пенсии
  • Разделить пенсионный счет на две части – страховую и инвестиционную.

Подавляющее большинство тех, у кого пенсия была, что называется «не за горами», предпочли прежнюю, привычную и безопасную страховую модель. Это вполне объяснимо. У рядовых российских «постсоветских» граждан имелся в основном негативный инвестиционный опыт. К тому же пожилые люди не слишком склонны к финансовым экспериментам со средствами, которые до конца жизни будут составлять их единственный источник к существованию. Так что они предпочли «синицу в руках».

Накопительная пенсия как эксперимент

Инвестиционная пенсия в России была введена в качестве эксперимента. В чем состоит ее суть и идея?

  • Лицевой счет будущего пенсионера находится не в ПФР, а в НПФ или УК. Неправительственном пенсионном фонде или управляющей компании, соответственно
  • Счет не накопительный, а инвестиционный. То есть, находящиеся на нем средства используются для финансирования перспективных проектов и активно прирастают.
  • К моменту выхода на пенсию на лицевом счете гражданина оказывается уже не сумма, составленная из ежемесячных отчислений, которые работодатель вносит в ПФР по закону. Она значительно больше, поскольку грамотные инвестиции, как известно, приносят значительную прибыль (в отличие от процентов банковских вкладов, которые чаще всего лишь компенсируют уровень текущей инфляции).
  • Идея состоит в том, что после окончания рабочей деятельности гражданин может получать ежемесячные выплаты, сопоставимые с его прежней зарплатой. То есть, привычный уровень жизни перестанет неизбежно падать после выхода человека на пенсию.

Периоды действия и особенности размещения активов

Повторимся еще раз. При накопительной пенсионной модели средства не хранятся не счету, а постоянно находятся в инвестиционном обороте.

Средства могут находиться:

  • На личном счете пенсионера
  • На особом счете Пенсионного фонда

Находящиеся на личном счете средства постоянно прирастают, благодаря особому механизму инвестирования.

Активы накопительного счета складываются из нескольких видов поступлений:

  • Пенсионных выплат с места работы
  • Средств программы софинансирования (когда ежемесячные отчисления складываются из средств гражданина и государственной дотации)
  • Материнского капитала (один из немногих разрешенных способов использования маткапитала – его размещение на накопительном пенсионном счету матери)

Узнать, сколько средств находится на личном накопительном счету можно в любой момент. Обычно это делается на официальных сайтах НПФ или УК, в которых зарегистрирован счет.

Экспериментальная накопительная пенсия охватывает две категории граждан:

  • Тех, кто родился в 1967 году и позже
  • Тех, кто принял решение сформировать накопительный пенсионный счет до конца 2015 года (независимо от возраста)

При этом перечислять на накопительный счет ежемесячные пенсионные отчисления с места работы имеют право лишь граждане, чей год рождения 1967 и последующие. Люди более старшего возраста могут использовать с этой целью только материнский капитал или деньги программы софинсирования.

Преимущества инвестиционного пенсионного обеспечения

Решение способа собственного пенсионного обеспечения в будущем, дело психологически непростое. Хочется учесть все нюансы и обезопасить себя от неприятных потрясений в старости.

У страхового обеспечения есть один несомненный плюс – оно стабильно. Другое дело, что речь идет, как правило, о весьма небольшой стабильной сумме ежемесячной пенсии. Даже при условии огромного стажа и дополнительных бонусов она редко приближается к размеру былой зарплаты. И это является основной причиной того, почему пенсионеры продолжают работать, даже когда у них уже не остается на это сил. «На пенсию не проживешь», – так говорят в народе.

Идея накопительной пенсии как раз и состоит в том, чтобы на нее можно было «прожить» – хорошо питаться, покупать новую одежду, путешествовать, позволять себе развлечения. То есть, не считать каждую копейку. За счет накопительной части пенсионных отчислений размер страховой части несколько уменьшается, но сама по себе инвестиционная пенсия имеет ряд преимуществ.

К преимуществам накопительной пенсии относятся:

  • Возможность выбрать любой фонд или управляющую компанию из тех, что инвестируют наиболее выгодно
  • Отсутствие малопонятных непосвященному человеку «баллов» и перевод суммы прибыли сразу на счет, в денежной форме
  • Полное владение накопительным счетом. В частности, деньги на накопительном счету не «сгорают» после смерти пенсионера, а переходят по наследству его родственникам. Накопительный пенсионный счет можно завещать.

Как выплачивают накопительную пенсию

В настоящее время законом ФЗ №242 предусмотрено несколько вариантов выплаты накопительной пенсии тем, кто получает право на пенсионное обеспечение по возрасту или в силу иных причин. Каждый из них имеет свои особенности.

1. Единовременные выплаты

То есть, снятие всех средств, накопленных на счете, полностью. Это могут сделать не все, кто хочет, а лишь некоторые категории граждан. А именно:

  • Получившие пенсию по инвалидности, но не получающие пенсию по старости
  • Вышедшие на пенсию по возрасту без стажа, необходимого для получения трудовой пенсии
  • Обладатели минимальной накопительной части (менее 5% от трудовой пенсии). В эту категорию попадают граждане, рожденные до 1967 года, за которых работодатель платил накопительную часть пенсии в 2002-2004 году. Впоследствии у людей такого возраста перестали принимать накопительную часть. На их счетах в данный момент находится в среднем около 5000 рублей. Данную сумму можно получить всю сразу.

Гражданин, имеющий право на единовременное получение накопительной пенсии, должен представить в отделение фонда документы, подтверждающие это право. Деньги ему выдадут через 1-2 месяца.

2. Срочные выплаты

Их могут получить те, кто участвует в программе софинансирования или вложил в накопительную часть пенсии материнский капитал. Человек сам определяет, на протяжении какого времени он хочет получать накопительную пенсию. Единственное условие – период не должен быть меньше 10 лет.

То есть, сумма на счету делится на равные части – например, на 120 месяцев, если планируется получать пенсию в течение 10 лет, или 180, если срок получения составляет 15 лет. Затем каждая часть выплачивается помесячно.

Если пенсионер умирает раньше – остаток средств получают его наследники.

3. Доплата к основной пенсии

Это наиболее привычный пенсионерам способ. Человек ежемесячно получает положенную ему трудовую пенсию, плюс прибавку за счет средств накопительной пенсии.

Каков будет размер прибавки? Это зависит от того, сколько средств на счету. Ожидаемый период пенсионных выплат ПФР определяет, исходя из средней продолжительности жизни пенсионера. Это 18 лет. Сумма на счету делится на 216 частей (месяцев) и выплачивается соответственно.

Два последних способа можно комбинировать. Например, накопительную часть, образовавшуюся за счет отчислений работодателя, получать в виде прибавки к страховой пенсии. А накопительную пенсию, полученную с участием МСК или программы софинансирования – в виде срочных выплат, скажем, на 10 лет.

С какого момента начисляется пенсия

Накопительная пенсия начисляется с момента начисления пенсии по возрасту и/или трудовой пенсии. Автоматически данный процесс не происходит, ни в отношении накопительной пенсии, ни в отношении страховой. Даже, если пенсионный возраст уже наступил. Другими словами, если гражданин не обратится в ПФР с заявлением о начислении и выплате пенсии, бегать за ним с предложением получить положенную по закону пенсию, никто не будет.

ПФР начисляет пенсию с момента обращения гражданина с соответствующим заявлением. Но лишь в том случае, если все необходимые документы представлены сразу, и заявление принято. Если же какого-то документа не хватает, служащие ПФР разъясняют, какой именно документ необходим, и каким образом его можно получить.

Заявление будет принято только тогда, когда потенциальный пенсионер принесет весь пакет необходимых документов, Следовательно, только тогда и будет начислена пенсия – страховая и накопительная.

Оформить инвестиционную пенсию раньше наступления пенсионного возраста и оформления страховой пенсии нельзя.

Система баллов при расчете пенсии

Последний раздел нашей статьи имеет лишь косвенное отношение к накопительной части пенсии. Но, тем не менее, он очень важен.

При расчете суммы страховой пенсии до 2014 года учитывался только общий трудовой стаж и размер зарплаты. Начиная с 2015 года введены, так называемые, баллы пенсионного коэффициента. То есть имеет значение не только стаж работы (по трудовой книжке), но и то, сколько именно средств работодатель, либо сам потенциальный пенсионер перечислили в ПФР.

На практике это означает, что, если пенсионных баллов у гражданина недостаточно, его страховая пенсия по возрасту будет ощутимо ниже, чем он планировал. Это положение можно исправить.

Баллы насчитываются лишь за отчисления в страховую часть пенсии, но не в накопительную. Гражданин, родившийся позже 1967 года, имеет право в любое время отказаться от формирования накопительной части пенсии и направить все отчисление в страховую часть, чтобы повысить ее размер.

Если у вас остались вопросы, связанные с начислением накопительной части пенсии, обращайтесь за консультацией к юристам портала Prav.io.

История Пенсионного Фонда Российской Федерации

Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. с целью государственного управления средствами пенсионной системы. Впервые в стране была создана автономная внебюджетная система финансирования социальных выплат и формирования источников пенсионных капиталов.

Новая кредитно-финансовая организация была создана для выполнения возложенных на нее задач в связи с принятием 20 ноября 1990 года федерального закона «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который положил начало формированию в России пенсионной системы нового типа, полностью автономной от общесоюзного бюджета СССР.

Новым пенсионным законом России были отменены все ранее действовавшие в стране системы персональных, отраслевых, региональных и прочих социальных льгот и дифференцированных надбавок к пенсии. Вместо них учреждалась единая пенсионная система России. Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признавался «труд и его результаты». Были установлены только два вида пенсий: трудовые и социальные. При этом право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации имели все иностранные граждане (в том числе жители других республик бывшего СССР), а также лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории РФ.

В 1991 году ПФР начал сбор средств на финансирование пенсий и формирование территориальных органов ПФР. Основным средством для формирования первого бюджета вновь созданной финансовой организации стало привлечение заемных средств в коммерческих банках.

В ноябре 1993 года была введена фиксированная компенсационная надбавка ко всем пенсиям, сопоставимая с минимальным размером пенсии по старости.

Модернизация системы социальной защиты и повышение уровня жизни населения стало одной из приоритетных целей последующих социальных реформ правительства, которые осуществлялись при непосредственном участии Пенсионного фонда России.

Уже на первом этапе реформы (в период 1991-1994 г.г.) численность пенсионеров в России возросла за счет распространения пенсионного права на творческих работников, священнослужителей, индивидуальных предпринимателей, и других категорий работающих граждан, которые не были по разным причинам включены в пенсионную систему страны до 1990 года.

Кроме того, были введены новые схемы расчета пенсий, которые позволяли начислять пенсию исходя из заработка за любой 5-летний период непрерывного стажа. Период учета размера зарплаты был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию.

Читайте также:  Как правильно делить дом при разводе между супругами

В результате введения нового пенсионного законодательства все пожилые граждане России становились субъектами пенсионного права. Это был один из принципиально важных итогов первого шага пенсионной реформы в России.

Очередной этап развития пенсионной системы в стране начался в 1995 году — когда правительство утвердило скорректированный вариант Концепции пенсионной реформы. Впервые вводилось деление пенсий на базовую, страховую и накопительную компоненты. В 1997 году в стране была подготовлена очередная программа реформирования пенсионной системы — по мнению экспертов, один из лучших вариантов, устраняющий прежние противоречия в законодательстве и более приближенный к реальным условиям в экономике на тот период.

Началом нового этапа модернизации пенсионной системы стало принятие Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В 2002 году в стране начался самый масштабный период пенсионной реформы. Ее главным итогом стало введение многоуровневой структуры пенсионного капитала.

Отныне пенсия граждан России стала включать в себя три составляющие: базовую, страховую и накопительную части.

В ходе реформы также была введена двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: закон о пенсионном страховании предоставил гражданам право самостоятельно распорядиться страховыми отчислениями, выбирая в качестве управляющей компании государственный Пенсионный фонд России или один из негосударственных инвестиционных фондов.

Начиная с 2003 года, функции государственной управляющей компании – агента Пенсионного фонда России по управлению накопительной частью пенсии застрахованных лиц – возложены на Внешэкономбанк.

Согласно действующему с начала 2000-х годов законодательству, пенсионные накопления работающих граждан в возрасте от 1967 года рождения и моложе формируются за счет обязательных страховых взносов, отчисляемых работодателями в Пенсионный фонд.

С 2007-2008 годов Пенсионный фонд сопровождает две государственные программы: материнского капитала и софинансирования пенсионных накоплений.

В 2013 году Пенсионный фонд России приступил к реализации новой Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Одна из ключевых целей Стратегии – развитие трехуровневой модели пенсионной системы на основе обязательного пенсионного страхования, корпоративных пенсионных систем и добровольного пенсионного страхования.

В ходе целого комплекса радикальных реформ пенсионного и социального обеспечения, осуществленных в России за последние 30 лет, функции Пенсионного фонда значительно расширились. Помимо выплаты трудовых и социальных пенсий, Пенсионный фонд России осуществляет выплату всех видов пособий льготным и малоимущим категориям граждан; выдачу государственных сертификатов на семейный (материнский) капитал каждой семье при рождении второго и последующего ребенка; реализацию программы государственного софинансирования пенсий; формирование, инвестирование и выплату средств накопительной части пенсионных капиталов участников системы социального страхования.

Пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на федеральном уровне по всей территории России, а также в городе Байконур Республики Казахстан.

В Пенсионном фонде работают 103,3 тысячи специалистов. В 2020 году в целях оптимизации структуры территориальных органов и штатной численности 236 управлений ПФР, входящих в состав 82 региональных отделений, были преобразованы в 22 межрайонных управления и 4 центра государственных услуг и установления пенсий.

В настоящее время Пенсионный фонд ведет лицевые счета 156,4 млн. российских и иностранных граждан, выплачивает пенсии 43 млн. пенсионеров и обеспечивает выплаты по федеральным льготам для более чем 20 млн. россиян. Фонд также формирует пенсионные накопления 38,4 млн. будущих и нынешних пенсионеров и предоставляет выплаты миллионам российских семей с детьми.

К своему 30-летию Пенсионный фонд России – один из трех государственных внебюджетных фондов, на которые возложены функции по обязательному социальному страхованию в Российской Федерации.

С какого года введен персонифицированный учет?

С какого года персонифицированный учет начал свое существование и что он из себя представляет? Подобный вопрос интересует многих бухгалтеров, сталкивающихся с предоставлением индивидуальных сведений по работникам в территориальные отделения Пенсионного фонда.

Понятие персонифицированного учета

На всех работодателей с некоторого времени стала возлагаться обязанность предоставлять данные в Пенсионный фонд (ПФР) о стаже и начисленных (уплаченных) суммах взносов в отношении каждого работника. Данные подлежат учету на индивидуальном лицевом счете, открываемом для каждого физлица. С введением в действие закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01.04.1996 № 27-ФЗ (далее — закон № 27-ФЗ) определились основные правила, касающиеся учета сведений граждан относительно пенсионных накоплений.

Изначально действие нового законодательного акта охватывало лишь некоторые территории субъектов страны, но с 01.01.1997 началось его повсеместное использование. Ст. 1 закона № 27-ФЗ определяет персонифицированный учет как систему ведения и сбора информации по каждому в отдельности застрахованному лицу для возможности будущего пенсионного обеспечения.

У любого застрахованного лица, по которому производятся отчисления в ПФР, имеется собственный лицевой счет с присвоением уникального номера страхования. В случае если вновь принятый работник не зарегистрирован в Пенсионном фонде, работодатель обязан предоставить анкету по нему в территориальное отделение ПФР, на основании которой открывается лицевой счет и выдается свидетельство с уникальным страховым номером индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Об отмене СНИЛС читайте здесь.

Если у сотрудника нет СНИЛС, то у работодателя возникнут сложности со сдачей на такого работника ежемесячного отчета СЗВ-М.

Наши рекомендации по этому поводу в данной статье.

Также всю процедуру по оформлению индивидуального страхового номера любой гражданин вправе произвести самостоятельно. Получение СНИЛС на ребенка до 14 лет осуществляется его родителями.

Основные цели персонифицированного учета

Введение системы индивидуального персонифицированного учета позволило обеспечить правильность начисления пенсии для каждого гражданина на основании сведений о его официальной трудовой деятельности. Достоверность информации по всем застрахованным лицам была достигнута путем создания общей базы данных и обеспечения контроля за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Одновременно для ПФР упростилась процедура назначения страховых пенсий гражданам. Регистрация застрахованных лиц позволяет корректно отобразить все данные по страховому стажу и доходам в лицевых счетах. Также участникам страхования доступна информация о состоянии их лицевых счетов и о принципах формирования будущей пенсии.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Узнать о своем страховом стаже и пенсионных накоплениях можно через сайт «Госуслуги». Для этого потребуется зарегистрироваться на данном сайте, потом перейти в раздел «Каталог услуг», пролистать до категории «Пенсия, пособия и льготы» и кликнуть по ссылке «Извещение о состоянии лицевого счета в ПФР».

Территориальные органы Пенсионного фонда контролируют правильность начисления и предоставления точных сведений по стажу и заработку застрахованных лиц. За нарушение сроков подачи данных по работникам в ПФР для работодателей установлены штрафные меры согласно ст. 17 закона № 27-ФЗ.

Подробнее читайте здесь.

Структура персонифицированного учета, помимо сбора данных по каждому отдельно взятому застрахованному лицу, позволяет получить статистические сведения по отдельным категориям граждан, об их средних заработках и общей численности всего работающего населения.

Изменения в законодательстве по персонифицированному учету

Порядок ведения персучета с 2017 года был обновлен в связи с передачей страховых взносов под контроль налоговых органов. Содержит его инструкция, прилагаемая к приказу Минтруда России от 21.12.2016 № 766н и вступившая в силу с 19.02.2017.

Руководствоваться этим порядком нужно только работодателям, имеющим наемных работников. Индивидуальным предпринимателям подавать сведения на самих себя не нужно.

Несмотря на передачу администрирования страховых взносов в ведение ФНС, куда с 2017 года подаются ежеквартальные отчеты о доходах работников и начисленных (уплаченных) взносах, для работодателей сохранилась обязанность по предоставлению некоторых видов отчетности непосредственно в ПФР:

  • Персонифицированной, сдаваемой в отношении каждого работавшего лица один раз за прошедший год до 1 марта следующего года. К этой отчетности относится СЗВ-СТАЖ и сдаваемая вместе с ним ОДВ-1. Эти формы утверждены постановлением правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п (п. 2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • Ежемесячной о наличии работавших в прошедшем месяце лиц, сдаваемой до 15-го числа следующего месяца: СЗВ-М. Форма утверждена постановлением Правления ПФ РФ от 01.02.2016 № 83п (п. 2.2 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • По дополнительным взносам на накопительную часть пенсии за прошедший квартал, представляемой до 20-го числа следующего месяца по форме ДСВ-3, утвержденной постановлением правления ПФ РФ от 09.06.2016 № 482п (п. 2.1 ст. 11 закона № 27-ФЗ).
  • С 2020 года сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД (п. 2.4 ст. 11 закона № 27-ФЗ).

Посмотреть примеры заполнения формы СЗВ-ТД в различных ситуациях можно в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходи в Типовую ситуацию.

Помимо этих отчетов, существуют также формы СЗВ-КОРР и СЗВ-ИСХ, заполняемые в случаях, если надо исправить данные на лицевом счете за страхованного или внести ранее не указанные сведения.

Итоги

Персонифицированный учет позволяет Пенсионному фонду аккумулировать сведения о заработке застрахованных лиц и начисленных с этих сумм взносах. А получает эти сведения Пенсионный фонд от страхователей, которые обязаны представлять сведения о застрахованных лицах как в фонд (отчеты СЗВ-М, СЗВ-СТАЖ), так и в ИФНС (расчет по страховым взносам).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I)

1. Размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) определяется ежегодно Верховным Советом Российской Федерации по представлению правления ПФР.

В 1992 году работодатели вносят в ПФР страховые взносы в размере 31,6 процента, работодатели – колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия – 20,6 процента по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям; граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеры и адвокаты, – в размере 5 процентов их дохода; другие категории работающих граждан – в размере 1 процента заработка.

С суммы авторского гонорара организации и предприятия уплачивают страховые взносы в размере 26 процентов.

За граждан, работающих по договору у физических лиц для их обслуживания (домашние работницы, секретари и другие), наниматель уплачивает страховые взносы в размере 31,6 процента.

Общественные организации инвалидов и пенсионеров, принадлежащие им предприятия, объединения, учреждения, в том числе учебные заведения, освобождаются от уплаты страховых взносов.

2. Работодатель, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью или нанимающие по договору для своего обслуживания отдельных лиц, регистрируются в качестве плательщиков страховых взносов у уполномоченных ПФР в районах и городах.

3. Страховые взносы начисляются на все те виды оплаты труда (в денежном или натуральном выражении, по всем основаниям), из которых в соответствии с Законом РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР” исчисляется пенсия, в том числе на вознаграждение за выполнение работы по договорам подряда и поручения.

4. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц – в срок, установленный для получения оплаты труда за истекший месяц. В таком же порядке работодатели начисляют и удерживают обязательные страховые вносы с работников, включая работающих пенсионеров.

Читайте также:  Порядок замены газового счетчика в частном доме

Лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, уплачивают страховые взносы с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. Члены крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Физические лица, нанимающие для своего обслуживания отдельных граждан по договору, уплачивают страховые взносы ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты заработка.

5. Работодатели представляют в банк платежные поручения на перечисление страховых взносов одновременно с истребованием средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются.

Платежные поручения на перечисление страховых взносов исполняются банками после удовлетворения требований по оплате труда и приравненных к ним платежей.

6. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.

Пеня начисляется с суммы недоимки за каждый день просрочки в следующих размерах:

– по страховым взносам работодателей, включая обязательные взносы работников, – 1 процент;

– по страховым взносам граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также физических лиц, нанимающих для своего обслуживания граждан по договорам, – 0,5 процента.

За несвоевременное зачисление или перечисление по вине банков страховых взносов в доход ПФР ими уплачивается пеня за каждый день просрочки в размере 1 процента сумм этих взносов.

7. К работодателям и иным плательщикам страховых взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания:

– всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ПФР суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере;

– 10 процентов, причитающихся к уплате сумм страховых взносов в ПФР за их отказ от регистрации в качестве плательщика страховых взносов.

8. Недоимка по страховым взносам, а также суммы штрафов и иных санкций, предусмотренные пунктом 7 настоящего Порядка, взыскиваются с работодателей в бесспорном порядке, а с иных плательщиков страховых взносов – в судебном порядке и зачисляются в доход ПФР.

ПФР и его региональные органы при взыскании в бесспорном порядке указанных сумм пользуются правами, предоставленными налоговым органам по взысканию не внесенных в срок налогов.

9. Все споры между работодателями, иными плательщиками страховых взносов и региональными органами ПФР по вопросам начисления страховых взносов и пени, взыскания недоимки, штрафов и иных финансовых санкций разрешаются ПФР либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов в ПФР утверждается правлением ПФР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I)

Настоящий порядок вводится в действие с 1 января 1992 г.

Текст постановления опубликован в “Российской газете” 23 января 1992 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 30 января 1992 г., N 5, ст. 180

Федеральным законом от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ пункт 1 постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-I в части утверждения настоящего Порядка признан утратившим силу с 1 января 2001 г.

Определением Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1999 г. N 195-О положения пункта 7 настоящего Порядка о финансовых санкциях в виде изъятия всей сокрытой или заниженной при начислении страховых взносов в ПФР суммы оплаты труда и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – штрафа в двойном размере, как содержащие такие же положения, какие были признаны не соответствующими Конституции РФ в постановлении Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 г., подлежат отмене в установленном порядке

Кручу-верчу. Как менялась пенсионная система России.

В головах российских чиновников снова появились шальные мысли о корректировке пенсионной системы. К счастью, о системообразующих изменениях речи не идёт. Обсуждают изменение механизма единовременных выплат накопительной пенсии.

Пенсионный фонд предложил увеличить в 2,4 раза пороговую сумму пенсионных накоплений, ниже которой пенсионер будет получать их все единовременно, а не в виде ежемесячных выплат.

Сейчас выходящие на пенсию граждане получают пенсионные накопления единовременной выплатой, если рассчитанная для них накопительная пенсия меньше 5% от трудовой пенсии по старости.

Если предложение будет реализовано, доля выходящих на пенсию россиян, которые получат накопительную пенсию в виде единовременной выплаты, возрастет. Инициатива Пенсионного фонда обсуждается профильными ведомствами и, надо сказать, единодушной поддержки её нет.

Манипуляции с пенсионной системой – излюбленное занятие российских властей. Давайте вспомним, как менялась пенсионная система в России в последние десятилетия.

В Советском союзе пенсии выплачивались из общественных фондов потребления, которые формировались силами государственного бюджета и отчислениями предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли).

К слову, дореформенные возрасты выхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) были установлены в 1930-х годах. Советские правители не меняли этих планок, считая, что ранний выход на пенсию гарантирует терпимое отношение населения к небольшому размеру выплат.

На протяжении всего периода существования СССР тарифы отчислений для предприятий практически не менялись, из-за чего государству приходилось наращивать свою долю финансирования, чтобы обеспечивать рост пенсий.

К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%.

По мере появления в стране частного сектора экономики стало очевидно, что часть населения оказалась за бортом пенсионной системы, поскольку занятые на частных предприятиях граждане или индивидуальные предприниматели не имели права на пенсию.

В 1991 году СССР официально перестал существовать как государство. Командно-административная экономика и авторитарный режим ушли в прошлое. В стране провозгласили демократический политический строй и рыночную экономику.

В этой связи пенсионная система была реформирована. В ноябре 1990 года был принят закон «О государственных пенсиях в РФ», который установил два вида пенсий – трудовые и социальные.

Согласно новому законодательству страховые пенсионные взносы для работодателей увеличились до 28% от фонда оплаты труда (для трудовых пенсий). Финансирование из государственного бюджета сохранилось как знак того, что экономика по-прежнему остаётся социально ориентированной.

В декабре 1990 года был основан Пенсионный фонд России – в качестве государственного внебюджетного фонда для управления средствами пенсионной системы. В 2020 году со дня основания ПФР исполнится 30 лет: за эти годы эффективность управления пенсионными сбережениями россиян наглядно проявилась разве только в помпезных зданиях ПФР по стране, которые сильно диссонируют с благосостояниям отечественных пенсионеров.

Нужно сказать, что в 90-е государству было очень трудно держать пенсионную систему на плаву в свете экономического коллапса: гиперинфляция, спад в экономике, резкое падение производительности труда на фоне массового закрытия производств, падение доходов государственного бюджета, а также рост неплательщиков-уклонистов пенсионных взносов среди предприятий из-за макроэкономического кризиса. Поэтому выплату пенсий постоянно задерживали. Государству было тяжело выполнять свои социальные обязательства.

В марте 2000 года в должность президента вступил Владимир Путин, открыв новую страницу в истории России.

В 2002 году произошла реформа пенсионной системы, которая ввела дополнительное негосударственное пенсионное страхование. Отныне трудовая пенсия по старости разделилась на страховую (или распределительную) и накопительную.

Размер пенсии в новой пенсионной модели стал определяться не стажем работника, а его реальным заработком и размером отчислений работодателя в ПФР. Ставку отчислений в ПФР для работодателей установили на уровне 22%.

Накопительная пенсия формируется за счёт взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительной частью пенсий россиян стали управлять Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Управляющие компании (УК). Эта часть пенсии не тратится на текущие выплаты пенсионерам и аккумулируется на личном пенсионном счёте застрахованного лица.

Важный момент: накопительная пенсия выплачивается только тем гражданам, которые получили право на выплату страховой пенсии по старости.

После мирового кризиса 2008 года, который затронул и Россию, началась волна банкротств Негосударственных пенсионных фондов. На фоне кризиса государство национализировало отчисления в накопительную часть государственной пенсии за 2014, 2015 и 2016 годы. По факту: государство присвоило себе накопительные пенсии россиян, мотивировав это тем, что изъятые сбережения пойдут на выплату страховой пенсии нынешним пенсионерам.

Очередная реформа грянула в 2015 году. Пенсию по старости окончательно разделили на страховую и накопительную (последнюю сделали добровольной). До конца 2015 года каждый гражданин, родившийся после 1967, должен был выбрать, будет ли он формировать накопительную часть вместе со страховой или только страховую.

С 2015 года начал повышаться минимальный трудовой стаж, необходимый для получениям пенсии по старости. К 2024 году он должен составить 15 лет.

Кроме того, ввели такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, который исчисляется в баллах. Пенсионный коэффициент зависит от стажа работника и уровня зарплаты, с которой производятся отчисления. К 2025 году минимальное значение коэффициента, необходимого для получения права на страховую пенсию по старости, достигнет 30 баллов. От того, какая сумма баллов у вас наберется к моменту выхода на пенсию, будет зависеть размер страховой части пенсии.

Таким образом, для того, что иметь право на страховую пенсию по старости в 2025 году, россиянам нужно будет отработать 15 лет и накопить минимум 30 баллов.

В свою очередь, величина накопительной части зависит от уровня ставки ежемесячных отчислений и инвестиционных способностей выбранного НПФ (или УК).

Демографический спад 90-х годов рано или поздно должен был дать о себе знать. Примерно с середины нулевых демографы стали активно предупреждать, что примерно к 2020 году количество пенсионеров превысит количество трудоспособного населения.

Проблему превышения количества пенсионеров над трудоспособным населением государство решило кардинально – повышением возраста выхода на пенсию. С 1 января 2019 года возраст выхода на пенсию по старости будет постепенно повышаться для женщин до 60 лет, для мужчин – до 65.

Правительство и президент назвали данную реформу «выстраданной» и приняли ряд смягчающих мер (например, увеличили пособие по безработице, ужесточили ответственность работодателей за увольнение людей предпенсионного возраста). Однако доверие населения к власти серьёзно пошатнулось, что сказалось на рейтингах президента и других первых лиц государства, также упали электоральные позиции правящей партии.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]