Новости
Соответствующие поправки внесены в антиотмывочное законодательство.
Соответствующее Постановление от 30 декабря 2021 г. № 2579 подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Они предусматривают расширение границ тарифного коридора.
Для легковых автомобилей физлиц диапазон расширения базовых ставок вниз и вверх может составить 10%, для общественного транспорта – 4,9%, для других категорий ТС, включая такси, – 30%.
Банк России напомнил, что услуга по заключению договора ОСАГО должна предоставляться в любом обособленном подразделении страховщика.
Напомним, они были продлены на 6 месяцев из-за пандемии COVID-19.
Для этого при оформлении страховки все водители должны будут предоставлять данные своего СНИЛС.
Банк России высказал свою позицию по данному вопросу.
Но в некоторых случаях получать диагностическую карту все же придется.
Особое внимание уделят сферам ОСАГО, аренды и финансового лизинга, обращения с животными и т. д.
В числе поправок также – установление особенностей оплаты больничного по уходу за ребенком до 8 лет, обновление методики определения расходов на ремонт ТС по договору ОСАГО, розыгрыш денежных призов среди привитых от COVID-19 граждан.
В Союзе напомнили, что несмотря на новые правила страхования прохождение техосмотра все еще обязательно.
Однако сама обязанность по прохождению техосмотра сохраняется.
Кроме того, по новым правилам электронный договор ОСАГО может вступать в силу со дня его заключения.
Норма, предоставлявшая страховщику соответствующее право, утратила силу с 1 мая 2019 года.
Два интересных дела — оба о “четвероногих” ДТП (в одном инциденте погиб пес, в другом — корова) — были возвращены ВС РФ на пересмотр.
ВС РФ отменил судебные акты трех инстанций, которые признали обоснованным требование потерпевшего-гражданина о взыскании страхового возмещения в рамках ОСАГО в денежной форме.
Также в августе вступят в силу нормы об “отвязке” процедуры оформления полиса ОСАГО от прохождения техосмотра, запрете использования уличного оборудования для воспроизведения звуковой рекламы, дополнительном “дальневосточном гектаре” и др.
А тем, кто решит получить диагностическую карту добровольно, планируется предоставить льготы.
Минтранс России выявил множество фальсификаций в этой области.
Изменения вступят в силу с 22 августа.
Соответствующий закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Она будет применяться с 20 сентября.
О возможной корректировке новых правил, передаче функций по аккредитации операторов техосмотра Росаккредитации и других инициативах по изменению регулирования в области техосмотра – в материале.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Это, как указал суд, прямая норма Инструкции № 157н.
На это указал Банк России в своих разъяснениях.
Такое обновление происходит каждый год 1 апреля.
Срок принятия страховщиком решения о возмещении может быть продлен на период просрочки представления потерпевшим имущества, но не более чем на 20 календарных дней.
Пакет правительственных законопроектов о правовом регулировании такой деятельности поступил в Госдуму.
ВС РФ отменил решения предыдущих инстанций и направил дело на новое кассационное рассмотрение во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Соответствующее постановление подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
О самых важных законодательных решениях, по версии редакции и читателей портала ГАРАНТ.РУ, – в нашем материале.
В противном случае, напомнил Банк России, могут последовать санкции со стороны регулятора.
Сервис работает через мобильное приложение “Помощник ОСАГО”, интегрированное с Единым порталом госуслуг.
Главной целью ее создания будет полнота и достоверность собираемой информации по всем видам страхования.
Изменения вступят в силу 20 ноября.
В числе поправок также – обновление форм налоговых деклараций по НДС, налогам на прибыль и имущество организаций, бумажного ПТС.
Регулятор напомнил, что такие действия страховщиков не соответствуют требованиям законодательства.
Отметим, что в реестре операторов финансовых платформ пока числится всего две организации, и обеспечение возможности заключения договоров ОСАГО в сферу их деятельности не входит.
Напомним, что с 24 августа вступили в силу изменения в Закон об ОСАГО, направленные в том числе на расширение возможностей страховщиков в части индивидуализации страховых тарифов в зависимости от характеризующих владельца транспортного средства и водителей факторов.
В числе поправок также – увеличение окладов судьям, обязательная маркировка парфюмерии и фототоваров, возобновление внеплановых таможенных проверок и т. д.
Напомним, что до 30 сентября можно заключить договор ОСАГО без представления диагностической карты либо свидетельства о прохождении технического осмотра.
Регулятор также напомнил, что навязывание дополнительных услуг при продаже полисов по обязательным видам страхования влечет административную ответственность по ст. 15.34.1 КоАП РФ.
Новые правила будут действовать с 1 ноября.
Напомним, новым указанием расширяется тарифный коридор – предельные минимальные и максимальные значения базовых ставок тарифов.
Они направлены в том числе на персонализацию страхового тарифа в отношении каждого страхователя и учет истории вождения каждого водителя.
В частности, он указал на недопустимость замены страхователей и транспортного средства под видом изменений отдельных сведений в полисе.
В этом случае, как и при повреждении автомобиля, заключения экспертов могут различаться за счет использования разных технологических решений и погрешностей расчета.
Соответствующий законопроект о предупреждении нарушений антимонопольного законодательства направлен в Правительство РФ.
В числе поправок также – запрет анонимного пополнения электронных кошельков, актуализация реестра субъектов МСП, введение новых ставок таможенных сборов за выпуск товаров, сокращение перечня обязательных требований в сфере строительства.
Бизнес-омбудсмен направил письмо в Банк России, в котором предлагает пересмотреть правила страхования пассажиров для микропредприятий и ИП, оказывающих пассажирские перевозки.
А также уточнены требования, предъявляемые при техосмотре транспортных средств отдельных категорий.
В Госдуму поступил законопроект, направленный на доступность страховых услуг и усиление реальной страховой защиты наиболее незащищенных слоев населения.
Предложения и замечания по проекту можно направить в Банк России до 19 июля.
Предложения и замечания по проекту можно направлять в Банк России до 13 июля.
При этом держатели электронных полисов при въезде на территории стран системы “Зеленая карта” должны будут иметь их при себе в распечатанном виде.
Напомним, фотофиксация процедуры техосмотра транспортного средства будет применяться с 1 марта 2021 года.
Соответствующее положение вступит в силу 1 марта 2021 года.
Подписан закон об изменении системы тарификации по договору ОСАГО.
На это указал ВС РФ.
Соответствующие изменения внесены в Закон об организации страхового дела.
Так, например, теперь легковые автомобили, с года выпуска в обращение которых прошло от 4 до 10 лет подлежат техосмотру каждые 24 месяца, а если более 10 лет – каждые 12 месяцев.
Проверить свой КБМ можно на официальном сайте организации.
В частности, страховщикам планируется предоставить право самостоятельно устанавливать значения базовых ставок страховых тарифов в границах их максимальных и минимальных значений, определенных Банком России.
Напомним, закон обязывает владельцев транспортных средств, к которым в данном случае относятся и учреждения, страховать свою гражданскую ответственность, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании автотранспорта.
Банк России опубликовал соответствующее указание.
По мнению Суда, цена, указанная в договоре купли-продажи, самостоятельного юридического значения не имеет, поскольку в силу свободы договора и тех или иных мотивов сторон она может не соответствовать действительной стоимости.
Регулятор отметил рост количества обращений граждан с жалобами на затягивание оформления договора страховыми компаниями.
А в случае несогласия потерпевшего на увеличение срока ремонта он вправе требовать от страховщика выплаты соответствующей денежной суммы.
Об этом сообщил председатель профильного комитета палаты Анатолий Аксаков.
Изменения вступят в силу 2 января.
В памятке перечисляются права потребителей при возникновении ДТП или причинении вреда по иным причинам, особенности обязательного страхования ответственности перевозчика.
Так, например, речь идет про иски на сумму, не превышающую 500 тыс. руб.
На прошлой неделе в Госдуму был внесен компромиссный проект поправок в Закон об ОСАГО, направленный на изменение существующей системы тарификации ОСАГО.
Правда, рассматриваемое решение обжаловано в Апелляционную коллегию ВС РФ, слушание дела назначено на 17 декабря.
В частности, установлено, что в случае заключения договора ОСАГО в электронной форме водителем может быть предъявлена не только копия полиса в бумажном виде, но и в электронном.
Например, для ситуаций, когда при оформлении электронного полиса ОСАГО на автомобиль в качестве марки указываются мотоциклы, базовый тариф по которым ниже.
Страховой полис виновника аварии, хотя и предусматривал срок страхования начиная с 00 ч. 00 мин. дня, в который имело место ДТП, но был выдан через несколько часов после аварии.
Ранее это было возможно в отношении ДТП, произошедших в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.
Напомним, что с 1 июня в некоторых случаях потребители до предъявления страховщику иска о взыскании денежных средств должны обратиться за разрешением спора к финансовому уполномоченному.
Они будут применяться с 13 сентября.
В их числе: изменения порядка призыва в армию, обзор судебной практики по налоговым сборам, разработка памятки по переходу на электронные трудовые книжки, а также вступление в силу положений, разрешающих составление европротокола в электронном виде.
Возможность объединения автокаско и ОСАГО в одном продукте предусмотрена разработанным регулятором проектом Указания.
Фиксация аварии на территории организации, закрытой парковки или режимного объекта осуществляется по общим правилам.
Вместе с тем обратите внимание, что необходимые изменения в Правила ОСАГО, закрепляющие случаи и порядок оформления извещения о ДТП в электронном виде, на данный момент не внесены (хотя были подготовлены Банком России еще в июле).
Разъяснения составлены совместно с Российским Союзом Автостраховщиков.
В их числе: возможная корректировка перечня документов, которые нужно показывать сотрудникам ГИБДД, перспективы сокращения рабочей недели и льготы по налогу на имущество для предпенсионеров.
Поправки касаются возможности предъявления электронного полиса ОСАГО как в виде копии на бумажном носителе, так и в виде электронного документа на электронном устройстве или носителе.
И предложили пути их решения.
Это станет возможным после запуска суперсервиса “Оформление европротокола онлайн”.
Страховщикам могут предоставить право определять подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений с учетом личностных характеристик страхователя.
В их числе – сервисы “Оформление европротокола онлайн”,”Пенсия онлайн”, “Имущество онлайн”, “Правосудие онлайн” и т. д.
Предлагается повысить размер штрафа и предусмотреть возможность лишения права управления автомобилем на срок до полугода.
Действующая методика не менялась уже почти пять лет.
При этом, до направления обращения финансовому уполномоченному необходимо обратиться с заявлением к страховщику, к которому у потребителя есть претензии.
Он будет применяться с 1 июня.
Изменения касаются порядка заключения договора и перечня необходимых для этого документов, возможности составления электронного извещения о ДТП и т. д.
Таким образом кабмин планирует усилить контроль за ними.
В частности, это влечет применение повышающего коэффициента.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Тарифы ОСАГО в 2022 году
Главная цель реформы ОСАГО — сделать цену полиса более справедливой. Сейчас все платят плюс/минус одинаково. Есть лишь пять факторов, влияющих на стоимость: регион регистрации, мощность двигателя, возраст водителя, его стаж за рулем, и как часто он попадает в аварии.
Этот набор факторов не менялся с 2003 года. И за это время многое изменилось. Самое главное — страховщики накопили статистику и могут пользоваться системами больших данных. То есть привязать стоимость полиса к реальному риску попадания конкретного водителя в аварию. Чтобы лихачи платили за полис больше, а аккуратные водители — меньше.
Основные изменения в тарифах ОСАГО
Взять и сразу поменять всю систему было бы неправильно. Тогда стоимость полиса стала бы резко меняться. Поэтому в ЦБ все делают постепенно. В частности, пошагово расширяют коридор тарифных ставок. За последние годы он расширился на 30% и вверх, и вниз.
— Банк России планирует расширить тарифный коридор ОСАГО, чтобы страховые компании могли назначать более низкий тариф аккуратным водителям и более высокий тариф — тем, кто водит рискованно и нарушает правила дорожного движения, — говорится в сообщении ЦБ¹.
Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц — 2471 рублей, а максимальная — 5436 рубля. Для юридических лиц и таксистов с лицензией свои ставки.
— В связи с высокой аварийностью, значительной разницей между уровнем водителей и существенной недооцененностью тарифов наибольшее расширение коридора предусмотрено для такси. Более широкий коридор позволит эффективно воздействовать рублем на недисциплинированных таксистов и снижать тариф аккуратным водителям, — пояснили в пресс-службе Центробанка.
Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в Москве (руб.):
Легковые ТС юрлиц; 3127,4 – 6636,7 Легковые ТС физлиц и ИП; 4694,9 – 10 328,4 Легковые такси; 5466,3 – 18 276,1 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц; 1187,5 — 2941,2
Базовая ставка и тарифный коридор ОСАГО в 2022 году в остальных регионах и городах РФ* (руб.):
Легковые ТС юрлиц; 1 646 – 3 493 Легковые ТС физлиц и ИП; 2 471 – 5 436 Легковые такси; 2 877 – 9 619 Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы физлиц и юрлиц; 625 — 1548
* Ставку нужно умножить на региональный коэффициент от 0,64 до 1,99. Полный перечень региональных коэффициентов в приложении к Указанию ЦБ².
Что изменилось в системе ОСАГО в 2021 году
- Сняли запрет на работу электронного договора ОСАГО в день заключения (ранее нужно было ждать 72 часа). Однако страховщики вправе решать, какой временной лимит устанавливать.
Какие именно факторы влияют на цену ОСАГО
Их довольно много. Они четкие и понятные. Есть целые таблицы коэффициентов³. Например, по региону регистрации, мощности автомобиля или возрасту водителя. При этом часть персональных факторов для определения базовой ставки отдали на откуп самим страховым компаниям. Им запретили только откровенно дискриминационные: например, по национальности или религии.
— Говорить о точном перечне факторов, который будет использоваться, нет смысла. Но на ум приходят те примеры, которые мы видели у иностранных коллег. Это время эксплуатации автомобиля и частота использования. При использовании телематики можно посмотреть стиль вождения автомобилиста. Косвенные факторы — наличие семьи у автовладельца и других объектов собственности. Это обычно говорит о более сдержанном стиле вождения, — пояснил зампред ЦБ Владимир Чистюхин.
Подорожают ли полисы ОСАГО
В Центробанке считают, что актуальные тарифы сбалансированные. Сейчас на них влияет не только обозначенный коридор, но и страховые компании. Тем не менее завышать цены вряд ли будут. Рынок очень конкурентный. За хороших водителей идет борьба.
Тем не менее, чтобы избежать завышения цен, для страховых компаний установили потолок стоимости полиса. По этим правилам цена ОСАГО не может превышать базовый тариф с учетом региона более чем в три раза. К примеру, если вы живете в Москве (где региональный коэффициент — 1,9) и страховщик рассчитал базовый тариф для вас в 4000 рублей, то максимальная стоимость полиса для вас составит 22 800 рублей (4000 х 1,9 х 3). Минимальная — около 2 тысяч рублей (если вы старше 60 лет и аккуратно водите малолитражку).
Какие еще коэффициенты изменятся
Ранее в Центробанке внесли изменения и в другие действующие коэффициенты. В частности, по возрасту и стажу за рулем. Небольшие корректировки, исходя из статистики, были по всем возрастам. Всего в новой системе автомобилисты делятся на 58 категорий в зависимости от возраста и стажа вождения.
При этом региональный коэффициент пока трогать не стали. Его планируют отменить позже — на следующем этапе реформы в 2022 году. Как выяснилось, на основе многолетней статистики, место жительства на степень риска если и влияет, то только косвенно. Персональные качества водителя играют гораздо большую роль. Но быстро отказаться от нынешней системы будет сложно.
— Мы будем аккуратно и постепенно отходить от этих коэффициентов, — пояснил Владимир Чистюхин.
По его словам, это нужно, чтобы избежать резких колебаний стоимости. После отмены регионального коэффициента цена полиса в среднем будет снижаться для жителей тех регионов, где этот коэффициент высокий. И будет, наоборот, повышаться для жителей тех регионов, где он низкий. Напомним, сейчас максимальный региональный коэффициент составляет 1,99; минимальный — 0,64.
С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). Фото: pixabay.com
Новые правила техосмотра в 2022 году
Чтобы купить ОСАГО теперь не нужно показывать диагностическую карту. Но это касается только частного транспорта — физлиц. Связано это с тем, что не везде в России исправно работают пункты техосмотров. К тому же аварий по причине неисправного состояния машин в общем числе ДТП мизерный процент (0,1% по данным ГИБДД).
Однако теперь страховые вправе продавать полисы дороже тем автовладельцам, которые не прошли техосмотр. При этом послабления в законе не освобождают от обязательства все равно проходить процедуру. С 1 марта 2022 года штраф за управление авто, которое не прошло осмотр, составит 2000 рублей (до этого максимум 800 рублей). К тому же его смогут выписывать камеры.
Популярные вопросы и ответы
Какая минимальная премия по полису ОСАГО?
Премия — это размер страхового взноса или еще проще, цена полиса. Страховая премия складывается из множества коэффициентов о которых мы писали выше. Все они перемножаются с базовой ставкой. В 2022 году минимальная премия не может быть ниже 2746 рублей.
Какие документы нужны для оформления полиса в 2022 году?
Чтобы купить ОСАГО приготовьте:
- заявление (пишут в страховой);
- паспорт;
- документы на автомобиль;
- водительские права;
- договор купли-продажи (для тех, кто только приобрел машину).
Как рассчитать размер полиса ОСАГО?
Для этого используйте формулу:
БТ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС = цена полиса ОСАГО.
Базовый тариф: 2471 — 5436 рублей (для физлиц).
Коэффициент территории: от 0,64 до 1,99.
Коэффициент бонус-малус: от 0,6 до 2,45 (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка, а при получении прав он равен 1).
Коэффициент возраста и стажа: от 0,9 до 1,93 (полный список в приложении к указу ЦБ⁴).
Количество водителей авто: 1 или 1,94 (если указан четкий перечень лиц или страховка открытая).
Коэффициент мощности двигателя: от 0,6 до 1,6 (чем больше л.с., тем выше, максимум начинается со 151 л.с.)
Коэффициент сезонности: от 0,5 до 1 (сколько месяцев в году используется авто, если более 10, то 1).
Также встречается редкий коэффициент КП — нужен для машин, которые зарегистрированы за рубежом, но используются в РФ, а также когда купили машину в одном регионе и погнали ее на регистрацию в другой. К тому же страховые вправе использовать свои коэффициенты, например, для семейных людей или тех, кто не предоставил диагностическую карту техосмотра.
Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО
В России стартует второй этап реформы ОСАГО, направленной на увеличение разницы в цене для аккуратных водителей и нарушителей. Cтраховщики смогут учитывать фактор лишения прав и внедрять свои критерии, влияющие на стоимость полиса
В понедельник, 24 августа, в России вступают силу поправки к закону об ОСАГО (40-ФЗ), которые изменят правила расчета цен на обязательные страховки для автомобилистов. На стоимости полисов теперь будет сильнее отражаться водительский опыт россиян: страховщики смогут учитывать в своих ценовых предложениях не только факты попадания клиента в ДТП, но и допущенные им нарушения правил дорожного движения. Новый подход запустит второй этап реформы индивидуализации тарифов ОСАГО.
Что поменяется для водителей
Стоимость полиса ОСАГО по-прежнему будет зависеть от базовой ставки тарифа, которую определяет страховщик в рамках установленного ЦБ диапазона, и рассчитанных для конкретного водителя коэффициентов. Страховщики продолжат, например, учитывать возраст и стаж водителей, мощность транспортного средства и аварийность. Но теперь в рамках базового тарифа страховые компании смогут самостоятельно определять дополнительные факторы, влияющие на цену. В поправках к закону речь в основном идет о параметрах, определяющих манеру вождения.
Страховщик будет вправе поднять стоимость полиса, если клиент до момента заключения договора:
- был лишен водительских прав (учитывается в течение года после возобновления права на вождение);
- понес наказание за пьяную езду, а также ДТП со смертельным исходом или серьезными травмами (отсчитывается год после истечения срока наказания);
- скрывался с места ДТП;
- неоднократно в течение года нарушал правила дорожного движения. Например, проезжал на запрещающий сигнал светофора, выезжал на встречную полосу или превышал допустимую скорость более чем на 60 км/ч. Нарушения должны быть оформлены инспектором ГИБДД, автоматической фиксации на фото- и видеокамерах недостаточно. Если нарушения правил приводили к страховым выплатам, то для избежания задвоения они по-прежнему учитываются только в коэффициенте бонус-малус (КБМ), а не в рамках базового тарифа.
Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов. В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.
В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.
Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.
Что было на первом этапе реформы
ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний. В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.
Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса. С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП. ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.
По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.
Как это скажется на ценах
В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора. Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%. В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.
Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.
По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.
С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.
С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.
«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск. Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится». По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.
ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?
Реформа ОСАГО стартовала осенью 2019 года. В 2021 году автовладельцев ждет очередная серия нововведений. При расчете базового тарифа ОСАГО страховщики теперь применяют повышающий коэффициент к нарушителям ПДД, езду без ОСАГО можно будет отследить по камерам, а с 1 марта вступят в силу новые правила техосмотра*.
Нарушения ПДД и повышающий коэффициент при расчете ОСАГО
Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.
В список нарушений вошли:
- проезд на красный свет;
- превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- движение по «встречке»;
- управление автомобилем в пьяном виде.
Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.
Штрафы с камер
Дорожные камеры теперь распознают автомобили без ОСАГО. Сумма штрафа с камеры составит 800 руб. за каждый выезд на дорогу без полиса ОСАГО. Причем, штрафовать водителей за езду без страховки можно раз в сутки. Система пока не запущена, но ее работа анонсирована на 2021 год. Сначала штрафовать с камер будут водителей в крупных городах.
Техосмотр
Для оформления ОСАГО водителям необходимо предоставить бланк техосмотра, правила прохождения которого меняются в марте 2021 года*. Цель нововведений – пресечь получение водителями диагностических карт, оформленных через интернет.
Техосмотр теперь возможен только в сервисах, авторизированных ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Согласно новым правилам, сотрудники ГИБДД будут вносить в базу РСА всю информацию о машине, добавлять фотографии.
За отсутствие диагностической карты предусмотрен штраф до 2 тыс. руб. Это правило вступит в силу с марта 2022 года.
Диагностическая карта и страховые выплаты
До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.
Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.
Оформление европротокола онлайн
В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.
С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.
В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.
Госуслуги
Еще одна новинка: с 2021 года аварии можно будет оформить с помощью приложения «Госуслуги.Авто», которое скоро начнет свою работу.
ОСАГО уходит в онлайн
По данным РСА, в 2020 году было оформлено 17,8 млн полисов е-ОСАГО. То есть доля е-ОСАГО составляет около 50% от всех проданных за этот период полисов обязательной «автогражданки».
Электронный полис — это удобно. На сайте страховой компании «Согласие» узнать цену и оформить страховку можно за считанные минуты. Просто введите номер своего автомобиля в форму ниже:
*После публикации материала, 25 февраля, Правительство России отложило введение нового порядка техосмотра автомобилей на 1 октября.
ОСАГО в новых границах: как изменится стоимость «автогражданки»?
Указание, расширяющее границы тарифного коридора ОСАГО, Банк России обнародовал под занавес минувшего года. Его без промедлений зарегистрировал Минюст, и 9 января 2022 года документ вступил в силу. Это значит, что страховые компании уже могут устанавливать базовые ставки тарифа в новых, более расширенных коридорах. Кроме того, изменился территориальный коэффициент, а с апреля введут новые КБМ, которые влияют на стоимость полиса.
Новый коридор
Тарифный коридор — это границы минимального и максимального значения базовой ставки. Ее страховые компании устанавливают персонально для каждого водителя. Чтобы получить стоимость ОСАГО для конкретного автовладельца, базовую ставку умножают на коэффициенты: территориальный, за безаварийную езду (КБМ), стажа вождения (КВС), количество водителей (КО), мощности двигателя (КМ), сезонного использования (КС). На конечную стоимость «автогражданки» влияют и другие факторы, которые у разных страховщиков могут отличаться, например марка и даже цвет машины. Но основные составляющие, влияющие на тариф, — все же базовая ставка и коэффициенты.
С 9 января границы, в пределах которых страховщики смогут устанавливать базовые ставки, расширились для легковых авто физлиц на 10% вверх и вниз, для общественного транспорта — на 4,9%, а для других категорий транспортных средств, в том числе для такси, — на 30%. Это значит, что теперь для автовладельца, который использует легковушку в личных целях, страховщики смогут устанавливать базовую ставку в границах от 2 224 до 5 980 рублей. Для мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов физлиц тарифный коридор установлен от 438 до 2 013, для грузовых авто весом до 16 тонн — от 1 572 до 7 884 рублей, тяжелее этого веса — от 2 367 до 11 871 рубля.
То есть у страховщиков появилось больше возможностей для формирования индивидуального тарифа для конкретного автовладельца. Собственно, и задумывалась реформа ОСАГО для того, чтобы безаварийные аккуратные водители платили минимум, а лихачи — максимальную цену. Но если вы в прошлом году не были виновником ДТП, это не означает, что ваш полис подешевеет. Во-первых, потому, что ваш страховщик вполне может поднять вам базовый тариф в новых границах коридора, а во-вторых, изменились территориальные коэффициенты.
Территориальные коэффициенты
С 9 января вступили в силу новые территориальные коэффициенты. В Российском союзе автостраховщиков сообщили, что снижены они для 143 населенных пунктов из 262, без изменений осталось 45.
Уменьшили коэффициенты практически для всех крупных населенных пунктов: в Москве — с 1,9 до 1,8, Московской области — с 1,63 до 1,56, Санкт-Петербурге — с 1,72 до 1,64, Ленинградской области — с 1,27 до 1,24, Уфе — с 1,72 до 1,64, Казани — с 1,9 до 1,8, Екатеринбурге — с 1,72 до 1,64, Нижнем Новгороде — с 1,72 до 1,64, Челябинске — с 1,99 до 1,88, Самаре — с 1,54 до 1,48, Омске — с 1,54 до 1,48, Ростове-на-Дону — с 1,72 до 1,64, Красноярске — с 1,72 до 1,64, Воронеже — с 1,45 до 1,4, Перми — с 1,9 до 1,8, Волгограде — с 1,27 до 1,24, Самаре — с 1,54 до 1,48.
Из городов-миллионников коэффициент территории не снизился только в Новосибирске , где он остался на прежнем уровне (1,63). Причина в том, что Новосибирская область долгое время была одним из регионов с высоким уровнем риска мошеннических действий в ОСАГО. Улучшение страховщики отметили только по итогам девяти месяцев 2021 года после активной работы по противодействию мошенничеству, в которой приняли участие представители страховых компаний и властей региона.
Но если в каком-то регионе процветает мошенничество и аварийные комиссары или автоюристы в судах взыскивают со страховых компаний суммы в несколько раз больше, чем реальный ущерб автомобилю, то эти расходы в конечном счете перекладываются на всех автомобилистов региона. Страховщики потенциальные расходы на аваркомов закладывают в каждый продаваемый полис, чтобы свести свой баланс. В результате стоимость каждого полиса увеличивается на несколько сотен рублей, а в особо проблемных регионах ОСАГО может стать дороже и на все 700 рублей. Поэтому для проблемных населенных пунктов из так называемой «красной зоны» рейтинга РСА (то есть регионов, наиболее подверженных рискам страхового мошенничества в ОСАГО) территориальные коэффициенты повысили.
В Республике Ингушетия коэффициент в Малгобеке вырос с 0,82 до 0,88, в Назрани — с 0,64 до 0,76, в прочих населенных пунктах — с 0,64 до 0,76. В Чеченской Республике он увеличился с 0,64 до 0,76, в Республике Дагестан — с 0,73 до 0,9 в Буйнакске, Дербенте, Каспийске, Махачкале, Хасавюрте и с 0,64 до 0,84 в прочих городах и населенных пунктах. Выросли коэффициенты для Севастополя и Симферополя (с 0,64 до 0,76), которые хоть и не бьют рекорды по мошенничеству, но изначально получили низкие коэффициенты.
Полис ОСАГО может подорожать наполовину
Почему Минфин решил изменить стоимость полиса, что будет с потолком выплат и каковы нюансы новой реформы ОСАГО?
Фото: depositphotos.com –>
Прибавка к средней страховой премии составит 2567 рублей, пишут «Известия». Законопроект Минфина поддержали в ЦБ. Взамен, согласно поправкам, максимальная выплата по ОСАГО увеличится с 500 тысяч до 2 млн рублей. Заодно страховые компании перестанут учитывать износ деталей, что также прибавит стоимость полиса.
Вкратце новую реформу ОСАГО можно описать так: платить за полис придется больше, но это для вашего же блага. Первым и главным изменением станет новый потолок выплаты по ОСАГО, по законопроекту Минфина, максимальной суммой будет 2 млн рублей, а не 500 тысяч, как сейчас. Второе новшество — отмена учета износа деталей автомобиля. Минфин рассчитывает, что с увеличением лимита выплат по ОСАГО документ приблизится к западным образцам. Но, конечно, рассчитывать на такие же выплаты, как в Европе, не стоит, говорит руководитель проекта разработки продуктов по автострахованию компании «Абсолют страхование» Алексей Тюрников, заодно он пояснил, при чем тут износ деталей:
— Я считаю, что дотягивать не будет. Если сравнивать с европейскими странами, сумма 2 млн по жизни и здоровью все-таки будет ниже. Но она приблизится, выровняется с суммой по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика. По ней она составляет 2 млн.
— Какую роль здесь вообще играет отмена учета износа деталей?
— На самом деле потерпевшая сторона сможет получить более справедливую выплату. При ремонте не будет учитываться износ. Восстановление деталями, бывшими в употреблении, станет исключено. Восстановление будет новыми деталями. То есть возмещение в натуральной форме, что сейчас предусмотрено законодательством, когда выплачивают не денежные средства, а забирают поврежденный автомобиль и возвращают отремонтированный автомобиль.
В целом, по подсчетам страховщиков, полис ОСАГО подорожает на 48%, а то и больше. Это более 2,5 тысячи, если отталкиваться от средней страховой премии по России в 5 тысяч. В Центробанке посчитали, что изменения следует вводить поэтапно, дабы избежать негатива от автолюбителей. Сначала повысят лимит выплат по жизни и здоровью и не ранее чем через год отменят учет износа деталей. Не следует думать, что подорожание полиса ОСАГО в равной мере затронет всех автовладельцев — и профессионалов с 30-летним опытом, и новичков, только недавно получивших права. Будет дифференциация, говорит исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев:
Евгений Уфимцев исполнительный директор Российского союза автостраховщиков «В среднем стоимость полиса ОСАГО, которая сейчас составляет 5500 рублей, увеличится из-за этих реформ. Обращаю внимание, что для большинства автовладельцев, которые как раз относятся к менее рисковой группе, имеют хороший коэффициент бонус-малус и не попадают в ДТП, рост, по нашим оценкам, будет небольшой — 5%, может быть, 10%. То есть на 500-1000 рублей больше им придется заплатить. А вот для водителей в рисковой группе будет существенное увеличение на 40-50%. Но это небольшая группа наиболее аварийных водителей, которые попадают в ДТП. А среднее увеличение стоимости полиса ОСАГО будет 20% или 25%».
Ранее уже вступили в силу другие изменения в расчете ОСАГО. С 9 января страховщики высчитывают стоимость полиса персонально для каждого водителя. Играют роль давность страхования в конкретной компании, марка авто, аварийность и число нарушений ПДД. Строго говоря, так было и раньше. Все за ОСАГО платили по-разному, но теперь реальную практику закрепили на бумаге. Заодно, чтобы дать скидку безаварийным водителям, а с лихачей взять по полной, ЦБ расширил тарифный коридор. Новые же поправки, по лимиту выплат в 2 млн рублей, должны вступить в силу со следующего года.
ОСАГО с подходом
Для кого подорожают полисы ОСАГО и на сколько, а также будут ли страховщики злоупотреблять правом персонального назначения тарифа, рассказал исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев на “Деловом завтраке”, прошедшем в онлайн-формате.
Евгений Владимирович, поправки в закон об ОСАГО, которые уже опубликованы и вступят в силу 24 августа, предусматривают возможность для страховщика повысить тариф для тех водителей, которые лишались прав, или за систематическое нарушение прав. Как это повлияет на тариф?
Евгений Уфимцев: Это очень правильный вектор. Ведь для большинства автовладельцев это сохранение или улучшение условий заключения договора ОСАГО. И только для очень небольшой группы людей, тех, которых и сейчас добросовестные автовладельцы, по сути, спонсируют, это приведет к увеличению стоимости полиса. Таких людей, которые совершают грубые систематические нарушения Правил дорожного движения, приводящие к увеличению тарифа, согласно исследованию, которое проводил РСА, всего 125 тысяч. И это из 40 миллионов полисов ОСАГО. То есть получается чуть более 0,3 процента страхователей. А с учетом того, что речь идет о нарушениях, выявленных инспекторами ГИБДД, а не камерами фотовидеофиксации, то таких страхователей еще меньше.
В законе появились “иные факторы”, влияющие на риск возникновения страхового случая. Что это за факторы и не будут ли страховщики придумывать новые уловки, чтобы задрать тариф?
Евгений Уфимцев: На просторах интернета гуляет миф о том, что страховщики получили какие-то негласные инструменты, чтобы повысить тариф и установить заоблачные коэффициенты. Давайте его развеем. В настоящий момент Центробанком установлен тарифный коридор. Для легковых автомобилей физических лиц это от 2746 до 4942 рублей. Выше максимального значения тарифа страховщики поднимать его не могут. Сейчас в рамках этого коридора страховщики устанавливают тариф для региона.
Для легковых автомобилей физических лиц тариф будет от 2746 до 4942 рублей. Выше максимального значения тарифа страховщики поднимать его не могут
Теперь это будет применяться не к регионам, а к людям?
Евгений Уфимцев: Да. Сейчас страховщик для Москвы, ставит тариф 4400 рублей для всех автовладельцев. А теперь он сможет для клиента, который много лет страхуется и не приносит убытков, поставить минимальный тариф – 2800. А клиенту, который проехал на красный, выехал на встречку и превысил скорость более чем на 60 км/ч, он может поставить больший тариф. Но максимум – 4942 рубля.
Страховщик будет сам устанавливать факторы, влияющие на убыточность. Откуда автовладелец узнает, что влияет на размер его тарифа?
Евгений Уфимцев: Страховщик в соответствии с законом должен на своем сайте размещать информацию о том, какие факторы он учитывает для определения индивидуального тарифа. При этом Центробанк установит факторы, которые недопустимо использовать для изменения тарифа. Например, расовую принадлежность.
Какая возможна максимальная стоимость полиса?
Евгений Уфимцев: В городе Москве, где самый высокий коэффициент по возрасту-стажу, для молодого водителя на мощной машине, который ни разу не страховался (то есть самый плохой водитель для страховщика), с учетом максимального тарифа и всех коэффициентов полис будет стоить около 23 тысяч. Для опытного водителя в Москве со стажем более 10 лет и возрастом более 45 лет, если он не совершал ДТП в течение 10 лет, даже сейчас полис стоит около 6 тысяч рублей.
Полная версия “Делового завтрака” – в ближайших номерах “Российской газеты”.
Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев (справа) разъяснил обозревателю “РГ” Владимиру Баршеву (слева) тонкости применения новых поправок в закон об ОСАГО, исчисления тарифов и назначения коэффициентов. Фото: RG.RU