Статья 136 ЖК РФ. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
1. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
1.1. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
2. Товарищество собственников жилья может быть создано:
1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;
2) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражами и другими объектами, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.
3. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
4. К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
5. При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Комментарии к ст. 136 ЖК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает общие требования к созданию товарищества собственников жилья и его государственной регистрации в качестве юридического лица. При этом следует учитывать, что ЖК РФ выделяет два способа создания товарищества собственников жилья:
1) путем его учреждения; в этом случае возникают и сам субъект, и его права и обязанности;
2) путем реорганизации жилищного или жилищно-строительного кооператива; в этом случае имеет место правопреемство.
Отношения, возникающие по поводу создания товарищества путем реорганизации жилищного или жилищно-строительного кооператива, регулируются ст. 122 ЖК РФ (см. комментарий к данной статье).
В свою очередь гл. 13 ЖК РФ предусматривает два случая создания товарищества собственников жилья путем учреждения:
1) в существующем многоквартирном доме лицами, являющимися собственниками помещений в этом доме;
2) в строящемся многоквартирном доме лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в этом доме.
Порядок создания товарищества собственников жилья в строящемся многоквартирном доме определен ст. 139 ЖК РФ (см. комментарий к ней).
Комментируемая статья по существу регламентирует вопросы, связанные с созданием товарищества собственников жилья путем его учреждения в существующем многоквартирном доме лицами, являющимися собственниками помещений в этом доме.
2. Согласно ч. 1 комментируемой статьи решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Порядок проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и порядок принятия им решений определены ст. ст. 45 – 48 ЖК РФ (см. комментарии к данным статьям). При этом следует учитывать, что согласно п. 4 ч. 2 ст. 44 и п. 2 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, прежде чем принимать решение о создании товарищества в этом доме, должно вначале определиться со способом управления этим домом, в частности принять решение о выборе одного из способов управления многоквартирным домом (см. комментарий к ст. ст. 45 и 161 ЖК):
– непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
– управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе;
– управление управляющей организацией.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решение о выборе способа управления многоквартирным домом принимается большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в общем собрании собственников помещений в этом доме (см. комментарий к ст. 46 ЖК). Соответственно только в том случае, если в установленном порядке общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме будет принято решение о выборе такого способа управления, как управление товариществом собственников жилья, указанное собрание вправе принять решение о создании в таком доме товарищества. Данное решение должно быть принято с соблюдением установленных ст. ст. 45 – 48 ЖК РФ требований к проведению собрания и голосованию на нем. При этом следует обратить внимание на то, что в отличие от нормы о принятии решения о выборе способа управления многоквартирным домом комментируемая статья устанавливает более жесткие требования к принятию решения о создании товарищества. В частности, согласно ч. 1 комментируемой статьи для принятия такого решения требуется большинство голосов уже не от голосов, принадлежащих только присутствующим на общем собрании собственникам помещений в соответствующем многоквартирном доме, а от голосов всех собственников – как принимающих участие в таком собрании, так и не участвующих в нем.
3. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме должно принять не только решение о создании товарищества собственников жилья, но и решение об утверждении устава товарищества . В соответствии с ч. 2 ст. 135 ЖК РФ (см. комментарий к данной статье) решение об утверждении устава товарищества должно быть принято большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Результаты голосования по вопросам, связанным с созданием товарищества, должны быть отражены в протоколе собрания (о порядке оформления протокола см. также комментарий к ст. 46 ЖК).
Вопросы, связанные с созданием органов управления товарищества, ЖК РФ (ст. 145) относит к компетенции общего собрания членов товарищества.
4. Дополнительное требование, которое устанавливает ч. 1 комментируемой статьи, – это возможность создания в одном многоквартирном доме только одного товарищества собственников жилья. Такое требование вызвано прежде всего необходимостью обеспечения единства и подчиненности единой цели использования всех элементов, составляющих общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме (к ним относятся несущие и ненесущие конструкции дома, в том числе общие стены, фундамент, крыша, общее механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, земельный участок, на котором расположен дом).
Ранее, до введения в действие ЖК РФ, признанный в настоящее время утратившим силу ФЗ “О товариществах собственников жилья” допускал возможность образования кондоминиума, соответственно и товарищества собственников жилья в рамках отдельной части здания размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел, т.е. по существу в рамках одного подъезда, при том условии, что надстройка, реконструкция, перестройка или снос этой блок-секции (подъезда) не нарушат целостность других частей здания, не входящих в состав кондоминиума. Несостоятельность такого подхода, избранного на тот период законодателем, явно проявляется хотя бы в том, что в данном случае были упущены такие важные элементы, обеспечивающие единство кондоминиума, как крыша, технические подвалы, несущие конструкции дома (общие стены, фундамент и т.п.), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное общее оборудование. Кроме того, с учетом большинства типовых конструктивных решений строительства многоквартирных домов достаточно сложно представить себе возможность сноса части здания (подъезда), не нарушая при этом целостности других частей здания .
Хотя некоторые авторы, несмотря на однозначное указание на это федерального закона, исключали такой критерий, как “невозможность сноса без нарушения целостности других частей здания”, из оснований ограничения создания кондоминиума в рамках одной блок-секции. К примеру, О.А. Городов указывал, что если “нарушения целостности в результате надстройки, реконструкции, перестройки части здания размером не менее одной блок-секции не происходит, что доказывается проектной документацией, – этого вполне достаточно для выделения части здания в отдельный кондоминиум” (Городов О.А. Комментарий к Федеральному закону “О товариществах собственников жилья”. СПб.: Питер, 2003. С. 32).
В настоящее время создание нескольких товариществ собственников жилья в одном многоквартирном доме ЖК РФ не допускается.
5. Частью 2 комментируемой статьи предусматривается создание товарищества собственников жилья:
1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, имеющих общие сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры и расположенных на общем земельном участке или нескольких смежных земельных участках;
2) собственниками жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов, гаражей и других объектов, имеющих общие сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры и расположенных на общем земельном участке или нескольких смежных земельных участках.
При этом ЖК РФ не определяет, в каком порядке должны приниматься решения о создании товарищества собственников жилья вышеуказанными собственниками. Представляется, что до урегулирования законодателем данного вопроса с учетом ст. 7 ЖК РФ и ст. 6 ГК РФ могут применяться по аналогии соответственно нормы ЖК РФ о создании товарищества собственников жилья в одном многоквартирном доме и нормы ГК РФ о владении имуществом, находящимся в общей собственности.
6. Пунктом 3 ст. 49 ГК РФ установлено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания, а п. 2 ст. 51 ГК РФ определено, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Таким образом, необходимыми условиями возникновения товарищества собственников жилья как нового субъекта права являются не только воля лиц, его создающих, но и факт государственной регистрации такого товарищества как юридического лица.
Согласно ч. 3 комментируемой статьи государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
В настоящее время порядок государственной регистрации юридических лиц определен ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
С учетом ст. 12 названного Федерального закона для государственной регистрации создаваемого товарищества в регистрирующий орган (территориальный орган Федеральной налоговой службы по месту нахождения товарищества, указанному в уставе товарищества) должны быть представлены следующие документы:
– подписанное уполномоченным собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором создается товарищество, лицом заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей” ;
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2586.
– протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором было принято решение о создании товарищества;
– устав товарищества (подлинник или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия);
– документ об уплате государственной пошлины (в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.33 части второй НК РФ 1 она составляет 2 тыс. рублей).
Демократия подъезда: что нужно знать о товариществах собственников жилья
Товарищество собственников жилья (ТСЖ), управляющая компания (УК) и жилищный кооператив являются формами управления многоквартирным домом (МКД). Формат ТСЖ больше подходит для активных собственников, которые готовы принимать непосредственное участие в вопросах эксплуатации, благоустройства дома и общего имущества жильцов.
Рассказываем, как создать ТСЖ, в чем его отличие от УК, а также о плюсах и минусах этой формы управления МКД.
Что такое ТСЖ
Товарищество собственников жилья, согласно Жилищному кодексу, представляет собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом. Основная цель ТСЖ — благоустройство прилегающей территории, решение вопросов эксплуатации и содержания общего имущества, а также предоставление коммунальных услуг.
Как создать ТСЖ
Чтобы создать ТСЖ, жильцы дома должны провести общее собрание собственников многоквартирного дома. За решение о форме правления в виде ТСЖ должны проголосовать более 50% собственников площадей в доме. На собрании также необходимо выбрать правление ТСЖ, председателя и ревизионную комиссию, которая будет контролировать работу правления и председателя. Сроки их полномочий могут составлять как один год, так и больше. На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.
Права и обязанности ТСЖ
В обязанности правления ТСЖ, согласно Жилищному кодексу (ст. 148), входят управление домом, заключение договоров на обслуживание, эксплуатацию и ремонт общего имущества. Также правление может подписать договор с управляющей компанией на обслуживание дома и оказание различных услуг. Разница в случае с управляющей организацией в доме в том, что деньги ей перечисляются по факту выполнения работ. ТСЖ самостоятельно может нанимать подрядчиков на необходимые услуги. За выполнение работ перед собственниками отвечает выбранное правление, а перед ТСЖ — подрядчик.
ТСЖ регистрируется как юрлицо и имеет право вести экономическую деятельность на территории дома. Например, сдавать в аренду какие-то свободные площади, подвальные или технические помещения (этажи), размещать рекламу на фасадах здания и т. д. Вырученные средства могут пойти на дополнительное благоустройство и нужды для дома и двора, а также возможно сократить взносы жителей за какие-то определенные услуги в платежке. Все решения о заключении договоров с подрядчиками и другие важные вопросы принимаются на общем собрании.
Плюсы и минусы ТСЖ
У формы управления ТСЖ есть свои плюсы и минусы. Чтобы все работало правильно, жильцам дома нужно быть активными и ответственными собственниками, а управлением должны заниматься компетентные и честные люди.
- один из главных плюсов ТСЖ в том, что оно не заинтересовано в повышении тарифов и даже в силах их минимизировать в отличие от УК, которая является коммерческой структурой и рассчитывает на получении прибыли;
- ТСЖ может сдать часть своих помещений (если есть такие) в аренду, получать прибыль от размещения рекламы на фасадах, установки вышек сотовых операторов на крышах и т. д. При этом финансовая деятельность ТСЖ обычно прозрачна и жильцам проще получить отчеты о стоимости оказанных услуг, чем в УК;
- вопросы эксплуатации и содержания дома можно решать между жильцами и правлением, а не в ходе часто сложных переговоров с управляющей компанией;
- ТСЖ сами могут выбирать подрядчиков на различные услуги и легко сменить их на другую компанию, если услуги оказываются некачественно. Жильцы сами выбирают подрядчиков, и если не нравится, как конкретная компания вывозит мусор, просто нанимают другую. Расстаться с УК в этом случае намного сложнее и, возможно, придется делать это через суд.
- как и в управляющей компании, в правлении ТСЖ могут оказаться некомпетентные люди, жильцы могут быть неактивными, что приведет к сложностям в принятии важных вопросов по эксплуатации и содержанию имущества МКД;
- в отличие от УК, которые часто управляют большим числом домов и имеют достаточный капитал, у ТСЖ обычно нет собственных средств в необходимом количестве. В случае возникновения задолженности у жильцов могут возникнуть проблемы с расчетом с подрядчиками за содержание имущества;
- тарифы на некоторые работы для ТСЖ могут оказаться выше, чем для крупной управляющей компании, которая может снизить стоимость услуг благодаря большому объему заказов.
Как пожаловаться на ТСЖ
Если жильцы столкнулись с недобросовестными действиями ТСЖ, то можно написать жалобу на имя ее руководителя с просьбой разобраться в ситуации и принять меры. Если руководство не реагирует на претензии, необходимо обратиться в Жилищную инспекцию (когда проблема касается технического обслуживания и эксплуатации дома). Если проблемы в завышенных тарифах, неверных расчетах, а также в отказе предоставлять жителям информацию об услугах и выполнении тех или иных работ, следует обратиться в Роспотребнадзор. Если по результату обращений в эти органы и в ТСЖ не были получены ответы, а нарушения не были устранены, следует обращаться в прокуратуру или суд.
Жалоба на ТСЖ должна быть аргументированной, рекомендуется прикладывать все возможные доказательства и требования. При ее подготовке следует опираться на законодательные нормы, в первую очередь — на Жилищный кодекс и устав ТСЖ. В соответствии с Жилищным кодексом (п. 1 ст. 143.1) устанавливается право на обжалование решений ТСЖ. Основанием может выступать не только невыполнение взятых обязательств, но и нарушение прав собственников.
Почему форма ТСЖ не получила массового распространения в России
Светлана Разворотнева, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Контроль»:
— Кому подходит ТСЖ?
— Принято считать, что ТСЖ больше подходит для активных собственников. В домах, выбравших такой способ управления, создается юридическое лицо, которое может стать более ответственным заказчиком для выполнения работ и услуг. ТСЖ может как самостоятельно выполнять работы по обслуживанию дома, так и нанять управляющую компанию. В последнем случае действуют гражданско-правовые договоры согласно Жилищному кодексу. Деньги управляющей компании будут поступать только после выполнения определенных работ. Создать ТСЖ могут 50% жильцов и более, но не все жильцы дома могут являться членами ТСЖ.
Сейчас ТСЖ чаще создаются в новых домах, где граждане купили жилье, а не получили его по приватизации. Такие люди, как правило, более организованны, в больших домах плата на содержание обычно чуть выше, что позволяет держать необходимый аппарат для организации деятельности по управлению дома.
— В чем сложности в управлении домом через ТСЖ?
— Во-первых, для этого нужна большая доля инициативных собственников в многоквартирном доме. В данном случае стоит не просто провести общее собрание и создать ТСЖ, но и сопровождать деятельность созданного юрлица. Для этого нужен бухгалтер, необходимо подавать отчеты в Минюст, но все это требует дополнительных затрат.
Также в российском законодательстве ТСЖ приравнивают к управляющей организации, которая, соответственно, должна предоставлять информацию в ГИС ЖКХ. Все это требует дополнительных ресурсов и времени. У нас был период в стране, когда власти пытались увеличивать число ТСЖ, но в последнее время количество таких форм управления домами уменьшается, поскольку требования государства к ТСЖ повышаются. В частности, теперь ТСЖ должны раскрывать информацию о своей деятельности, которая не нужна самим собственникам, а только органам власти. Все это приходится делать при невысоких тарифах на содержание и обслуживание жилья.
Минусами ТСЖ является то, что в отличие от управляющих компаний они фактически являются объединениями собственников и не поддаются воздействию со стороны государства. Например, у управляющей компании можно отобрать лицензию, если она игнорирует мнения жителей. С ТСЖ сложно что-либо сделать, если она нарушает нормы и ведет себя некорректно, сложно с них потом требовать отчетность о потраченных средствах. И порой выборы в ТСЖ по накалам страстей превосходят даже выборы в мэры города.
Создание ТСЖ в новостройке
ЖК РФ Статья 136. Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 136 ЖК РФ
1. Собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме.
1.1. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)
2. Товарищество собственников жилья может быть создано:
1) собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах. Перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах, определяется в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава, избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе собственника помещений в одном из данных домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общих собраниях собственников помещений в каждом многоквартирном доме большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме. Особенности принятия и оформления указанных решений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства;
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 255-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) собственниками нескольких расположенных близко жилых домов, если данные дома расположены на земельных участках, которые имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для обслуживания более чем одного жилого дома. Решения о создании товарищества, об утверждении его устава принимаются по соглашению всех собственников данных домов. Решения об избрании правления товарищества, о наделении гражданина (в том числе одного из собственников жилых домов) полномочием заявителя для обращения в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также об избрании председателя правления товарищества принимаются на общем собрании собственников жилых домов большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников жилых домов.
(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц.
4. К товариществу собственников жилья, созданному в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи, применяются требования, установленные применительно к товариществу собственников жилья, созданному в многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если иное не вытекает из особенностей отношений в товариществе, созданном собственниками нескольких жилых домов.
(часть 4 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ)
5. При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
ДДУ. Новостройка. Хотим ТСЖ с 1-го дня
Приобрели квартиру в новостройке. Застройщик предлагает подписать договор с УК. Можем ли мы, въехав в свои квартиры, отказавшись с первого дня от услуг УК не подписывая договор с УК и организовать свое ТСЖ? Все будущие жильцы за ТСЖ с первого дня, но нам говорят, что хотя бы год нам придётся пользоваться услугами УК. Это правда?
Или может это всё зря и мы заблуждаемся и не знаем о каких либо “подводных камнях” или трудностях с новостройкой при форме ТСЖ?
Здравствуйте. До собрания ТСЖ Вами кто-то должен управлять и это УК от застройщика. Так что да, в общем и целом застройщик прав, пока Вы обязаны подписать договор с УК застройщика и далее уже можете выбрать ТСЖ. Причем ТСЖ всё равно нужно еще сформировать, провести ОС, решить что Вам нужно ТСЖ, проголосовать за него и тд., что в условиях новостройки процесс как правило очень не быстрый.
Что касается срока управления, то год для выбранной по конкурсу. Но и данный договор расторгнуть не так просто на самом деле, только через общее собрание или через суд. Хотя про год вопрос интересный и спорный, но то что только через общее собрание поменять можно, это факт. И с 1го дня не получится вообще никак.
Статья 161. Выбор способа управления многоквартирным домом. Общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом
2. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;3. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
13. В течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети «Интернет» и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса. Если в течение двух месяцев со дня проведения открытого конкурса собственники не заключили договор управления с управляющей организацией, такой договор считается заключенным на условиях, определенных открытым конкурсом.
14. До заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.Статья 162. Договор управления многоквартирным домом
8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
8.1. Собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.8.2. Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.
Создаём ТСН : с чего начать
Выбор способа управления многоквартирным домом – то, что напрямую влияет на качество жизни и ваш кошелёк. Прежде чем принять тот или иной вариант, нужно внимательно сравнить плюсы и минусы каждого способа управления.
- выбрать управляющую компанию,
- организовать товарищество собственников недвижимости и вести контроль за своим домом самостоятельно.
В чём разница между УО и ТСН
Управление домом с помощью управляющей компании – самый распространенный способ управления в нашей стране. Отмечу, что управляющая компания – это коммерческая организация и её главная цель – получение прибыли. Заключив договор на управление домом с управляющей компанией, жильцы кроме расходов по содержанию и ремонту общего имущества оплачивают ещё услуги управляющей компании, которая принимает на себя заботы по контролю за состоянием дома, выполнением необходимых работ и своевременной оплате услуг всеми собственниками МКД.
Товарищество собственников недвижимости – некоммерческая организация, основная цель которой, в отличие от управляющей организации, не извлечение прибыли, а решение задач, которые напрямую влияют на качество жизни (ст. 123.12 ГК РФ,
Возможности ТСН
- общее собрание членов ТСН,
- правление ТСН,
- председателя,
- ревизионную комиссию.
Самые важные вопросы решает общее собрание, а вот текущими делами, такими как найм, увольнение сотрудников, заключение договоров с подрядными и ресурсоснабжающими организациями, занимается правление и председатель. Цель ревизионной комиссии – контролировать их деятельность.
Все органы управления выбираются из числа собственников. Таким образом, к управлению допускаются люди, которым доверяет большинство соседей. Как правило, возглавляют ТСН люди с активной жизненной позицией.
В моём случае в органы управления вошли люди, которые раньше состояли в совете МКД. Они знали о проблемах дома и понимали, как их решить. Жильцам дома проще определить, что важнее сделать в доме в данный момент. Когда создаётся ТСН, у собственников появляется возможность самостоятельно выбирать подрядные организации.
Конечно, существует возможность нанять управляющего или передать часть полномочий управляющей компании. На мой взгляд, это имеет смысл только когда среди собственников нет людей с достаточным количеством времени для выполнения функций по управлению домом. Но даже в этом случае контроль деятельности управляющих у ТСН сохраняется.
- которые в соответствии с содержащимися в ЕГРН документами имеют общую границу;
- в пределах которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Это упростит содержание аппарата управления и обустройство прилегающей к дому территории, детских площадок, парковок и т.д. (
С чего начать создание ТСН
Для начала взвесьте все за и против. Продумайте структуру и финансовый план деятельности ТСН. Кто и за что будет отвечать. Все члены правления распределят между собой обязанности или всё ляжет на плечи председателя. Соответственно вложенному труду определить оплату.
В нашем случае основную ношу взял на себя председатель правления. Соответственно, он единственный получает за это оплату, не считая наёмных сотрудников.
Подсчитайте возможные расходы и доходы в месяц. Возможно, у вас получится сдавать в аренду часть общего имущества (антенны сотовых операторов использующие общее имущество, техника интернет провайдеров и т.п.), открыть счёт в банке, на который начисляются проценты по выгодной ставке.
Определите, какие работы будут обязательными по содержанию и ремонту дома, и во сколько в среднем это обойдётся. Достаточно обзвонить организации, предоставляющие нужные вам услуги.
Решите, какими средствами будет осуществляться содержание и ремонт. Будут это обычные коммунальные платежи или вы сможете привлечь дополнительные средства от собственников или доходы от аренды.
Установите, будете ли вы нанимать сотрудников в штат или воспользуетесь услугами подрядчиков. Ведь для собственников важно качество услуг и их стоимость. Мы старались уложиться в рамки существующих расходов-доходов при нашей управляющей компании. В штат приняли дворника, уборщика мусорокамер, бухгалтера. Остальных привлекаем договорами подряда. Такая схема в наших условиях оказалась наиболее выгодной. Нет большой налоговой нагрузки.
Подберите кандидатуры в правление и ревизионную комиссию. Как правило, это члены инициативной группы. Мы сформировали список исходя из опыта совета дома, это инициативные и понимающие суть вопроса люди. Конечно, кандидаты должны знать об этом и дать своё согласие.
Для решения трудных для вас вопросов обратитесь к руководителям существующих ТСН/ТСЖ, находящихся по соседству. Если нет по соседству, найдите на соответствующих тематических форумах. Частую можно получить не только устную консультацию, но и помощь в организации и проведении собрания. Мы тесно сотрудничали с председателем правления ТСЖ в соседнем квартале. Она помогла нам с расчётами расходов-доходов и подбором подрядных организаций.
Материальную сторону тоже надо учитывать. Решите, откуда вы возьмёте деньги на печать бюллетеней, листовок, реестров и т.д. Все расходы лягут на плечи инициаторов, за исключением расходов на госрегистрацию, эти средства в дальнейшем вернутся.
Затем проведите беседу с собственниками помещений, затроньте тему содержания общего имущества, качества выполняемых услуг управляющей компанией, выясните их позицию по этому вопросу. Предложите альтернативу в виде управления товариществом. Обрисуйте преимущества и возможности такого управления. Если среди жильцов не будет поддержки вашей инициативы, то все дальнейшие старания могут оказаться пустой тратой времени и денег.
Для нашего дома это сыграло большую роль. Инициативная группа собралась из числа членов совета дома. Они обладали авторитетом среди соседей, проводили беседы и как результат мы организовали ТСН.
Конечно, будут люди, которые придерживаются противоположного мнения, их нельзя сбрасывать со счетов. В момент голосования это может обернуться лишней головной болью.
Если вы хотите расширить возможности управления своим домом, добиться внятного расходования денег, улучшения качества предоставляемых услуг, создание товарищества собственников недвижимости – ваш вариант.
Автор статьи – Андрей Давыдов, юрист, организовал ТСН в 140-квартирном доме.
Как организовать ТСЖ?
Самое главное при организации ТСЖ и последующей его деятельности – неравнодушие собственников жилья, ведь в большинстве случаев, созданию ТСЖ препятствует занятость собственников и нежелание взвалить на себя хлопоты, связанные с его созданием. Поэтому для организации ТСЖ нужно создать инициативную группу из жильцов дома, которая будет участвовать в мероприятиях, связанных с созданием ТСЖ.
Что нужно сделать для организации ТСЖ?
1 шаг. Провести общее собрание собственников жилья.
Для того чтобы провести такое собрание, нужно уведомить жильцов дома.
Для признания итогов собрания легитимными, необходимо соблюдать сроки уведомления жильцов о проведении такого собрания.
Это нужно сделать не позже чем за 10 календарных дней до даты проведения собрания жильцов (п. 4 ст .45 ЖК РФ).
Отдельные вопросы проведения собрания жильцов разъяснены Минстроем РФ от 05.10.2017 № 35851-ЕС/04. Участвовать в собрании могут только собственники жилых и нежилых помещений в МКД.
При этом уведомления о проведении собрания могут быть направлены не только собственникам помещений, но и арендаторам, а также другим жильцам помещений. Содержание уведомления не относится к какой-либо коммерческой тайне и может быть адресовано неопределенному кругу лиц.
Уведомлять жильцов о проведении собрания нужно в письменной форме (п. 1 ст. 146 ЖК РФ).
В самом уведомлении должна приводиться информация следующего характера (п. 5 ст. 45 ЖК РФ):
- указание о лице, по чьей инициативе проводится собрание;
- в какой форме будет проводиться собрание жильцов;
Собрание может проводиться в очной, очно-заочной, а также полностью в заочной форме, что особенно актуально в сегодняшних условиях пандемии.
- для очного голосования указывается – место, дата и время проведения собрания, а для заочного – дата окончания приема решений собственников, а также адрес и место, куда будут переданы решения собственников;
- повестка дня;
- порядок ознакомления, место, адрес, по которому можно ознакомиться с информацией и материалами данного собрания собственников.
2 шаг. Проведение собрание собственников МКД, подсчет голосов.
На собрании обсуждаются вопросы, которые указаны в повестке дня. По итогам обсуждения участники собрания собственников МКД голосуют, а по итогам голосования принимается решение по вопросам повестки дня (п. 1 ст. 44 ЖК РФ).
Для того чтобы решение о создании ТСЖ было законным нужно, чтобы общее количество проголосовавших собственников было больше 50% (п. 3 ст. 45 ЖК РФ). Если не будет необходимого кворума, то решение общего собрания собственников будет нелегитимным.
Если собственники помещений МКД голосуют не сами, а их представители, то должна быть оформлена доверенность.
Доверенность может удостоверяться либо компанией, в которой собственник работает, администрацией стационарного медицинского учреждения, если собственник находится на лечении (ст. 185.1 ГК РФ).
Если доверенность удостоверена только председателем ТСЖ, такие голоса не должны быть засчитаны (п. 2 ст. 48 ЖК РФ). Например, суд признал собрание ТСЖ неправомочным, исключив из общего количества такие голоса. И по факту вышло, что проголосовало менее 50% голосов от общего числа голосов собственников (Постановление АС Северо-Западного округа от 03.03.2020 № А56-9584/2019).
3 шаг. Оформление протокола общего собрания.
Очень важно правильно оформить протокол, поскольку этот документ впоследствии будет передан в налоговую инспекцию вместе с пакетом документов для регистрации ТСЖ.
Протокол оформляется в установленный общим собранием срок. В любом случае этот срок не должен превышать 10 календарных дней, который отсчитывается с даты проведения собрания.
По какой форме оформлять протокол?
Требования к оформлению протокола содержатся в Приказе Минстроя РФ от 28.01.2019 № 44/пр.
Протокол должен иметь:
- название;
- дату и номер;
- дату и место проведения собрания;
- заголовок к содержательной части и саму содержательную часть;
- сведения о том, где будут храниться протоколы общего собрания и решений собственников.
Как зарегистрировать ТСЖ в налоговой инспекции?
Регистрирующим органом ТСЖ является налоговая инспекция (п. 1 ст. 13 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).
Для того чтобы зарегистрировать ТСЖ, необходимо подать в налоговую инспекцию следующие документы:
- заявление по установленной форме;
В настоящее время форма заявления о государственной регистрации № Р11001 утверждена Приказом ФНС РФ от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@.
- протокол общего собрания собственников помещения в МКД;
Протокол составляется в произвольной форме, в нем указывается решение о создании ТСЖ, выбирается уполномоченное лицо для осуществления регистрации ТСЖ.
Протоколом общего собрания собственников утверждается устав.
- устав ТСЖ;
- сведения о лицах, которые голосовали «за» на общем собрании собственников жилья с указанием их доли собственности на общее имущество в МКД;
- доверенность, заверенная нотариусом, если документы сдает в налоговую инспекцию представитель ТСЖ;
- квитанция об уплате госпошлины.
Размер госпошлины составляет 4 тыс. рублей. Однако можно сэкономить на ее уплате. Так, если заявление о государственной регистрации направляется с помощью портала госуслуг либо официального сайта налоговиков, то государственная пошлина рассчитывается с коэффициентом 0,7 и составляет 2 800 рублей (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).
Налоговики должны зарегистрировать ТСЖ в течение трех рабочих дней с момента сдачи полного пакета документов.
ТСЖ в новостройках
Итак, уже скоро, совсем скоро вы станете полноправным владельцем квартиры в новостройке. Позади хлопоты, связанные с покупкой жилья, оформлением собственности. А что дальше? А дальше – вопросы, связанные с организацией управления недвижимостью. Кто будет в ответе за своевременное и качественное предоставление жилищно-коммунальных услуг? Ответ – скорее всего, товарищество собственников жилья, сокращенно – ТСЖ.
Что это такое, почему именно данная форма управления недвижимостью рекомендуется будущим владельцам квартир в новостройках, какие особенности следует учесть при создании ТСЖ – на эти и другие, не менее актуальные вопросы, специально для журнала «Все о новостройках» отвечает наш собеседник – Светлана Павловна Суворова, директор автономной некоммерческой организации «Городской центр ТСЖ».
Что такое ТСЖ и в чем преимущества этой формы управления недвижимостью?
– Товарищество собственников жилья – прежде всего, некоммерческая организация, которая состоит из собственников помещений в жилом доме, осуществляет функции управления недвижимостью и представляет интересы собственников жилья. Эта практика широко распространена в большинстве западных стран, например, в Германии членство в ТСЖ человек получает вместе с правом на квартиру, и не может от этого отказаться. Преимущества ТСЖ в том, что именно вы сами контролируете качество услуг, периодичность их предоставления, стоимость. В ТСЖ есть возможность получать дополнительные доходы от использования общего имущества – от сдачи в аренду, размещения рекламы – и полученные деньги направлять на благоустройство своего дома и придомовой территории. Здесь открывается простор для творчества: ТСЖ имеет право принимать решения по перестройке помещений, возведению строений на местности, прилегающей к дому. В итоге – красивый благоустроенный двор, подъезд, дом, добрососедские отношения между жильцами.
В Новосибирске сегодня ТСЖ создается в большинстве новых домов еще на стадии застройки.
Почему владельцам квартир в новостройках рекомендуется создавать именно ТСЖ?
– ТСЖ – это единственный способ управления недвижимостью, который могут выбрать инвесторы (будущие собственники) на стадии строительства до сдачи объекта в эксплуатацию. И с помощью ТСЖ появляется реальная возможность контроля за ходом работ, устранения возможных недочетов и отклонений от проекта. В соответствии с законодательством, ТСЖ вправе контролировать ход работ на строительной площадке, отслеживать изменения в проекте, привлекать специалистов для консультации. И чем раньше будет создано ТСЖ, тем лучше.
В чем выгода создания ТСЖ на более ранних сроках?
– В соответствии с законодательством, ТСЖ создается собственниками более 50% (от площади) помещений в многоквартирном доме. Сейчас инициатором создания большинства ТСЖ выступает сам застройщик, потому что сдать дом в эксплуатацию он должен представителям собственника. А это – ТСЖ. Разумеется, что застройщику легче работать со «своим» председателем ТСЖ, но интересы застройщика и инвестора, будущего собственника жилья, не всегда совпадают.
Некоторые застройщики предлагают себя в качестве управляющей компании после сдачи дома в эксплуатацию. В этом случае (опыт Кемерово) уже на стадии строительства предусматриваются такие технологические и конструктивные решения, которые впоследствии облегчают содержание здания и экономят ресурсы.
Что нужно для создания ТСЖ?
– Как уже было сказано – решение принимается большинством собственников (более 50% по площадям) на общем собрании. Тогда как в соответствии со старым законодательством для создания ТСЖ была необходима инициатива буквально нескольких человек, что и позволяло застройщику самому создавать и впоследствии контролировать ТСЖ. Для инвесторов, желающих создать ТСЖ, самое главное – это найти друг друга и объединиться. Хорошо, если застройщик идет навстречу инвестору и предоставляет информацию об инвесторах – будущих собственниках помещений.
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУДУЩИЙ СОБСТВЕННИК ЖИЛЬЯ
Постановление правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г., «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и(или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
6. Установить, что действие пункта «г» пункта 24 и пункта 25 правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных настоящим постановлением, распространяется на многоквартирные дома, разрешение на внедрение в эксплуатацию которых получено после 1 июля 2007 года.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
Пункт 24. Сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержание сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих им ненесущих конструкций многоквартирного жилого дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
25. Застройщик, осуществляющий строительство, капитальный ремонт или реконструкцию многоквартирного дома, обязан передать под расписку в течение одного месяца после получения разрешения на введение объекта в эксплуатацию экземпляры инструкции по эксплуатации многоквартирного дома (каждый на бумажном и электронном носителях):
первый экземпляр – товариществу собственников жилья, созданному в соответствии со статьей 139 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в строящемся многоквартирном доме;
второй экземпляр – по требованию первого обратившегося лица, являющегося собственником жилого помещения в таком доме (в случае, если товарищество не создано);
третий экземпляр – в муниципальный архив городского поселения или муниципального района, на территории которого расположен многоквартирный дом.